12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Амирян Эрик Шамирович23
Россия, Ставропольский край, с.Юца
1

Адаптированная рабочая программа по столярному делу 9 класс

t1608356406aa.jpg





Паспорт Программы

Наименование Программы

Адаптированная образовательная программа по профильному труду (столярное дело) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ГКОУ школа – интернат №12

Основания для разработки Программы

Конституция РФ

Конвенция о правах ребенка

Конвенция о правах инвалидов

Федеральный закон № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и др.

Заказчик Программы

Администрация ГКОУ школы – интерната №12

Координатор Программы

Администрация ГКОУ школы – интерната №12

Основной разработчик Программы

Администрация ГКОУ школы – интерната №12

творческая группа

Стратегическая цель Программы

Создание в ГКОУ школе – интернате №12 гуманной адаптированной среды для детей с ОВЗ с целью социально – персональной реабилитации их и последующей интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве

Стратегические задачи Программы

Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

Организация качественной коррекционно – реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

Создание благоприятного психолого – педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;

Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ;

Совершенствование системы кадрового обеспечения.

Сроки реализации Программы

2020 – 2021 учебный год.

Основные мероприятия Программы

Создание в школе условий, необходимых для получения обучающимися с ОВЗ, в том числе и умственно отсталыми обучающимися академического уровня общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации данной категории детей в постшкольном пространстве.

Качественная организация социально – персональной реабилитации школьников с умственной отсталостью.

Формирование у школьников умения строить свою жизнедеятельность в культурных, цивилизованных формах: привитие способности к саморегуляции своей деятельности, отношений, поведения; привитие доброжелательности. Терпимости, сострадания, сопереживания.

Создание безопасных условий для обучения и воспитания учащихся.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования образовательного процесса.

Качественное повышение уровня профессионализма педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ.


Источники финансирования

Государственный бюджет, внебюджетные средства образовательного учреждения.

Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально – экономической эффективности

Обеспечение высокого уровня качества образования для обучающихся с ОВЗ.

Достижение высоких показателей коррекционной работы:

- подготовка обучающихся к итоговой аттестации;

Увеличение числа педагогических работников, задействованных в системе инклюзивного образования, освоивших современные образовательные коррекционные технологии до 50%.

Обеспечение предметов адаптированной образовательной программы электронными образовательными ресурсами до 50%

Система организации контроля исполнения Программы

Управление реализацией адаптированной образовательной программы осуществляют администрация школы, Педагогический совет.

Контроль хода исполнения адаптированной Программы осуществляет зам. директора по УВР

Постановление об утверждении Программы

Решение педагогического совета

Протокол №1 от 27 августа 2020 г.















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа по профильному труду (столярное дело рразработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

Закон «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования приказ №1312 от 9 марта 2004года.

Учебный план ГКОУ школы-интерната №12

Программа по технологии трудового обучения для специальных(коррекционных)образовательных школ. авторы Мирский С.Л. Журавлев Б.А. разработанной под редакцией Воронковой В.В. ОС Издательство М ВЛАД 2012

Адаптированная образовательная программа ГКОУ школы-интерната №12


Программа «Столярное дело» предназначена для детей интересующихся столярным делом и направлена на обеспечение дополнительной подготовки по технологии.

Содержание программы нацелено на развитие навыков изготовления изделий из древесины, знакомит с профессиями, востребованными в производстве изделий из дерева.

Изучение курса актуально в связи с тем, что развитие технического творчества рассматривается как одно из важных направлений в педагогике.

Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применять полученные навыки и практический опыт при проведении ремонтных работ в домашних условиях; для профессионального самоопределения личности. Кроме того, программа «Столярное дело» предоставляет широкую возможность не только для активного приспособления школьника к условиям социальной среды, но и содействует развитию потребности активно преобразовывать окружающую среду в соответствии со своими интересами и потребностями.

Занимаясь столярным делом, школьники знакомятся с большим количеством материалов и инструментов, приобретая таким образом полезные в жизни практические навыки. При изготовлении изделий из древесины они сталкиваются с решением технологических проблем, что способствует развитию технического мышления, творческого решения возникающих проблем. Кроме того, занятия столярным делом решают проблему занятости детей, развивают у них такие черты характера как терпение, аккуратность, силу воли, упорство в достижении поставленной цели, трудолюбие.

В основе развития способности к столярному делу лежат два вида деятельности обучающихся: это творческая практика и изучение теории столярного дела.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по столярному делу.

Программа рассчитана на 272 часа (8ч в неделю).

Цель: Подготовка учащихся к освоению профессий столяра и плотника и выполнению элементарных видов работ

Задачи:

формирование доступных школьникам технических и технологических знаний;

развитие у учащихся общетрудовых умений, то есть умений ориентироваться в трудовом задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работ;

воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу.

Программа включает теоретические и практические занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости учебного материала и постепенности ввода нового. Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание (художественная отделка столярного изделия). Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию детей.



























ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы инструментов и материалов. Теоретическая часть занятий при работе является максимально компактной и включает в себя необходимую информацию о теме и предмете.

