12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Миловидова Анастасия Евгеньевна1751
Люблю учиться и узнавать что то новое)))
Россия, Оренбургская обл., Оренбург


Аннотация:

Патриотизм (от греч. рatris - отечество, родина) всегда рассматривается в контексте отношения личности к своему отечеству, своему народу, своей культурной среде, к месту своего рождения, месту жительства. Это, прежде всего, чувственная характеристика личности, связанная с переживаниями своей привязанности к родине и своему народу, соотечественникам. В известной мере это природное чувство, способность к которому зарождается вместе с человеком, но оно развивается прижизненно в процессе общения с природным и социальным окружением.


Ключевые слова: патриотизм, воспитание, патриот, система, образование, образовательная организация, дошкольная образовательная организация, дополнительное образование, образовательная программа


Еще в дореволюционной России в школах уделялось много внимания воспитанию патриотизма и гражданственности. Русское общество считало, что патриотизм – это нравственно организующее начало жизни русского народа. Академик Лихачев говорил, что любовь к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, школе. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.

В российской науке проблеме патриотического воспитания также посвящено немало исследований. Выдающиеся педагоги считали патриотизм, стремление человека к процветанию Родины основой его духовной жизни. К.Д. Ушинский, развивая принцип народности в воспитании, особо подчеркивал важность воспитания у детей любви к Родине, гуманности, трудолюбия, ответственности. При этом он отмечал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [6, с. 160]. По мысли К.Д. Ушинского, под влиянием различных условий жизни складывается характер человека, который представляет именно ту почву, в которой коренится народность.

Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания имеют работы В.А. Сухомлинского, который полагал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества, как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина [5, с. 112].

Современные педагоги подчеркивают особо тесную связь патриотического и гражданского воспитания. На это указывают в своих работах К.Ш. Ахияров, А.К. Быков, А.С. Гаязов, Н.В. Ипполитова, В.И. Лутовинов, И.И. Мельниченко, И.В. Суколенов. Подобную точку зрения утверждает и автор статьи в публикациях на эту тему. Органическая взаимосвязь этих направлений в воспитательной работе обосновывается необходимостью реализации принципа народности в общественном воспитании, где основой патриотического воспитания и воспитания гражданственности является развитие чувства любви к Родине у молодого поколения [3].

В настоящее время существует необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения, особенно это актуально в формате многонационального региона.

Одним из основополагающих документов воспитания и внедрения патриотизма в среде молодёжи является государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ», разработанная в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан РФ и с учётом предложений органов исполнительной власти, научных и образовательных учреждений, творческих союзов и религиозных конфессий.

На территории Оренбургской области реализуются следующие государственные программы:

Государственная программа «Патриотическое воспитание и допризывная подготовка граждан в Оренбургской области» была введена с 2018 года, и продолжает свою работу до настоящего времени;

«Развитие волонтерского движения как важного элемента системы патриотического воспитания молодежи»;

«Информационное обеспечение патриотического воспитания граждан»;

 «Научно-исследовательское и научно-методическое сопровождение патриотического воспитания граждан».

Разрабатываются различного рода проекты и программы, предусматривающие создание условий для эффективной социализации молодежи, включения их в развивающие и социально-полезные виды деятельности, воспитывающие нравственность, патриотизм, подлинную гражданственность.

В Оренбургской области функционируют следующие организации патриотического характера:

Волонтеры Победы;

Поисковое движение России;

Юнармия;

Оренбургское войсковое казачье войско;

Эффективному развитию системы патриотического воспитания способствуют образовательные организации Оренбургской области.
Ежегодно проводится более 90 областных массовых мероприятий патриотической направленности с участием более 60 тысяч школьников и студенческой молодежи, из которых около 30 - крупномасштабные, в том числе: Межрегиональный фестиваль военно-патриотической песни «Долг. Честь. Родина», областные слеты военно-патриотических клубов и объединений «Отчизны верные сыны», «Юные друзья пограничников», областные слеты-соревнования «Школа безопасности» и «Юный спасатель» и другие. Военно-патриотические клубы, объединения организованы почти в каждом образовательном учреждении региона.

