12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зебзеева Елена Павловна92
Россия, Хабаровский край, Хабаровск

Педагогические технологии инженерного мышления у дошкольников

Педагогические технологии инженерного мышления у дошкольников Автор воспитатель Зебзеева Елена Павловна КГБОУ ШИ1 г. Хабаровск

Введение Инженерное мышление – системное творческое техническое мышление позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, связи между ее частями. Инженерное мышление позволяет видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи между ними и внутри них, причем для каждой из них видеть прошлое, настоящее и будущее. Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое. основы исследовательского поведения творческого потенциала конструктивные способности логическое мышление начинают формироваться еще в период дошкольного детства. Поэтому на сегодняшний день является актуальной необходимость подобрать из множества практико-ориентированных технологий такие, которые бы способствовали формированию перечисленных выше качеств у детей.

Формирование предпосылок инженерного мышления Нужно начинать с дошкольного возраста, ребенок начинает моделировать, исследовать, конструировать и самое главное, что он это делает не по нужде, а увлеченно. Способность к использованию в мышлении модельных образов закладывается, начиная с трех лет. Это способность проявляется в том, что дети легче и качественней осваивают материал средствами схематических изображений (мнемотаблиц, интеллект - карты, конструирование и т.д.)

Модель формирования предпосылок инженерного мышления 1 2 3 4 конструктор я творец я мастер я исследователь я Я исследователь. На данном этапе ребенок исследует, продукт, у него формируется восприятие формы, размера, свойства объекта или пространства. Юный исследователь изучает и в дальнейшем использует символы, знаки, учится устанавливать причинно-следственные связи. Так называемое техническое бюро. Я конструктор. В конструкторском бюро продукт усовершенствуется, ребенок делает его уникальным, фирменным. Инициативность, пытливость, творческий потенциал и воображение помогает ему найти положительные свойства предметов, применение которых улучшит объект Я мастер. В мастерской ребенок формирует свой мастер-кейс и наполняет его необходимым материалом: бросовым, природным, и т. д. Я творец. Это созидатель – вершина мастерства. В его кейсе – навыки конструирования, результаты исследовательской деятельности, креативность, творческий почерк. Продукт его деятельности – часть окружающей жизни, это может быть сказки, может быть инструмент или приспособление. Его творение, нуждается в поддержке и одобрении окружающих. Чтобы ребенок достиг высоких результатов на этапах своего взросления, начинать развивать его нужно как можно раньше, от уровня и качества базового мышления ребенка, зависит результат педагогических воздействий на него в будущем. Для развития ребенка необходимо правильно организовать его деятельность. Значит, наша задача стоит в организации условий, провоцирующих детскую деятельность

Условия формирования предпосылок инженерного мышления детям должно быть интересно; Знание должно быть применено детьми на практике; Обучение детей должно проходить в занимательной форме. Инженер- конструктор может дом надежный возвести. Инженер – сантехник может воду в дом подвести. Инженеры могут строить самолеты, корабли и железные дороги инженеры провели. Могут строить и красивые мосты. Если станешь инженером, очень нужен будешь ты!!!

Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления благодаря ему ребенок познает: основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами. Ребенок сам производит разметку, измерение, строит схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Конструирование знакомит ребенка со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала и пр.

Направления по работе с детьми в ДО для развития инженерного мышления Конструирование Техническая деятельность Формирование элементарных математических представлений Логическое мышление Опытно-экспериментальная деятельность Использование различных видов конструкторов ( Lego, классические, магнитные, инерционные) Знакомство с профессиями: строитель, инженер, программист и др. Сенсорное развитие Ознакомление с явлениями природы 2. Применение различных материалов (бумага, бросовый материал и др.) Знакомство с различными видами техники ( в том числе промышленные роботы) Основы экономической культуры Исследовательская деятельность по выявлению свойств и качеств предметов 3. Использование программируемых конструкторов, т.е. роботехника) Практическая деятельность с применением технических конструкций Игры головоломки, авторские игры – Воскобовича, Никитина, Кюизнера, Дьенеша 4. Технологии, например ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

Технологии Развивающих игр Образовательные конструкторы ТРИЗ Ручной труд Как основа инженерного мышления Блоки Дьенеша LEGO Эксперименты с Живой и неживой природой создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик). 2. Игры Воскобовича Кубики (деревянные, тканевые, пластмассовые) Работа с тканью. Учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперед иголку». делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки и др.

Технологии развивающих игр Образовательные конструкторы ТРИЗ Ручной труд Как основа инженерного мышления 3. Палочки Кьюзера Напольный конструктор Работа с природным материалом. создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек). 4. Игры головоломки Блочные (конструктор с болтовым соединением, Магнитные конструкторы, Лабиринты) 5. Игры на интуицию Вставьте текст

Модель развития инженерного мышления Включает в себя: Совместную деятельность детей и взрослого, где выделяются образовательная деятельность с основными формами организации: игра, наблюдение, экспериментире, ованипроектная деятельность, общение (разговор, беседа) и решение образовательных задач в процессе режимных моментов. Самостоятельная деятельность детей с использованием возможностей развивающей предметно-пространственной среды. В группах созданы развивающие центры: конструирования, логики и математики, конструирования, технического творчества. Обязательными участниками образовательного процесса являются родители. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями каждого ребенка и предложить участие в современных выставках технического творчества, исследовательских проектах, мастер-классах, экскурсий и конечно рассказов родителей о профессиях: инженер, программист, конструктор, строитель.

Особенности развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста Инженерным мышлением обладает не каждый человек. Развитие инженерного мышления в дошкольном возрасте как такого невозможно, возможно лишь создать предпосылки для развития данного вида мышления. • Развитие высших психических функций: памяти, восприятия, мышления и речи, внимания, воли, воображения, творчества и креативности у детей дошкольного возраста. • Развитие способности у детей предвидеть и прогнозировать путь и результаты осуществляемой или предстоящей деятельности. • Развитие представлений у ребенка дошкольного возраста о предметном мире и социальной действительности. • Разносторонне развитие ребенка дошкольного возраста в процессе организации различных видов детской деятельности. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию элементов инженерного мышления с использованием технологий инженерного мышления поможет нашим детям без труда продолжать развивать инженерное мышление и в школе и в дальнейшем выбрать в современном мире профессию.

Важнейшей характеристикой творческого инженерного мышления является его системность К особенностям инженерного мышления можно отнести: а) способность выявлять техническое противоречие и осознанно изначально ориентировать мысль на идеальное решение, когда главная функция объекта выполняется как бы сама собой, без затрат энергии и средств; б) ориентацию мысли в наиболее перспективном направлении, с точки зрения законов развития технических систем; в) способность управлять психологическими факторами, осознанно форсировать творческое воображение.