12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смирнова Наталья Витальевна315
Педагог дополнительного образования. Руководитель студии изобразительного искусства "Азбука цвета"г. Хабаровск
Россия, Хабаровский край, Хабаровск

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ХАБАРОВСКА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ХАБАРОВСКА

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «ВОСХОЖДЕНИЕ»



Принята

на заседании

педагогического совета

от «30» август 2023 г.

протокол № 1

Утверждаю

Директор

ДЮЦ «Восхождение»

_________ Зыкова Е.Н.

от «30» августа 2023 г.






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«АЗБУКА ЦВЕТА»




Направленность программы: художественная

Возраст обучающихся: 7-12 лет

Уровень освоения: базовый

Срок реализации программы: 4 года









Автор-составитель программы:

Смирнова Наталья Витальевна,

педагог дополнительного образования






г. Хабаровск

2023 год

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Азбука цвета» базового уровня, художественной направленности, направление – ИЗО. Она включает занятия живописью, графикой, декоративно-прикладным искусством.

При разработке данной программы были учтены нормативно - правовые документы:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".

Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996).

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае (утверждено приказом КГАОУДО «Центр развития творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края)» от 26 сентября 2019 г. №383П).

Постановление администрации г. Хабаровска от.25.10.2019 г. №3501 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей на территории городского округа «Город Хабаровск».

Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ муниципального автономного учреждения дополнительного образования г. Хабаровска «Детско-юношеский центр «Восхождение» от 21.03.2020 г.

Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования г. Хабаровска «Детско-юношеский центр «Восхождение» от 12.11.2018 г.

Актуальность программы

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.

Отличительные особенности программы

Особенность программы заключается во взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации и совмещении различных материалов в работе . Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Рисование и лепка имеют большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.

Педагогическая целесообразность программы

Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры. Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения, творчества. В результате у детей воспитывается интерес к художественной творческой деятельности, желание создать красивое изображение, жизненное пространство. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей.

Адресат программы: дети 7-12 лет, ребенок должен свободно работать ножницами, карандашами и кистью, должно присутствовать добровольное желание заниматься художественной деятельностью. Данная программа опирается на возрастные особенности детей. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, как творческой личности.

Форма обучения: очная - групповая, преимущественно с постоянным, одновозрастным составом. Наполняемость групп от 10 до 15 человек.

Объем и сроки освоения программы: 4 года обучения.

Первый год обучения: 258 часов в год (216 часов в учебном году и 42 часа в летний период).

Второй год обучения: 258 часов в год (216 часов в учебном году и 42 часа в летний период).

Третий год обучения: 258 часов в год (216 часов в учебном году и 42 часа в летний период).

Четвертый год обучения: 258 часов в год (216 часов в учебном году и 42 часа в летний период). Всего 1032 часа.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 3 часа, итого 6 часов в неделю.

Цель программы: Творческое развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка, посредством занятий изобразительной деятельностью.

Задачи обучения:

Предметные

Научить пользоваться различными художественными материалами, грамотно строить композицию с выделением композиционного центра, передачей сюжета.

Сформировать знания о названии основных и составных цветов, их эмоциональной характеристики, умение подобрать краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением.

Метапредметные

Развивать критическое и абстрактно - логическое мышление, ассоциативного мышления, фантазии, воображения.

Развивать коммуникативные умения и навык, навыки взаимопомощи, обеспечивающи совместную деятельность в группе.

Личностные

Воспитание эстетического вкуса и формирование познавательного интереса к изобразительному творчеству.

Привить навыки самоконтроля и ответственного отношения к своей работе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

Учащийся

Умеет правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом, использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет), выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции, доводить работу от эскиза до композиции.

Знает основные и дополнительные цвета и цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета), что такое контрастные цвета, гармонию цвета, азы композиции (статика, движение), умеет смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки.

Метапредметные

Грамотно оценивает свою работу, умеет находить её достоинства и недостатки, выделяя существенные свойства и связи.

Умеет слышать и слушать педагога, аргументировано высказываться, правильно контактировать со сверстниками, работать в коллективе, решая различные общие творческие задачи.

Личностные

Проявляет развитый художественно-эстетический вкус и интерес к дальнейшему активному познанию изобразительного искусства и окружающей действительности.

Проявляет развитые навыки самоорганизации: в работе проявляет аккуратность, усидчивость, ответственное отношение к своей работе, умение работать самостоятельно.

Учебный план 1 года обучения

Раздел

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика


Вводное занятие

3ч.

1ч.

2ч.

Анкетирование

1.

Раздел: «Живопись. Краски Осени»

24ч.

4ч.

18ч.

Проверочное задание

Педагогическое наблюдение

Рефлексия

Творческий показ работ

2.

Раздел: «Сказочные дали»

27ч.

4ч.

23ч.

3.

Раздел: «Холодная палитра…»

24ч.

2ч.

22ч.

4.

Раздел: «Яркость и контраст»

18ч.

2ч.

16ч.

5.

Раздел: «Мы стоим рядом…»

24ч.

4ч.

20ч.

6.

Раздел: «Весна пришла»

30ч.

4ч.

26ч.

7.

Раздел: «Люди в рисунке»

36ч.

4ч.

32ч.

8.

Раздел: « Летние сюжеты»

30ч.

4ч.

26ч.


Итоговое занятие

3ч.

-

Итоговая аттестация учащихся

9.

Летний Раздел: «Мир живой природы»

42 ч.

4ч.

38 ч.



Итого за год

258ч.

33ч.

226ч.



Содержание программы 1 года обучения

Вводное занятие -3 час.

Теория. Вводная беседа, инструктаж по технике безопасности, правила работы в студии.

Практика. Беседа «Как я провел лето», анкетирование.

1 Раздел: «Живопись. Краски осени» - 24 часов

В этом блоке собраны задания с теплыми, осенними красками, самостоятельные композиции о прекрасном времени года.

Задачи:

- работа в теплой цветовой гамме;

-создание разых оттенков в пределах одного цвета;

- правильная компоновка листа.

1. «Осень» - 6 ч

Теория. Композиционное решение – образ осени с деталями – приметами.

Что характерно для этого времени года?

Практика. Расширение палитры, использование дополнительных цветов. Теплый сегмент цветового круга, приглушение цвета.

2. «Осенний пейзаж» - 6 ч

Теория. Работа по наблюдению за природой.

Практика. Предварительная прогулка с набросками – основа композиции.

3. «Осенний букет» - 6 ч

Теория. Натюрморт с натуры.

Практика. В вазе осенний букет (рябина, кленовые листья, желуди).

Материал: гуашь.

4. «Крылатые друзья» - 6 ч

Теория. Тематическая композиция с главным героем.

Практика. Птицы в полете и человек, смотрящий на них.

Материал: масляные мелки.

2 Раздел: «Сказочные дали» - 27 часов

Сказки и фантазии о многом и разном.

1. «Иллюстрация к сказке» - 9 ч

Теория. Сказочный сюжет с продолжением в графической технике.

Практика. Выбрать сказку и придумать ей продолжение, затем его нарисовать. Материалы: фломастеры, маркеры, акварель, лист формата А-3

2. «Кто спрятался в нутри?» - 9 ч

Теория. Как создать фантастическую композицию на тонированном листе с помощью различных линий.

Практика. Участки между линиями закрасить декоративно и где-то в рисунке линий появится персонаж, который сделает работу тематической.

Материалы: гелиевые ручки, акварельные карандаши. Тонированная бумага лист формата А-4.

3.«Сказочная избушка» - 9 ч

Теория. Объёмное моделирование. Принцип работы.

Практика. Создание макета сказочных башен.

3 Раздел: «Холодная палитра…» - 24 часов

Холодный, ледяной и снежный цвет появится в рисунках в этом блоке. Работа с палитрой, смеси с белилами, изобретение новых цветов и оттенков – главное в этом блоке.

1. «Кубики льда» - 6ч

Теория. Декоративные работы с прозрачным эфектом.

Практика. Роспись по дереву.

2. «Зимние забавы» - 9 ч

Теория. Зимние сюжеты в работах.

Практика. Применение контраста в работе. Материалы: гуашь.

3.«Город будущего» - 9 ч

Теория. Расширение знаний об архитектуре и дизайне.

Практика. Тонированная темная бумага и светлые городские силуэты в работах. Материалы: гуашь.

4 Раздел: «Яркость и контраст» - 18 часов

Применение новых материалов, техник. Понятие «силуэт», «контраст».

Задачи:

- изучение и применение графических техник и материалов;

- работа над композицией.

