12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Сысоева Татьяна Николаевна30 учитель биологии Россия, Хакасия респ., с. Коммунар, Ширинский р-н, Хакасия респ. |
«Системно-деятельностный подход на уроках биологии в условиях ФГОС. Групповая работа как средство активизации познавательной активности и формирования метапредметных универсальных учебных действий»
«Системно-деятельностный подход на уроках биологии в условиях ФГОС. Групповая работа как средство активизации познавательной активности и формирования метапредметных универсальных учебных действий». Мастер-класс Сысоева Т.Н. - учитель биологии МБОУ Коммунаровской СОШ №2 2022 г.
« Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию . Основа стандартов нового поколения – системно-деятельностный подход в обучении. Целью обучения становится не передача определённой суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребёнка, его способностей, склонностей, интересов. Содержание образования в связи с этим отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. Соответственно вычленяются проблемы, которые ученик должен научиться решать, и учебный материал группируется вокруг этих проблем. Меняется роль учителя: из «транслятора» информации он превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации.
Вспомните свой опыт учения в школе и ВУЗе. -Вы сами ставили перед собой учебные цели и задачи или Вас вёл за собой учитель, предлагая усвоить ту или иную тему, а затем объяснял её? -Вспомните на каких уроках ученик был хозяином своей деятельности, ставил цель, решал задачи, отвечал за результаты своего труда?
Меняется роль учителя: из «транслятора» информации он превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации. Учебные занятия должны быть построены в соответствии с познавательным стилем ученика.
Диагностика индивидуального познавательного стиля учеников (по О.Г. Селивановой) Ученикам предлагается рассмотреть по очереди 15 картинок (жанровых сцен, портретов, пейзажей и т.д.) и письменно ответить на вопрос: что изображено на картинке? • Если при описании картина воспринимается в обобщенном виде, как нечто целое, значит, у ученика интегральный познавательный стиль (например, картины описаны так: «Весна», «В цирке», «Юноша» и т.д.). Такой ученик лучше усваивает информацию от общего к частному. Ему трудно запомнить конкретные факты, названия, цифры, привести примеры. Таким детям нужно подсказать: «уточни» или «приведи пример». • Если описываются отдельные детали картины, т.е. картина воспринимается как калейдоскоп (например, «Светит солнце, журчат ручьи, щебечут птицы, на деревьях распускаются почки», «Красивая арена, мишки-велосипедисты, дрессировщик», «Красивые глаза, кудрявые волосы, высокий лоб, белоснежный воротничок»), значит, у ученика дифференциальный познавательный стиль. Такие ребята лучше усваивают информацию от частного к общему. Они могут долго и подробно рассказывать (у них очень хорошая память), но им трудно выстроить логику и сделать вывод - им нужно подсказать: «давай обобщим», или «что является главным», или «сделай вывод». • Если при описании картины больше всего существительных - у ученика теоретический познавательный стиль. Такие школьники лаконичны, хорошо усваивают теории, теоремы, законы, однако не могут применить знания на практике - им нужно подсказать: «как можно это применить» или «где это встречается в природе». • Если при описании картины преобладают прилагательные - у ученика эмоциональный познавательный стиль. Такие ребята имеют на все свое мнение, свое отношение, но не могут аргументировать, доказывать свою точку зрения - их нужно нацеливать на поиск фактов и аргументов. • Если при описании картины много глаголов - у ученика деятельностный познавательный стиль. Такие ученики отличаются активностью, любят самостоятельную работу, однако не всегда бывают к ней готовы - им необходима помощь в выработке алгоритма действия.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики. 3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук. 4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества. 6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта. 7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.
Компоненты учебной деятельности 1. Учебная задача 2. Учебные действия 3.Действия самоконтроля и самооценки
Для плодотворной самостоятельной деятельности учащихся необходимо: - задать специальный способ взаимодействия между ними; -учить их планировать и регулировать порядок своих действий, оценивать и контролировать результат; -вовлечь каждого обучающегося не только в процесс выполнения своей части задания, но и в процесс оценки и коррекции ответов друг друга.
Главные признаки групповой работы: 1) класс делится на группы для решения конкретных учебных задач; 2) каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо различное) и выполняет его сообща; 3) задания в группе выполняются таким способом, который позволяет активно участвовать каждому члену группы. Величина групп 3 – 4 человека в зависимости от размера класса. Состав группы не меняется на протяжении четверти, поэтому в группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся. Группы организуются таким образом: учитель выбирает 3 – 4 сильных учеников (по числу организуемых групп), они в свою очередь выбирают по одному человеку, с кем бы они хотели работать всю четверть; выбранные в свою очередь определяют, кого они хотят видеть в своей группе и т.д. Использование групповой работы возможно: 1) в начале урока, при проверке пройденного материала; 2) в течение всего урока, когда происходит изучение новой темы; 3) в конце урока для закрепления изученного материала. Групповая деятельность учащихся на уроке складывается из следующих элементов: 1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания: учитель раздает задания и поясняет, как следует их выполнять, обязательно говорит, сколько времени отводится на выполнение данного задания. 2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей. 3. Работа по выполнению учебного задания. 4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся. 5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе. 6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов. 7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.
Итог работы: -изложение какого-либо вопроса; -заполнение общей таблицы или контурной карты; -составление вопросника по теме; -разработка сценария мероприятия; -изготовление наглядного пособия. Можно составить рассказ по предложенной теме: 1. Учащимся предлагается готовый план предполагаемого рассказа. Они вначале его читают и обсуждают, распределяя пункты между собой. Затем по очереди каждый ученик раскрывает свой фрагмент, а партнёры дополняют и корректируют. 2. Учащимся даётся только тема, а план её изложения им предстоит выработать самим в результате коллективного обсуждения. Изучение нового материала. Бессмысленно изучать новый материал, если учащиеся совершают одни и те же учебные действия, поэтому важно соблюдать требование-каждое действие закрепляется за конкретным участником группы. Ученикам предлагается учебный текст объёмом 3-5 абзацев. Изучить его помогает комплекс заданий: схематизация, подготовка плана (на понимание, рассуждение, проверку, проблематизацию), выделение ключевых слов, подбор примеров, иллюстрирующих основные идеи.
Урок « Экологические проблемы биосферы. Охрана природы» Поставим учебные задачи: «хочу…» «надо…» «могу…»
Пищевая цепь
Красоцвет Цветогрыз Грызоед
Задание. 1. Попробуйте описать, а затем нарисовать облик данных организмов.
Задание. 2. Только ли пищевые отношения существуют между этими организмами?
Задание. 3. Что произойдёт, если в природе снизится численность 1 гр. – красоцвета 2 гр – цветогрыза 3 гр. – грызоеда ???
Саморегуляция
Подумайте, надо ли уничтожать бродячих собак? Какие могут быть последствия? Каковы действия человека?
Проанализируйте фрагмент учебного занятия со следующих позиций: 1. Учебная задача 2. Учебные действия 3.Действия самоконтроля и самооценки
Приведите примеры взаимодействия между учащимися в рамках системно-деятельностного подхода.
Деятельностный подход в обучении. Чем богаче учебная среда разными ситуациями взаимодействия между учащимися, тем больше условий для индивидуального прогресса, личностного, коммуникативного и социального развития школьников. -Работа в парах - Работа в группе - “Мозговая атака” -Исследовательскаая деятельность -Проектная деятельность -Коллективные творческие дела.
Рефлексия «Я хочу сказать…»
Во все времена остаются актуальными мудрые путеводительные слова: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, кото- рый надо зажечь».