12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Карасева Ирина Дмитриевна1175
Учитель физики высшей категории. Имею звание "Старший учитель". Являюсь руководителем методического объединения учителей естественных дисциплин, физической культуры и ОБЖ. Педагогический стаж работы 28 лет
Россия, Луганская Народная Респ., Луганск

Доклад на семинаре «Развитие универсальных учебных действий на уроках физики»

Развитие универсальных учебных действий на уроках физики Автор презентации: Карасёва Ирина Дмитриевна, учитель ГУ «ЛШ №18» г. Луганска

Четыре столпа, на которых основывается образование НАУЧИТЬСЯ ПОЗНАВАТЬ НАУЧИТЬСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ НАУЧИТЬСЯ ДЕЛАТЬ

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Деятельностный метод - метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. ЗНАЮ – НЕ ЗНАЮ УМЕЮ – НЕ УМЕЮ ИЩУ И НАХОЖУ ДУМАЮ И УЗНАЮ ПРОБУЮ И ДЕЛАЮ

Проблемное обучение Коллективная система обучения Дифференцированное обучение Развитие критического мышления Модульное обучение Проектное обучение Игровая деятельность

Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает (Георг Зиммель) Системно-деятельностный подход подразумевает создание условий, при которых деятельность ученика направлена на становление его сознания и личности в целом ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОВЛАДЕНИЯ ЗНАНИЯМИ Восприятие информации Анализ Запоминание Самооценка Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал (К.Д.Ушинский)

Тема «Агрегатные состояния вещества» На траву роса упала, Опустилась, словно дым. Растелилась покрывалом Серебристо-голубым. Не сойдёшь в траву с тропинки – Обжигает, как огнём, И тяжёлые росинки Так и сыплются дождём.

Тема «Кипение» Тема «Электрические явления» Тема «Звук. Звуковые колебания» Мир звуков так многообразен, Богат, красив, разнообразен, Но всех нас мучает вопрос Откуда звуки возникают, Что слух наш всюду услаждают? Пора задуматься всерьез.

Приём «Логическая цепочка» Технологическая карта урока – помощник в организации эффективного учебного процесса, обеспечивающего реализацию универсальных учебных действий интерактивность интерактивность обобщённость технологичность алгоритмичность структурированность

Технологическая карта урока по теме «Газовые законы» Время Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся 1 мин Организационный момент Проверка готовности к уроку, приветствие Проверка готовности к уроку, приветствие 5 мин Блок «Погружение в тему уроку» Предъявляет проблемную ситуацию на основе демонстрационного эксперимента, используется методика «свободных ассоциаций» Демонстрация заправки зажигалки газом из баллончика, учащиеся на ощупь убеждаются в понижении температуры баллончика. Подводит рассуждения обучающихся к формулированию темы и задач урока Решают проблемную ситуацию, формулируют тему урока, определяют основные задачи урока 10 мин Теоретический блок Дает задание для работы в группах, обеспечивает разного вида информацией для работы: презентация к уроку, интернет-ресурсы по теме урока, учебники, справочные пособия, дополнительная информация к уроку. Самостоятельная работа учащихся в группах по предложенным заданиям. В каждой группе выбирается руководитель и пресс-атташе. По окончанию работы групп, каждая из них представляет отработанный материал в виде части общей таблицы (интеллект-карты) Заполняют общую таблицу.