1. «Новогодняя открытка» -6 ч

Теория. История возникновения, виды и формы поздравительной открытки как формы общения между людьми.

Практика. Новогодние и рождественские открытки в подарок.

2. «Контур» - 6 ч

Теория. Контур – как выразительное средство графики.

Практика. Темные контуры на светлом фоне с декоративным заполнением.

3. «Новогодняя ночь» - 6 ч

Теория. Новый год – как народная праздничная традиция.

Практика. Праздничные сюжеты в рисунке. Выбор материалов свободный.

5 Раздел: «Мы стоим рядом….» - 24 часа

Блок собирает коллективные и групповые работы. Умение работать в команде развиваем постоянно.

1. «Люди. Фигура человека» - 9 ч

Теория. Ритм как средство графического выражения.

Практика. Каждые из ребят выполняет своего человека, который гуляет зимой, а затем составляется общая композиция.

2. Коллективное панно – 3 ч

Теория. Зимний сюжет.

Практика. Выполненный на листе формата А-5 каждым из детей собирается в мозаичную картинку.

3. «Городские улицы» - 6 ч

Теория. Городская жизнь и архитектура в городе.

Практика. Улица города состоит из домов индивидуального выполнения.

4. «Мы в космосе.» - 6 ч

Теория. Развивать навыки составления композиции на тему «Космос», умение видеть и понимать прекрасное в космических мотивах.

Практика. Рисунок каждого – часть общей композиции.

6 Раздел: «Весна пришла» - 30 часов

Весна, солнце и ручейки – герои этого блока. Помочь детям развивать через рисунок свои наблюдения и представления о цвете предметов, взятых из окружающего мира.

1. «Кап, кап, капаем….» - 3 часа

Теория. Закрепить знания детей о временах года.

Практика. Блеск сосулек и ритмы капели в рисунке. Материалы: масляная пастель, тонированный лист.

2. «Кто в лесу проснулся?» - 12 часов

Теория. Уточнить у детей представление о лесной жизни в начале весны через иллюстрации.

Практика. Картонная гравюра о лесной жизни.

3. «Весенний пейзаж» - 9 часов

Теория. Картина весеннего пейзажа.

Практика. Рисунок – наблюдение.

4. «Какого цвета дождик?» - 6 часа

Теория. Реальности и фантазия в творческой деятельности художника, условности и правдоподобия в изобразительном искусстве.

Практика. Композиция на тему. Материалы: акварель, гуашь.

7 Раздел: «Люди в рисунке» - 36 часов

Рисование человека, цвета настроения и погоды.

Задачи:

- несколько вариантов композиции на этапе эскиза, выбор лучшего.

- создание композиции с людьми, используя знания о пропорциях человека,

- самостоятельный выбор изобразительных материалов;

1. «Портрет моей семьи» - 6 часов

Теория. Оригинальное композиционное решение, графическая подача.

Практика. Семья на фоне, в совместном увлечении.

2. «Моя любимая игрушка» - 6 часов

Теория. Оригинальное композиционное решение, графическая подача.

Практика. Игрушка в руках.

Материалы: гуашь.

3. «Такие разные профессий» - 9 часов

Теория. Профессия в рисунке.

Практика. Предметный портрет.

4. «Герой сказки» - 9 часов

Теория. Отражение характера главного героя в рисунке.

Практика. Главный герой сказки в технике пастели.

5. «Мамин портрет» - 6 часа

Теория. Изобразительно-выразительные средства для передачи особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека.

Практика. Портрет гуашью.

8 Раздел: «Летние сюжеты» - 30 часов

Замечательное время года с яркими цветами, хорошей погодой, с разнообразными оттенками цветовой палитры.

1. «Свет и тень» - 6 часа

Теория. Ознакомление с понятием “освещения” как средства выявления объёма предмета.

Практика. Изображение предметов в свете лампы.

Материалы: масляная пастель, черный грунт, холст на картоне.

2. «Портрет Лета» - 6 часов

Теория. Реальности и фантазия в творческой деятельности художника, условности и правдоподобия в изобразительном искусстве.

Практика. Предметный портрет.

3. «Летний пейзаж» - 6 часов

Теория. Продолжать упражнять детей рисовать пейзаж, используя различные материалы и техники.

Практика. Рисунок по наблюдению с предварительной прогулкой.

4. «Зверь и птица» -9 часа

Теория. Беседа о красоте зверей и птиц, их многообразии, пользе для природы, о необходимости беречь и сохранять птиц и других животных.

Практика. Декоративный рисунок.

Итоговое занятие - 3 часа

Подведение итогов года, итоговая аттестация учащихся анкетирование, домашнее задание на лето.

9 Летний раздел: «Мир живой природы» - 42 часов

«Самые маленькие. Насекомые» 6 ч.

Теория: Беседа, для чего нужны насекомые,

Практика: Сюжетная композиция с разработкой нескольких вариантов эскизов.

2.«Высоко сежу, далеко гляжу» 9 ч.

Теория: Самые мощные и сильные птицы.

Практика: Работа на большом формате.

3.«Натюрморт. Полевые цветы». 6 ч.

Теория: Композиция, а листе. Правильное построение, основы.

Практика: Рисование с натуры. Постановка с цветущим букетом.

4.«Вода всему голова» 6 ч.

Теория: Приемы рисования прозрачной воды. Цветовые растяжки.

Практика:

5.«Дикие и домашние животные» 9 ч.

Теория: Беседа. Чем отличаются, чем питаются?

Практика: Рисуем животных в привычной среде.

6.«Пейзаж. Пленэрные зарисовки.» 6 ч.

Теория: Композиционный центр, как правильно построить?

Практика: Рисование с натуры.

Учебный план 2 года обучения

Раздел

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика


Вводное занятие

3ч.

1ч.

2ч.

Анкетирование

1.

Раздел: «Свойства живописных материалов»

21ч.

2ч.

19ч.

Проверочное задание

Педагогическое наблюдение

Рефлексия

Творческий показ работ







2.

Раздел: «Основы композиции»

21ч.

2ч.

19ч.

3.

Раздел: «Дарим подарки»

24ч.

4ч.

20ч.

4.

Раздел: «Времена года»

21ч.

3ч.

18ч.

5.

Раздел: «Графика. Художественные материалы»

36ч.

4ч.

32ч.

6.

Раздел: «Бумажная пластика»

30ч.

4ч.

26ч.

7.

Раздел: «Азы скульптуры»

24ч.

4ч.

20ч.

8.

Раздел: « Летние мотивы»

33ч.

4ч.

29ч.


Итоговое занятие

3 ч.



3ч.

Итоговая аттестация учащихся

9.

Летний раздел: «Нетрадиционные техники рисования»

42ч

6ч.

36ч.



Итого за год

258ч.

34ч.

224ч.



Содержание программы 2 года обучения

Вводное занятие -3 часа.

Теория. Вводная беседа, инструктаж по технике безопасности, правила работы в студии.

Практика. Беседа «Как я провел лето», анкетирование.

1 Раздел: «Живопись. Свойства живописных материалов» - 21 час.

В этом блоке собраны Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь, масляные мелки.

Задачи:

- работа с цветовым кругом;

-создание разных оттенков в одном цветовом диапазоне;

- правильно компонуем фигуру в листе.

1. «Осенний листопад цвета» - 3 часа.

Теория. Композиционное решение – образ осени с деталями – приметами.

Что характерно для этого времени года?

Практика. Расширение палитры, использование дополнительных цветов. Теплый сегмент цветового круга, приглушение цвета.

2. «Цвет в окружающей среде (гуашь)» - 6 часов.

Теория. Работа по наблюдению за природой.

Практика. Предварительная прогулка с набросками – основа композиции. Работа с цветовым кругом. Контрастные цвета.

3. «Натюрморт в цвете» - 6 часов.

Теория. Натюрморт с натуры.

Практика. В вазе осенние цветы, рядом овощи и фрукты дары природы.

Материал: гуашь.

4. «Крылатые и усатые» - 6 часов.

Теория. Тематическая композиция с главным героем.

Практика. Птицы в полете или животное в природной композиции.

Материал: масляные мелки.

2 Раздел: «Основы композиции» - 21 часов

1. «Творческая иллюстративная композиция» - 9 часов.

Теория. Сказочный сюжет в графической технике. Законы композиции.

Практика. Выбрать сказочный сюжет и нарисовать. Материалы: фломастеры, маркеры, акварель, лист формата А-2

2. «Симметрия и асимметрия» - 6 часов.

Теория. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция».

Практика. Симметричная композиция.

Материалы: гелиевые ручки, акварельные карандаши. Тонированная бумага лист формата А-4.

