12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тебенькова Е.А.26
Россия, Удмуртская респ., Ижевск

Конспект открытого урока



Открытый урок по фортепиано

Учащаяся 1 класса 7 лет

Преподаватель фортепиано Тебенькова Евгения Александровна

Тема: « Развитие игровых навыков – как основа начального обучения».


Тип урока: комбинированный

Методика проведения занятия:

Цель: Развитие исполнительских навыков. Образное восприятие музыкального произведения.


Задачи:

Образовательные:


- научить анализировать нотный текст произведения;

- сформировать правильный навык игры легато;

- закрепить теоретические знания;

- умение исполнять произведение цельно наизусть

Развивающие:

- развить познавательный интерес в сфере музыкального искусства;

- развитие слуха;

-развитие мышления и воображения о художественном образе произведения.



Воспитательные:


- воспитать любовь к работе за инструментом;

- интерес к занятиям фортепиано;

- воспитать эмоциональное восприятие.


Обеспечение урока:

- два фортепиано

- журнал

- дневник

- Цыганова Г., Королькова А. Хрестоматия Новая школа игры на фортепиано – Ростов н/Д.:изд. Феникс, 2011. – 206с.

- Милич Б. Фортепиано. Маленькому пианисту – М.: изд. Кифара, 2002. –

91с.

- портреты композиторов

- иллюстрации



Методы и приемы:


Словесный:

- объяснение;

- наводящие вопросы;

- анализ пьес;

Наглядный:

- портрет композиторов;

- иллюстрации к произведениям;

- показ исполнения с рук.


Практический:

- исполнение произведения преподавателем;

- игра вместе с преподавателем;

- показ педагогом приема исполнения.


Ожидаемый результат:


Свободный организованный пианистический аппарат.

Тактильное ощущение клавиатуры.

Слуховое исполнение легато.

Заинтересованность в музыкальных занятиях.


Методическая литература, используемая для подготовки урока


- Милич Б. Методическое пособие Воспитание ученика-пианиста – М.: изд.

КИФАРА, 2002. – 182.


Учебно-познавательная деятельность


Этапы урока (время)

Деятельность обучающегося

Деятельность преподавателя

2 мин

Правильная посадка за инструментом

Помочь удобно сесть за инструмент, проверить свободу рук, опору ног. Дать советы учащейся.

5 мин


2. 10мин


А. Гречанинов «В разлуке» игра по нотам

1. Познакомить с творчеством композитора.

2. Характер произведения.

3.Работа над штрихом легато пр.р. Интонацией. 4.Научить исполнять мелодию во фразе выразительно, поработать над окончанием фраз.

10 мин

Л. Шитте Этюд. Игра по нотам.

Пятипальцевое легато. Развитие техники.

8 мин

Пьесы Д. Кабалевского «Маленькая полька». «Ежик» Наизусть.

Найти проблемные места. Дать советы для их устранения.



Введение.

В начальном периоде обучения предоставляется возможность успешности дальнейшего обучения, которое зависит в большей степени от наличия у ребенка интереса и желания к занятиям.

Естественный и непринужденный путь развития музыкальных данных – интерес, проявляемый к звукам. Только интерес способен сконцентрировать внимание и вызвать наблюдательность, которая способствует запоминанию и точному воспроизведению услышанного.

На уроке используем наглядные пособия, чтобы урок не казался скучным.

Галя – ученица 1 класса предпрофессионального обучения фортепианного отделения. Занятия фортепиано проводятся 2 раза в неделю. Обучалась год в подготовительном классе.

Девочка имеет хорошие музыкальные данные. За небольшой период обучения ученица проявила себя с хорошей стороны: аккуратно выполняет домашнее задание, отзывчивая и старательная на уроках. Обучение ведется не спеша, тщательно закрепляется навык исполнения каждого штриха. Добиваемся правильного свободного пианистического аппарата, от чего в будущем будет зависеть свободное владение инструментом без трудностей.


План урока


1. Организационный момент. Посадка за инструментом.

2. Работа над штрихом легато, над интонацией мелодии в кантилене.

А. Гречанинов «В разлуке»

3. Работа над штрихом легато пятипальцевой позиции. Л. Шитте Этюд

4. Игра пьес наизусть. Д. Кабалевский «Маленькая полька», «Ежик»

5. Подведение итогов. Задание на дом.



Ход урока.

1.Организационный момент. Посадка. Организация рук.

Настраиваемся на игру. Вместе с ученицей вспоминаем о правильной посадке. Свободная посадка и правильное положение рук – основа естественного и удобного ощущения себя за инструментом.

Стул должен стоять напротив середины клавиатуры. Взгляд падает на «ми» первой октавы. Сидеть за инструментом надо прямо, на одной третьей стула.

2. Работа над штрихом легато, над интонацией мелодии в кантилене.

А. Гречанинов «В разлуке»


Чтобы вовлечь ребенка в работу, надо заинтересовать его пьесой.

Изучаем пьесу А. Гречанинова «В разлуке». Необходимо знакомить с композитором, написавшим данное произведение.

- Пьеса «В разлуке» – композитор? А. Гречанинов.

