12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Абдрахманова Гульсум Абдулловна70
2

Адаптированная рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс вариант 7.2 для учащегося с ОВЗ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

п..Айхал, Мирнинский район, Республика Саха (Якутия)

t1605095159aa.gif


Согласовано:

Зам.директора _____________


« » сентября 2018 года




t1605095159ab.gift1605095159ac.gif

Обсуждено

На методсовете

Протокол №1

От « « » сентября 2018 года

Утверждаю

_____________ Плотникова Н.А

Директор МБОУ «СОШ №5»

« » сентября 2018 года











Адаптированная рабочая программа

по истории 5 класс

для учащегося с ОВЗ

Соловьёва Германа

Учитель: Абдрахманова Гульсум Абдулловна





2018-2019 учебный год.

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по истории для 5 класса разработана на основе государственного образовательного стандарта, примерной образовательной программы под редакцией Л. Н. Алексашкиной «Всеобщая история. Древний мир», 2014. рекомендаций КЭК, Программы психолого-педагогического сопровождения МОУ «СОШ№5» и является индивидуальным учебным планом учащегося 5 класса Соловьева Германа.

Данная программа является документом, содержание которого выстраивается с учетом характера течения заболевания обучающегося, возрастных и индивидуальных особенностей, соматического и нервно-психологического здоровья. Индивидуальный учебный план позволяет создать специальные педагогические условия для реализации индивидуального образовательного маршрута, отражающего возможности и потребности учащегося, его интеллектуальные способности.

Цель обучения по индивидуальному учебному плану – освоение обучающимся с ограниченными возможностями образовательного стандарта в рамках учебной программы по истории согласно учебному плану, обеспечение его социальной интеграции на основе инклюзивного, личностно-ориентированного, компетентностного и толерантного подходов.

Данная программа ставит следующие цели:

изучение исторического материала;

овладение знаниями и умениями;

коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика с ОВЗ;

формирование личностных качеств гражданина;

подготовка подростка с ОВЗ к жизни,


Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

1. Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ №1897 от 17.12.2010 года Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта»

3. Сан Пин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011, регистрационный номер 19993)

4.Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта. Всеобщая история 5-9 классы;

5. Приказ №253 от 31.03.14. Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федеральных рекомендуемых перечней учебников к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

6.Учебный план МБОУ «СОШ№5», Положение о рабочей программе учителя, работающего по ФГОС МБОУ «СОШ№5» п. Айхал.

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с Примерной программой по истории для 5 – 9х классов.

Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения).

Рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников под редакцией А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая.

Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. - М. "Просвещение"

Данные линии учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрены РАО и РАН, имеют гриф «Рекомендовано» и включены в Федеральный перечень (приказ от 08.06.2015 №576): Рабочая программа адаптирована к работе с детьми с ОВЗ.

Курс рассчитан на реализацию в объеме 68 часов, по 2 урока в неделю, 34 учебные недели.

Особенностями обучающихся с задержкой психического развития являются:

отставание психического развития от паспортного возраста, что проявляется преимущественно в эмоционально-волевой сфере при относительно сохранной познавательной деятельности;

преобладание эмоциональной мотивации поведения, немотивированно повышенного фона настроения; повышенная внушаемость.

Склонен выполнять лишь то, что непосредственно связано с его интересами;

из-за незрелости предпосылок интеллектуального развития у детей отмечается недостаточный для данного возраста уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, малый запас сведений и представлений об окружающей действительности;

задержка эмоционального развития в виде соматического инфантилизма с невротическими наслоениями; эмоциональной отгороженности в сочетании со вседозволенностью;

недостаточно развиваются самостоятельность, воля, желание трудиться, преодолевать трудности;

неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия;

недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ;

затруднения при выполнении заданий, связанных со зрительным восприятием материала;

наблюдаются недостатки анализа при выполнении заданий в условиях повышенной скорости восприятия материала;

недостатки тактильно-двигательного восприятия;

слабо сформированы пространственные представления, ориентировка в направлениях пространства осуществляется обычно на уровне

практических действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации;

особенности внимания детей с задержкой психического развития проявляются в его неустойчивости; повышенной отвлекаемости; трудностях переключения; слабой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой детьми деятельности и увеличивает количество ошибок;

