12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Байрамова Елена Николаевна257
учитель математики
Россия, Смоленская обл., Смоленск

Взаимодействие классного руководителя и социальной психолого-педагогической службой школы

Взаимодействие классного руководителя и социальной психолого-педагогической службой школы муниципальное бюджетное образовательное учреждение «средняя школа № 7» города Смоленска Классный руководитель 5 Б класса: Байрамова Елена Николаевна 2022 – 2023 учебный год

Классный руководитель ближе всех из должностных лиц стоит к ученику, поэтому и является средоточием всех социальных воздействий на воспитанника: от наблюдения до слова и дела. Но, как гласит народная мудрость, «один в поле не воин». И здесь своевременна помощь социальной психолого-педагогической службы школы: социального педагога и педагога – психолога. Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и педагога - психолога направлено: на выявление проблем, возникающих у школьника или группы детей в поведении; прогнозирование развития личности ребенка и его поведенческих проявлений; организацию работы по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников. Взаимодействие классного руководителя с социальной психолого-педагогической службой осуществляется по следующим направлениям: Классное руководство – целая философия! Поэтому будем добры к тем, Кто от нас зависит, беречь, щадить неприкосновенность, уязвимость, ранимость других. Будем сами звездами! И тогда мы сможем воспитать неординарных, творческих, жизнерадостных, ярких личностей! И пусть наши воспитанники станут лучше и умнее нас! Социально-психологическая диагностика. Профилактическая работа. Коррекционно-развивающая работа. Консультативная работа.

Социально-психологическая диагностика. Социально-психологическая диагностика. Для успешной реализации задач воспитания классному руководителю необходимо: знать исходный уровень духовной и нравственной культуры каждого воспитанника и класса в целом; отслеживать и анализировать происходящие изменения с целью проектирования или корректирования дальнейших воспитательных действий. В соответствии с этим, классному руководителю необходимы средства диагностики. С их помощью можно: объективно оценить степень эффективности воспитательного аспекта работы; выявить ценностные ориентации воспитанников; уровень их духовно-нравственного развития; определить направленность духовных потребностей, запросов и интересов; выявить характер межличностных взаимоотношений в коллективе и степень его сформированности.

Социально-психологическая диагностика. Социально-психологическая диагностика. 1. Психолого-педагогическая характеристика класса 2. Социальный паспорт класса Выявляются неблагополучные семьи; учащиеся, оказавшиеся в социально опасном положении и нуждающиеся в государственной защите;

Социально-психологическая диагностика. Социально-психологическая диагностика. 3. Индивидуальные беседы с родителями, с педагогами. 4. Совместное посещение «неблагополучных» семей. 5. Диагностические методики. Диагностика уровня воспитанности. Методика определения социализированности личности школьника Определение развития самоуправления Методика выявления лидера

Социально-психологическая диагностика. Социально-психологическая диагностика. 5. Диагностические методики. Методика определения удовлетворенности обучающихся школьной жизнью Определение УУД обучающихся

Диагностические методики для определения уровня духовной культуры в познавательной сфере Анкета «Интересы и досуг» Тест - анкета «Кругозор школьника» Анкета «Мотивация учения и отношения школьников к процессу познания» Цель: выявление познавательных интересов и мотивов учения, отношения к учебной деятельности школьников. Познавательные интересы и мотивы учения трактуются в смысле формирования отношения к познанию качества личности.

Анкета «Мотивация учения и отношение школьников к процессу познания»

Анкета «Почему ты вообще учишься?» Цель: выявить отношение школьников к учебной деятельности и оценить доминирующий мотив.

Диагностические методики для определения уровня коммуникативной культуры школьников Шкала оценки коллективистических качеств личности. Методика «Атмосфера в группе» Анкета для изучения коммуникативных свойств школьника Цель: определение уровня коммуникативной культуры, поскольку наиболее ярко уровень духовной культуры школьника проявляется в его поведении и общении.

Методики для определения уровня коммуникативной культуры школьников Методика «Атмосфера в группе» Цель: определение уровня коммуникативной культуры, поскольку наиболее ярко уровень духовной культуры школьника проявляется в его поведении и общении.

Методики для определения уровня коммуникативной культуры школьников Анкета для изучения коммуникативных свойств школьника Цель: определение уровня коммуникативной культуры, поскольку наиболее ярко уровень духовной культуры школьника проявляется в его поведении и общении.

