12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Касимова Людмила Михайловна898
Россия, Удмуртская респ., Сарапул

Методические указания и рекомендации «Решение проектных задач в среднем звене»

Проектная задача – этап освоения школьниками поисково-исследовательской деятельности Учитель русского языка и литературы МБОУ Шадринская СОШ Касимова Л.М.

Психологический прием «Эффект Пигмалиона» Мозг ребенка очень пластичен. Говорите ему только о самых лучших его качествах! Сказанное будет «записываться» на программный уровень мозга ребенка. «Прошлый год был отличным, а этот станет еще лучше!».

ФГОС: требования к результатам освоения программы Основного общего образования Ученик должен уметь: определять понятия обобщать устанавливать аналогии классифицировать  устанавливать причинно-следственные связи строить  логическое рассуждение делать выводы; создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы; владеть навыками смыслового чтения

Системно – деятельностный подход в обучении -основа ФГОС Ученик – активный субъект педагогического процесса пробудить интерес к предмету и процессу обучения воспитание человека с активной жизненной позицией сотрудничество и взаимопонимание развивать навыки самообразования Цель Принцип Результат

Системно – деятельностный подход в обучении Принципы: деятельности системности минимакса психологического комфорта творчества

Системно – деятельностный подход в обучении Основные технологии: Проблемно - диалогическая Технология оценивания Технология продуктивного чтения Технология сотрудничества

Виктор Петрович Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»

Тони Бьюзен

Ментальная карта - это информация в графическом изображении на листе формата А4, отражающая связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.) между героями и событиями, описанными в художественном произведении.

Сказка «Снежная королева»

К.Бальмонт «Фейные сказки»

А.Грин «Алые паруса»

Рассказ «Муму» И.С.Тургенев

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Сон»

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

К.Бальмонт «Золотая рыбка»

«Имя прилагательное»

Проектные задачи - шаг к проектной деятельности проектная задача - это набор заданий получение «продукта» система действий учащихся

Универсальные учебные действия Регулятивные УУД: рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности);

Универсальные учебные действия Познавательные УУД: моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное);

Универсальные учебные действия Коммуникативные УУД: проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)

В основе решения проектных задач лежат следующие принципы: принцип индивидуализации учебной деятельности принцип системности принцип преемственности принцип проблемности принцип учебно-поисковой деятельности принцип мотивации

Отличия проектной задачи от проекта цель, замысел задаются извне (учителем) способ проектирования задается через последовательность отдельных заданий продукт решения проектной задачи носит учебный характер

Проектные задачи могут быть: тематические предметные межпредметные стартовые итоговые межвозрастные

Алгоритм составления проектной задачи 1. Определить место проектной задачи в тематическом планировании. Монопредметная или тематическая задача – рассмотреть тематическое планирование по какому – либо предмету. Межпредметная задача, тематическая, стартовая, итоговая, межвозрастная – найти точки пересечения областей знаний в нескольких предметах.

2. Сформулировать цель проектной задачи 3. Сформулировать проблему (условие задачи). Наличие квазижизненной ситуации. Наличие сформулированного вопроса (возможно отсутствие).

4. Составить систему взаимосвязанных сюжетом заданий (инструкцию) Учесть, что двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от подготовленности группы). Запланировать отвлекающие маневры, создающие разные препятствия для решения поставленной задачи (возможно отсутствие). Составить заключительное «ключевое» задание так, чтобы оно являлось общей «сборкой», позволяющей собрать вместе всё то, что выполнила группа в отдельных заданиях (готовый к презентации продукт)  

5. Продумать форму рефлексии (устно, письменно, в группе, перед классом…) 6. Продумать форму представления готового продукта (решения задачи).   7. Продумать форму оценки (кто, когда и как (по какой форме) оценивает).  

Проектная задача должна начинаться с ее описания Здесь необходимо обозначить проблему и продукт. Пример: «Cыщики». 7 класс. Дорогие ребята, Знаменитые сыщики Шерлок Холмс и доктор Ватсон обращаются к вам за помощью. Им в руки попала карта, на которой указан только пункт выхода. В каком направлении двигаться, и какое расстояние нужно пройти, чтобы добраться до места назначения, вы узнаете, если выполните все задания.

Пример: Реальная ситуация: на планете Нано открылся зоопарк с экзотическими животными. Но в нем только одно животное. Идеальная ситуация: жители планеты очень хотят, чтобы у них был большой зоопарк с красивыми экзотическими животными. Дети формулируют цель: помочь жителям планеты Нано наполнить зоопарк красивыми экзотическими животными. Продукт обозначен в задаче как образ фантастического животного.

Алгоритм решения проектной задачи Определить роль каждого участника групповой работы. Ознакомиться с условием задачи. Обсудить организацию работы в группе по решению проектной задачи. Ознакомиться с инструкцией. Выполнить задания, сформулированные в инструкции. Подготовиться к презентации решения проектной задачи. Предъявление готового продукта. Рефлексия своей деятельности (с выходом на причины). Оценивание своего продукта по форме (каждого, группы в целом, взаимооценка между группами).

Карта оценивания работы группы № Список группы Номер выполнен-ного задания Особо отличился 3 балла «5» Был активен 2 балла «4» Участвовал 1 балл   «3»

Проектная задача по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро» 5 класс Жители бассейна реки Енисей озабочены тем, что на их территории участились случаи, когда туристы, грибники, охотники, а главное – дети теряются в лесу. Приходится организовывать спасательные операции, проводить поисковые работы. Жители данного региона обращаются с просьбой помочь уменьшить количество заблудившихся в лесу.

Задания: Выпишите из текста рассказа фразы, которые раскрывают секреты природы, помогающие человеку понять ее. Найдите в тексте народные приметы, таёжные законы, которые помогли Васютке выжить в тайге. Напишите рецепт приготовления дикой птицы в походных условиях ( с опорой на текст рассказа). Дайте совет, как правильно организовать место ночевки. Соберите и оформите памятку «Если ты заблудился в тайге»

Алгоритм работы над проектной задачей 1.Описание проблемной ситуации (Что и зачем надо делать?) 2.Формирование рабочих групп (Кто с кем будет работать и кто какую часть общего задания будет выполнять?) 3.Обсуждение и выбор средств, необходимых для выполнения индивидуальных заданий 4. Практическая работа 5.Демонстрация и защита результатов (продуктов) 6.Рефлексия

Крупные реки Российской Федерации

Енисей - батюшка

Таежный лес

Итоги решения проектной задачи Реальный «продукт» созданный детьми: текст, плакат, схема, макет, таблица, диаграмма, график, рисунок и пр. Нематериальный продукт – качественные изменения самого ребёнка (группы детей).

Продукт деятельности Памятка «Если ты заблудился в тайге»

Проектная задача – особый, универсальный вид учебного задания, способствующий достижению всех планируемых результатов освоения ООП. От прочих практических заданий отличается наличием материального образовательного продукта.

Рефлексия Выберите по 1-2 предложения и закончите их сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог… было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось…