12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алчинова Екатерина Леонидовна2277
Россия, Башкирская респ., Уфа

Круглый стол: «Поощрение и наказание»

Поощрение – метод стимулирования желательного поведения. Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребенка. Поощрение - это метод внешнего активного стимулирования, побуждения воспитуемого к положительной, инициативной, творческой деятельности. Оно осуществляется с помощью общественного признания успехов, награждения, поочередного удовлетворения их духовных и материальных потребностей.

Основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребенка, на формирование его характера Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. Важно « вызвать» чувство удовлетворения, чтобы все, что связано с использованием норм и правил высоконравственного поведения, сопровождалось положительными переживаниями.

Способы выразить ребенку свою положительную оценку Ласковый взгляд Поощрительный, легкий кивок головы Похвала Одобряющий жест Доброе слово Подарок Поощрение ребенка за что- то хорошее, примерное поведение укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.

Всегда и все нужно поощрять?

«Как поощрять ребенка в семье» 1. Как можно чаще улыбайтесь своему ребенку: и когда он убирает игрушки, и когда играет, и когда общается с вами. 2. Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время выполнения какого – либо задания, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку. 3. Дарите ребѐнку подарки, но при этом учите его их принимать. 4. Учите своего ребѐнка быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему. 5. Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядиться, и обсудите это с ним. 6. Используйте чаще выражение « ты прав», «мы согласны с твоим мнением»-это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления. 7. Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: на день рождения, Новый год, , удачное выступление и т. д. 8. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам. 9. Учите ребенка понимать и ценить поощрения родителей.

Наказание- это отрицательная оценка поведения ребенка в случае нарушения им норм нравственности. Наказание – это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.  Наказание- это такое воздействие на личность ребенка, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает его неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда.

Способы выразить ребенку свою отрицательную оценку холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово

Виды наказания Словесное наказание (угрозы, крики); Физическое наказание; Наказание изоляцией (запирание в комнате, отказ от общения); Наказание трудом (уроками, чтением); Наказание лишением (прогулок, компьютера).

А.С. Макаренко правильно указывал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство. Умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их». Ю.Гиппенрейтер «Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое»

Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребенка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Наказание не достигает цели, если налагается в состоянии раздражения. Сознательную дисциплину невозможно установить путем грубых окриков. Порицание нужно делать кратко, ясно, твѐрдо и требовательно, но без запальчивости и раздражения. Наказание не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать. Но в то же время нельзя снисходительно относиться к серьезным недостаткам в поведении ребенка и допускать безнаказанность.

Особого подхода требуют дети легко возбудимые. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Поэтому нередко в отношениях с другими детьми, а иногда и взрослыми они проявляют резкость, грубость, развязность. Запрещения и замечания взрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы, совета. Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребенок очень чувствителен к справедливости наказания. Если родители уверены в целесообразности наказания, то все равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность.

Пожалуйста, помните следующее: Вы можете ошибаться. Имейте мужество извиниться перед ребенком, если наказали его незаслуженно. Контролируйте поведение ребенка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

Как сделать наказание эффективным Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно. Наказание не должно восприниматься ребенком как месть или произвол. При наложении наказания взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать сильный гнев или раздражение. О наказании сообщается спокойным тоном; при этом особо подчеркивается, что наказывается поступок, а не личность. После наказания проступок должен быть «предан забвению». О нем больше не напоминают точно так же, как не вспоминают и наказание. Необходимо чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае они не приносят никакой пользы, только нервируют ребенка, а вследствие своего большого количества даже не могут быть приведены в исполнение. Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребенок заявляет, что он готов в будущем исправить свое поведение, не повторять своих ошибок. Каждое наказание нужно строго индивидуализировать