12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Задонская Ангелина Геннадьевна1653
Россия, Ульяновская обл., Димитровград

Литотерапия как средство эмоционального и познавательного развития дошкольников.

Литотерапия как средство эмоционального и познавательного развития дошкольников (из опыта работы) Подготовил педагог-психолог МБДОУ детский сад №45 «Журавлик» г.Димитровграда Ульяновской области Задонская А.Г.

В настоящее время в системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции, все больше места занимают специальные техники, относящиеся скорее к области психологии или медицины. Одной из таких специальных техник и является литотерапия ( от греческого lithos- камень, terapia-терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время. Основоположником литотерапии можно считать Аристотеля. В более широком понимании, литотерапия- это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека.

В коррекционной работе можно использовать также стоун – массаж, т.е. массаж натуральными камнями. Перед использованием камни желательно согреть (например, на солнце). Тогда благотворное воздействие массажа усилится, т.к. тепло камней улучшит кровообращение.

Показания для применения игр с камушками низкий уровень коммуникативно-речевого развития, конфликтность, замкнутость, тревожность, невротические и эмоциональные расстройства, кризисные состояния, низкая самооценка

Цели использования Развитие психических процессов (память, внимание, мышление); Развитие мелкой моторики пальцев рук детей в сочетании с развитием всех компонентов речевой деятельности дошкольников; Снятие усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний; Приобщение к прекрасному

Использование элементов литотерапии на занятиях перебирание камней, выкладывание дорожек или узоров из камней по образцу и самостоятельно Раскладывание по цвету, размеру (камни марблс)

Как средство художественно-эстетического развития (рисование на камнях)

Использование камней как вспомогательного материала на занятиях лепкой из пластилина

Как средство интеллектуального развития детей Светящиеся пластиковые камушки для обучения счету, сортировке по признакам. Рекомендовано к использованию с 4-х лет индивидуально. «Слоговые камни», созданные из искусственной белой гальки, служащие в качестве упражнения для составления слов

Как счетный материал при составлении и решении примеров Искусственная белая галька, преобразованная в ягоды Обозначение количества ягод цифрами

Книги по литотерапии, используемые в работе с дошкольниками Программа психологической коррекции поведения и нарушения в развитии Авторы: Визгина Е.Н., Дунаева Н.А., Ратманова С.А. Авторы данного пособия расширили применение метода литотерапии в сочетании с системой сказок Т.И. Гризик. Методическое пособие содержит программу, разработанную для детей дошкольного возраста. Цель программы: развитие эмоционально-волевой сферы детей среднего дошкольного возраста. Объём программы: 16 занятий. Продолжительность занятий в зависимости от поставленных задач составляет от 20 до 25 минут. Периодичность занятий: один раз в неделю.

Заключение Надо отметить, в настоящее время возможности и ограничения литотерапии, как разновидности арт-терапии, мало изучены в системе дошкольного образования, однако стоит отметить, что литотерапия — доступный (но в то же время затратный) и эффективный способ психотерапевтического воздействия на эмоциональную и интеллектуальную сферу ребенка. В процессе работы с камнями дети непроизвольно получают возможность выразить свои чувства и эмоции( это для них необычный процесс). Они с большим удовольствием работают с этим природным материалом, перебирая камушки в руках, становятся более спокойными, уравновешенными, быстрее раскрываются, рассказывая о своих переживаниях.