На занятиях учащиеся знакомятся с различными видами материалов, инструментов, сверлильным и столярным станками. Освоение материала по программе в основном происходит в процессе практической деятельности. Каждый последующий этап включает в себя новые, более сложные темы, задания, требующие теоретического осмысления.

Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такой методический прием, как «возвращение к пройденному», придает объемность «линейному», последовательному изложению материала в данной программе, что способствует лучшему ее усвоению.

Для того, чтобы подвести подростков к освоению технологии изготовления изделий из дерева, предлагаются такие методы как беседа, показ, работа с технологической картой. Процесс учебного познания в случае применения данных методов делится на три стадии: формирование представлений о последовательности операций по изготовлению изделия из дерева, подсказки в виде образной модели, где уже знакомые элементы технологии «одушевляются» в близких и понятных детям образах и наложение увиденной в данной модели системы взаимосвязанных элементов технологии изготовления на конкретное изделие. Таким образом, применение данных методов позволяет восстановить оптимальный баланс образного и понятийного мышления и тем самым приобщить подростка к освоению техники работы с деревом с первых шагов обучения. Методическим принципом организации творческой практики подростков выступает опора на систему усложняющихся заданий, например, при изготовлении готового изделия из дерева подросток сначала изготавливает эскиз изделия, подбирает для изделия соответствующие инструменты и материалы, обсуждает с педагогом последовательность операций.

Подросток должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику технологических операций. Поэтому важным методом обучения является разъяснение подростку последовательности действий и операций, в основе чего лежит поисковое движение сужающимися концентрическими кругами: от самых общих параметров будущей работы к все более частным. Например, при изготовлении готового изделия подросток отбирает древесину с учетом ее дефектов, соответствующие характеру деятельности инструменты, станок, составляет эскиз изделия, определяет технику обработки дерева, разрабатывает технологическую карту. Достижению планируемого результата способствуют такие методы как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый или эврестический, заключающийся в организации активного поиска решения проблемы, поставленной педагогом или определенной самостоятельно обучающимися столярному делу. При организации совместной деятельности педагога и обучающихся используются такие методы как инструктаж, демонстрация, упражнение и работа со специальной литературой.

Прием объяснения подростком собственных действий, а также прием совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы. С педагогом или другими детьми при индивидуально - групповой форме занятий помогают расширить представления о способах достижения планируемого ребенком результата и тем самым способствуют развитию воображения, мышления, логики, коммуникативной компетенции.








ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА,

КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ



Адаптированная рабочая программа рассчитана:

в 9 классе на 272 часа, 8 часов в неделю, 34 учебные недели.

























ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Личностные результаты

проявление познавательных интересов и активности в данной деятельности;

выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

осознание необходимости общественно полезного труда, как условия безопасной и эффективной социализации;

бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

учиться планировать учебную деятельность на уроке с помощью учителя;

работать по предложенному плану, использовать необходимые средства: учебник, простейшие приборы и инструменты.

средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД

ориентироваться в своей системе знаний: понимать какие нужны знания, информация для решения учебной задачи;

добывать новые знания, находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем других источниках;

добывать новые знания в разных формах: текст, схемы, иллюстрации и др.;

перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

средством формирования своих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД

доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной форме;

слушать и понимать речь других людей;

вступать в беседу на уроке и в жизни;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

учиться выполнять разные роли в группе (лидер, исполнитель), средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметные результаты

знакомство с названиями материалов; процесса их изготовления; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе

знакомство со свойствами материалов и правил хранения; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами

получить необходимое знание и применение правил безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-

гигиенических требований при выполнении работы;

основы знаний современных деревообрабатывающих производств, транспорта, сферы обслуживания;

ознакомиться со чтением технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия; составление стандартного плана работы;

определение при помощи учителя утилитарной и эстетической ценности предметов, изделий;

познакомиться с необходимостью понимания и оценки красоты труда и его результатов;

составление стандартного плана работы при помощи учителя;

определение утилитарной и эстетической ценности предметов, изделий при помощи учителя;

эстетическая оценка предметов и их использование в повседневной жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в обществе;

распределение ролей в группе, сотрудничество, осуществление взаимопомощи при помощи учителя;

получить опыт в учете мнений товарищей и педагога при организации собственной деятельности и совместной работы;

посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.


















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Вводное занятие

Сообщение темы занятий на триместр. Уточнение правил поведения учащихся в мастерской. Правила безопасности в работе с инструментом.

Пиление столярной ножовкой

Изделие. Игрушечный строительный материал из брусков разного сечения и формы. Заготовки для последующих работ.

Теоретические сведения. Понятие плоская поверхность. Миллиметр как основная мера длины в столярном деле. Виды брака при пилении. Правила безопасности при пилении и работе шкуркой.

Столярные инструменты и приспособления

Виды (измерительная линейка, столярный угольник, столярная ножовка, сусло), устройство, правила пользования и назначение. Понятие припуск на обработку.

Материалы для изделия: шлифовальная шкурка, водные краски.