3.«Композиция орнамента и узора» - 6 часов.

Теория. Понятие орнамента и узора. Примеры композиционных схем. Где можно их применить?

Практика. Декоративная композиция .

3 Раздел: «Времена года» - 24 часов

1. «Вид из моего окна» - 9 часов.

Теория. Городская архитектура.

Практика. Тематическая композиция.

2. «Дерево четыре сезона» - 9 часов.

Теория. Закрепить знания детей о временах года.

Практика. Применение контраста в работе. Материалы: цветная бумага.

3.«Мамин день» - 6 часов.

Теория: Закрепление работы с портретом.

Практика : Портрет мамы в действии (домашние хлопоты). Материалы: гуашь.

4 Раздел: «Дарим подарки» - 21 час.

1. «Новогодняя открытка» - 6 часов.

Теория. История возникновения, виды и формы поздравительной открытки как формы общения между людьми.

Практика. Новогодние и рождественские открытки в подарок.

2. « Морозные узоры» - 9 часов.

Теория. Контур – как выразительное средство графики.

Практика. Светлые контуры на темном фоне с декоративным заполнением.

3. «Игрушка на ёлку» - 6 часов.

Теория. Новый год – как народная праздничная традиция.

Практика. Праздничные сюжеты в рисунке. Выбор материалов свободный.

5 Раздел: «Графика. Художественные материалы» - 36 часов.

Блок собирает коллективные и групповые работы. Умение работать в команде развиваем постоянно.

1. «Люди. Фигура человека» - 9 часа.

Теория. Ритм как средство графического выражения.

Практика. Каждые из ребят выполняет своего человека, который гуляет зимой, а затем составляется общая композиция.

2. «Волшебное перо» – 6 часов.

Теория. Зимний сюжет.

Практика. Сюжет, выполненный на листе формата А-5 каждым из детей, собирается в мозаичную картинку.

3. «Зимний город» - 9 часа

Теория. Городская жизнь и архитектура в городе.

Практика. Улица города состоит из домов индивидуального выполнения.

4. «Открытка. Поздравительный шрифт» - 6 часа.

Теория. Виды поздравительных шрифтов. Что такое каллиграфия?

Практика. Поздравительная открытка к празднику.

5. «Снегири на ветках» - 6 часов.

Теория: Птицы зимующие и перелётные. Особенности их окраса.

Практика: Композиция птицы на ветках.

6 Раздел: «Бумажная пластика» - 30 часов

1. «Искусство оригами» - 6 ч.

Теория: История возникновения этого направления.

Практика. Выполнение объемной композиции. Материалы: бумага для оригами.

2. «Фактура и текстура» - 9 часов.

Теория. Уточнить у детей представление о лесной жизни в начале весны через иллюстрации.

Практика. Аппликация из разной фактурой бумаги.

3. «Гравюра на картоне»- 9 часов.

Теория. Что такое гравюра и её виды? Правила работы.

Практика. Техника отпечатка.

4. «Мартовские коты» - 6 часов.

Теория. Реальности и фантазия в творческой деятельности художника, условности и правдоподобия в изобразительном искусстве.

Практика. Композиция на тему. Материалы: акварель, гуашь.

7 Раздел: «Азы скульптуры» - 24 часа.

1. «Космос вокруг» - 9 часов.

Теория. Оригинальное композиционное решение, объёмная пластелинография. Развивать навыки составления композиции на тему «Космос», умение видеть и понимать прекрасное в космических мотивах.

Практика. Космические дали. Цветовое решение, смешивание цветов.

2. «Объём, папье-маше.» - 9 часов.

Теория. Объём в работе. Что такое папье- маше?

Практика. Игрушка в руках. Мудрая сова.

Материалы: салфетки клейстер, фольга, акрил.

3. «Солёное тесто» - 6 часов.

Теория. Приемы и техники работы с соленым тестом. Техника безопасности.

Практика. Работа на получение объёма разного уровня и фактуры. Техника отпечатка.

8 Раздел: «Летние мотивы» - 33 часа.

Замечательное время года с яркими цветами, хорошей погодой, с разнообразными оттенками цветовой палитры.

1. «Рисуем с натуры. Натюрморт» - 9 часов.

Теория. Ознакомление с понятием “освещения” как средства выявления объёма предмета.

Практика. Изображение предметов в свете лампы.

Материалы: масляная пастель, черный грунт, холст на картоне.

2. «Портрет Лета» - 9 часов.

Теория. Реальности и фантазия в творческой деятельности художника, условности и правдоподобия в изобразительном искусстве.

Практика. Предметный портрет. Ассоциативный образ.

3. «Зверь или птица» -9 часов.

Теория. Беседа о красоте зверей и птиц, их многообразии, пользе для природы, о необходимости беречь и сохранять птиц и других животных.

Практика. Декоративный рисунок.

4. «Летний пейзаж» - 6 часов.

Теория. Продолжать упражнять детей рисовать пейзаж, используя различные материалы и техники.

Практика. Рисунок по наблюдению с предварительной прогулкой.


Итоговое занятие - 3 часа.

Подведение итогов года, итоговая аттестация учащихся анкетирование, домашнее задание на лето.


9. Летний раздел: «Нетрадиционные техники рисования» - 42часа.

«Рисование акварелью с солью» - 6 часов.

Теория: Закрепление пройденного материала. Выполнение работы в техниках: акварель + соль, рисование по сырому фону.

Практика: Лист для рисования тщательно покройте красками. Смешивайте цвета так, как вам нравится. Добавляем крупую соль на самые мокрые места. Рисуем звездое небо на море.

2.Техника рисования “Набрызг” – 6часов.

Теория: Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «рисование брызгами».

Практика: выполнение работы в технике “Набрызг”

3.«Рисование по фольге» - 6 часов.

Теория: Знакомство с новым материалом для творчества - металлической фольгой. Свойства металлической фольги.

Практика: Придумать несложный эскиз и перенести его на фольгу с помощью выдавливания.

4.«Граттаж» - 9 часов.

Теория: Что такое гратаж?

Практика: графический рисунок, который выполнен процарапыванием по воску острым инструментом.

5.«Монотипия» - 6 часов.

Теория: познакомить детей школьного возраста с нетрадиционной техникой рисования – монотипией.

Практика: Наносим краски в определенной последовательности и отпечатываем. Создаем рисунок и дорабатываем его тонкой кистью.

6.Мозаичное рисование – 9 часов.

Теория: Познакомить детей с техникой рисования - мозаика.

Практика: Простым карандашом рисуем контур будущей работы, например, это будет конь. Если ребёнок затрудняется сам сделать контур можно ему предложить трафарет. Затем на нашем контуре создаём мозаичный узор, по своему желанию.



Учебный план 3 года обучения

Раздел

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика


Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, основные  приемы работы с материалами, инструментами.

3ч.

1ч.

2ч.

Анкетирование

1.

Раздел: «Перспектива в рисунке»

21ч.

2ч.

19ч.

Проверочное задание

Педагогическое наблюдение

Рефлексия

Творческий показ работ







2.

Раздел: «Дальневосточный колорит»

27ч.

3ч.

24ч.

3.

Раздел: «Основы конструирования »

18ч.

3ч.

15ч.

4.

Раздел: «Зима в городе»

21ч.

3ч.

18ч.

5.

Раздел: «Новые изобразительные материалы»

36ч.

4ч.

32ч.

6.

Раздел: «Весенние образы »

30ч.

4ч.

26ч.

7.

Раздел: «Фигура человека. Статика и движение»

24ч.

4ч.

20ч.

8.

Раздел: «Стилизация растительных форм »

33ч.

4ч.

29ч.


Итоговое занятие

3 ч.



3ч.

Итоговая аттестация учащихся

9.

Летний Раздел: «Летние зарисовки. Мир во круг нас»

42ч

6ч.

36ч.



Итого за год

258ч.

34ч.

224ч.



Содержание программ

Вводное занятие -3 часа.

Теория. Вводная беседа, инструктаж по технике безопасности, основные  приемы работы с материалами, инструментами.

Практика. Беседа «Как я провел лето», анкетирование.

1 Раздел: «Перспектива в рисунке» - 21 час.

1. «Основные законы, понятия и виды перспективы» - 3 часа.

Теория. Что такое перспектива? Виды перспективы.

Где в окружающей среде мы можем её увидеть?

Практика. Несколько коротких этюдов с применением законов перспективы.

2. «Рисование пейзажа. Ознакомление с воздушной перспективой, посредствам рисования многослойного изображения»- 6 часов.

Теория. Работа по наблюдению за природой.

Практика. Предварительная прогулка с набросками – основа композиции. Использование теплых цветов в композиции осеннего пейзажа.

