12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Эсмурзиева Инна Валерьевна89
Должность: учитель начальных классов Место работы: Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 1 г. Усолье - Сибирское» Образование: высшее
Россия, Иркутская обл., Усолье-Сибирское

Развитие исследовательских способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе.

«Развитие исследовательских способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе» Эсмурзиева Инна Валерьевна Г. Усолье- Сибирское ГОКУ «Специальная (коррекционная школа № 1»

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А.Сухомлинский

Актуальность Актуальность проблемы состоит в том, что не все дети могут освоить исследовательскую деятельность. Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в силу своих диагнозов, которые ограничивают их умственные и физические способности, не в полной мере могут использовать доступные источники познания для формирования знаний и собственного мировоззрения. Как показывает опыт, внешние обстоятельства особенных детей таковы, что родители не заинтересованы в той мере, в какой хотелось бы, чтобы вместе с ребенком после уроков заниматься дополнительным творчеством, поиском информации. Поэтому исследовательская деятельность в том виде, которая доступна здоровым детям, детям с ОВЗ дается сложнее.

Цели и задачи исследовательской деятельности Цель:  формирование познавательной активности, развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников. Задачи: обучать проведению учебных исследований младших школьников развивать творческую исследовательскую активность детей стимулировать у детей интерес к фундаментальным и прикладным наукам

Исследовательская деятельность осуществляется Через урок Организацию экскурсий Подготовку докладов Поисково –творческую деятельность

Структура исследовательской работы Проблема Тема. Актуальность Цель исследования Задачи исследования Методики исследования Результаты Выводы

видеть проблемы; выстраивать версии; вырабатывать гипотезы; наблюдать; проводить эксперименты; анализировать полученные сведения; обобщать и формулировать выводы; транслировать знания; рефлексировать путь познания. Исследовательские способности

Мое планирование По природе своей дети - исследователи. Открыть, изучить, исследовать - это первые шаги в неизведанное, благодаря такой деятельности дети учатся думать, искать, экспериментировать. В любом месте, в любое время ребенок готов исследовать, познавать этот мир «с помощью проб и ошибок». И именно это стремление порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. Планируя организацию учебно-воспитательного процесса, делаю акцент на развитие исследовательских способностей каждого школьника, индивидуализацию их образования не только с учетом диагноза, но и интересов и склонностей к творческой деятельности.

Исследовательскую деятельность младших школьников организую в трех формах: Индивидуальная работа. Отдельные задания( подготовка разовых докладов, сообщений, оказание помощи при подготовке докладов, устных сообщений) Групповая форма (работа над совместными исследовательскими проектами в группах) Массовые формы. Встречи с интересными людьми.

Методика А.В. Савенкова По этой методике проводили упражнения, направленные на различные умения: это умение видеть проблему, умение выдвигать гипотезу и умение задавать вопросы. Наблюдения показали, что легче и интереснее для детей с ОВЗ дается работа над формированием умения задавать вопросы. На уроке мы вспомнили игру «Найди загаданное слово». Ребята задавали простые условные вопросы, перечисляя предметы, которые могут лежать в мешочке (Это ручка?, Это игрушка? и т.д.). После этого мы вывели план, по которому можно узнать о предмете то, что хотим (форма, размер, цвет, мягкий или твердый, предназначение предмета).

Темы исследовательских работ для школьников Перечень интересных и актуальных тем исследовательских работ для школьников начальных классов, на основе которых которые можно сформулировать свою тему исследования: расширить или сократить формулировку. В процессе выполнения исследовательской работы, согласно выбранной теме, школьники более углубленно изучают выбранный ребенком объект наблюдения (изучения), наблюдают за животными, растениями, процессами и в результате исследования получают ответы на свои вопросы. Темы исследовательских работ начальной школы рассчитаны для ребят с 1 по 4 класс, выбираются и выполняются с консультациями учителя и помощью родителей. Главное, чтобы ребенок выбрал тему по своим интересам и увлечениям.

Темы исследовательских работ и проектов общей тематики: А прочно ли куриное яйцо? Влияет ли зубная паста на прочность зубов? Детские фантазии Загадка клавиатуры Искусство создания книги Компьютерные игры – хорошо это или плохо? Краски в нашей жизни Маленькая история о моей большой семье Математика на кухне

Темы исследовательских работ о птицах: Как зимует воробей Кто же в гнёздышке живёт? Кто такие птицы? Кто такие амадины? Курица - птица не простая! Ласточка — вестник добра и счастья Ласточкино гнездо Мир наших увлечений. Волнистые попугайчики Мир птиц Может ли учащийся начальной школы держать дома страуса? Мои журавлики Мои любимые пингвины

Вывод: важно на каждом занятии останавливаться на одном умении. Не стоит ставить задачу шире и работать над несколькими умениями одновременно, это приводит к переутомляемости детей с ОВЗ и потере интереса ко всей деятельности на уроке. Используемая методика требует корректировки для таких детей. Ведь эффективность исследовательской работы у детей с ОВЗ оказывает положительное воздействие на их дальнейшее обучение, способствует самостоятельному мышлению и получению знаний и опыта из непосредственно личного общения с реальной жизнью, развивая у них независимость, самостоятельность, инициативу и рефлексию.