Умение. Работа столярной ножовкой. Разметка длины деталей с помощью линейки и угольника. Пиление поперек волокон в сусле. Шлифование торцов деталей шкуркой. Шлифование в «пакете». Пиление под углом в сусле. Контроль за правильностью размеров и формы детали с помощью линейки и угольника.

Практические работы. Пиление брусков, выстроганных по толщине и ширине. Окрашивание изделий кисточкой.

Промышленная заготовка древесины

Теоретические сведения. Дерево: основные части (крона, ствол, корень), породы (хвойные, лиственные). Древесина: использование, заготовка, разделка (бревна), транспортировка. Пиломатериал: виды, использование. Доска: виды (обрезная, необрезная), размеры (ширина, толщина). Брусок: (квадратный, прямоугольный), грани и ребра, их взаиморасположение (под прямым углом), торец.

Игрушки из древесного материала

Изделие. Игрушечная мебель: стол, стул, банкетка и др.

Теоретические сведения. Рисунок детали изделия: назначение, выполнение, обозначение размеров. Шило, назначение, пользование, правила безопасной работы.

Умение. Работа шилом. Изображение детали (технический рисунок).

Практические работы. Разметка деталей из выстроганных по толщине и ширине брусков, реек и нарезанных по ширине полосок фанеры. Одновременная заготовка одинаковых деталей. Пиление полосок фанеры в приспособлении. Подготовка отверстий для установки гвоздей с помощью шила. Сборка и контроль изделий.

Самостоятельная работа.

Игрушечная скамья.

Вводное занятие

Объяснение чем учащиеся будут заниматься в течении триместра. Правила безопасности при работе с инструментами.

Сверление отверстий на станке

Изделие. Подставка для карандашей, кисточек из прямоугольного бруска, выстроганного по ширине и толщине (основание — из фанеры или дощечки).

Теоретические сведения. Понятия сквозное и несквозное отверстие. Настольный сверлильный станок: назначение и основные части. Сверла: виды (спиральное, перовое), назначение. Правила безопасной работы на настольном сверлильном станке.

Умение. Работа на настольном сверлильном станке.

Практические работы. Разметка параллельных (одинаково удаленных друг от друга) линий по линейке и угольнику. Крепление сверла в патроне сверлильного станка. Работа на сверлильном станке с применением страховочного упора. Сверление несквозных отверстий по меловой отметке на сверле или с муфтой. Контроль глубины сверления.

Игрушки из древесины и других материалов

Изделия. Модели корабля, гусеничного трактора, грузового автомобиля.

Теоретические сведения. Рашпиль, напильник драчевый, коловорот: устройство, применение, правила безопасной работы. Шурупы, отвертка: устройство, применение, правила безопасной работы

Умение. Работа рашпилем, напильником, коловоротом, отверткой. Организовать работы на верстаке.

Наглядное пособие. Изображения (рисунки, фотографии) корабля, гусеничного трактора, грузовика.

Практические работы. Крепление заготовок в заднем зажиме верстака. Изготовление деталей. Обработка закругленных поверхностей рашпилем (драчевым напильником). Сборка изделия с помощью гвоздей, шурупов и клея.

Выжигание

Объекты работы. Ранее выполненное изделие (игрушечная мебель, подставка и др.).

Теоретические сведения. Электровыжигатель: устройство, действие, правила безопасности при выжигании. Правила безопасности при работе с лаком.

Умение. Работа электровыжигателем. Работа с лаком. Перевод рисунка на изделие

Практические работы. Подготовка поверхности изделия к выжиганию. Перевод рисунка на изделие с помощью копировальной бумаги. Работа выжигателем. Раскраска рисунка. Нанесение лака на поверхность изделия.

Самостоятельная работа.

Игрушечный стол.

Вводное занятие

Сообщение программы на триместр. Соблюдение правил безопасности.

Пиление лучковой пилой

Изделие. Заготовка деталей для будущего изделия.

Теоретические сведения. Пиление: виды (поперек и вдоль волокон), разница между операциями. Лучковая пила. Назначение, устройство, зубья для поперечного и продольного пиления, правила безопасной работы и переноски. Брак при пилении: меры предупреждения.

Умение. Работа лучковой пилой.

Практические работы. Подготовка рабочего места. Разметка заготовки по заданным размерам. Подготовка лучковой пилы к работе. Крепление заготовки в заднем зажиме верстака. Пиление поперек и вдоль волокон. Контроль правильности пропила угольником.

Строгание рубанком

Изделие. Заготовка деталей изделия.

Теоретические сведения. Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска (доски). Длина, ширина, толщина бруска (доски): измерение, последовательность разметки при строгании. Общее представление о строении древесины: характере волокнистости и ее влияние на процесс строгания. Рубанок: основные части, правила безопасного пользования, подготовка к работе.

Умение. Работа рубанком.

Практические работы. Крепление черновой заготовки на верстаке. Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником. Разметка ширины и толщины заготовки с помощью линейки и карандаша. Проверка выполненной работы.