3. «Прямая, линейная перспектива. Парковые улицы» - 6 часов

Теория. Закон линейной перспективы.

Практика. Выполнение композиционной работы. Парковые улицы.

Материал: гуашь, черный грунт.


4. «Панорамная рерспектива» - 6 часов.

Теория. Что такое панорамная перспектива?

Практика. Птицы в полете или животное в природной композиции.

Материал: Маркер, масляные мелки.

2 Раздел: «Дальневосточный колорит» - 27 часов

1. «Узоры и орнаменты, народов дальнего востока» - 9 часов.

Теория. Что такое узор и орнамент? Где их можно применить?

Практика. Декоративная композиция древо жизни.

Материалы: маркеры, гуашь, текстурная паста.

2. «Композиция. Народные промыслы» - 9 часов.

Теория. Быт народов дальнего востока.

Практика. Многофигурная композиция. Человек в движении.

Материалы: Гуашь, черный грунт, маркер

3.«Иллюстрация сказок, малочисленных народов севера» - 9 часов.

Теория. Сказки и мультфильмы «Гора Самоцветов»

Практика. Иллюстрация сказки.

Материалы: Маркер, гуашь.

3 Раздел: «Основы конструирования» - 18 часов

1. «Конструирование из бумаги. Малые формы» - 9 часов.

Теория. Декоративная, объемная композиция на картоне.

Практика. Тематическая композиция, городские дома.

2. «Оригами . Самолет» -3 часов.

Теория. Закрепить знания детей об искусстве оригами, складывание более сложных форм.

Практика. Применение контраста в работе. Материалы: цветная бумага.

3.«Цветы из бумаги. Обьем.» - 6 часов.

Теория: Закрепление работы с бумагой , эффект скручивания.

Практика: Цветы из бумаги для мамы.

Материалы: Цветная бумага, клей.

4 Раздел: «Зима в городе» - 21 час.

1. «Новогодняя открытка» - 6 часов.

Теория. История возникновения, виды и формы поздравительной открытки как формы общения между людьми.

Практика. Новогодние и рождественские открытки в подарок.

2. « Зимний городской пейзаж» - 9 часов.

Теория Городская жизнь и архитектура в городе.

Практика. Улица города состоит из домов индивидуального выполнения.

3. «Игрушка на ёлку» - 6 часов.

Теория. Новый год – как народная праздничная традиция.

Практика. Праздничные сюжеты в рисунке. Выбор материалов свободный.

5 Раздел: «Новые изобразительные материалы» - 36 часов.

1. «Текстурная паста с песком. Перья птиц» - 9 часа.

Теория. Ритм как средство графического выражения.

Практика. Изображение птиц. Передача текстуры и фактуры птичьих перьев.

Материалы: Текстурная паста с песком, гуашь, черный грунт.

2. «Акварель и мыльные пузыри» – 6 часов.

Теория. Техника работы с мыльными пузырями и акварелью.

Практика. Сюжет, выполненный на листе формата А-3.

3. «Зимние деревья» - 9 часа

Теория. Деревья разной формы и размера. Падающая тень.

Практика. Фактурные зарисовки деревьев укрытых снегом.

Материал: Гуашь, черный грунт, темная пастельная бумага.

4. «Открытка. Поздравительная» - 6 часа.

Теория. Композиция в открытке.

Практика. Поздравительная открытка к празднику.

5. «Папье – маше. Снегири» - 6 часов.

Теория: Птицы зимующие и перелётные. Особенности их окраса. Техника

папье – маше. Правила работы.

Практика: Объемная птичка снегирь.

Материалы: Салфетки, фольга клей ПВА. Акриловые краски.

6 Раздел: «Весенние образы» - 30 часов

1. «Цветы аппликация (смешанная техника)» - 6 ч.

Теория: История возникновения этого направления.

Практика. Выполнение объемной композиции.

Материалы: бумага для оригами.

2. «Тает снег. Разноплановый пейзаж» - 9 часов.

Теория. Уточнить у детей представление о лесной жизни в начале весны через иллюстрации.

Практика. Аппликация из разной фактурой бумаги.

Материалы: Акварель и акварельная бумага.

3. «Птичьи трели»- 9 часов.

Теория. Как птицы вьют гнезда?

Практика. Зарисовки птиц в гнездах.

4. «Кто проснулся? Портрет дикого животного» - 6 часов.

Теория. Зарисовки животного в разных положениях.

Практика. Композиция на тему.

Материалы: акварель, гуашь.

7 Раздел: «Фигура человека. Статика и движение» - 24 часа.

1. «Человек в космосе» - 9 часов.

Теория. Оригинальное композиционное решение. Развивать навыки составления композиции на тему «Космос», умение видеть и понимать прекрасное в космических мотивах.

Практика. Космические дали. Цветовое решение, смешивание цветов.

Различные позы тела человека.

2. «Спорт это жизнь. Многофигурная композиция» - 9 часов.

Теория. Упражнения для многофигурной композиции.

Практика. Различные виды спорта . Человек в движении. Предметный портрет. Ассоциативный образ.

Материалы: Гуашь.


3. «Солёное тесто на картоне» - 6 часов.

Теория. Приемы и техники работы с соленым тестом. Техника безопасности.

Практика. Работа на получение объёма разного уровня и фактуры. Техника отпечатка.

8 Раздел: «Стилизация растительных форм» - 33 часа.

1. «Рисуем с натуры. Натюрморт полевых цветов» - 9 часов.

Теория. Ознакомление с понятием “освещения” как средства выявления объёма предмета.

Практика. Изображение цветов в прозрачной вазе.

Материалы: масляная пастель, черный грунт, холст на картоне.

2. «Орнамент » - 9 часов.

Теория. Орнамент в искусстве народов мира.

Практика.

3. «Моя оранжерея » -9 часов.

Теория. Беседа о красоте растительного мира, их многообразии, пользе для природы, о необходимости беречь и сохранять редкие виды растений.

Практика. Декоративный рисунок.

4. «Одуванчики» - 6 часов.

Теория. Продолжать упражнять детей рисовать пейзаж, используя различные материалы и техники.

Практика. Рисунок по наблюдению с предварительной прогулкой. Объемная композиция из цветных салфеток и разнофактурной бумаги.


Итоговое занятие - 3 часа.

Подведение итогов года, итоговая аттестация учащихся анкетирование, домашнее задание на лето.


9. Летний раздел: «Летние зарисовки. Мир вокруг нас» - 42часа.

«Моя улица. Зарисовки домов и зданий» - 6 часов.

Теория: Закрепление пройденного материала. Выполнение работы быстрыми зарисовками 20-30 мин. Используем перспективу в рисунке.

Практика: выполнение зарисовок домов и улиц.

Линия, штрих, пятно – 6часов.

Теория: Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «рисование углём», «рисование Эбру».

Практика: выполнение работы в технике “Эбру”

«Рисуем пастелью. Новые приемы в работе с материалом» - 6 часов.

Теория: Знакомство с новым материалом для творчества – рифленая бумага и мелкая наждачка. Свойства металлической фольги.

Практика: Придумать несложный эскиз и перенести его на бумагу. Работа с цветом ,использование новых выразительных возможностей пастели .

«Зарисовки в парке. Деревья текстура и фактура» - 9 часов.

Теория: Зарисовки облаков. Как передать воздушность с помощью света и тени.

Практика: Рисуем деревья и падающую тень от них.

Материалы: крафт бумага, маркер, карандаши , линеры.

«Рисуем друг друга» - 6 часов.

Теория: Закрепление у детей школьного возраста знаний о строении тела человека.

Практика: Рисуем прохожих и друг друга .

6. «Большие и маленькие. Кто у нас под ногами? – 9 часов.

Теория: Закрепление умения детей соотносить размеры и правильно компоновать работу.

Практика: Композиционная работа человек и насекомые.

Материалы: Маркер, черный грунт и гуашь.


Учебный план 4 года обучения

Раздел

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика


Вводное занятие

3ч.

1ч.

2ч.

Анкетирование

1.

Раздел: «Живопись. Осенний колорит»

24ч.

4ч.

18ч.

Проверочное задание

Педагогическое наблюдение

Рефлексия

Творческий показ работ

2.

Раздел: «Пейзаж. Сказочные дали»

27ч.

4ч.

23ч.

3.

Раздел: «Холодная палитра…»

24ч.

2ч.

22ч.

4.

Раздел: «Фигура и портрет человека»

18ч.

2ч.

16ч.

5.

Раздел: «Однофигурная композиция»

24ч.

4ч.

20ч.

6.

