12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шоричева Галина Александровна97

Типовые задания по формированию УУД на уроках математики в основной школе

«Образованный человек – это человек, который обладает обширными знаниями, привычкой мыслить и благородством чувств». Н.Г. Чернышевский Шоричева Галина Александровна преподаватель математики Типовые задания по формированию УУД на уроках математики в основной школе

«Правильно обучать юношество – это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит – раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки знания подобно тому, как из почек деревьев вырастают листья, цветы, плоды…». Я. А. Коменский

УУД – это совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию учебного процесса.

УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. Создать проблемную ситуацию, что позволит активизировать творческое отношение к учебе; Сформировать рефлексивное отношение к учению, что позволит выстроить последовательность выполнения задачи и предвидение конечного результата; Обеспечить учеников необходимыми знаниями и навыками для решения поставленной задачи; Оценить знания учащихся с учетом новых достижений; Организовать совместную учебную деятельность.

УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Универсальные учебные действия

Результатом формирования УУД является умение ученика: Выделить тип задач и способы их решения; Осуществлять поиск необходимой информации; Обосновывать этапы решения учебной задачи; Производить анализ и преобразование информации; Устанавливать причинно-следственные связи; Выбирать наиболее эффективный способ решения задачи исходя из конкретных условий.

Личностные УУД Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся Построение «Я - образа»; Формирование идентичности личности; Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; Построение жизненных планов Поиск ответа на вопрос: Какой смысл для меня имеет учение? Выделение морально-этического аспекта в событиях и действиях; Построение системы нравственных ценностей; Нравственно-этическое оценивание; Осуществление личностного выбора Самопознание и самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическая ориентация

Виды заданий для формирования: 1. личностных УУД: Участие в проектах; Подведение итогов урока; Творческие задания; Участие в проектах; Выполнение самооценки событий; Ведение дневника (портфолио) достижений; Авансирование успешности результата

В понедельник акции компании подорожали на некоторое количество процентов, а во вторник подешевели на то же самое количество процентов. В результате они стали стоить на 4% дешевле, чем при открытии торгов в понедельник. На сколько процентов подорожали акции компании в понедельник? Личностные УУД: Клиент открыл в банке счет и положил на срочный вклад 500 тысяч рублей. Определите сумму вклада через 2 года, если банк начисляет сложные проценты по ставке 12% годовых и дополнительных вложений не было.

Личностные УУД: 3. На одну порцию рисовой каши требуется 40 грамм риса и 1/10 литра молока. Какое наибольшее количество порций каши может приготовить столовая, если в её распоряжении есть 900 грамм риса и 3 литра молока? 1. Определить общую массу портфелей всех учеников нашего класса. Найти средний вес портфеля. 4.Какую длину и ширину может иметь участок площадью 48 кв.м? 2.В кафе вы заказали несколько блюд. Мясной стейк – 149 рублей, гарнир- 60 рублей, кофе – 70 рублей, пирожное – 75 рублей. Чаевые – 10% от всей стоимости. Рассчитайте стоимость чека в кафе вместе с чаевыми. 5. Одна поездка на троллейбусе в Санкт-Петербурге обойдется 40 рублей, если платить наличными. А с электронным билетом каждая поездка будет стоить 31 рубль. Но при этом придется купить сам электронный билет за 60 рублей. Как выгоднее оплатить 10 поездок на троллейбусе? Сколько можно сэкономить?

Личностные УУД: Творческое задание. Написать поздравление (8 марта, 23 февраля, Новый год) используя математические термины.

Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности коррекция контроль прогнозирование планирование целеполагание Оценка Саморегуляция

Виды заданий для формирования: 2. регулятивных УУД: Выполнение заданий типа «Преднамеренная ошибка», «Почта», «Верю – не верю!»; Поиск информации в предложенных источниках; Взаимоконтроль; Дифференцированные задания; Задания, содержащие элементы исследовательской деятельности; Контрольный опрос на определенную проблему.