Соединение деталей с помощью шурупов

Изделие. Настенная полочка.

Теоретические сведения. Шило граненое, буравчик: назначение, применение. Шуруп, элементы, взаимодействие с древесиной. Раззенковка, устройство и применение.

Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. Правила безопасности при работе шилом, отверткой и дрелью.

Чертеж: назначение (основной документ для выполнения изделия), виды линий: видимого контура, размерная, выносная.

Умение. Работа раззенковкой, буравчиком, ручной дрелью.

Упражнение. Сверление отверстий на отходах материалов ручной дрелью.

Практические работы. Осмотр заготовок. Подготовка отверстий под шурупы шилом и сверлением. Зенкование отверстий. Завинчивание шурупов. Проверка правильности сборки. Отделка изделия шлифовкой и лакированием.

Самостоятельная работа.

Санки для куклы.

Вводное занятие

Задачи обучения и план работы на триместр. Правила техники безопасности.

Изготовление кухонной утвари

Изделия. Разделочная доска, кухонная лопаточка, ящик для хранения кухонного инструмента на занятиях по домоводству.

Теоретические сведения. Черчение: построение, нанесение размеров, отличие чертежа от технического рисунка. Древесина для изготовления кухонных инструментов и приспособлений. Выполняемое изделие: назначение, эстетические требования.

Умение. Выполнение чертежа, ориентировка в работе по чертежу.

Практические работы. Подбор материала и подготовка рабочего места. Черновая разметка заготовки по чертежу изделия. Строгание. Чистовая разметка и обработка заготовки. Отделка изделия. Проверка качества работы.

Соединение рейки с бруском врезкой

Изделие. Подставка из реек для цветов.

Теоретические сведения. Врезка как способ соединения деталей. Паз: назначение, ширина, глубина. Необходимость плотной подгонки соединений. Требования к качеству разметки.Стамеска: устройство, применение, размеры, правила безопасной работы.

Умение. Работа стамеской. Пользование чертежом. Выполнение соединений врезкой.

Упражнение. Запиливание бруска на определенную глубину (до риски) внутрь от линии разметки. Удаление стамеской подрезанного материала. (Выполняется на материалоотходах).

Практические работы.

Строгание брусков и реек по чертежу.

Одновременная разметка пазов на двух брусках. Выполнение пазов. Соединение и подгонка деталей. Предупреждение неисправимого брака.

































п/п

Дата

Наименование разделов и тем


Кол-во часов

Содержание программного материала

ЗУН

Коррекционное воздействие.

Примеча-ние.



Теория

Практика


1

2

3

4

5

6

7

8

9


1.




I Вводное занятие.



1час

План работы на четверть. Повторение пройденного в 8 классе.

Запись в тетради.


Знать правила безопасности тру-да при ручной и механической обработке древесины.

Развитие внимания, памяти и устной речи.



2.

Художественная отделка столярного изделия. 52час.



2.1


-Столярная подготовка поверхностей древесины к отделке.




12 час

Приспособления для механизированной шлифовки древесины (шлифовальный диск, шлифовальный барабан, шлифо-вальная головка), шлифовальный ста-нок, ручное выпиливание. Под-готовка древесины под следующую отделку

Обработка поверхностей деталей руч-ными инстру-ментами. Меха-

низированная подготовка по-верхностей.

Порозаполнение снятие ворса, заделка дефектов и т.д.).


Уметь пользо-ваться ручными столярными инструментами. Уметь пользо-ваться электри-фицированными инструментами. Знать о подго-товке древесины к отделке.


Развитие тех-нического мыш-ления, памяти. Освоение и закрепление тру-довых уме-ний и навыков. Разви-тие внимания памяти, устной речи, расши-рение кру-гозора.




2.2


-Отделка древесины лакокрасочными материалами.










8час

Воскование. Лакирование (виды лаков, область их применения, технология покрытия поверхностей лаками, условия и правила безопасности труда).


Отделка изделий красящими веществами (нитроэмалевыми, водоэмульсионными и др. красками).


Уметь отделывать лакокрасочными материалами.


Развитие внимания памяти, устной речи, расширение кругозора.




2.3


-Выжигание.


8час

Сущность выжигания. Инструменты и приспособления, используемые при выжигании.

Нанесение рисунка, Технология выполнения операций по выжиганию. Профессия мастер-выжигальщик.


Нанесение рисунка, выжигание.

Знать технологию выжигания.


Развитие технического мышления, памяти

Развитие точности, аккуратности и мелкой моторики.



2.4




-Резьба по дереву.








6час

Понятие о видах резьбы. Материалы, применяемые для резьбы по дереву. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву.

Геометрическая резьба. Элементы геометрической резьбы.


Нанесение рисунка, узора.





Выполнение геометрической резьбы.


Знать виды резьбы.





Уметь выполнять геометрическую резьбу.


Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.


Развитие точности, аккуратности и мелкой моторики.



2.5


-Общие основы художественного конструирования.