Технологическая карта урока по теме «Газовые законы» 15 мин Процессуальный блок Направляет деятельность обучающихся на применение процедурной информации в ситуации первичного усвоения теоретического материала. Используется методика «Вставьте нужную информацию», «Исключение лишнего» Работают в парах по разноуровневым заданиям: а) найдите в тексте указанных параграфов следующие предложения, напишите номер параграфа, номер страницы и абзац, где находится данный текст б) Напротив каждой фамилии укажите, чем эта фамилия знаменита, назовите имя, даты рождения, страну, где жил этот ученый в) решите качественную задачу г) решите расчетную задачу д) решите графическую задачу е) работа с карточками-заданиями Проводят взаимопроверку и взаимооценивание 10 мин Блок коррекции Предлагаются задания разной степени сложности на информации в измененной ситуации Выполняют задания самостоятельно или коллективно (по желанию), проводят самопроверку по предложенным алгоритмам и критериям оценивания. 4 мин Рефлексивный блок Предлагает методику «Синквейн» по теме урока, проводит рефлексию, выставляют полученные оценки, задаёт домашнее задание Получают домашнее задание (индивидуальные карточки)

Таблица для работы Изотермический закон Изобарный закон Изохорный закон Общее условие для всех Определение Формулы зависимости величин Кто открыл, когда График процесса Название графического изображения Между какими величинами устанавливается зависимость Где применяется на практике

Лабораторная работа «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления» Цель исследования:____________________________________________________ Оборудование:_______________________________________________ План проведения исследования: 1. В ходе опыта меняю _________________ , сохраняю неизменным _______________________. 2. Измерение_______________________ провожу при помощи_____________ . Цена деления_______________. Абсолютная погрешность измерений________________________. (Изобразите рисунок, поясняющий, почему вы можете утверждать, что показание динамометра равно силе трения). 3. Результаты измерений запишу в таблицу: 4. Сделаю вывод:_______________ Вес тела, Н   Сила трения, Н

Требования к домашнему эксперименту интересен учащимся увлекает учащихся доступен соответствует возрастным особенностям учащихся

Исследовательские действия выдвижение гипотезы планирование эксперимента наблюдение умение делать выводы анализ проведение эксперимента Человек достигнет результата, только делая что-то сам (А. Пятигорский)

Тема «Трение и его значение в жизни человека» 1 группа – исследователи общественного мнения - должны показать, какую роль играет явление трения или его отсутствие в нашей жизни, ответить на вопрос: что мы знаем об этом явлении. 2 группа – теоретики - изучает природу сил трения, исследует факторы, от которых зависит трение; рассматривает виды трения. Задача группы - показать роль сил трения в технике и в повседневной жизни. 3 группа – экспериментаторы - выясняют зависимость силы трения скольжения от следующих факторов: от нагрузки, от площади соприкосновения трущихся поверхностей; от трущихся материалов (при сухих поверхностях). 4 группа – конструкторы - создаёт демонстрационные эксперименты; объясняет результаты наблюдаемых явлений.

Технология развития критического мышления ВЫЗОВ ОСМЫСЛЕНИЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ «Покопаемся в памяти» «Ассоциация» «Перепутанные логические цепочки» «Инструкции» «Эссе» «Самоанализ» «Синквейн» «Ключевые слова» ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА СВОЯ ОПОРА ПОВТОРЕНИЕ С ОДНОВРЕМЕННЫМ КОНТРОЛЕМ СВОИ ПРИМЕРЫ ПОВТОРЕНИЕ С РАСШИРЕНИЕМ ОПРОС - ИТОГ

Листок самоконтроля по теме «Электрический ток» Понятия, умения Знаю Умею Хотел(а) бы знать (научиться) Определение электрического тока Условия существования электрического тока Определение источника тока Устройство и принцип действия простейших источников тока Определение электрической цепи, её составные части. Изображение на схеме электрической цепи Умение читать электрические схемы Какое направление электрического тока считается положительным? Как можно обнаружить электрический ток (действия тока)? Сборка простейшей электрической цепи по схеме Определение силы тока, её единица измерения, формула для её определения Правила подключения амперметра Умение измерять силу тока с помощью амперметра Умение решать задачи на нахождение силы тока, количества заряда.

Современный урок физики – это совместная увлекательная деятельность, с четко определенной и понятной и учителю, и учащимся целью. ПОМНИТЕ! Часто, обучая детей конкретным навыкам, мы лишаем их шанса делать собственные открытия. (Ж. Пиаже) Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. А. Дистервег