Диагностические методики для определения уровня духовной культуры школьника Цель: составить представление о духовном развитии школьника на основе его характеристик в различных областях и в соответствии с возрастными категориями; раскрыть его сильные и слабые стороны личности. Методика «Самоанализ (анализ) личности» О. И. Мотков, Т. А. Миронова Методика для изучения социализированности личности учащегося. М. И. Рожкова

Диагностические методики для определения уровня духовной культуры школьника Цель: составить представление о духовном развитии школьника на основе его характеристик в различных областях и в соответствии с возрастными категориями; раскрыть его сильные и слабые стороны личности. 1. Методика «Самоанализ (анализ) личности» О. И. Мотков, Т. А. Миронова

Диагностические методики для определения уровня духовной культуры школьника Методика для изучения социализированности личности учащегося. М. И. Рожкова Цель: выявить уровень социальной адаптированности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Вывод: Результаты исследования свидетельствуют о средней степени развития социальных качеств обучающихся 5 Б класса. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности высока.

Диагностические методики для определения уровня духовной культуры школьника Опросник для учащихся «Анализ воспитательного процесса» М. П. Нечаев, М. В. Сергеева Цель: провести анализ воспитательного процесса в классном коллективе глазами учащихся У каждого человека складываются с окружающими людьми различные отношения. Насколько ты удовлетворен отношениями, которые у тебя сложились в школе.

Профилактическая работа. Профилактическая работа. Обмен информацией по вопросам учёбы, поведения учащихся, семейного воспитания. Вовлечение учащихся в кружки и спортивные секции (школа иностранного языка; театральный кружок; бассейн) Систематический контроль за посещением школы «трудных» учащихся и совместный анализ пропусков с родителями. Совместные рейды по семьям, с целью раннего выявления семейного благополучия и детей, находящихся в социально опасном положении. Педагогическая помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов учащихся класса и конфликтов в классном коллективе.

Информационный час: «Знакомство с уставом школы и правилами внутреннего распорядка» Информационный час: «Знакомство с уставом школы и правилами внутреннего распорядка» Классный час: "Законы школьной жизни"(выбор актива и плана работы) Разговоры о важном: Мы разные, мы вместе. Языки и культура народов России: единство в разнообразии. Час с социальным педагогом: Беседа о правилах и культуре поведения в школе. Атмосферный срез: "Барометр взаимоотношений". Еженедельно КТД «Здоровый я – здоровая страна». Урок здоровья: «Полезно – вредно» Цикл профилактических бесед с лектором Православной гимназии Михеевым Сергеем Геннадьевичем: «Профилактика зависимостей: алкоголизм и курение» Тематический классный час: «Давайте жить дружно!» (открытое мероприятие) Городской веб-квест «Загадки птицы Гамаюн» , приуроченный к Году народного искусства и культурного наследия народов России. Профилактическая работа

Просветительская работа Просветительская работа Совместное проведение мероприятий, классных часов, родительских собраний

Совместная разработка психолого-педагогических рекомендаций по налаживанию эффективного взаимодействия с учащимися и родителями. Совместная разработка психолого-педагогических рекомендаций по налаживанию эффективного взаимодействия с учащимися и родителями. Оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций в системах «учитель-ученик» «ученик-ученик» «ученик-родитель». Обучение приёмам и методам бесконфликтного взаимодействия. Коррекция поведения учащихся состоящих на учёте ВШК. Вовлечение родителей в «Активный лекторий по коррекции недостатков семейного воспитания» Коррекционно-развивающая работа

Консультативная работа Оказание помощи в решении возникших проблем и проблем, выявленных в процессе психолого-педагогического сопровождения. Консультирование по вопросам: заполнение социально-педагогической характеристике класса; разрешение конфликтов. Особенностей межличностного взаимодействия учащихся со сверстниками. Работы кружков, клубов, центров, медицинских и других организаций. Системы работы с проблемными учащимися и неблагополучными семьями. Профилактика правонарушений.

ВЫВОДЫ Профессиональный диалог, сотрудничество и взаимопонимание – та основа, на которой строится взаимодействие классного руководителя и социально психолого-педагогической службой школы. Без этих составляющих невозможно достичь полноценного успеха в воспитании школьников, разрешения возникающих проблем. ПОЗНАТЬ: диагностирование, наблюдение, собеседование. УВЛЕЧЬ: вовлечение в интересные виды деятельности. НАУЧИТЬ: просвещение в области законов, ЗОЖ, формирование нравственности, воспитание трудолюбия. ПОМОЧЬ: использование механизмов прав защиты детей; оказание помощи в самоопределении, саморазвитии.

«… я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. «… я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом – ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, что глупо, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему …» Джером Сэлинджер