12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гавриленко Евгения Сергеевна213
Россия, Курская обл., Железногорск

Формирование функциональной грамотности в учебной и внеурочной деятельности при обучении иностранному языку

Формирование функциональной грамотности в учебной и внеурочной деятельности при обучении иностранному языку Учитель иностранных языков МОУ «СОШ №8» Гавриленко Евгения Сергеевна

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ – ЭТО СПОСОБНОСТЬ ПРИМЕНЯТЬ ПРИОБРЕТЁННЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЗАДАЧ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ.

Цель обучения функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности при обучении иностранному языку – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач.

СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ овладение грамотной устной и письменной речью способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации умение самостоятельно формулировать проблему умение использовать различные виды текстов для получения необходимой информации умение понимать речь на слух и успешно взаимодействовать в рамках коммуникативной задачи.

МЕТОД КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний в каждом из заданий описывается жизненная ситуация контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни ситуация требует осознанного выбора модели поведения вопросы изложены простым и ясным языком используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Математическая грамотность распознавать проблему, которая возникает в окружающей действительности формулировать данную проблему решать проблему, используя математические факты и методы анализировать методы решения интерпретировать, формулировать и записывать результаты решения.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ Look at the picture and count the birds.

Do the sums. Реши примеры.

Ross bought 38 boxes of chocolates. There were 96 chocolates in each box. How many chocolates did Ross buy?

УЗНАЙ, СКОЛЬКО УЧЕНИКОВ В ТВОЕМ КЛАССЕ ВЕДУТ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. ПОСТРОЙ ДИАГРАММУ

Естественно-научная грамотность научно объяснять явления понимать основные особенности естественно-научного исследования интерпретировать данные использовать научные доказательства для получения выводов.

Примеры заданий

Читательская грамотность находить и извлекать необходимую информацию из текста интегрировать и интерпретировать информацию давать оценку прочитанному в тексте использовать информацию из текста

Критерии отбора текстов текст должен быть ученику интересен, объем текста не должен превышать норму (исходя из уровня и возраста учащихся). наличие иллюстраций, схем, диаграмм наличие в тексте «фактов и мнений» т.е. текст должен развивать кругозор текст должен быть структурирован: заголовок, абзацы, прямая речь и т.д.

Примеры текстов Рецепты

Примеры текстов Сводка о погоде

Примеры текстов Рецензии на фильмы и книги

ЭТАПЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ Предтекстовый (Pre-reading). Текстовый (While-reading). Послетекстовый (Post-reading).

ПРЕДТЕКСТОВЫЙ ЭТАП Упражнения на соотнесение слова с темой Упражнения на понимание лексико-тематической основы текста Упражнения в работе с заглавием текста Упражнение в опознавании интернационализмов

ТЕКСТОВЫЙ ЭТАП найти ответы на предложенные вопросы; подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что в тексте не упомянуто; составить предложения по порядку; найти соответствия; выполнить задание на множественный выбор;

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙ ЭТАП выявить новое из прочитанного текста высказать свое мнение по поводу прочитанного; опровергнуть утверждения или согласиться с ними; доказать или охарактеризовать что-то; составить план текста, выделив его основные мысли;

Финансовая грамотность сформировать первичные экономические понятия научить детей правильному отношению к деньгам объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ Соотнеси монету и ее изображение Составь меню собственного кафе Распиши свой ежемесячный бюджет

Формирование глобальных компетенций критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ Провести конференция на тему: «Зеленый дом»

Креативное мышление высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени) -гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей) -оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи) -точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям)

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ Создать постер, плакат, открытку, афишу и т.д. Метод ассоциаций Техника “What would happen if…” (Что произойдет, если … .)

НАРИСУЙ СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