12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Седых Ольга Викторовна644
Работаю в МБОУ "СОШ с.Горнозаводска Невельского района Сахалинской области". Стаж педагогической работы - 23 года. Квалификация: учитель русского языка и литературы I категории. Также являюсь классным руководителем.
Россия, Сахалинская обл., Горнозаводск

Исследовательская работа «Молодежный сленг как компонент речевой «культуры» учащихся или лексикон современного школьника»

«Молодежный сленг как компонент речевой «культуры» учащихся или лексикон современного школьника» Выполнила: Сорокина Анастасия ученица 7 «А" класса Руководитель: Седых О. В. учитель русского языка и литературы.

Как все начиналось… Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. И.С.Тургенев «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский Язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». И.С.Тургенев Клево, домашка, бабло, лажа, лол…… подростки очень часто выражаются такими словами, даже не задумываясь и не понимая зачем…

Актуальность проекта: Представленная тема, на мой взгляд, очень актуальна. Современный человек должен говорить грамотно, убедительно, выразительно, т.е. его речь должна быть развита, лексика богата и разнообразна. Что же представляет собой лексика современного подростка? Она изобилует жаргонизмами, нецензурными словами, в ней мало образности и выразительности. Наш «великий, могучий, правдивый и свободный» язык портится и засоряется. Гипотеза: Предположим, что в речи современных школьников преобладает жаргонная (сленговая) лексика, что является показателем низкой речевой культуры учащихся;

Задачи проекта: 1. Изучить литературу по данному вопросу. 2. Определить, какое место занимает ограниченная в употреблении лексика - жаргонизмы, сленг в речи учащихся. 3. Выявить источники и причины возникновения подросткового жаргона. 4. Провести исследование среди учащихся с целью выяснения употребления и восприятия сленговых выражений подростками. 5. Проанализировать результаты опроса и сделать соответствующие выводы. 6. Составить словарь современного сленга, употребляемого подростками нашей школы. Цель проекта: Проанализировать речь современных школьников с точки зрения использования ими жаргонной (сленговой) лексики. Выяснить, какое место занимает подростковый жаргон (сленг) в речи школьников.

Так что же такое сленг и почему современные школьники так активно используют его в своей речи? Сленг. слэнг (англ. slang), экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной языковой нормы (БСЭ). В «Школьном толково-этимологическом словаре» (составитель Г.Н. Афонина) и в «Словаре иностранных слов для школьников» значение слова сленг одинаково: сленг – слова, выражения, характеризующие речь определённых социальных или возрастных групп людей; сленг- заимствованное из английского – то же, что и французское жаргон .То есть авторы этих словарей считают, что слова жаргон и сленг – синонимы.

Существует ещё несколько определений сленга: Сленг – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста. Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим. Сленг - это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка. Из этих определений следует, что сленг – разновидность нелитературной речи.

Причины употребления сленга подростками 1. Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной. 2. Сленг помогает выделиться подростку, стать непохожим на окружающих. Это своеобразный протест против общепринятых норм. 3. Сленг служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к определенной социальной среде. 4. Сленг - способ прикрыть собственную безграмотность и скудость языка, шанс выглядеть модно

Данные социологического опроса среди учащихся 6-9 классов моей школы и педагогов. Цель проведения анкетирования: - определить круг наиболее употребляемых жаргонизмов в речи учащихся нашей школы; - определить мотивы употребления жаргонизмов в речи; - определить отношение учащихся нашей школы к жаргонным словам, употребляемым ими в речи; - выявить наличие и отсутствие стремления обойтись без жаргонизмов. В анкетировании приняли участие 108 человек среди 6-9 классов

• Общая статистика по школе среди учащихся 6 – 9 классов 94,4% знают слова молодежного сленга и употребляют в речи 5,6% не знают слова молодежного сленга

Используют нелитературную речь, потому что: (Можно выбирать несколько ответов)

Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?

Считаете ли вы, что сленг засоряет, разрушает нашу речь? 56% считают, что сленг засоряет нашу речь 44% не читают, что сленг засоряет нашу речь

Опрос педагогов: Понимаете ли вы современный молодежный сленг? Как вы относитесь к жаргонной лексике? Да - 6 чел. Иногда – 5 чел. Не всегда – 3 чел. Нет – 1 чел. Отрицательно – 14 чел. Нейтрально – 1 чел.

Знаешь ли ты слова молодежного сленга? 6 классы: Да 90%, Нет 10% 7 классы: Да 100% 8 классы: Да 91%, Нет 9% 9 классы: Да 100%

Употребляете ли вы в своей речи жаргонные слова, сленг? опрошенные 6 классы. Из 31 опрошенного: 7 классы. Из 20 опрошенных: 8 классы. Из 23 опрошенных: 9 классы. Из 34 опрошенных:

Почему вы используете нелитературную речь? а) Так говорят все, и я буду; б) Так легче общаться; в) Помогает лучше выразить свои мысли; г) Мне все равно, как я говорю; д) Делает речь понятнее для друзей; е) Считаю, что это модно и современно; ж) Помогает самоутвердиться; Можно выбирать несколько ответов.

Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений? а) Да б) Нет в) Не думал об этом. опрошенные

Считаете ли вы, что сленг засоряет, разрушает нашу речь? Опрошенные

Результаты проведенного исследования 1. Выявлено, что подростки активно используют в своей речи сленг и жаргонную лексику и считают, что такая речь приемлема в современном обществе. 2. Отмечено, что количество носителей молодежного жаргона увеличивается, и уже к 6 классу подростки осваивают школьный жаргон, перенимая его от старшеклассников. 3. Проанализированы причины употребления жаргонизмов в речи подростков

Тематические группы жаргонизмов, выявленные в результате исследования Наименование людей по качеству их характера: чувак, чувиха, чел, братан, дебил, красавчик, овца, козел, лох, лохушка, тормоз, шестерка, дебил, баран, чмо, придурок, урод, псих, овца, малявка, красава, вафля, звезда, чайник, обезьяна, валенок.