Раздел: «Путешествия по разным странам»

30ч.

4ч.

26ч.

7.

Раздел: «Декоративно-прикладное рисование»

36ч.

4ч.

32ч.

8.

Раздел: « Жизнь в моём городе»

30ч.

4ч.

26ч.


Итоговое занятие

3ч.

-

Итоговая аттестация учащихся

9.

Летний Раздел: «Я живу на планете Земля»

42 ч.

4ч.

38 ч.



Итого за год

258ч.

33ч.

226ч.



Содержание программы 4 года обучения

Вводное занятие -3 час.

Теория. Вводная беседа, инструктаж по технике безопасности, правила работы в студии.

Практика. Беседа «Как я провел лето», анкетирование.

1 Раздел: «Раздел: «Живопись. Осенний колорит»» - 24 часов

1. «Впечатления о лете» - 6 ч

Теория. Композиционное решение – впечатления о лете с деталями – особенностями.

Что характерно для этого времени года?

Практика. Расширение палитры, использование дополнительных цветов. Теплый сегмент цветового круга, приглушение цвета.

2. «Осенняя пора» - 6 ч

Теория. Работа по наблюдению за природой.

Практика. Предварительная прогулка с набросками – основа композиции.

3. «Осенний натюрморт. Теплая цветовая гамма» - 6 ч

Теория. Натюрморт с натуры.

Практика. В вазе осенний букет (рябина, кленовые листья, желуди, овощи ).

Материал: гуашь.

4. «Осенние листья» - 6 ч

Теория. Тематическая композиция с листьями разных деревьев.

Практика. Сближенная цветовая гамма.

Материал: масляные мелки, акварель.

2 Раздел: «Пейзаж. Сказочные дали» - 27 часов

Сказки и фантазии о многом и разном.

1. «Отражения в воде. Приемы и техники» - 9 ч

Теория. Сказочный сюжет с продолжением в графической технике.

Практика. Придумать сюжет в отражении, затем его нарисовать. Материалы: фломастеры, маркеры, акварель, лист формата А-3

2. «Кто спрятался в нутри? (звериный дом)» - 9 ч

Теория. Как создать композицию на тонированном листе с помощью постельных мелков.

Практика. Рисуем дом для зверят. Провести самостоятельное исследование поиск и информации.

Материалы: гелиевые ручки, акварельные карандаши. Тонированная бумага лист формата А-3.

3.«Сказочная избушка» - 9 ч

Теория. Объёмное моделирование. Принцип работы.

Практика. Создание макета сказочных башен.

3 Раздел: «Холодная палитра…» - 24 часов

1. «Время года- признаки » - 6ч

Теория. Декоративные работы с прозрачным эфектом.

Практика. Роспись по дереву.

2. «Зимние виды спорта» - 9 ч

Теория. Зимние сюжеты в работах.

Практика. Применение контраста в работе. Материалы: гуашь.

3.«Холодные цветы. День Матери» - 9 ч

Теория. Расширение знаний о видах цветов.

Практика. Тонированная темная бумага и светлые силуэты цветов в работе. Материалы: фоамеран, креповая бумага.

4 Раздел: «Фигура и портрет человека»- 18 часов

1. «Силуэт и контраст» -6 ч

Теория. История возникновения, виды и формы поздравительной открытки как формы общения между людьми.

Практика. Новогодние и рождественские открытки в подарок.

2. «Автопортрет» - 6 ч

Теория. Контур – как выразительное средство графики. Закрепление тории строения лица человека.

Практика. Темные контуры на светлом фоне с декоративным заполнением.

3. «Зимине забавы. Движение в композиции» - 6 ч

Теория. Новый год – как народная праздничная традиция.

Практика. Праздничные сюжеты в рисунке. Выбор материалов свободный.

5 Раздел: ««Однофигурная композиция»» - 24 часа

1. «Портрет профессии» - 9 ч

Теория. Какие бывают профессии и их признаки. Что для них характерно? Создать ассоциативный образ.

Практика. Каждые из ребят выполняет своего человека, который гуляет зимой, а затем составляется общая композиция.

2. Коллективное панно. Птичий разговор – 3 ч

Теория. Зимующие птицы у кормушки.

Практика. Выполненный на листе формата А-1 каждым из детей собирается в мозаичную картинку.

3. «Моё окно.» - 6 ч

Теория. Городская жизнь и архитектура в городе.

Практика. Улица города состоит из домов и окон индивидуального выполнения.

4. «Снежинка.» - 6 ч

Теория. Закрепление холодной палитры цветов.

Практика. Рисунок каждого – часть общей композиции.

6 Раздел: «Путешествия по разным странам» - 30 часов

1. «Британия. Витраж» - 3 часа

Теория. Искусство витражной росписи.

Практика. Роспись витражными красками.

2. «Япония. Цветы сакуры?» - 12 часов

Теория. Беседа. Особенности культуры и искусства Японии.

Практика. Композиция особенности страны.

3. «Африка. Сафари.» - 9 часов

Теория. Беседа. Особенности культуры и искусства Африканского контиента.

Практика. Тематическая композиция.

4. «Композиция коллаж. Особенности страны» - 6 часа

Теория. Реальности и фантазия в творческой деятельности художника, условности и правдоподобия в изобразительном искусстве.

Практика. Композиция на тему. Материалы: акварель, гуашь.

7 Раздел: «Декоративно-прикладное рисование» - 36 часов

1. «Русские народные промыслы» - 6 часов

Теория. История зарождения народных промыслов.

Практика. Делам фигуру из папье маше и расписываем ее.

2. «Голубая сказка гжели» - 6 часов

Теория. История возникновения росписи.

Практика. Расписываем деревянную заготовку.

Материалы: гуашь, грунт.

3. «Хохломская роспись» - 9 часов

Теория. Бседа. История возникновения росписи.

Практика. Декоративная работа. Роспись деревянной заготовки.

4. «Кистевая роспись. Беседа о жестовой росписи» - 9 часов

Теория. Отработка элементов росписи в рисунке.

Практика. Отработка навыков росписи предмета.

5. «Натюрморт два цвета» - 6 часа

Теория. Изобразительно-выразительные средства для передачи особенностей.

Практика. Натюрморт с использованием минимального количества оттенков.

8 Раздел: «Жизнь в моём городе» - 30 часов

1. «Ночной город. Сближенная цветовая гамма» - 6 часа

Теория. Ознакомление с понятием “освещения” как средства выявления объёма предмета.

Практика. Изображение предметов в свете луны.

Материалы: масляная пастель, черный грунт, холст на картоне.

2. «Цветы и травы весны» - 6 часов

Теория. Реальности и фантазия в творческой деятельности художника, условности и правдоподобия в изобразительном искусстве.

Практика. Предметный портрет. Весенний образ.

3. «Городской пейзаж» - 6 часов

Теория. Продолжать упражнять детей рисовать пейзаж, используя различные материалы и техники.

Практика. Рисунок по наблюдению с предварительной прогулкой.

4. «Создание комикса. Экскурсия по Хабаровску» -9 часа

Теория. Беседа о том что такое комикс. История возникновения жанра.

Практика. Работа мелкими фрагментами. Изображение достопримечательностей Хабаровска.

Итоговое занятие - 3 часа

Подведение итогов года, итоговая аттестация учащихся анкетирование, домашнее задание на лето.

Летний раздел: «Я живу на планете Земля» - 42 часов

«Тематический пейзаж» 6 ч.

Теория: Беседа, для чего нужны насекомые,

Практика: Сюжетная композиция с разработкой нескольких вариантов эскизов.


2.«Работа на пленере» 9 ч.

Теория: Самые мощные и сильные птицы.

Практика: Работа на формате. А3 Зарисовки в парке.

3.«Формы воды». 6 ч.

Теория: Композиция, а листе. Правильное построение, основы. Приемы рисования прозрачной воды. Цветовые растяжки.

Практика: Рисование с натуры. Постановка с цветущим букетом.

4.«Стилизация форм животных» 6 ч.

Теория: Беседа. Особенности стиля и направления анималистки.

Практика: Выбрать любое животное и изобразить его в простых геометрических формах.

5.«Ловец снов» 6 ч.

Теория: Беседа. Принципы создаия и история возниковения.

Практика: Поделка из ниток и пялец.

6.«Композиция под водой.» 9 ч.

Теория: Композиционный центр, как правильно построить?

Практика: Рисование с натуры.


КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Первый год обучения


Месяц

Дата

Тема занятия

Форма проведения

Часы

Форма контроля

Сентябрь

02.09

Вводное занятие

Беседа

3

Рефлексия


1 Раздел: «Живопись. Краски осени» - 24 часов


06.09

09.09

1. «Осень»

Живопись

6

Просмотр


13.09

16.09

2. «Осенний пейзаж»

Зарисовки

6


20.09

23.09

3. «Осенний букет»

Монотипия

6


27.09

30.09

4. «Крылатые друзья»

Живопись

6


2 Раздел: «Сказочные дали» - 27 часов

Октябрь

04.10

07.10

11.10

1. «Иллюстрация к сказке»

Графика

9

Выставка


14.10

18.10

21.10

2. «Кто спрятался

внутри?»

Графика

9


25.10

28.10

01.11

3.«Сказочая избушка»

Рисунок

9


3 Раздел: «Холодная палитра» - 24 часа

Ноябрь

04.11

08.11

1. «Кубики льда»

Графика

6

Выставка


11.11

15.11

18.11

2. «Зимние забавы»

Аппликация

9


22.11

25.11

29.11

3.«Город будущего»

Аппликация

9


4 Раздел: «Яркость и контраст» - 18 часов

Декабрь

02.12

06.12

1. «Новогодняя открытка»

ДПИ

6

Просмотр творческих работ


09.12

13.12

2. «Контур»

Графика

6


16.12

20.12

3. «Новогодняя ночь»

Аппликация

6


5 Раздел: «Мы стоим рядом» - 24 часов

Январь

10.01

13.01

17.01

1. «Люди. Фигура человека»

Живопись

9

Выставка творческих работ


20.01

2. Коллективное панно

Живопись

3


24.01

27.01

3. «Городские улицы»

Рисунок

6


31.01

03.02

4. «Мы в космосе»

Графика

6


6 Раздел: «Весна пришла» - 30 часов


07.02

1. «Кап, кап, капаем…»

Рисунок

3

Просмотр творческих работ

Февраль

10.02

14.02

17.02

21.02

2. «Кто в лесу проснулся»

Живопись

12


24.02

28.02

03.03

3. «Весенний пейзаж»


Живопись

9

Март

07.03

10.03

4. «Какого цвета дождик?»


Рисунок

6


7 Раздел: «Люди в рисунке» - 36 часов


14.03

17.03

1. «Портрет моей семьи»

Рисунок

6

Выставка


21.03

24.03

2. «Моя любимая игрушка»

Рисунок

6


28.03

31.03

04.04

3. «Такие разные профессии»

Живопись

9

Апрель

07.04

11.04

14.04

4. «Герой сказки»

Рисунок

9


18.04

21.04

5. «Мамин портрет»

Рисунок

6


8 Раздел: «Летний сюжет» - 30 часа

Май

25.04

28.04

1. «Свет и тень»

Живопись

6

Просмотр творческих работ


02.05

05.05

2. «Портрет Лета»

Рисунок

6


09.05

12.05

3. «Летний пейзаж»

Живопись

6


16.05

19.05

23.05

4. «Зверь и птица»

Живопись

9


26.05

Итоговое занятие

Праздник

3

Итоговый просмотр. Выставка





216


9 Раздел: «Мир живой природы» - 42часа

Июнь

30.05

02.06

«Самые маленькие. Насекомые»

Рисунок

6

Просмотр творческих работ


06.06

09.06

13.06

«Высоко сежу, далеко гляжу»

ДПИ

9


16.06

20.06

«Натюрморт. Полевые цветы»

ДПИ

6


23.06

27.06

«Вода всему голова»

Живопись

6

Август

15.08

18.08

22.08

«Дикие и домашние животные»

Рисунок

9


25.08

29.08

«Пейзаж. Пленерные зарисовки.»

Зарисовки

6





42




ИТОГО


258



Второй год обучения

Месяц

Дата

Тема занятия

Форма проведения

Часы

Форма контроля

Сентябрь


Вводное занятие

Беседа

3

Рефлексия


1 Раздел: «Живопись. Свойства живописных материалов» - 21 час



1. «Осенний листопад цвета»

Зарисовки

3

Просмотр



2. «Цвет в окружающей среде» (гуашь)

Живопись

6



3. «Натюрморт в цвете»

Монотипия

6



4. «Крылатые и усатые» (гуашь, текстурная паста)

Живопись

6


2 Раздел: «Основы композиции» - 21 часов

Октябрь


1. «Творческая иллюстративная композиция»

Живопись

9

Выставка



2. «Симметрия и асимметрия»

Графика

6



3.«Композиция орнамента и узора»

Рисунок

6


3 Раздел: «Времена года» - 24 часа

Ноябрь


1. «Вид из моего окна»

Графика

9

Выставка



2. «Дерево четыре сезона»

Аппликация

9



3.«Мамин день»

Рисунок

6


4 Раздел: «Дарим подарки» - 21 часов

Декабрь


1. «Новогодняя открытка»

ДПИ

6

Просмотр творческих работ



2. «Морозные узоры»

Графика

9



3. «Игрушка на ёлку»

ДПИ

6


5 Раздел: «Графика. Художественные материалы» - 36 часов

Январь


1. «Люди. Фигура человека»

Живопись

9

Выставка творческих работ



2. «Волшебное перо»

Живопись

6

Февраль


3. «Зимний Город»

Рисунок

9



4. «Открытка - поздравление шрифт»

Графика

6



5. «Снегири на ветках»

Аппликация

6


6 Раздел: «Бумажная пластика» - 30 часов



1. «Искусство оригами»

ДПИ

6

Просмотр творческих работ



2. «Фактура и текстура»

Аппликация

9

Март


3. «Гравюра а картоне»

ДПИ

9



4. «Мартовские коты»

Рисунок

6


7 Раздел: «Азы скульптуры» - 24 часа



1. «Космос вокруг»

Рисунок

9

Просмотр творческих работ

Апрель


3. « Объём, папье-маше»

ДПИ

9



3. « Солёное тесто»

Лепка

6


8 Раздел: «Летний мотивы» - 33 часов



1. «Рисуем с натуры. Натюрморт»

Живопись

9

Просмотр творческих работ

Май


2. «Портрет Лета»

Рисунок

9



3. «Зверь или птица»

Живопись

9



4. «Летний пейзаж»

Живопись

6



Итоговое занятие

Праздник

3

Итоговый просмотр. Выставка





216


9 Раздел: «Нетрадиционные техники рисования»- 42 часа

Июнь


«Рисование акварелью с солью»

Живопись

6

Просмотр творческих работ



Техника рисования “Набрызг”

Живопись

6



«Рисование по фольге»

Рисунок

6



4.«Граттаж»

Рисунок

9

Август


«Монотипия»

Живопись

6



6.Мозаичное рисование

Живопись

9





42




ИТОГО


258



Третий год обучения


Месяц

Дата

Тема занятия

Форма проведения

Часы

Форма контроля

Сентябрь


Вводное занятие

Беседа

3

Рефлексия


1 Раздел: «Перспектива в рисунке» - 21 час



1. «Основные законы, понятия и виды перспективы»

Зарисовки

3

Просмотр



2. «Рисование пейзажа .Ознакомление с воздушной перспективой, посредствам рисования многослойного изображения»

Живопись

6



3. «Прямая линейная перспектива» Парковые улицы.

Рисунок

6



4. «Панорамная перспектива»

Живопись

6


2 Раздел: «Дальневосточный колорит» - 27 часов

Октябрь


1. «Узоры и орнаменты, народов дальнего востока»

Живопись

9

Выставка



2. «Компазиция. Народные промыслы»

Графика

9



3.«Иллюстрация сказок ,малочисленных народов севера»

Рисунок

9


3 Раздел: «Основы конструирования» - 18 часа

Ноябрь


1. «Конструирование из бумаги. Малые формы»

Графика

9

Выставка



2. «Оригами. Самолет»

Аппликация

3



3.«Цветы из бумаги.Обьем»

Рисунок

6


4 Раздел: «Зима в городе» - 21 часов

Декабрь


1. «Новогодняя открытка»

ДПИ

6

Просмотр творческих работ



2. «Зимний городской пейзаж»

Графика

9



3. «Игрушка на ёлку»

ДПИ

6


5 Раздел: «Новые изобразительные материалы» - 36 часов

Январь


1. «Текстурная паста с песком. Перья птиц.»