недостаточность развития памяти проявляется в: снижении продуктивности запоминания и его неустойчивости; большей сохранности

непроизвольной памяти по сравнению с произвольной; недостаточном объеме и точности, низкой скорости запоминания; преобладании

механического запоминания над словесно-логическим; выраженном преобладании наглядной памяти над словесной; низком уровне самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, а также неумении самостоятельно организовывать свою работу по запоминанию;

недостаточной познавательной активности и целенаправленности при запоминании и воспроизведении; слабом умении использовать

рациональные приемы запоминания; низком уровне опосредствованного запоминания;

мышление остается преимущественно конкретным, поверхностным, существенного развития словесно-логического мышления не отмечается;

недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления;

колебания уровня работоспособности и активности, смена настроений.

Основными задачами обучения предмету «История» в 5-9 классах являются:

дидактические:

привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового

материала, нестандартные уроки контроля знаний;

создавать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей;

обеспечить усвоение обучающимися знаний основ исторической науки: важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки,

доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом исторического образования;

воспитательные:

развивать у обучающихся общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно

вести записи в тетради и делать рисунки;

воспитание интереса к истории, осознания важности знания истории в условиях современного общества, уважительного отношения к

прошлому других народов;

коррекционные:

Развитие зрительного восприятия и узнавания, памяти и внимания;

Формирование обобщенного представления о свойствах предметов и явлений;

Развитие пространственного представления и ориентации;

Развитие навыков соотносительного анализа;

Развитие навыка группировки и классификации;

Умение работать со словесными и письменными алгоритмами и инструкцией;

Умение планировать свою деятельность;

Развитие комбинаторных способностей

формирование адекватных навыков общения;

нормализация эмоционально-волевой сферы;

формирование у обучающихся качеств творчески думающей и легко адаптирующейся личности;

развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим

условиям;

воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

Общая характеристика учебного предмета

«История Древнего мира» − учебный предмет, фундаментом которого являются научные знания об историческом процессе, роли и влиянии человека в обществе и истории, логической связи событий, культурных, политических и геополитических процессах. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса вспомогательных исторических дисциплин (историческая хронология, археология, геральдика, картография, нумизматика и проч.). Такая комплексная научная база учебного предмета «История Древнего мира», широкий спектр научных методов изучения истории расширяют кругозор обучающихся, формируют умение смотреть на изучаемый предмет с нескольких точек зрения. «История Древнего мира» как учебный предмет формирует у обучающихся представление о разнообразии мировых культур; даёт понимание линейной концепции времени и связи прошлого и современности, месте России в историческом процессе.

Предмет «История Древнего мира» основан на фактологическом материале, аналитической работе и объективной оценке событий. Знание истории не только помогает обучающимся понимать истории человеческих цивилизаций и характерные особенности исторического пути других народов мира, но и определять своё место в мире, формировать познавательное отношение к основополагающим ценностям и историческому опыту мировой цивилизации, этнической, религиозной, культурной общности народов мира.


Цели и задачи, решаемые при реализации учебной программы Значение предмета для обучения обучающихся с задержкой психического развития.

Данная программа для детей с ЗПР и ТНР откорректирована в направлении разгрузки курса по содержанию, т.е. предполагается изучение материала в несколько облегченном варианте, однако не допускается ниже государственного уровня обязательных требований. В авторскую программу внесены изменения Программа, сохраняя обязательный минимум содержания, отличается своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения. Большинство вопросов тем трактуются с точки зрения практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов и направлены главным образом на овладение обучающимися знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире.

Особенности реализации рабочей программы при обучении детей с ОВЗ:

Имея одинаковое содержание и задачи обучения, рабочая программа по истории для детей с ОВЗ, тем не менее, отличается от программы массовой школы. Эти отличия заключаются в:

методических приёмах, используемых на уроках:

при использовании классной доски все записи учителем и учениками сопровождаются словесными комментариями;

при рассматривании рисунков и графиков учителем используется специальный алгоритм подетального рассматривания, который постепенно усваивается обучающимися и для самостоятельной работы с графическими объектами;

оказывается, индивидуальная помощь обучающимся;

при решении текстовых задач подбираются разнообразные сюжеты, которые используются для формирования и уточнения представлений об окружающей действительности, расширения кругозора обучающихся.

