12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Олейник Александра Наиловна704
Россия, Пермский край, Пермь

Исследовательский краткосрочный проект "Мифы Древней Греции"

Проект«Мифы Древней Греции» Выполнила: Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №24» г. Перми Олейник А. Н.

Общая информация о проекте: Предмет – «Литература». Класс – 6. Тип проекта – информационный. Руководитель проекта – учитель русского языка и литературы, Олейник А.Н. (организатор, тьютор) Участники проекта - 6 «Б»класс МАОУ «СОШ №24». 26 человека. На втором этапе проекта учащиеся делятся на 7 групп, внутри каждой группы есть организатор, оформитель, сборщики информации. Далее проект становится индивидуальным.

Проблема, решаемая в ходе проекта: Проблема, решаемая учеником - недостаточность материала учебника для знакомства с богами и героями Древней Греции. Проблема, решаемая учителем - недостаточная сформированность общих знаний по данной теме; пробуждение интереса к изучению данной темы.

Цель проекта: Ученическая цель: познакомиться с материалами о богах и героях Древней Греции и определить, какое культурное наследие оставили мифы Древней Греции. Учительская цель:1.) Создание условий для обобщения и систематизации знаний и способов их применения; 2.) Формирование культуры читательского восприятия и создание собственных устных и письменных высказываний.

Ученические задачи проекта: 1. Познакомиться с мифами о богах и героях древней Греции; 2. Проанализировать материал о мифах из разных источников; 3. Составить газету по материалам о понравившихся богах или героях; 4. Научиться работать с источниками и составлять информационные листки на заданную тему; 5. Составить миф собственного сочинения; 6. Оформить альбом, посвящённый мифам Древней Греции.

Учительские задачи проекта: Личностные результаты: 1.Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению. 2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. 3. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира. Метапредметные результаты: 1. Развитие умения самостоятельно планировать пути достижения целей. 2 Развитие умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. 3. Развитие умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. 4. Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. 5. Развитие умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей – умение строить устные и письменные высказывания в связи с изучаемым произведением. 6. Развитие умения находить нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета). Предметные результаты: 1. Знакомство с ключевыми проблемами Древнегреческой мифологии. 2. Выявление связей литературных произведений с современной эпохой; 3. Формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка. 4. создание собственных текстов определённой стилистики.

Продукт проекта и его подробное описание. Конечным продуктом проекта является альбом «Путешествие по мифам Древней Греции», состоящий из следующих частей: 1. Информационный листок «Боги Древней Греции» - выполняется индивидуально каждым учеником; 2. Создание газет – выполняется группами учеников. Внутри группы каждый ученик представляет на защите газеты подготовленный им материал по теме. Газета фотографируется, распечатывается на листке формата А4. 3. Иллюстрирование мифов о героях с защитой иллюстраций ( на рисунке ученик обязательно помещает цитату из текста, иллюстрирующую изображение – работа выполняется индивидуально. Ученик кратко излагает информацию о выбранном мифе (не более трёх предложений), зачитывает цитату и обосновывает выбор данного фрагмента . 4. Сообщение на тему «Мифы Древней Греции в искусстве» - может выполняться индивидуально или группой – на выбор учащихся. 5. Создание собственного мифа на тему «Приключения греческих богов в современном мире». 6 Оформление обложки альбома из работ ребят по данной теме. 7. Сборка альбома.

Аннотация проекта Актуальность изучения мифологии в школе диктуется несколькими причинами: 1.) Мифы «зафиксировали модель человеческой нравственности и по сей день сохранили актуальность возникших в древности моральных законов», поэтому изучение мифов помогает приобщать школьников к важнейшим общечеловеческим духовным ценностям, сформировать их нравственную позицию, что отвечает задачам литературного образования. Кроме того, мифы эстетически обогащают читателя, готовят его к восприятию мирового искусства, так как многочисленные сюжеты и образы мифов реализуются вошли в художественной литературе, живописи, музыке. 2.) Изучение мифов необходимо и потому, что что миф исторически предшествует как фольклору, так и литературе. Это конкретный функциональный материал историко-культурного плана. 3.) Обращение к национальной мифологии открывает дополнительные возможности в освоении зарубежной литературы, в основу многих произведений которой положены известные сюжеты античной мифологии. Сопоставление похожих сюжетов может стать одной из реализаций сопряженного изучения русской и зарубежной литературы в школе, на что указывают в своих работах такие авторы, как О. Ю. Богданова, В. Г. Маранцман, З. Я. Рез и др.. В методической литературе выделяются такие задача и методическая проблема учителя – выделить направления, по которым будет идти знакомство с мифами, их освоение на первом этапе изучения и углубление на последующих этапах:   1. Миф как форма познания древним человеком действительности, донаучное объяснение мира, отражающее связь с природой.   2. Миф как повествование о быте, нравах, верованиях древнего человека. 3.  Миф как источник нравственных ценностей. 4. Миф как рассказ, обладающий художественными особенностями. 5. Миф как источник тем, идей, образов для созданий произведений искусства. В результате у школьников к концу изучения данной темы должно сложиться целостное представление о мифе. В V-VI классах, согласно содержанию школьных образовательных программ (авторы Т. Ф. Курдюмова, А. Г. Кутузов, В. Г. Маранцман, В. Я. Коровина и др.), учащиеся непосредственно читают тексты мифов и анализируют их в выбранном учителем ракурсе. О. А. Ерёмина отмечает: «Учитель не может поставить перед собой задачу изучить с шестиклассниками все мифы Древней Греции, но может пробудить интерес к этой удивительной стране и ее культуре, желание узнать о ней как можно больше. Важно познакомить детей с книгами, с помощью которых они смогут приблизиться к пониманию этой эпохи». Таким образом, методика изучения мифов в школе, как таковая, до сих пор ещё полностью не разработана. Соответственно, предложенный в проекте подход, направленный на развитие личностных компетенций и усвоение предметных знаний, представляющий собой систему творческих заданий для изучения выбранной темы, имеет системный характер и может быть представлен как вариант изучения данной темы.