Живопись

9

Выставка творческих работ



2. «Акварель и мыльные пузыри»

Живопись

6

Февраль


3. «Зимние деревья»

Рисунок

9



4. «Открытка - поздравление»

Графика

6



5. «Папье-маше. Снигери»

Аппликация

6


6 Раздел:»Весенние образы» - 30 часов



1. «. Цветы аппликация (смешанная техника)»

ДПИ

6

Просмотр творческих работ



2. «Тает снег. Разноплановый пейзаж»

Живопись

9

Март


3. «Птичьи трели»

ДПИ

9



4. «Кто проснулся? Портрет животного»

Рисунок

6


7 Раздел: «Фигура человека .Статика и движение» - 24 часа



1. «Человек в Космосе»

Рисунок

9

Просмотр творческих работ

Апрель


3. « Спорт это жизнь. Многофигурная композиция»

ДПИ

9



3. « Солёное тесто на картоне »

Лепка

6


8 Раздел: «Стилизация растительных форм» - 33 часов



1. «Рисуем с натуры. Натюрморт полевых цветов»

Живопись

9

Просмотр творческих работ

Май


2. «Орнамент»

Рисунок

9



3. «Моя оранжерея»

Живопись

9



4. «Одуванчики»

Живопись

6



Итоговое занятие

Праздник

3

Итоговый просмотр. Выставка





216


9 Летний Раздел: «Летние зарисовки. Мир вокруг нас»- 42 часа

Июнь


«Моя улица. Зарисовки домов и зданий»

Живопись

6

Просмотр творческих работ



«Линия, штрих, пятно»

Живопись

6



«Рисуем пастелью. Новые приемы в работе с материалом»

Рисунок

6



«Зарисовки в парке. Деревья текстура и фактура»

Рисунок

9

Август


«Рисуем друг друга»

Живопись

6



«Большие и маленькие. Кто у нас под ногами?»

Живопись

9





42




ИТОГО


258




Четвертый год обучения.


Месяц

Дата

Тема занятия

Форма проведения

Часы

Форма контроля

Сентябрь


Вводное занятие

Беседа

3

Рефлексия


1 Раздел: «Живопись. Осенний колорит» - 24 часов



1. «Впечатления о лете»

Живопись

6

Просмотр



2. «Осенняя пора»

Зарисовки

6



3. «Осенний натюрморт .Теплая цветовая гамма»

Живопись

6



4. «Осенние листья (роспись ткани)»

ДПИ

6


2 Раздел: « Пейзаж.Сказочные дали» - 27 часов

Октябрь


1. «Отражение в воде. Приемы и техники»

Графика

9

Выставка



2. «Кто спрятался

внутри? (звериный дом)»

Графика

9



3.«Сказочная избушка»

Рисунок

9


3 Раздел: «Холодная палитра» - 24 часа

Ноябрь


1. «Времена года-признаки»

Графика

6

Выставка



2. «Зимние виды спорта»

Аппликация

9



3.«Холодные цветы. День Матери»

Аппликация

9


4 Раздел: «Фигура и портрет человека» - 18 часов

Декабрь


«Силуэт и контраст.»

ДПИ

6

Просмотр творческих работ



2. «Автопортрет»

Графика

6



3. «Зимние забавы. Движение в композиции.»

Рисунок

6


5 Раздел: «Однофигурная композиция» - 24 часов

Январь


1. «Портрет профессии»

Живопись

9

Выставка творческих работ



2. «Коллективное панно. Птичий разговор»

Живопись

3



3. «Мое окно»

Рисунок

9

Февраль


4. «Снежинка»

ДПИ

3


6 Раздел: «Путешествия по разным странам» - 30 часов



1. «Британия. Витраж»

Рисунок

3

Просмотр творческих работ



2. «Япония .Цветение сакуры»

Живопись

12



3. «Африка. Сафари»

Живопись

9

Март


4. «Компазиция- колаж. Особеннасти страны»

Рисунок

6


7 Раздел: «Декоративно-прикладное рисование» - 36 часов



1. «Русские народные промыслы»

Рисунок

6

Выставка



2. «Голубая сказка гжели»

ДПИ

6

Апрель


3. «Хохломская роспись»

ДПИ

9



4. «Кистевая роспись. Беседа о жестовской росписи»

Рисунок

9



5. «Натюрморт 2 цвета»

ДПИ

6


8 Раздел: «Жизнь в моём городе» - 30 часа

Май


1. «Ночной город. Сближенная цветовая гамма»

Живопись

6

Просмотр творческих работ



2.«Цветы и травы весны»

Рисунок

6



3. «Городской пейзаж»

Апликация

6



4. «Создание комикса. Экскурсия по Хабаровску»»

Живопись

9



Итоговое занятие

Праздник

3

Итоговый просмотр. Выставка





216


9 Раздел: «Я живу на планете земля» - 42часа

Июнь


«Тематический пейзаж»

Рисунок

6

Просмотр творческих работ



«Работа на пленере»

ДПИ

9



«Формы воды»

Живопись

6



«Стилизация форм животных»

ДПИ

6

Август


«Ловец снов»

Рисунок

6



«Композиция. Под водой»

Зарисовки

9





42




ИТОГО


258



ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: готовая работа, диагностика, портфолио, фотоотчёт, грамоты.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: открытое занятие, праздник, выставка, портфолио.


ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Диагностические задания и тест-игра: «Геометрический человек», «Дорисуй», «Найди фигуру в предмете». (Приложение 1)

Опрос «Оценка самочувствия, активности и настроения», «Композиционное расположение листа», «Понятие теплых и холодных цветов», «Виды красок», что такое цветовой круг и как с им работать и др.

Педагогическое наблюдение.

Творческое задание.

Все оценочные результаты фиксируются в Карте учёта результатов обучения учащихся по программе (Приложение 2). Творческая аттестация учащихся проводится в начале и в конце учебного года, по 5-ти бальной системе.

Критерии оценки:

Предметных результатов:

Различать виды изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Освоить основные принципы составления композиции на листе.

Узнавать, угадывать и правильно использовать цвета предметов (цвета красок).

Закрепить навыки работы различными видами изобразительных и художественных материалов.

Овладеть основными приемами работы с инструментами и приспособлениями для работы в различных техниках ИЗО.

Знать технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.

Метапредметных результатов:

Умеют работать с различными материалами и в разных техниках.

2. Демонстрируют развитые сенсорные способности, уверенность в мелкой моторике, четкую зрительно-моторную координацию.

3.Проявляют художественный вкус, творческое воображение и интерес к дальнейшему познанию в изобразительном искусстве.

Личностных результатов:

В работе проявляют аккуратность, усидчивость и самостоятельность.

2. Ответственно относятся к своим работам.

3. Проявляют навыки самоорганизации: осуществляют поиск нужной информации для выполнения учебных задач, правильно организовывают своё рабочее место.

Критерии оценки результативности программы:

удовлетворённость учащихся и родителей содержанием и организацией образовательного процесса в коллективе (опрос, диагностика);

стабильность состава занимающихся (внутренний мониторинг сохранности контингента обучающихся);

динамика роста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся (внутренний мониторинг достижений обучающихся);

результаты участия в конкурсах.


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение

Кабинет оснащен необходимыми техническими и электронными ресурсами и средствами обучения:

- необходимой мебелью (столы, стулья, учительская доска, мольберты);

- средствами изобразительного творчества: акварельные и гуашевые краски; цветные и простые карандаши; восковые и масляные мелки, свеча; ватные палочки; бумага различной текстуры и цвета; картон белый и цветной, гофрированный; пластилин; природный материал; бросовый материал, ткань; ленты атласные, тесьма; стразы, бусины, пайетки; ножницы разных форм; клей ПВА, клей карандаш; кисти; форменные дыроколы и т.д.;

- мультимедийным оборудованием (компьютер с сетью «Интернет», проектор, экран);

- многофункциональными устройствами (принтер, копир, сканер);

- музыкальной аппаратурой, телевизором, фотоаппаратом;

- тестовыми материалами.

Кадровое обеспечение программы

Педагог дополнительного образования, имеющий высшее специальное образование, владеющий современными образовательными технологиями и методиками, умеющий создать безопасную образовательную среду, обладающий специальными личностными качествами и профессиональными компетенциями, необходимыми для осуществления учебно-воспитательной деятельности.


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Используемые методики и технологии обучения

Работа по программе строится в рамках нетрадиционного обучения, педагогики со-трудничества, со-творчества, где педагог – это старший товарищ, к которому можно обратиться с любым вопросом, найти решение вместе или каждый свое. Главный принцип – приоритет личности ребенка, развитие его творческого потенциала. Этим продиктован выбор современных образовательных технологий, используемых в практической деятельности: технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного, дифференцированного и группового обучения, игровые, здоровье сберегающие, воспитательные технологии и ИКТ.

