12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дудаева Ольга Николаевна111
Россия, Ставропольский край
1

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6» с. Саблинского

Александровского района












Активизация познавательной деятельности на уроках биологии






Из опыта работы учителя биологии

Дудаевой О.Н.

МОУ СОШ №6





















Ноябрь 2019год

В своей работе использую один из главных принципов деятельностного подхода: активное, а не в пассивное, обучение и усвоение знаний. Поэтому на уроках стараюсь активизировать познавательную и мыслительную деятельность детей, направить её на достижение конкретного результата, используя разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие активность учащихся на уроке.

Каким образом мне удаётся это сделать?

Хочу это показать на примере урока «открытия» нового знания по теме «Среды обитания организмов» 5 класс. Точнее на трёх этапах этого урока: актуализации знаний, «открытия» нового знания и первичное закрепление нового знания.

На этапе актуализации знаний провожу повторение изученного материала, выясняю, как он усвоен, настраиваю учащихся на «открытие» нового знания.

С самого начала урока стараюсь мотивировать детей, включить в активную учебную деятельность. «Ребята, мы хорошо поработали на предыдущих уроках, сегодня ваши знания необходимы нам, чтобы открыть новые» (исходная мотивация). «Давайте повторим!»… (вспоминаем, что мы уже знаем о среде обитания живых организмов из окружающего мира).

«Как вы думаете, какие среды обитания занимают рыбы, птицы, блохи, вши, глисты?» (мотивация на формулировку темы и задачи урока). «Что вам известно об этих средах обитания?». «Чтобы вы хотели узнать? Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны найти ответ». Вопросы записываю на доске.


Основные особенности среды.

Обитатели.

Приспособленность организмов в данной среде.

«Кто из вас может назвать основные особенности  каждой среды обитания?» (создаю проблемную ситуацию с затруднением, решение которой возможно лишь при получении нового знания).

На этапе «открытия» нового знания для того, чтобы активизировать познавательную и мыслительную деятельности детей, направить её на достижение конкретного результата:

организую самостоятельную работу с учебником и информационным листом №1 (цель работы: узнать особенности  среды обитания; выявить, какие из них являются первостепенными для её обитания)

организую работу в парах по рядам с применением учебника и информационного листа№2 (он дополняет знания, помогает учащимся провести самоанализ и самоконтроль: цель работы: познакомиться с обитателями и их приспособлениями к жизни в данной среде; приготовить отчёт о проделанной работе).

На этапе первичного закрепления знаний организую выступление учащихся - отчёт о проделанной работе в парах (цель: самооценка учащимися результатов своей деятельности и всего класса).

Использование мотивирующих приёмов

При постановке учебной проблемы так же пользуюсь мотивирующими приёмами, такими как «яркое пятно» и «актуальность». На мой взгляд, они является одним из эффективных средств, которые активизируют деятельность учащихся на уроке, формируют УУД, помогают увлечь, не создавая проблемной ситуации, на любом этапе урока.

В качестве «яркого пятна» использую загадки, стихи, сказки, легенды, и др.

Например: при изучении темы «Корень» (зоны корня) в 6классе использую биологическую сказку «Кто главнее?»

Поспорили как-то части корня, кто главнее.

- Мы, - говорят корневые волоски, мы самые главные, потому что мы всасываем из почвы воду и растворенные в ней питательные вещества. - Нет, говорит зона деления, - мои клетки все время делятся, и корень растет. Я важнее. - А мы, клетки зоны роста, вытягиваемся, помогая корню продвигаться вглубь, к воде. - А я, - говорит корневой чехлик, - предохраняю верхушку корня от повреждения. Значит я важнее. Спорят они так, спорят и ничего не делают. Приполз к ним дождевой червь и говорит: «Пока вы тут спорите, стебель и листья вянуть стали. Давайте, уж скорее решите, кто из вас главнее?»

Задача учащихся, обсудить и решить, кто главнее, дать аргументированный ответ.

Прием «актуальность» позволяет уч-ся ответить на вопрос: «Для чего мне это нужно знать?» Где эти знания можно применить в жизни?

Так, при изучении темы «среды обитания организмов» 5 класс задаю вопрос: для чего нам нужно знать о животных- паразитах? (чтобы уберечь себя от паразитов). «Какие правила для этого необходимо соблюдать?»


Прижился на моих уроках и такой Прием как «Синквейн».

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от ученика умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

    Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Использую этот прием с 5-9 класс


Напомню Структуру синквейна.

1 строка – одно существительное

2 строка – два прилагательных

3 строка –три глагола

4 строка – фраза из четырех слов, показывающих отношение к теме (понятию)

5 строка – одно слово (синоним, который повторяет суть темы).

Как работать с синквейнами.

Я предлагала следующие способы работы учащихся с синквейнами:

Составление нового синквейна (индивидуально, в парах, в группах).