коррекционной направленности каждого урока;

отборе материала для урока и домашних заданий: уменьшение объёма аналогичных заданий и подбор разноплановых заданий;

в использовании большого количества индивидуальных раздаточных материалов.


Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д.

Методы обучения

Темп изучения материала для детей с ЗПР и ТНР должен быть небыстрый. Достаточно много времени отводится на отработку основных умений и навыков, отвечающих обязательным требованиям, на повторение, в том числе коррекцию знаний. Задания должны быть разнообразны по форме и содержанию, включать игровые моменты. Только доступность и понимание помогут вызвать у таких учащихся интерес к учению. Немаловажным фактором в обучении таких детей является доброжелательная, спокойная атмосфера, атмосфера доброты и понимания.

Особенностью организации учебного процесса является выбор разнообразных видов деятельности с учетом психофизических особенностей обучающихся, использование занимательного материала, включение в урок игровых ситуаций, направленных на снятие напряжения, переключение внимания детей с одного задания на другое и.т.п. Особое внимание уделяется индивидуализации обучения и дифференцированному подходу в проведении занятий.

Основные виды деятельности обучающихся:

участие во фронтальной беседе;

выполнение устных упражнений;

решение текстовых задач;

выполнение практической работы;

самостоятельная работа;

работа с текстом учебника или иного учебного пособия;

воспроизведение учебного материала по памяти

работа с таблицами;

работа со справочными материалами; работа с различными источниками информации;

конспектирование;

анализ фактов и проблемных ситуаций, ошибок;

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

составление плана и последовательности действий;

исследовательская и творческая работа (подготовка докладов, рефератов, презентаций);

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

работа с раздаточным материалом;

работа в парах, группах.

Средства изучения Истории Древнего мира позволяют эффективно вести целенаправленную работу по развитию внимания, памяти и мышления – основных составляющих познавательной деятельности, так как познавательная деятельность у обучающихся с ОВЗ имеет свои особенности и тоже нуждается в коррекции. Также при изучении Истории Древнего мира у обучающихся развивается пространственно-временное воображение и умение ориентироваться во временных промежутках; развивается зрительное восприятие и мелкая моторика, совершенствуются коммуникативные навыки.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты :

У выпускника будут сформированы:

1. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;

2. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

3. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

4. Способность к самооценке своей учебной деятельности;

5. Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

6. Ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

7. Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

8. Установка на здоровый образ жизни;

9. Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

10. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

11. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

12.Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

13.Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;

14. Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

1. Принимать и сохранять учебную задачу;

2. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

3. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

4. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

5. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

6. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

7. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

8. Различать способ и результат действия.

Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится: 1.

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;

2. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

3. Осуществлять синтез как составление целого из частей;

4. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

5. Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

6. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

7. Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

8. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

9. Устанавливать аналогии;

10. Строить сообщения в устной и письменной форме;

11. Основам смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

12. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

1. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ;

2. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения (в том числе не совпадающих с его собственной) и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

3. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

4. Формулировать собственное мнение и позицию;

5. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

6. Задавать вопросы;

7. Контролировать действия партнёра;

8. Использовать речь для регуляции своего действия;

9. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

10. Строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.

Чтение. Работа с текстом Поиск информации и понимание прочитанного :

Выпускник научится:

1. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

2. Определять тему и главную мысль текста;

3. Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака;

4. Понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

5. Использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

6. Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

7. Вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

8. Понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по описанию; выделять общий признак группы элементов).

Преобразование и интерпретация информации:

Выпускник научится:

1. Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

2. Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

3. Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;

4. Пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно.

Оценка информации:

Выпускник научится:

1. Участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста;

2. Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

3. На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергнуть сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером.

Выпускник научится:

использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;

выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку).

Планирование деятельности, управление и организация.

Выпускник научится:

планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса истории в 5 классе являются:

первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

познавательный интерес к прошлому древних цивилизаций;

изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;

расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);

собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);

использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;

ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты изучения истории включают:

определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

определение и использование исторических понятий и терминов;

овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;

использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;

изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;

описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;

понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;

описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

анализ информации, содержащейся в сказаниях, мифах, правовых документах, публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древнего мира;

использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;

оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности людей, исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;

умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);

сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;

определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

приобретение опыта историко-культурного, историко- антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древнего мира;

уважение к мировой культуре, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.

