12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Веснина Марина Владимировна17

Музейная педагогика как фактор развития социокультурной компетенции младших школьников

Воспитание – это прежде всего человековедение. Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания. В. А. Сухомлинский. Аттестация педагогического работника на высшую квалификационную категорию

ТЕМА: Музейная педагогика как фактор развития социокультурной компетенции младших школьников Хорошо, что в жизни есть музеи, Значит, нить времен не прервалась, Значит, вместе все-таки сумеем С прошлым удержать незримо связь.

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Научно-исследовательские условия Выступление на заседаниях педагогического совета ОО. Участие в ГМО учителей начальных классов. Участие в конкурсах педагогического мастерства. Участие в работе муниципальной экспериментальной площадки. Наличие печатных работ (публикации). Повышение квалификации. Работа над темой самообразования. Посещение уроков коллег. Участие в вебинарах по данной теме. Выступление на семинарах. Участие в апробации ресурса «ЯКласс» Методические условия Организационно-педагогические условия Изучение литературы Б.А. Столярова, Г.А. Игнатьевой, В. В. Николиной, Е.Л. Родионовой, М.К. Приятелевой по данной теме. Использование опыта коллег.

Использование музейной педагогики способствует: формированию социокультурных компетентностей; повышению учебной мотивации обучающихся ; расширению кругозора; формированию навыков, необходимых в научно-исследовательской и проектной деятельности; овладению методами познания, позволяющими формировать базовые нравственные гражданские позиции; преемственности поколений, позволяющей сохранить свою национальную самобытность, культуру и возможность мирного сосуществования многонационального российского народа. Актуальность

Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования В своей педагогической деятельности использую идеи коммуникативно-деятельностного (Л.В. Занков, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), культурологического (Н.Б.Крылова, А.В.Запесоцкий), компетентностного (И.А.Зимняя, А.В.Хуторской, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова), событийного подходов (М.М.Бахтин, Д.В.Григорьев, В.И.Слободчиков), основы развития человека как субъекта собственной жизни и высшей ценности общества (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) Л.В. Занков П.Я. Гальперин В.В. Давыдов Д.Б. Эльконин Л.С. Выготский А.А. Леонтьев

Становление музейной педагогики связано с зарубежными исследователями, такими как А. Лихтварк, А. Рейхвен, Г. Фройденталь. В своих работах немецкие ученые описывали методику работы со школьниками, включающую подготовку учащихся к посещению музея и последующее закрепление знаний. В нашей стране изучением музейной педагогики занимались С. Т Шацкий, Л. К. Шлегер, А. У. Зеленко. По их инициативе в России был создан первый детский музей, в котором дети занимались творчеством на занятиях, в кружках. Внесли свой вклад в развитие музейной педагогики также Ванслова Е. Г., Федорова Н. Ф. Современные работы, посвященные музейной педагогики, во многом базируются на исследованиях XX века, совершенствуя ее с учетом новых задач и возможностей. В публикациях М. В. Коротковой рассматривается методика организации музейных занятий в учебном процессе по истории и в реализации культурно-образовательных программ. В работах М. Ю. Юхневича, Е. Г. Артемова, А. А. Щербаковой рассматриваются виды музейных занятий. Одним из ведущих исследователей в области отечественной музейной педагогики является профессор Б.А. Столяров – автор целого ряда публикаций по музейной педагогике. Им была разработана модель музейно-педагогического процесса. Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования

Музейная педагогика — это инновационный педагогический метод, который помогает формировать у детей и взрослых гуманистические ценности и чуткое отношение к природе, миру и другим людям. Это направление относится к образовательно-воспитательной деятельности и находится на стыке музееведения, психологии и педагогики. 

Цели и задачи педагогической деятельности Цель: создание условий для развития социокультурной компетентности младших школьников средством музейной педагогики. Задачи: Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по данной теме. Организовать сотрудничество музеев, входящих в социокультурный центр образовательной организации. Осуществлять психолого-педагогический мониторинг социокультурной позиции участников образовательного процесса.

Ведущая педагогическая идея Педагогическая деятельность в музейной среде — синтез воспитания, развития и обучения.

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений; это учреждение культуры, осуществляющее сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности. Школьный музей МБОУ «Гимназия г. Навашино» Районный краеведческий музей Навашинского района

Школьный музей МБОУ «Гимназия г. Навашино» Школьный музей как фактор единого образовательного пространства гимназии г. Навашино. В условиях модернизации системы общего и дополнительного образования школьные музеи вновь уверенно заявляет о себе и демонстрируют способность эффективно включаться в образовательный процесс.

Эффективные формы работы в рамках музейной педагогики массовые занятия групповые занятия индивидуальные занятия театрализованные экскурсии, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, уроки мужества, краеведческие игры, поездки по другим музеям и городам, образовательные квесты. занятия кружка, создание презентаций, исследовательская работа, беседы с детьми, чтение художественной литературы, театрализованные постановки. организация экскурсий для детей и родителей, создание проектов, подготовка творческих заданий, поисковая деятельность.