Вот несколько примеров довольно удачных синквейнов:

Цитология 9класс
изучающая, клеточное
исследует, устанавливает, диагностирует
раздел биологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти
клеточная биология

Анатомия 8класс
древнейшая, научная
рассматривает, изучает, исследует
наука о форме и строении отдельных органов, систем и организма в целом
группа научных отраслей

Жизнь
живая, протекающая
размножаться, развиваться, существовать
способ бытия сущностей
наследственная болезнь со смертельным исходом, передаваемая половым путём

Организм 5класс
живой, действующий
состоит, обладает, отличается
тело с органами
отдельная особь

Цветок 6класс
видоизменённый, укороченный
привлекает опыляется развивается
орган семенного размножения цветковых
спороносный побег

Цитоплазма 9класс
водянистая, изменяющаяся
движется, растет, воспроизводится
внутренняя среда живой или умершей клетки
содержимое

Мутация 9класс
Случайная, стойкая.
Изменяет, проявляется, наследуется.
Не было бы счастья, да несчастье помогло!
Эволюция.

Белки 9класс

Трехмерные, уникальные

Ускоряют, регулируют, защищают

Без протеинов жить нельзя на свете, нет!

Трудяги!

Ядро 9класс

Большое, двумембранное

Регулирует, контролирует, передает

 Клетке без ядра – и не туда, и не сюда!

Голова!

 Митоз 9класс
Четырёхстадийный, самый распространённый,
Обеспечивает, воспроизводит, поддерживает,
Митоз- лежит в основе роста и вегетативного размножения,
Деление.

Рыбы 7класс

Костные, хрящевые

Обитают плавают живут

Удивительные обитатели рек морей и океанов

Организм

2.Способ использования этого приема это: Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием  слов и фраз, входящих в состав синквейна.

Пример. Составление краткого рассказа по синквейну.

Модификация

Адаптивная, обратимая

Варьировать, приспосабливаться, формировать

Без нее, как без воды, существовать не можем мы!

Эволюция

Рассказ.

Модификации – это конкретные значения изменчивого признака организма, которые формируются в конкретных условиях среды. Они носят адаптивный характер – обеспечивают приспособленность организмов в окружающей среде. Модификации обратимы: они исчезают после прекращения действия фактора, вызвавшего их формирование. Модификации варьируют (изменяются в определенных пределах) при типичных изменениях окружающей среды. Формируя модификации, организм приспосабливается к конкретным условиям окружающей среды. Формирование модификаций происходит на этапах экспрессии генов, обусловливающих развитие признака.  Модификации являются результатом эволюции вида.

3.Коррекция и совершенствование готового синквейна.

Пример. Коррекция синквейна

Клетка

Эукариотическая, прокариотическая

Делится, размножается, обновляется

Клетка – элементарная частица живой материи

Жизнь

Измененный синквейн.

Клетка

Эукариотическая, прокариотическая

Делиться, специализироваться, обновляться

Элементарная частица жизни

Гук

4.Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.

Пример. Определение темы синквейна (угадать слово первой строки)

Синквейн 1.

?

Сильная,  разнообразная

Бороться, соперничать, опережать

Бороться и искать, найти – и не сдаваться!

Отбор

Синквейн 2.

?

Автотрофный, зеленый

Начинать, синтезировать, передавать

СО2 да вода – наша еда!

Пищевая цепь

Синквейн 3.

?

Живая, кубическая

Делиться, питаться, дышать

Не построишь дом без кирпича.

Ткань

Синквейн 4.  

?

Сложный, устойчивый

Питаться, жить, размножаться

Мой дом – моя крепость.

Экосистема

Синквейн 5.

?
Вирусная, химерная,
Кодировать, синтезировать, обусловливать
Одна хорошо, а две надежнее!
Хромосома

Синквейн 6.

?
Многофакторный, хромосомный
Нарушать, изменять, обусловливать
Беда не приходит одна.
Заболевание

Синквейн 7.

?

Устойчивый, инфекционный
Поражать, изменять, губить
Вот она загадка века – гибель мира человека!
Белок

Синквейн 8.

?

Полезный, нейтральный

Формировать, передавать, изменять

Он всем бросается в глаза!

Фенотип

Синквейн 9.

?

Неподвижная, шарообразная

Хранить, сливаться, реализовывать

Она делает добро – зашифровано оно.

Организм

     Синквейны – превосходный способ контроля. Написать стихотворение грамотно, не прочитав текста, невозможно. Здесь у детей начинает работать фантазия, мышление, что в конечном итоге активизирует работу мыслительных операций.

В своем небольшом выступлении я постаралась поделиться опытом работы по применению некоторых методов, приёмов и форм работы, которые, на мой взгляд, учат детей трудиться, быть активными участниками на уроке, а не пассивными слушателями.

Я уверена, что для достижения той или иной учебной задачи, необходимо побуждать ученика к деятельности, так как успешное обучение невозможно без мотивации. 

Буду рада, если моё выступление было чем-то полезно для вас.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.