«Ищу ошибки»   Регулятивные УУД:

Регулятивные УУД: «Почему так получилось?» Докажем, что 5 = 1. От обеих частей этого равенства отнимем по 3, результаты возведем в квадрат . Получим: 4 = 4. Это равенство верное. Значит, и исходное также верное, то есть 5 = 1.  

Два ученика представили решение уравнения: n!n=25(n-1)! n!n=25(n-1)! (n+1)(n-1)!=25(n-1)1 n+1=25 n=24 Ответ: 24 n!n=25(n-1)! n(n-1)!n=25(n-1)! n2=25 n1=5 є N n2=-5 Ответ: 5 - объясните каждое из предложенных решений и дайте им оценку. - найдите верное решение или укажите его, если оно уже представлено. Регулятивные УУД:

Познавательные УУД Обеспечивают общеучебный комплекс компетенций Формулирование познавательной цели; Применение методов информационного поиска; Структурирование знаний; Работа с текстами различных видов; Создание алгоритмов деятельности; Моделирование. Анализ; Синтез; Сравнение; Подвеление под понятие; Установление причинно-следственных связей; Доказательство; Выдвижение гипотез и их обоснование; Формулирование проблемы; Самостоятельное создание способов ее решения общеучебные логические постановка и решение проблемы

Виды заданий для формирования: 3. познавательных УУД: «Найди отличия» (можно задать их количество); «На что похоже?»; Поиск лишнего «Лабиринты»; Упорядочивание; «Цепочки»; Составление схем-опор; Работа с разного вида таблицами; Составление и распознание диаграмм; Работа со справочниками; Изготовление моделей.

Познавательные УУД: Крестьянин Пахом, который мечтал о собственной земле и собрал наконец желанную сумму, предстал перед требованием старшины: «Сколько за день земли обойдёшь, вся твоя будет за 1000 рублей. Но если к заходу солнца не возвратишься на место, с которого вышел, пропали твои деньги». Выбежал утром Пахом, а возвратился вечером назад и упал без чувств, обежав четырёхугольник ABCD с периметром 36 км.

Решите уравнение: 28k + 30n + 31m = 365 Говорят, уравнение вызывает сомнение, но итогом сомнения может быть озарение! 365 – количество дней в году 28 – количество дней в феврале 30 – количество дней имеют 4 месяца в году 31 – количество дней имеют 7 месяцев в году K = 1, n = 4, m = 7. Познавательные УУД:

Познавательные УУД: «Угадай фразу»

Ромб, трапеция, квадрат, прямоугольник, параллелепипед. Ромб, квадрат, параллелограмм. Высота, медиана, биссектриса, диагональ. Градус, радиан, минута, гектар. «Найти лишнее» Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД Определение цели и функций участников; способов взаимодействия Инициативное сотрудничество в поиске информации Выявление сути конфликта, поиск различных способов его разрешения; принятие и реализация решения Контроль, коррекция, оценка его действий Владение монологичной и диалогичной формами речи в соответствии с нормами языка Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Разрешение конфликтов Управление поведением партнера Умение выражать свои мысли Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды заданий для формирования: 4. коммуникативных УУД: Составь задание партнеру; Групповая работа по составлению кроссворда, ребуса. Подготовь рассказ на тему… Объясни… Организация диалога (работа в паре); Задания «Отгадай, о чём говорится», «Какая идея лучше?».

Что же дают УУД? обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания

Памятка для Учителя. Помните – каждый ребёнок индивидуален. Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте возможности и способности учеников. Помните, что главным является не предмет, которому Вы учите, а личность, которую Вы формируете. Помогите ребёнку адекватно оценивать ту работу, которую он сделал. Помните, что знает материал не тот, кто пересказывает материал, а кто применяет его на практике. Научите ребёнка высказывать свои мысли. Не бойтесь «нестандартных» уроков, попробуйте различные виды игр, дискуссий, групповую работу для освоения материала.

Формирование универсальных учебных действий у каждого учащегося – это жизненная необходимость!!! Наша задача не предвидеть будущее, а творить его уже сегодня, ведь будущее всегда заложено в настоящем!