10час

Понятие о техни-ческой эстетике и художественном кон-струировании, ди-зайне. Требования технической эсте-тики к промы-шленным изделиям. Исходные принципы художественного ко-нструирования. По-нятие о композиции. Закономерности и средства композиции в художественном проектировании. Виды композиции.


Работа с учебником. Запись в тетрадь








Выполнение резьбы по дереву.

Иметь понятие о технической эстетике.








Иметь понятие о композиции.




Развитие технической эстетики, художествен-ного мышления, памяти.

Развитие внимания памяти, устной речи, расширение кругозора.




2.6






Орнамент и узор.


8час

Понятие об орнаменте и узоре. Виды орнаментов: геометрический, растительный и др. виды узоров. Основы построения узоров.

Художественная роспись.



Знать виды орнаментов.

Уметь построить геометрический орнамент.


Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.




3.

Практическое повторение. 5часов.



3.1


-Изготовление столярного изделия с последующей художественной отделкой.




Изготовление столярного изделия с последующей художественной отделкой.


Уметь украшать столярное изделие разными видами отделки.

Развитие художественного вкуса. Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.






4.

Самостоятельная работа. 5час.



4.1.


-Украшение резьбой ранее сделанных изделий.




Украшение резьбой ранее сделанных изделий.


Уметь самостоятельно украсить изделие.


Развитие самостоятельности, технического мышления и творчества.




п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Содержание программного материала

ЗУН

Коррекционное воздействие.

Приме-

чание.


Теория

Практика

1

2

3

4

5

6

7

8

9


Мебельное производство.

1.










Вводное занятие.




2 час.

План работы на четверть. Повторение правил техники безопасности в мастерской. Общие сведения о мебельном производстве.

Запись в тетради.


Знать правила безопасности труда и пожарной безопасности при ручной обработке древесины.


Развитие внимания, памяти и устной речи.


2.

Изготовление моделей мебели. 16 час.


2.1


-Виды мебели.


2 час.

По назначению бытовая, офисная, комбинированная по способу соединения частей секционная, сборно-разборная, склад-ная, корпусная.


Работа с учебником. Запись в тетради.

Знать виды мебели.


Развитие внимания, памяти, расширение кругозора учащихся.



2.2


-Эстетические и технико-экономи-ческие требование к мебели.



3 час.

Эстетические и технико-экономи-ческие требование к мебели.


Запись в тетради. Работа с учебником.



Знать эстети-ческие и технико-экономические требование к мебели.



Развитие внимания, памяти, расширение кругозора учащихся.



2.3


-Элементы деталей столярного изделия



4 час.

Брусок, обкладка, штапик, филенка, фаска, смягчение, закругление, галтель, калевка, фальц, (четверть), платик, свес, гребень, паз.


Изучение чертежей изготовления деталей и сборки изделия.



Уметь читать чертежи.


Развитие технического мышления, памяти




2.4












Изготовление моделей мебели.















3 час.

4 час

Технология изготовления моделей мебели.


Разметка и обработка деталей. Сборка узлов «насухо».

Подготовка деталей и комплектующих изделий, сборка на клею.



Уметь ориентироваться в задании. Уметь составлять технологическую карту и работать по ней.


Освоение и закрепление трудовых умений и навыков. Развитие точности и аккуратности, моторики.




3.

Трудовое законодательство. 4час.


3.1


- Порядок приема и увольнения с работы.


1час.


Особенности приема и увольнения с работы на малых предприятиях.

Трудовой договор. Права и обязанности рабочих на производстве. Перевод на другую работу, отстранение от работы.

Запись в тетради.




Знать свои права и обязанности при поступлении на работу.




Расширение кругозора и юридической грамотности.





3.2


-Виды оплаты труда.

1час.

Охрана труда. Порядок разрешения трудовых споров. Трудовая и производственная дисциплина.


Запись в тетради.


Знать виды оплаты труда.

Развитие внимания памяти, устной речи, расширение кругозора.


3.3


-Продолжительность рабочего времени.

1час.

Перерывы для отдыха и питания. Выходные и праздничные дни.


Запись в тетради.


Знать о продолжительности рабочего времени.

Расширение кругозора и юридической грамотности.



3.4




-Труд молодежи.

1час.

Действия молодого рабочего при ущемлении его прав и интересов на производственном предприятии.



Запись в тетради.



Знать о труде молодежи и ее правах.




Расширение кругозора и юридической грамотности.



4.

Практическое повторение. 5час.


4.1


-Изготовление изделий для выставки.


5час.



Уметь ориентироваться в трудовом задании.

Освоение и закрепление трудовых умений и навыков. Связь теоретических знаний с практической работой.



5.

Самостоятельная работа. 2 час.


5.1.


-По выбору учителя.


2 час.










Уметь самосто-ятельно спла-нировать и выпо-лнить задание учителя.


Развитие самостоятельности, технического мышления и творчества.



Строительное производство.

6.

Плотничные работы. 24час.

6.1


-Содержание плотничных работ на строительстве.


3 час.

Организация рабочего места, правила безопасности.

Запись в тетради.

Знать плотничные работы.