Знакомимся с биографией композитора.

t1570218049aa.jpg

Александр Тихонович Гречанинов родился 150 лет назад в Калуге, в семье мелкого торговца. Очень скоро его родители переехали в Москву, где и прошло всё детство и юность. Родители его были музыкальны от природы. Мать часто напевала романсы, а отец любил петь церковные песни. С раннего детства тянулся к музыке,

Но музыкой он начал заниматься очень поздно. «Настоящее» фортепиано впервые увидел в возрасте четырнадцати лет, а до той поры знал только гитару. Учился в Московской (1881-1890, у В. И. Сафонова, А. С. Аренского, С. И. Танеева) и Петербургской (1890-1893, у Н.А. Римского-Корсакова) консерваториях. Преподавал теорию музыки в музыкальной школе Гнесиных (Москва), позже руководил детским хором в школе Т. Л. Беркман.

Писал музыку для детей, оперы, одна из них : «Ёлочкин сон» количество песен, хоровых произведений, различных инструментальных пьес.



t1570218049ab.jpgt1570218049ac.jpgt1570218049ad.jpg

Прожил 91 год.

Пьеса «В разлуке» из «Детского альбома, написанного в 1923 г.

t1570218049ae.jpg

t1570218049af.jpg

В сборник вошли следующие пьесы:

1. Маленькая сказка.

2. В летнем лагере.

3. Марш.

4. В разлуке.

5.Верхом на лошадке.

t1570218049ag.jpgt1570218049ah.jpg

6. На лужайке.

7. Недовольно.

8. Скучный рассказ.

9. Колыбельная.

10. Танец.

11. Необычное происшествие.

12. Этюд.

13. Мазурка.

14. Протяжная песня.

15. Вальс.



- Что такое разлука? Это расставание. Сыграть произведение педагогу. Пьеса состоит из 3 частей. Средняя часть имеет светлый характер.

- С кем бывает расставание?

t1570218049ai.jpg

t1570218049aj.jpg

- Пьеса нежная, грустная, печальная.


Разбираем 1ч.

На данном этапе мы разобрали произведение отдельно каждой рукой, закрепили звуковысотность и метро-ритм.

-Что исполняет пр.р? Мелодию.

Проверим, как ученица справилась с этой задачей. Играем под счет правильной аппликатурой.

Знаем, что в партии пр.р. есть ритмическая задача – это четверть с точкой, в которой мы должны слышать 3 восьмых.

Каким штрихом? Легато.

-Что такое легато? В переводе с итальянского связно.

Легато – один из главных штрихов в музыке. Легато (итал. legato «связно») – это связное исполнение музыки. Это перенос веса пальца с одного в другой. ( Показ. Напоминаем о легато на двух звуках)

Играя legato, следует внимательно прислушиваться к тому, как один звук сменяется другим, без перерыва и толчков. Связывать звуки без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев.

В данной пьесе необходимо сыграть легато с интонациями пения, переступающими, слегка вытянутыми пальцами. Печальное настроение пьесы требует мягкого, очень певучего «текучего» легато: каждый следующий звук в мелодии должен выливаться из предыдущего. Пальцы не должны быть пассивными, а рука расслабляться. Ухо должно слышать звук до конца.

-Любая мелодия имеет движение.

-Куда идет мелодия? Забирается вверх.

-Какой интервал первого мотива? Секста.

-Большие интервалы как правило дают интонацию печали, что характерно для нашего произведения.

- Затем спускается вниз.

Надо вести звук к вершине мотива ноте «соль», дальше не ослабляя его к кульминационному звуку «ре»-диез, он же является долгой длительностью -четвертью с точкой. Диез является знаком удивления и данная нота находится на первой доле. Её нужно взять с особым вниманием. Затем плавно заканчивать фразу, сыграв последний звук – тихо. ( Показать)

Ученик повторяет.

- Первая фраза имеет интонацию вопроса. Вторая – ответа. Фраза состоит из двух тактов.

Добиваемся хорошего исполнения легато.

-Что исполняет лев. рука? Сопровождение, аккомпанемент.

Играем 1ч. в ансамбле с педагогом.



t1570218049ak.jpg

3. Работа над штрихом легато пятипальцевой

позиции.

Л. Шитте Этюд

Людвиг Шитте –датский композитор.

Наиграем этюд.

-Характер этюда какой? Веселый. Звуки быстро скатываются как горы сверху вниз-Штрих? Легато.

- Что такое этюд? Это упражнение для пальцев. Этюд – от французского пьеса на какай-либо вид техники.

Чтобы в будущем играть этот этюд быстро и легко, необходимо разобраться в правильной игре легато

(Показ)

Играем с высоким подъемом пальцев, отдельно каждой рукой в медленном темпе.

- Размер в котором написан этюд? 4/4

Берем дыхание на четвертой доле и играем следующий мотив. Мотив состоит из пяти звуков. Каждый спускается на ступень вниз. Это секвенция.

-Мелодия мотива движется куда? Вниз ​​​​​​​

Задача: Убрать ударность звука. Проучить пр.р. на нон легато. Разобраться в интервалах лев.р. Соединить партии рук.

t1570218049al.jpg

4. Игра пьес наизусть. Д. Кабалевский «Маленькая полька», «Ежик»

Д. Кабалевский Писал музыку для детей.


«Маленькая полька», «Ежик»

«Маленькая полька»- хорошо слышим и выигрываем мелодию на легато в лев.р.


«Ежик»- что характеризует в пьесе ёжика? Секунда. Ежик весело шагает.

Штрих стаккато. Противоположное движение мелодии с симметричной аппликатурой. Играют только 1-3-5 пальцы

Способы игры: Лев.р. наизусть

Штрих легато дв.р.

Лев.р. на форте при игре дв.р.

Играть стаккато кончиками пальцев близко к клавиатуре.














































1


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.