12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евсеева Наталья Александровна21

Презентация на тему "Новое поколение школьников: современные дети и подростки"

Все мы когда-то были детьми. Но что это значит сейчас? Общество сильно поменялось и продолжает меняться. И, естественно, дети уже не такие, какие были в советское время или даже 10 лет назад. Мы это замечаем везде: в моде, в воспитании, в уровне развитии, в мировоззрении, в восприятии, в общении и многом другом. Меняется мир, меняются родители, меняются дети.

Младший школьник – какой ОН?

В кругу сверстников или взрослых современный ребенок настойчиво и уверенно отстаивает собственное мнение. Может вести себя асоциально или уйти в себя, протестуя против непонимания окружающих. Активно обращают на себя внимание, выкрикивают и делают все, чтобы их заметили и дали высказаться. Психологические особенности младшего школьника

Часто не может сконцентрироваться на каком-либо занятии, не проявляет интереса. Находится в постоянном, непрерывном движении, его трудно удержать на одном месте. Обладает "клиповым сознанием", сформированным рекламой и музыкальными роликами. Современные школьники нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки компьютера или смартфона.

Современный школьник не чувствует опасности – он поглощает море информации и живет в мире супергероев в уверенности, что он такой же сильный и неуязвимый.

Исчезло естественное детское "дворовое" сообщество: дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками. Игровая культура детства как основное условие развития личности ребенка искажена. Снижение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников и мл. школьников. Недоразвитие мотивационной сферы ребенка, его воли и произвольности.

2012 - 2019 г. - снизилось когнитивное развитие детей 6-10 лет; снизился уровень линейного и структурного мышления; креативность снизилась с «хорошего» уровня до «слабого»; окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов, сменяющих друг друга) – клиповое мышление. Исследования Института детской психологии РАН:

снизилась мотивация к посещению школы; повысился уровень эмоционального дискомфорта; повысился уровень тревожности; крайне низкие показатели в действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила, с данными действиями справляется не более 10% детей, если сравнивать их с ровесниками три десятилетия назад.

Неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков, т.е. несформированность определенных мозговых структур, ответственных за формирование общей произвольности. Низкий уровень произвольности как в умственной, так и в двигательной сфере школьника является одним из наиболее тревожных факторов, достоверно установленных учеными РАО.

значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений; рост "экранной" зависимости; ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, неверия в себя; увеличение числа детей с эмоциональными проблемами; снижение избирательности внимания и уменьшение объема памяти; астенизация телосложения и снижение мышечной силы; рост каждые 10 лет на 10-15% основных форм психических заболеваний; рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.

любознательный; раскрепощенный, свободный; преобладание системно-смыслового сознания над системно-структурным; повышение тонуса организма, настойчивости, требовательности, чувствительности, эмоциональности; повышение потребности к восприятию информации; дети хорошо информированы: они рассуждают на «взрослые» темы; легко осваивает технику; имеют богатый опыт путешествий. Ресурсы современного младшего школьника:

психологических особенностей современных обучающихся основной и средней школы. школы. Родились с кнопкой на пальце

Воспринимают краткую и наглядную информацию. Нет долгосрочных трендов. Современные дети и подростки потеряли способность воспринимать длинные и нудные тексты. Для того, чтобы донести информацию в приемлемой для них форме, учителям приходится сильно сокращать и перерабатывать весь материал, чтобы дети могли изучать его маленькими порциями. Таким образом, появляется новый девиз молодежи «Нет крупным формам!». Социальные сети формируют ощущение потока, в котором все меняется каждую секунду. То, что модно сегодня, завтра сменятся новой модой. Поэтому и вкусы у молодежи меняются очень быстро, у них нет устойчивых предпочтений, нет постоянной лояльности к брендам и стилям одежды, «обязательных списков» в музыке или кино.

Взрослые – не безусловный авторитет. Гиперопека. Родители, пытаясь защитить и пожалеть ребенка, не дают ему получить важные уроки в жизни. Девиз родителей — «Главное – не сломать».  Они оказывают минимальное давление на детей, взваливают все бытовые обязанности на себя, делают так, что ребенок живет «на всем готовом». Из-за этого молодые люди не приобретают нужных умений самостоятельной жизни, не нарабатывают навыков решения проблем.