Развитие технического мышления. Развитие внимания памяти, устной речи, расширение кругозора


6.2


-Подготовка инструментов и приспособлений к работе.


4час.

Подготовка инструментов и приспособлений к работе.


Проверка правильности насадки топорища, заточка и правка топора на точиле и бруске.

Уметь готовить плотницкий инструмент к работе.


Освоение и закрепление трудовых умений и навыков



6.3


-Теска древесины.


















4час.

Укладка на подкладки, крепление скобами и клиньями бревен. Разметка торцов бревен и отбивка линий обтески шнуром. Теска бревен на канты. Отеска кромок досок. Выборка четвертей и пазов.

Запись в тетради.

Знать технологию тески бревен на канты.


Развитие внимания памяти, устной речи, расширение кругозора. Развитие технического мышления.



6.4


-Соединение бревна и бруска с помощью врубок.

3час.

Разметка врубок по шаблонам, сращивание, наращивание и соединения бревна и бруска под углом.


Запись в тетради.

Знать способы сращивания бревен.


Развитие внимания памяти, устной речи, расширение кругозора.



6.5


-Сплачивание доски и бруска (делянки) в щит.


3час.

Правила безопас-ности при изгото-влении строи-тельных констру-кций. Проверка ка-чества выполненной работы.

Запись в тетради.

Знать технику безопасности при изготовлении строительных конструкций.


Развитие технического мышления.



6.6


-Дисковая электропила и электрорубанок.

4час.

3час.

Устройство, работа, правила безопасности.

Работа с дисковой электропилой и электрорубан-ком.

Знать устройство электроинструментов.

Развитие технического мышления.



7.

Практическое повторение. 2 час.




-Изготовление топорища.

2час.

Технология изготовления топорища.

Изготовление топорища.

Уметь правильно сделать топорище.

Освоение и закрепление трудовых умений и навыков



8.

Самостоятельная работа. 2час.




-Правка топора на точиле. Насадка топорища.

2час.


Правила техники безопасности при работе с электроточилом.

Правка топора на точиле. Насадка топорища.

Уметь правильно насадить топор.

Освоение и закрепление трудовых умений и навыков



п/п

Дата

Наименование разделов и тем


Кол-во часов

Содержание программного материала

ЗУН

Коррекционное воздействие.

Примеча-ние.



Теория

Практика


1

2

3

4

5

6

7

8

9


1.









Вводное занятие.



1 час



План работы на четверть. Техника безопасности.



Запись в тетради.




Знать правила безопасности тру-да при ручной и механической обработке древесины.



Развитие внимания, памяти и устной речи.



2.

Мебельное производство

Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности – 58 час.



2.1


Назначение облицовки столярного из­делия.

5час

Шпон: виды (строганный, лущеный).

Запись в тетради. Практическая работа.

Знать назначение облицовки. Знать виды шпона.


Развитие внимания памяти, устной речи, расширение кругозора.



2.2


Технология облицовки поверхности шпоном.

5час

Свойства видов, производство.

Применяе­мые клеи. Виды наборов шпона («в елку», «в конверт», «в шашку»).

Запись в тетради. Практическая работа.



Знать технологию облицовки поверхности шпоном.

Развитие тех-нического мыш-ления, памяти. Освоение и закрепление тру-довых умений и навыков.



2.3


Облицовочные пленочный и листовой материалы


3 час

Виды, свойства.

Облицовка пленками.


Запись в тетради. Практическая работа.

Знать технологию облицовки поверхности пленкой.

Развитие технического мышления, памяти.



2.4


Изготовление мебели для школы.

2час

Закрепление ранее изученного.

Практическая работа.

Ориентироваться в задании.

Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.



2.5


Раскрой пиломатериалов на заготовки для изготовления мебели для школы.

6час

Закрепление ранее изученного.

Практическая работа.

Уметь разметить заготовки.

Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.



2.6


Обработка черновых заготовок мебели для школы.

7час

Закрепление ранее изученного.

Практическая работа.

Уметь пользоваться ручным и электрифицированным инструментом.

Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.




2.7


Обработка чистовых заготовок мебели для школы.


9час

Закрепление ранее изученного.

Практическая работа.

Уметь пользоваться ручным и электрифицированным инструментом.

Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.




2.8


Подготовка шпона и клеевого раствора. Наклеивание шпона запрессовкой и с помощью притирочного молотка.

5час

Закрепление ранее изученного.

Практическая работа.

Уметь облицовывать поверхности шпоном.


Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.




2.9


Снятие свесов и гуммированной ленты. Выполнение облицовки пленкой.

5 час

Закрепление ранее изученного.

Практическая работа.

Уметь облицовывать пленкой. Знать виды и свойства пленок.

Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.



2.10


Предварительная сборка и разборка узлов школьной мебели. Зачистка готовых деталей и узлов.

5 час

Закрепление ранее изученного.

Практическая работа.

Уметь собрать детали в изделие и подогнать детали для окончательной сборки.

Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.



2.11


Сборка изделий школьной мебели. Анализ выполненных работ в групповой беседе.

6час

Закрепление ранее изученного.