Этапы работы над проектом: Определение цели проекта. Проектирование системы заданий. Отбор содержания - (краткая аннотация от учителя по содержанию -показ образцов и раздача памяток. (см. Приложение) Составление учащимися информационного листка – «Боги Древней Греции». Составление учащимися газеты. Иллюстрирование и защита рисунка. Представление устного монологического сообщения «Мифы Древней Греции в современном искусстве». Написание собственного мифа о похождениях древних богов в современном мире» с усвоением стилистических особенностей мифа и основной функции выбранного бога. Задания выполняются поэтапно в течение 5 уроков. Составление альбома «Путешествие по мифам Древней Греции».

Материалы, выданные ребятам на разных этапах реализации проекта. 1. Шаблон обложки альбома: 2. Шаблон информационного листка «Боги Древней Греции» :

Материалы, выданные ребятам на разных этапах реализации проекта 1. План составления газеты: План оформления газеты: План оформления газеты: 1. Название газеты. 2. Репродукция/иллюстрация выбранных богов(а) 3. )Характеристика выбранных (ого) богов(а). 3. Мифы, связанные с выбранными богами. 4. Краткое содержание основного/ наиболее понравившегося мифа о боге. 5. Викторина /кроссворд/опрос. 6. Газета должна быть аккуратно, красочно и красиво оформлена. 1. Название газеты. 2. Репродукция/иллюстрация выбранных богов(а) 3. )Характеристика выбранных (ого) богов(а). 3. Мифы, связанные с выбранными богами. 4. Краткое содержание основного/ наиболее понравившегося мифа о боге. 5. Викторина /кроссворд/опрос. 6. Газета должна быть аккуратно, красочно и красиво оформлена.

Материалы, выданные ребятам на разных этапах реализации проекта План составления сообщения План составления сообщения 1. Дать общую характеристику роли мифов в искусстве. Можно начать сообщение следующими фразами: Значение мифов в современном искусстве велико. (ответить на вопрос: «Почему это значение велико?»/ Значение мифов в современном искусстве трудно переоценить («Почему?»)./ Мифологические сюжеты можно встретить в разных видах искусства. 2. Выбрать древнегреческого персонажа. Дать его краткую характеристику (1-2 предложения). 3. Описать, в каких видах искусства можно встретить образ выбранного бога или героя. Привести конкретные примеры и описать их. 4. Выразить своё мнение по роли выбранного вами бога в искусстве. 4. Красиво оформить вашу работу.   1. Дать общую характеристику роли мифов в искусстве. Можно начать сообщение следующими фразами: Значение мифов в современном искусстве велико. (ответить на вопрос: «Почему это значение велико?»/ Значение мифов в современном искусстве трудно переоценить («Почему?»)./ Мифологические сюжеты можно встретить в разных видах искусства. 2. Выбрать древнегреческого персонажа. Дать его краткую характеристику (1-2 предложения). 3. Описать, в каких видах искусства можно встретить образ выбранного бога или героя. Привести конкретные примеры и описать их. 4. Выразить своё мнение по роли выбранного вами бога в искусстве. 5. Красиво оформить вашу работу.  

Реализация проекта

Первый этап проекта– составление информационного листка «Боги Древней Греции»

Второй этап проекта. Создание и защита ученических газет. «Посейдон». «Афина».

Второй этап проекта. Создание и защита газет. «Посейдон». «Старшие боги Древней Греции»

Второй этап проекта. Создание и защита газет.

Второй этап проекта. Создание и защита газет. «Боги Древнегреческой мифологии».

Второй этап проекта. Создание и защита газет. «Герои мифов Древней Греции. Геракл».

Третий этап. Создание иллюстраций к прочитанным мифам и их защита.

Третий этап. Создание иллюстраций к прочитанным мифам и их защита.

Третий этап.Создание иллюстраций к прочитанным мифам и их защита.

Третий этап. Создание иллюстраций к прочитанным мифам и их защита.

Третий этап. Создание иллюстраций к прочитанным мифам и их защита.

Четвёртый этап. Сообщение на тему «Мифы древней Греции в искусстве».

Пятый этап. Создание собственного мифа.

Этап шестой. Оформление обложки.

Этап шестой. Оформление обложки.

Этап седьмой. Конечный продукт: Альбом «Мифы Древней Греции»