Наименование людей по родству Предки, пахан, маманя, браток, братан, сеструха, папаня, папаша, родаки, систер, матуха, родичи.

Бытовая техника: комп, мобила, т труба, телик, ящик, ноут, стиралка, морозко (холодильник) Пища и процесс ее поглощения: хавать, хавчик, жратва, вкусняхи, жрать, корм (еда), хавка, жевка, жрачка.

Наименование людей по профессии Мент, мусора, училка, препод, мусориллы, классуха, врачиха, историчка, биологичка, географичка, русишка, математичка. Деньги: бабки, бабосики, бабло, сотка, косарь, черебас, червонец (десять), стольник, пятихатка, штука.

Слова состояния, оценки: клево, классно, отпадно, офигенно, нормалек, потрясно, круто, вау, прикольно, супер, зашибись, крутяк, не оч, фигня, стрёмно, паршиво, отстой (плохо). Школьные оценки: двояк, пятак, двойбас, тройбан, пара, дубль, трюхан, пятифан, лебедь.

Части тела Грабли, культяпки, костыли, клешни, лапти (руки); череп, коржик, пасть, контейнер, хавальник (рот); моргалы, зенки, пешки, фонари, лупы (глаза); башня, башка, чугун (голова), носаря (нос).

Слова, обозначающие действия отвали, отвянь, завянь, увянь, затихни, свали, сдрысни, сгинь, иди погуляй (отстань), заткнись, умолкни, рот закрой (замолчи).

Источники происхождения современного сленга подростков Одним из первых источников пополнения речи школьников сленгом стали интернет, общение в соцсетях, развитие сотовой телефонной связи (комп – компьютер, винт – винчестер, гамать – играть, глючит – неполадки в работе компьютера; мыло – e-mail; блохи – ошибки в программе; мыха – компьютерная мышка;

Современная музыкальная культура «Пришла и оторвала голову нам чумачечная весна… Чумачечная весна пришла и крышу нам с тобой снесла…», «Круто ты попал на ТV…»

В речь школьников проникло много иностранных (особенно английских) слов.

В молодежный жаргон переходят арготизмы: отстой, отстойный, лох, базар, туфта, хавка, мусор, жратва, чмо, шестёрка и другие.

Среди жаргонизмов есть слова, принадлежащие к нейтральной лексике, с новым переносным лексическим значением, например, клевый – хороший; крутой – очень хороший; тормоз – человек, который медленно соображает; липа, липовый – ненастоящий; капуста – деньги и т.д.

Заключение Подводя итог, хочется сказать, что молодёжный жаргон, к сожалению, - это неотъемлемая часть речи современного подростка, сленг был, есть и будет в школьной лексике, негативно влияя на культуру речи и засоряя русский литературный язык. Поэтому, как не вспомнить слова С.Я.Маршака: «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас».

«Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас.»

Рефлексия деятельности

Переведи на литературный язык Диалог № 1. 1 – Завтра контрошка по физике! 2 – Гонишь? 3 - Эх ты, догоняй, дятел! Диалог № 2 1- Сёдня на улице дубак такой! 2 - Блин, вчера тепло было, а сёдня, я фигею, такой дубак. Из рубрики «Подслушано МБОУ «СОШ с.Горнозаводска»

Диалог № 3 1 – Ё-моё, зачёт ведь сёдня! 2 – Всё выучил? 3 – Ты чё, тормоз? Шпор наделал, а учить ваще в лом. Диалог №4 1 - Я вчера на дискач ходила, тусили на хате у предков! 2 - Ну и как? 1 – Ваще классно, ништяк так.

О чем внук попросил бабушку по телефону?

О чем дети спросили свою маму, что они хотели?

Ресурсы, задействованные для реализации проекта 1. Береговая З. М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания.- М.: 2006, № 3. 2. Большая советская энциклопедия.- М.: Советская энциклопедия. 1969—1978. 3. Вальтов Х., Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона. – М.: АСТ, 2005. 4. Грачёв М. А. Словарь современного молодёжного жаргона. М.: Эксмо, 2006. 5. Горбачевич К.С. «Особенности молодёжного жаргона». //РЯШ. 2001г. 6. Даль, В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль; Под ред. В.П. Бутромеев. - М.: Олма Медиа Гр., 2013. - 448 c. 7. Елистратов В.С. Толковый словарь русского сленга XXI века. М.: 2000 г. 8. Левикова С.И. Большой словарь молодёжного сленга. – М.: Просвещение, 2003. 9. Никитина Т. Г. Так говорит молодёжь: словарь молодёжного сленга. – М.: ФПб, 1998. 10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 2003. — 944 с. 11. Стенин И.А. «Словарь молодёжного жаргона». Воронеж.: 2004г. 12. Скворцов Л. И. «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи». М.: 2001г.

Интернет-ресурсы 1.http://samlib.ru/m/mazurin/slowarx.shtml 2.http://infourok.ru/issledovatelskaya_rabota_molodezhnyy_sleng_i_kultura_rechi-433332.htm 3.http://rus.1september.ru/article.php?ID=200102304 4.http://www.stihi.ru/diary/valmira59/2012-03-05