Практическая работа.

Уметь собрать детали в изделие.

Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.



3.

Мебельная фурнитура и крепежные изделия – 16 час.



3.1


Фурнитура для подвижного соеди­нения сборочных единиц (петли, направляющие).

Виды петель.

6час

Виды фурнитур и петель для подвижного соединения сборочных едениц.

Работа с учебником. Запись в тетрадь

Практическая работа.

Распознавать виды фурнитуры и петель для подвижного соединения сборочных едениц.

Развитие внимания памяти, устной речи, расширение кругозора.




3.2






Фурнитура для неподвижного соединения сборочных единиц (стяжки, крепежные изделия, замки, задвижки, защелки, кронштейны, держатели, остановы).




5час

Виды фурнитуры для неподвижного соединения сборочных единиц (стяжки, крепежные изделия, замки, задвижки, защелки, кронштейны, держатели, остановы).


Работа с учебником. Запись в тетрадь

Практическая работа


Распознавать виды фурнитуры для неподвижного соединения сборочных единиц (стяжки, крепежные изделия, замки, задвижки, защелки, кронштейны, держатели, остановы).

Развитие внимания памяти, устной речи, расширение кругозора.

Развитие точности, аккуратности и мелкой моторики.




3.3


Фурнитура для открывания дверей и выдвигания ящиков.







5час

Виды фурнитуры для открывания дверей и выдвигания ящиков.


Работа с учебником. Запись в тетрадь

Практическая работа.

Распознавать фурнитуру для открывания дверей и выдвигания ящиков.

Развитие точности, аккуратности и мелкой моторики.



4.

Практическое повторение. 5часов.



3.1


Изготовление мебели по заказу работников школы.

5час



Практическая работа.


Уметь самостоя-тельно составить план работы и согласно чертжам изготовить изделие.

Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.






4.

Самостоятельная работа. 5час.



4.1.


Изготовление мебели для столярной мастерской.


5час


Практическая работа.



Уметь самостоятельно составить план работы и согласно чертежам изготовить изделие.


Развитие самостоятельности, технического мышления и творчества.




п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Содержание программного материала

ЗУН

Коррекционное воздействие.

Приме-

чание.


Теория

Практика

1

2

3

4

5

6

7

8

9


Мебельное производство.

1.




Вводное занятие.



1час

План работы на четверть. Повторение правил техники безопасности в мастерской.

Запись в тетради.

Знать правила безопасности труда и пожарной безопасности при ручной обработке древесины.

Развитие внимания, памяти и устной речи.


2.

Сведения о механизации и автоматизации мебельного производства – 8час.


2.1


Изготовление мебели на крупных и мелких фабриках.



2час

Механизация и автоматизация на деревообрабатывающем предприятии.


Работа с учебником. Запись в тетради. Практическая работа

Иметь представление о мебельном производстве на крупных и мелких фабриках.


Развитие внимания, памяти, расширение кругозора учащихся.



2.2


Механизация и автоматизация столярных работ.



2 час.

Сравнение механизированного и ручного труда по производительности и качеству работы.


Запись в тетради. Работа с учебником. Практическая работа.

Иметь представление о производительности труда.



Развитие внимания, памяти, расширение кругозора учащихся.


2.3


Механизация облицовочных, сборочных и транспортных работ.



2час

Универсальные электроинструмен-ты. Станки с программным управлением.

Запись в тетради. Работа с учебником. Практическая работа.

Иметь представление о механизации и автоматизации мебельного производства.

Развитие технического мышления, памяти.




2.4


Механическое оборудование для сборки столярных изделий.

2час

Значение повышения производительности труда для снижения себестоимости продукции.

Запись в тетради. Работа с учебником. Практическая работа.

Иметь представление о себестоимости продукции.

Развитие внимания, памяти, расширение кругозора учащихся.


3.

Изготовление секционной мебели – 48 час.


3.1


Секционная мебель.

3час.

Преимущества, конструктивные элементы, основные узлы и детали (корпус, дверь, ящик, полуящик, фурнитура).

Запись в тетради. Практическая работа.

Знать основные узлы и детали секционной мебели.

Развитие внимания памяти, устной речи, расширение кругозора.


3.2


Установка и соединение стенок секций. Двери распашные, раздвижные и откидные.

3 час.

Фурнитура для навески, фиксации и запирания дверей.

Запись в тетради. Практическая работа.

Уметь соединять стенки секций и навешивать двери с помощью фурнитуры.

Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.


3.3


Анализ образца и чертежа стола секционного для учителя.

3 час

Закрепление изученного материала.

Практическая работа.

Уметь читать чертежи.

Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.


3.4


Подбор материала для изготовления стола секционного для учителя.

3 час

Закрепление изученного материала.

Практическая работа.

Уметь подбирать материал.

Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.


3.5


Самостоятельное изготовление черновых заготовок для стола секционного для учителя.

3 час

Применение знаний и умений.

Практическая работа.


Уметь работать ручным и электроинстру-ментом.

Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.


3.6


Обработка чистовых заготовок деталей для стола секционного для учителя.