Социальное партнерство гимназии с краеведческим музеем Навашинский историко-краеведческий музей открыт 29 апреля 2009 года. Образован он путем слияния музея боевой и трудовой славы, музея судостроительного завода «Ока», краеведческого музея Волосовской школы. Музей можно назвать в некотором роде памятником археологии Навашинского района: здесь хранятся  многочисленные предметы, рассказывающие об археологической культуре племен бронзового века, обитавших в середине II — начале I века до нашей эры на землях региона. Кроме того, здесь представлены экспонаты, касающиеся исторического прошлого Навашино, его градообразующего предприятия — Окской судоверфи. Также в музее можно ознакомиться с местными легендами и преданиями. В музее четыре зала: Современный раздел Навашинцы в годы Великой Отечественной войны История градообразующего предприятия “Окская судоверфь” Краеведение с археологическими находками стоянок неолита

Краеведческая экспедиция-поиск «Стоянки человека эпохи неолита на территории района». Урок-знакомство с поэтессой, краеведом Людмилой Алексеевной Борисовой «С годами все становится ясней…» Урок мужества, посвященный окончанию Курской битвы Урок-путешествие «Молодость моя – комсомол» Краеведческая викторина «Тропинками родного края» Беседа-информация «День народного единства» Беседа-диалог «Судьба края в лицах» Устный журнал «Расскажу с любовью я о доме…» Социальное партнерство гимназии с краеведческим музеем

Урок-выставка новогодних игрушек прошлого столетия «Игрушек новогоднее мерцание» Урок-знакомство с творчеством навашинской художницы Натальи Мигуновой Урок мужества, посвященный Дню полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады Краеведческие посиделки «Мой край родной – моя история живая» Выставка-фоторепортаж «С днем рождения, любимый город» Видео-панорама «Символы России» Урок-проект «История моей малой родины» Познавательная викторина «Есть много профессий хороших и нужных»

Семинар «Формирование социокультурной компетентности педагога в условиях современного образования» (г. Горбатов) Семинар «Роль педагога в формировании социокультурной компетентности обучающихся в условиях реализации национального проекта «Образование» (г. Нижний Новгород) ГБОУ ДНО НИРО Инновационная площадка «Формирование социокультурной компетентности педагога в условиях современного образования» Семинар «Социокультурная компетентность педагога как фактор успешной социализации школьников» (г. Навашино) Семинар «Формирование социокультурной компетентности педагога в условиях современного образования» (г. Нижний Новгород)

Приложение Мониторинг по музейной педагогике

Приложение Мониторинг по музейной педагогике

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Участие в деятельности инновационной площадки «Формирование социокультурной компетентности педагога в условиях современного образования» Участие в региональном проекте «Цифровой учитель начальной школы» (ЯКласс) Участие в создании и апробации пособия для младших школьников «Социокультурный дневник юного гражданина Нижегородской области» Участие в просветительском интернет-проекте для младших школьников "О Волжской столице замолвим мы слово" Участие просветительском интернет-проекте для младших школьников "Великий царь всея Руси Пётр 1" Участие в интернет-проекте для младших школьников «Волшебный мир – театр» Участие в конкурсе «Учитель года». Участие во Всероссийском профессиональном конкурсе «Флагманы образования. Школа» Организовано взаимодействие с детской библиотекой МУК ЦБС «Навашинская» и с МАУ «Редакция газеты «Приокская правда». Организовано взаимодействие с ГБУ «КЦСОН г.о. Навашинский».

Результаты профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Достижения обучающихся Уровень Мероприятие Итог Муниципальный Конкурс творческих работ «Колокола памяти». Фестиваль «Сказка к нам приходит». Фестиваль семейного художественного творчества «Семьи счастливые моменты». Региональный Межпредметная олимпиада для младших школьников «Эрудит». Конкурс творческих работ младших школьников «Как хорошо уметь читать!». Епархиальный детский конкурс «Свет Рождества Христова».

Результаты профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Уровень Мероприятие Итог Всероссийский Всероссийский конкурс юных художников «Краски России». Всероссийская онлайн олимпиада «Олимпийские игры по русскому языку». Всероссийская онлайн олимпиада «Олимпийские игры по окружающему миру». Всероссийская онлайн олимпиада «Олимпийские игры по математике». Всероссийская олимпиада «Безопасные дороги» Международный Международная викторина для младших школьников «Здоровая и полезная еда» Международная викторина для младших школьников «Здоровый и безопасный образ жизни».

Участие в региональном проекте «Цифровой учитель начальной школы» (ЯКласс) Участие в просветительском интернет-проекте для младших школьников "О Волжской столице замолвим мы слово" с командой «Юные навашинцы» Участие в создании и апробации пособия для младших школьников «Социокультурный дневник юного гражданина Нижегородской области» Участие в просветительском интернет-проекте для младших школьников " Великий царь всея Руси Пётр 1 " Участие во Всероссийском конкурсе Флагманы образования. Школа» Транслируемость педагогических достижений профессиональной деятельности педагогического работника

Транслируемость педагогических достижений профессиональной деятельности педагогического работника Выступления на педагогических советах, конференциях, ГМО и РМО. Выступления в рамках муниципальной экспериментальной и региональной стажерской площадок Конкурс методических разработок «Аукцион педагогических идей» Конкурс «Учитель года»