В построении занятий используются моделирующее обучение (игровые, ролевые ситуации, соревновательные элементы), проблемное обучение (на этапе сообщения темы и целей занятия, коллективной, групповой, самостоятельной работы воспитанников, освоения новых материалов и техник, подготовки к тематическим выставкам и конкурсам, внутристудийным мероприятиям). Применяются технологии дифференцированного подхода (индивидуальные, групповые формы учебной работы, работа в парах в соответствии с уровнем подготовки), коммуникативные технологии (диалоговая форма работы – обсуждение при выполнении коллективной работы, совместных презентаций, составление планов действий, обобщение знаний по данной теме).

Значительное внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям: проводятся физкультминутки с использованием гимнастики для пальчиков, глаз, тела, занятия на велотренажёре, находится время на развивающие игры с конструктором и подвижные игры на переменке. Созданы комфортные условия пребывания в студии, занятия проводятся в специально оборудованном учебном кабинете.

Методические и дидактические материалы программы постоянно обновляется, обеспечены информационно-техническими средствами, к каждой теме подбирается соответствующий методический материал: наглядные пособия, презентации, видео – музыкальный, литературный ряды, используется студийная компьютерная библиотека, иллюстративный материал, тесты и разминки. Даётся домашнее задание по поиску информации к данной теме, планируются тематические выходы в музей, мастер – классы, зарисовки. Так, к теме «Мой любимый зверь» учащиеся готовят сообщение о своем любимом животном, изучают его повадки, внешний вид, образ жизни, смотрят документальные фильмы, планируется выезд в зоосад или в краеведческий музей на зарисовки. Накопленный материал ложится в основу работы по теме.

При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются принципы структурированности учебного материала с учётом объективно существующих связей между его темами, а также актуальность, его практическая значимость для обучающихся. Нарабатывается и используется в работе авторский методический багаж: подборка детских работ, фотографий детских рисунков по всем годам обучения; методические разработки «Разминки для ума», «Как завести моторчик детской фантазии», «Психология творчества», «Педагогика творчества»; методические пособия; репродукции; презентации по темам; творческие работы детей по темам программы; компьютерные подборки картинок по темам программы.

План Воспитательной Работы (приложение №3) ​​​​​​​

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагога:

1. Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью.- М.: Педагогическое общество России, 2004.

2. Курбатова Н.В. Учимся рисовать. – М.: Слово, 2002.

3. Рутковская А. «Рисование в начальной школе».- М.: Олма-Пресс, 2003.

4. Федотова И.В. «Изобразительное искусство», - В.: Учитель, 2006.

5. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Я.: - Академия развития, 2006.

6. Фиона Уотт «Как научиться рисовать», - М.: Росмэн, 2002.

7.Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство», М.: - Просвещение, 2000.

8. Шалаева Г.П. «Учимся рисовать», - М.: Слово, 2004.

9. Гусакова М. А. «Аппликация». - М.: Просвещение 1987.

10. Гульянц Э. К. ,Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». - М.: Мир книги 2005.

11. Щеблыкин И. К., Романина В. И., Кагакова И. И. «Аппликационные работы в начальных классах». - М.: Просвещение 1983.

12. Хосе М. Паррамон «Путь к мастерству. Как рисовать». - СПБ.: Аврора 1991.

13. Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования». - СПб.: Нева, - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

14. Гибсон Р. «Карнавал. Маски. Костюмы». – М.: Росмэн 2002.

15. Хайнс К., Харви Д., Дангворд Р., Гибсон Р. «Домашний кукольный театр» - М.: Росмэн 2002.

16. Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №5. 2008. «Тестопластика»

17. Соколова С. В. «Школа оригами. Аппликации и мозаика». - М.: Эксмо, СПБ.: «Валери СПД» 2008.

18. Мартин Б. «Рисуем с удовольствием» - М.: Попурри 2003.

19. Блейк В. «Начинаем рисовать». - М. Попурри 2003.


Список литературы для детей и родителей:

Академия детского творчества. – М.: Робинс, 2011.

Интерактивная экскурсия/Рассказы о художниках. – М.: Махаон, 2011.

Энциклопедия юного дизайнера. – М.: Робинс, 2011.

Фиона Уотт «Я умею рисовать» - М.: Росмэн, 2003.


Интернет-ресурсы

Сеть творческих учителей - www.it-n.ru/

Интернет-сообщество учителей - pedsovet.su/forum/

Учебно-методический кабинет - ped-kopilka.ru/

Видеоуроки и вебинары - http://videouroki.net/

5.Страна мастеров - http://stranamasterov.ru/

6. Педагогическое сообщество - https://урок.рф/

Приложение 1.


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.

t1703229797aa.png












































Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько t1703229797ab.jpg вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.







На картинке узоры остались только у одной бабочки. Придумай узоры для остальных бабочек и раскрась их.

t1703229797ac.png











































Дорисуй симметричную половину.


t1703229797ad.jpg







Дорисуй цветы в вазе.












t1703229797ae.jpg

t1703229797af.jpgt1703229797ag.png


Дидактическое задание «Геометрический человек».


t1703229797ah.png

t1703229797ai.png

Найди фигуру в предмете.

t1703229797aj.jpg


t1703229797ak.jpg

Найди фигуру в предмете.

t1703229797al.jpg



Приложение 2.

КАРТА УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ

Наименование разделов

Теоретиче ская подготовка

Практическ ая подготовка

Личностные и поведенческ ие качества

Учебно коммуникатив. умения

Организаци онно -волевые качества

Итого баллов

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

1-е

2-е

1-е

2-е

1-е

2-е

1-е

2-е

1-е

2-е

1-ый год обучения

«Живопись. Краски Осени»












«Сказочные дали»












«Холодная палитра…»












«Яркость и контраст»












«Мы стоим рядом…»












«Весна пришла»












«Люди в рисунке»












«Летние сюжеты»












«Мир живой природы»












Итоговое занятие












Оценка результативности за год:












2-ой год обучения













(в баллах - от 1-5)

1-2 балла (низкий уровень),

3 балла (средний уровень),

4-5 баллов (высокий уровень).

Карта учета результатов обучения по разделам программы позволяет педагогу отследить, как учащийся справляется с программой обучения, как происходит освоение разделов и тем на протяжении каждого года обучения и какие необходимо провести с учащимся дополнительные мероприятия для более успешного освоения образовательной программы (например: провести индивидуальное занятие, дать дополнительное задание, привлечь к участию в каком-то мероприятии, провести беседу, приобщить родителей для более совместного творчества и т.д.).

Критерии:

Теоретическая подготовка - теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана; владение специальной терминологией. Метод диагностики - наблюдение, тестирование, опрос, собеседование, контрольный опрос и др.

Практическая подготовка - практические умения и навыки, предусмотренные программой; творческие навыки. Метод диагностики - контрольное задание, наблюдение.

Личностные и поведенческие качества - самосовершенствование личности, самосознание себя и своих возможностей; интерес к занятиям в детском объединении; отношение ребенка к общим делам детского объединения; самооценка. Метод диагностики - анкетирование, тестирование, наблюдение.

Учебно-коммуникативные умения (опыт общения) - освоение компетентности "Быть вместе", развитие коммуникативных качеств, конструктивное сотрудничество в образовательном процессе. Метод диагностики- наблюдение, анкетирование.

Организационно-волевые качества - терпение, воля, самоконтроль. Метод диагностики - наблюдение.






































Приложение №3

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Направления воспитательной деятельности

Мероприятие (форма*, название) в рамках образовательной и внеурочной деятельности

Время проведения

Ответственный

(педагог, методист, методический отдел и т. д.)

Примечание (Раздел, тема учебного плана)

Гражданское воспитание

Тематические выставки детских работ к «Дню Защитника Отечества» и «Дню победы»

Февраль, май

Педагог Смирнова Н. В.

Художник- оформитель Попова А. Ю.

Мастер-класс для папы к 23 февраля

Патриотическое воспитание

Тематические патриотические уроки памяти «Блокадный хлеб» и «Что в вещмешке у солдата»

Январь, май

Методический отдел центра (Мирвис Ю. В.)


..Духовно-нравственное воспитание

Акция «Коробочка Радости» (благотворительный проект)

Декабрь, Май

Педагог Смирнова Н.В.Педагог Бобровская И. В.

«Письмо Деду Морозу»

Эстетическое воспитание

Воспитание через программу эстетической и художественной направленности

Весь учебный год

Педагог Смирнова Н. В.;


Физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни

Физминутки, разминки

Весь учебный год

Педагог Смирнова Н. В.;


Трудовое воспитание

Техника безопастности, правила ухода за кабинетом и рабочим местом.

Сентябрь, январь

Педагог Смирнова Н. В.

Вводное занятие, техника безопасности, (свободная тема)

Ценности научного познания

Воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.