12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наумова Наталья Николаевна122
5

Анализ художественного текста с использованием технологии развития критического мышления











Мастер-класс

«Анализ художественного текста с использованием технологии развития критического мышления»

И.А.Крылов « Стрекоза и Муравей»










Наумова Наталья Николаевна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ№18

г.Новосибирск








Цель урока: создать условия для осознания и осмысления басни «Стрекоза и Муравей» с помощью средств технологии критического мышления.

Задачи:

- обучение младших школьников анализу художественных произведений разного объёма и разных жанров, формирование умения самостоятельно извлекать нравственную идею произведения, уяснение нравственных уроков текстов.

- формирование коммуникативных и организаторских способностей учащихся, умению работать в группе.

- воспитание положительных качеств человека, интерес к произведениям И.А. Крылова

Планируемые результаты:

Личностные: проявление творческого отношения к процессу обучения. Умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев басни.

Метапредметные: 
Познавательные умения: находить сходство и различие между героями басни; систематизировать и обобщать информацию, полученную из разных источников; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Регулятивные умения: ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того, что еще неизвестно;

составлять совместно с учителем план действий; контролировать результаты работы на уроке.


Коммуникативные умения: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

сотрудничать, договариваться с другими о последовательности

действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других.

Предметные умения: правильно, осознанно, выразительно читать;

различать речь автора и героев басни;

использовать в рассуждении термины «басня», «мораль басни»,

«автор»;

выделять признаки басни.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: фронтальная форма, индивидуальная форма, групповая работа.

Приемы: «Шесть шляп мышления», таблица «Тонких» и «Толстых» вопросов, «Корзина идей», прием «Верите ли вы…». «Двухчастный дневник», Эссе.


Необходимое оборудование: шесть шляп, энциклопедии, раздаточный материал.

Ход урока

( Слайд 2)

l.Орг.момент .Психологический настрой.

Все расселись по местам, никому не тесно, 
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

( Слайд 3)

ll.Подготовка речевого аппарата.

Дыхательная гимнастика.

1-3 глубокий вдох, «раз» - задержка дыхания, медленный выдох – на звуках [ф], [ш], [с].

Прочитайте чистоговорку. Произнесите её медленно, а потом быстро.

(слайд 4)

Ду – ду – ду – Я по лугу иду.

              За – за – за – Вот летает стрекоза.

                            Ук – ук – ук – а в траве сидит паук.

                            Ух – ух – ух – в паутину ловит мух.

(слайд 5)

lll. Актуализация знаний. Стадия «Вызов»

Прием «Корзина идей»

У меня на столе лежат два сообщения, давайте узнаем, кто их оставил?

а) В яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь. Самым впечатляющим, вероятно, вы находите наше искусство полета. Действительно, я могу перечислить вам девять различных видов полета, которыми мы мастерски владеем.Я  ни в коем случае не должна забыть еще одну характерную особенность - нашу впечатляющую красочность.

б) Я живу в необычном домике. Внутри и снаружи вечно копошатся сотни, тысячи таких же, как и я. Все они усердно трудятся. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Мы регулярно обмениваемся пищей — кормя друг друга. Сытый кормит голодного, тот передает часть полученной пищи следующему. Каждый из нас может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.

(предположение детей записываются в « Корзину идей»)

2)А сейчас отгадав загадки, вы узнаете кто это.

(Слайд 6, 7, 8, 9)

Две горошины-глаза,

Ножки – грабелькой,

Хвостик – сабелькой,

Крылья – бантиком

(стрекоза)

На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята
Вся жизнь их связана с трудом.

(муравей)


(Слайд 10)

3)Прием «Верите ли вы …» (дети заполняют таблицу)

Верите ли вы что произведение, которое мы будем читать- научная статья?

Верно ли, что у стрекозы есть свое жилище?

Верите ли вы, что муравей - труженик?