5. Контроль предметных результатов

Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тесты, самостоятельные работы, проверочные работы,

индивидуальная работа, групповая работа, устный опрос.

Формы проведения уроков: вводный урок, урок-лекция, комбинированный урок, урок-игра, урок – решение задач, урок – самостоятельная

работа, урок – контрольная работа, урок – практикум, повторительно-обобщающий урок, урок-зачёт.

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

- соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;

- участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

- прилежание и ответственность за результаты обучения;

- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;

- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-

практических задач на основе изучаемого учебного материала. Видами контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест,

самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, терминологический диктант, хронологический диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам, решение исторических задач, кроссвордов и т.д.


Содержание учебного курса «История Древнего мира», 5 класс

Ведение. Что изучает история. Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати. Счет лет в истории. Историческая хронологияИзмерение времени по годам. Древний Египет. Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян. Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей». Индия и Китай в древности. Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая. Древнейшая Греция. Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. Возвышение Афин в V в. до н.э. В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В афинском театре. Афинская демократия при Перикле. Македонские завоевания в IV в. до н.э. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. В Александрии Египетской. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Древний Рим. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи. Римская империя в первые века нашей эры. Соседи Римской империи. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Первые христиане и их учение. Расцвет Римской империи во II в. н.э. Вечный город и его жители. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами.














Календарно – тематическое планирование История Древнего мира (68 часов)

Темы, входящие в разделы программы

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты

личностные

предметные

метапредметные

Древний мир. 5 класс (68 ч.)


Зачем изучать историю

4

Рассказывать: об исторической науке, путях и способах изучения прошлого человечества. Характеризовать: периоды и эпохи, на которые делится история. Определять: место истории Древнего мира на ленте времени. Сопоставлять: различные виды исторических источников Демонстрировать: навык счета лет в пределах нашей эры и до нашей эры

Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.











Освоение

гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

Расширение опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать, обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

От первобытности к цивилизации

7

Раскрывать: роль орудий труда, созидательной деятельности в развитии человеческого вида; понятие неолитической революции как переворота в жизни человека. Выделять: периоды первобытности; факторы, способствовавшие переходу от одного типа хозяйства к другому. Описывать: ход биологической эволюции человека. Называть: характерные, существенные признаки родовой общины. Характеризовать: периоды первобытности; понятие расовых различий; понятия присваивающего и производящего типов хозяйства. Анализировать: причины появления религиозных верований у древних людей; процесс разрушения первобытного равенства, выделение знати, военных племенных вождей

Древний восток

18

Выделять: факторы, способствовавшие военным успехам фараонов, особому положению финикийцев в международных отношениях, возвышению и расцвету Персидской державы. Описывать: природные условия речных долин, особенности религиозных систем, образ жизни, хозяйственные и культурные достижения народов. Характеризовать: различные процессы, особенности природных условий. Анализировать: устройство общества, социальные группы, положение рабов, историческую карту с опорой на легенду. Систематизировать: информацию, наносить ее на контурную карту.

Античность.

19

Раскрывать: понятие античной цивилизации, полиса как особой формы гос. Устройства; последствия Великой греческой цивилизации; причинно-следственный связи. Высказывать: собственные суждения. Классифицировать: факты по различным признакам, составлять хронологическую таблицу. Характеризовать: особенности природных условий, основные черты социально-экономического и политического устройства ахейских городов на основе различных источников. Анализировать: мифологические и научные сведения, причинно-следственные связи.

Древний Рим.

20

Раскрывать: понятие гражданина, его прав и обязанностей. Составлять: хронологическую таблицу

Выделять: различные факторы.

Классифицировать: факты о римской мифологии по различным признакам.

Характеризовать: систему функционирования римской республиканской . Анализировать: карту, причины изменения способов использования труда рабов, появление колоната. Систематизировать: информацию о различных событиях на основе различных источников.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.



Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;


Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать, обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники










Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.