Ежегодно проходит проект «Вахта Памяти» который организован в рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание и допризывная подготовка граждан в Оренбургской области» с целью формирования у детей и молодежи чувства гордости за героическое прошлое нашего народа посредством включения обучающихся в практическую деятельность по сохранению исторической памяти. В него включены такие мероприятия как:

-  областная патриотическая акция «Памяти юных героев будем достойны!»;

- областное патриотическое тимуровское движение «Береги тех, кто жив. Помни о тех, кого нет»;

- областная поисковая акция «И помнит мир спасенный…»;

- областной смотр-конкурс Почетных караулов «На посту №1»;

- областная акция «Галерея героев»;

- областной конкурс на лучшую организацию патриотической работы в образовательных организациях «Россия начинается с тебя!». t1711620595aa.png

Дополнительное образование находится в нашей стране на этапе трансформации, поиска новых форм и решений. Ведь наше государство однозначно наметило курс на развитие системы дополнительного образования, и к 2030 г. в соответствии с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года» доля детей от 5 до 18 лет, посещающих организации дополнительного образования, должна достичь 82 %. Выполнение этого поручения вполне логично ложится на общеобразовательные организации и на организации дополнительного образования [1]. Согласно ФГОС дошкольного образования, программы дополнительного образования могут иметь следующие направленности: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие, физическое развитие [4]. Поэтому школы, кружки, секции, клубы, студии и образовательные центры могут иметь одну конкретную направленность либо объединять несколько направленностей, что так или иначе будет способствовать развитию личности ребенка. Кроме того, следует иметь в виду специфику дополнительного образования детей, которая проявляется в том, что это не просто образование, но и досуг [3]. Поэтому можно говорить о большей открытости, мобильности и гибкости дополнительного образования детей, что связано с большей ориентированностью дополнительного образования на внешнюю среду, запросы детей, родителей и общества в целом [2].

В рамках деятельности нашего образовательного учреждения ежегодно проводится областной конкурс детских исследовательских и проектных работ «Многонациональное Оренбуржье». Конкурс идет уже 13 лет. Лауреатами и дипломантами конкурса в 2023 году стали 435 учащихся, которые представили исследовательские работы по следующим направлениям:

«Я живу в многонациональном крае»;

«Национальные традиции»;

«Национальные герои»;

«Национальные праздники вчера и сегодня»;

«Родной язык в среде межнационального общения»;

«Мои соседи»;

«Культура моего народа»;

«Национальный костюм»;

«Многообразие национальной кухни»;

«Предания моей семьи»;

«Народное творчество вокруг нас»;

«Мой дом – моя крепость».

Данный проект направлен на обмен культурными традициями, на создание единой этнической атмосферы, на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Необходимо учитывать, что Оренбуржье является многонациональным регионом, что порождает как возможности для воспитания терпимости, так и к сложности, и необходимость учитывать и планировать мероприятия особенно тщательно. Но тем не менее в условиях многонационального региона необходимо стремиться к формированию патриотического воспитания и любви к своей малой Родине через формирование национальной терпимости и осознания своего единства.

Таким образом, мы видим что педагогика является одной из граней патриотизма, и оказывается очень значимой для воспитания подрастающего поколения.









Литература:

1. Архипов О.Н. Кодекс патриотизма//Тюменский клуб патриотической мысли. – http://www.tkpm72.org/articles?id=32.

2. Заставенко В.А. Военно-патриотическое воспитание подростков в государственных учреждениях дополнительного образования: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. – Санкт-Петербург, 2005. – 177 с.

3. Матушкин, С.Е. Народность в воспитании гражданственности / С.Е. Матушкин. – Челябинск: Челяб. Гос. унт, 1999. – 95 с.

4. Панченко В.И. Военно-патриотическое воспитание школьников как средство развития нравственных качеств личности//Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград» – http://www.eduklgd.ru/org/mou01/mou0110/voen.php

4. Панченко В.И. Военно-патриотическое воспитание школьников как средство развития нравственных качеств личности//Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград» – http://www.eduklgd.ru/org/mou01/mou0110/voen.php

5. Сухомлинский, В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников. Из опыта работы в сельской школе / В.А. Сухомлинский. – М.: Учпедгиз, 1959. – 148 с.

6.Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский. – М.: Учпедгиз, 1950. – Т. 10. – 668 с.



Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 28.03.24 в 13:21 0Ответить Пожаловаться
"В рамках деятельности нашего образовательного учреждения ежегодно проводится областной конкурс детских исследовательских и проектных работ... "
Можно уточнить в каком вашем образовательном учреждении? (С какой возрастной категорией идёт работа? И прочее...)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.