Не могут без социального взаимодействия.   Не видят себя единым поколением. Современная молодежь не видит себя единым поколением, у них не развито чувство общности, развита индивидуальность. Подростку важно постоянно быть на связи, они не бывают одни и не любят быть одни. Живое общение при личной встрече, общение по телефону, через соц. сети, в играх, на форумах, даже комментарии в Интернете являются своеобразным общением.

Модель постепенного движения к успеху изменилась. Тихое сопротивление —  открытый бунт. Современные подростки не бунтуют открыто, не устраивают переворотов и стараются формально следовать правилам. Они хотят поступать так, как считают правильным сами (и поступают). Но при этом они не ставят в известность родителей, демонстрируя послушание и конформизм.  «У меня с родителями хорошие отношения, доверительные. Но я не все им рассказываю, берегу их. Зачем им о чем-то знать, если они с этим были не согласны? Только зря расстроятся и переживать будут…» Очень долгое время всех детей учили упорной работе фразами, что «только упорный труд даст результат», «думаешь, ты чего-то добьешься, если будешь плохо учиться и весь день играть, гулять и т.д.» История России последних лет показала поколению Z, что все может пойти не так. Но эта же история показала, что все может быть лучше, чем ты рассчитываешь. Сотни историй о том, как никому не известный человек вдруг обрел всемирную славу и состояние, все чаще появляются в СМИ. Блогеры стали кумирами современного школьника.

Установка на гедонизм. Главный запрос жизни – быть счастливым. Важную роль играют наслаждение жизнью, получение от нее удовольствия, ценность каждого мгновения и любовь к себе. Молодежь считает, что стать счастливым можно только, если найдешь свой путь. Трудности означают, что путь выбран неверно.

Счастье – это и есть успех. Успех измеряется не богатством и статусом, а разнообразием жизни и удовольствием. Привести к успеху может только «Правильно выбранный свой путь». «Успешность — это когда ты радуешься жизни, чем бы ни занимался, у тебя в душе гармония» Страстно хотят признания. Ожидают похвалы на любое действие, даже повседневные обязанности. Хотят признания, которое должно вести к социальной популярности в школе, среди друзей, в социальных сетях.

Саморазвитие – это модно!  Современные школьники много говорят о саморазвитии. Саморазвитием считается любое увлечение. Любая активность «по желанию» — музыка, походы, фотографирование… «Сейчас модно куда-то ходить, развиваться, люди с активной жизненной позицией привлекают…» Установка на индивидуализм. Не думают о том, чтобы менять мир или человечество. В первую очередь хотят сделать комфортной свою жизнь и жизнь близких. Работа должна быть в радость. Слова «карьера» и «престижная работа» звучит все реже. «Вкалывать» подростки не готовы. Они считают, что работа должна приносить удовольствие, доход, не отнимать много времени.

Свобода выбора – не помощь, а затруднение. Страх одиночества и социального несоответствия. Молодые люди чувствуют растерянность, стоя перед выбором, нет никаких четких ориентиров, а путь родителей кажется рутиной и однообразием. «Мы — растерянное поколение. Раньше родители были строгими, но это максимально позитивная строгость: они подсказывали, как надо, к ним прислушивались. А теперь ты стоишь на перекрестке, и не знаешь как поступить». Молодежь считает, что идеальное будущее – это наличие семьи и друзей. Быть «одиночкой» – это провал в социуме.

Минимальный горизонт планирования. Модно быть умным. Отдаленное будущее подросткам кажется непонятным и пугающим. Они имеют короткий горизонт планирования. План на день — да, а план на год, два, три, десять лет – нет! Есть лишь примерные ориентиры, например, выбранный вуз, специальность. В данном случае ценится не столько интеллект и эрудированность, сколько коммуникативные навыки, т.е. умение общаться. Для подростков умный человек – это человек, который умеет устанавливать социальные связи, поддерживать разговор на разные темы, умеет быть не скучным.

Главные ожидания от будущего – комфорт и спокойствие! Ожидания от будущего – «нормальная жизнь», «простое счастье», комфорт, благополучие, спокойствие, семья, путешествия.