5 час

Применение знаний и умений.

Практическая работа.

Уметь работать ручным и электроинструментом.

Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.


3.7


Зачистка чистовых заготовок деталей для стола секционного для учителя напильником и шкуркой.

5 час

Применение знаний и умений.

Практическая работа.


Уметь отделывать детали.

Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.


3.8


Разметка готовых деталей для сборки стола секционного для учителя.

3 час

Применение знаний и умений.

Практическая работа.


Уметь разметить детали для сборки.

Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.


3.9


Сверление отверстий для сборки стола секционного для учителя.

3 час

Применение знаний и умений.

Практическая работа.


Уметь работать ручным и электроинструментом.

Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.


3.10


Изготовление секций для стола.


7 час

Применение знаний и умений.

Практическая работа.


Уметь работать ручным и электроинструментом.

Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.


3.11


Предварительная сборка изделия (стол секционный для учителя). Покрытие деталей морилкой и лаком.

5 час

Применение знаний и умений.

Практическая работа.


Уметь отделывать изделие морилкой, лаком.

Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.


3.12


Сборка изделия (стол секционный для учителя). Анализ выполненных работ в групповой беседе.

5 час

Обобщение и систематизация знаний.

Практическая работа.

Уметь собрать детали в изделие.

Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.


4.

Практическое повторение. 5 час.


4.1


Изготовление изделий по заказу работников школы.



Закрепление изученного материала.


Практическая работа.

Уметь ориентироваться в трудовом задании.

Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.


5.

Контрольная работа – 5 час.


5.1.


Анализ образца и чертежа напольной вешалки.



1

Закрепление изученного материала.

Практическая работа.

Уметь читать чертежи.

Развитие самостоятельности, технического мышления и творчества.


5.2


Подбор материала для изготовления напольной вешалки.




1

Закрепление изученного материала.

Практическая работа.

Уметь подбирать материал для изготовления изделий.

Развитие технического мышления.


5.3


Самостоятельное изготовление черновых и обработка чистовых заготовок напольной вешалки.




1

Применение знаний и умений.


Практическая работа.

Уметь обрабатывать заготовки с помощью ручных и электрических инструментов.

Освоение и закрепление трудовых умений и навыков



5.4


Зачистка чистовых заготовок деталей напольной вешалки напильником и шкуркой.



1

Применение знаний и умений.

Практическая работа.

Уметь отделывать детали шкуркой.

Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.


5.5


Разметка готовых деталей для сборки напольной вешалки. Сверление гнезд для сборки напольной вешалки. Сборка изделия и анализ выполненных работ.



1

Обобщение и систематизация знаний.


Практическая работа.

Уметь собрать детали в изделие.


Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.















ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2010, с.191.

Столярное дело 6 7кл. Б.А. Журавлев, 1992г. Вспомогательная школа

Столярное дело 10-11 классы. А.Н. Перелетов уч. для специальных (коррекционных) Школ VIII вида 3

Плотничные работы. Л.Н.Крейндлин. Изд. Москва 1972г.уч. для проф-техн училищ.

Столярные и плотничные работы. Л.Н.Крейндлиц. Изд. Москва 1989 г

Техническое обеспечение: верстаки, стулья,спец. одежда, ручные пилы, молотки, киянки, рубанки, линейки, угольники, сверлильный станок.





















ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учащиеся должны знать:

теоретические основы обработки деталей круглого сечения.

теоретические основы безопасной и эффективной работы по выполнению работ

технологию эффективного и безопасного выполнения соединения брусков в паз; теоретические основы работы со столярным клеем

устройство сверлильного станка; правила эффективной и безопасной работы на сверлильном станке; базовую информацию о свёрлах по дереву.

основные древесные породы и их представителей; простейшие свойства древесных пород и применение

название элементов стамески, долота; угол заточки стамески (долота); сведения об абразивных материалах; теоретические основы эффективной и безопасной заточки инструментов; правила контроля заточки инструментов.

теоретические основы эффективной и безопасной работы с различными клеями.

Учащиеся должны уметь:

производить разметку, эффективную и безопасную обработку деталей круглого сечения; осуществлять контроль качества готовой продукции.

настраивать рейсмус; осуществлять правильную и безопасную работу столярным рейсмусом; осуществлять контроль разметки деталей.

подбирать материал; наносить орнамент; вырезать треугольники резцом; работать с морилкой, лаком; контролировать качество выполненной работы.

работать со столярным клеем; выполнять соединение брусков вполдерева.

размечать сквозное и несквозное гнездо; работать долотом и стамеской; осуществлять контроль качества выполненной работы.

работать на сверлильном станке; подбирать свѐрла; устанавливать и снимать свѐрла; читать простейшие чертежи.

изображать криволинейные поверхности по шаблону; работать лучковой пилой, драчѐвым напильником; осуществлять контроль качества выполненной работы.

определять породу древесины по образцам.

затачивать стамески и долота на бруске; править лезвия на оселке; проверять качество заточки инструментов.

подбирать клей; производить склейку деталей с использованием струбцин и определять качество склейки изделий.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.