Верите ли вы, стрекоза делает запасы на зиму?

Верители вы, что стрекоза и муравей в природе взаимодействуют?

(Слайд 11)

lV. Стадия «Осмысления»

Перед вами лежит листочек с текстом, возьмите карандаш, слушая аудиозапись, отметьте слова, которые вам непонятны.

Словарная работа

Попрыгунья- та, которая любит попрыгать, повеселиться. Это слово разговорного жанра;

мурава – зелёная, свежая трава; (устаревшее слово)

резвость- веселье;

удручена – огорчена, опечалена;

вешние воды- весенние воды;

всякий час- всё время;

кум – родственник, приятель

Работа над басней. 

-А теперь проверим наши предположения.

Во всем ли совпали наши предположения?

(Слайд 12)

-Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки. В басне обязательно есть мораль.

У стрекозы нет своего жилья

Муравей трудился все лето. (Найдите отрывок и зачитайте его)

Стрекоза не делает запасов. Почему? (Читают отрывок из текста)

Каждый из насекомых живет сам по себе.

(Слайд 13)

- Сегодня мы продолжим знакомство с баснями И.А. Крылова.

(Слайд 14)

3. Беседа на первичное восприятие текста

- Какой изображена в басне Стрекоза? (Легкомысленная. Ленивая. Беззаботная. Веселая. Резвая.)

- Почему Стрекоза осталась без жилья?

. Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?

- Настали ли нужда и голод для Муравья?

- Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?

-Почему он отказал Стрекозе в помощи?

- Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?

4.Прием « Шесть шляп мышления»

Дети делятся на 6 групп (по цветам)

(Слайд 15)

Правила работы в группе:

Работай дружно.

Спокойно высказывай своё мнение.

Уважай мнение других.

Терпеливо выслушивай мысли другого.

Вместе находи правильное решение.

Представитель из каждой группы берет себе шляпу с заданием нужного цвета.

(Слайд 16)

Белая шляпа-ученые (дети ищут сведения о муравье и стрекозе в энциклопедиях)

(Слайд 17)

Желтая шляпа - оптимисты (что бы было, если бы муравей впустил стрекозу к себе в дом?)

Черная шляпа-критики (какие плохие поступки совершили стрекоза и муравей?)

(Слайд 18)

Красная шляпа - литераторы (выпишите положительные качества героев басни)

Зеленая шляпа – творцы (составить пословицы, определить их значение, используя прием «Двухчастный дневник»)

(Слайд 19)

Синяя шляпа-руководители (составляют вопросы по тексту используя таблицу «Тонких» и «Толстых» вопросов)

4.Выступление каждой группы.

(Слайд 20)

Vll. Рефлексия

1. Ребята, я предлагаю вам написать эссе.

-Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басни?

- Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

Домашнее задание.

Написать письмо-пожелание Стрекозе или Муравью.
























Приложение

«Двухчастный дневник»

Пословицы

Комментарии












































Составьте вопросы по тексту используя таблицу «Тонких» и «Толстых» вопросов

Тонкие вопросы

Кто? Когда? Где? Как?

Толстые вопросы

Почему? Правильно ли я понял..? Как вы думаете..? Как бы вы …?









Прием «Верите ли вы…»

Вопрос

Да

Нет

- верите ли вы что произведение, которое мы будем читать- научная статья?



- верно ли, что у стрекозы есть свое жилище?




- верите ли вы, что муравей - труженик?




- верите ли вы, стрекоза делает запасы на зиму?



- верители вы, что стрекоза и муравей в природе взаимодействуют?





Прием «Верите ли вы…»

Вопрос

Да

Нет

- верите ли вы что произведение, которое мы будем читать- научная статья?



- верно ли, что у стрекозы есть свое жилище?




- верите ли вы, что муравей - труженик?




- верите ли вы, стрекоза делает запасы на зиму?



- верители вы, что стрекоза и муравей в природе взаимодействуют?







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.