12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Грибанова Ирина Эдуардовна5191
Стаж работы по профессии - 31 год, высшая квалификационная категория.
Россия, Ставропольский край, с.Камбулат

Дополнительная образовательная программа

работы кружка

«Пресс-центр»

Возраст детей, на которых рассчитана программа: 10-17 лет

Срок реализации программы: один год обучения при нагрузке 1 час в неделю

Автор программы: Грибанова Ирина Эдуардовна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3

Пункт реализации программы: МКОУ СОШ №3 с.Камбулат, Туркменского района Ставропольского края

Год разработки программы: 2015

Введение.

Воспитательный потенциал информационного пространства учреждения образования трудно переоценить: будучи наиболее доступной ребенку, адаптированной к его возрастным особенностям, переданная авторитетными для ребенка людьми, эмоционально окрашенная, сформированная при участии самого ребенка и его друзей, информационная среда образовательного учреждения становится своего рода «фильтром» тех необъятных информационных потоков, с которыми сталкивается ребенок, в современном социуме. Это означает, что информация, предоставляемая ребенку в образовательном учреждении, может обуславливать ту или иную интерпретацию им событий окружающей жизни; формировать его оценочную позицию исходя из приоритетных ценностных установок воспитательного процесса; формировать способность ребенка к самоопределению в современном информационном пространстве.

В решении этих задач особое значение имеет собственный опыт ребенка по участию в формировании информационной среды образовательного учреждения. В процессе собственной аналитико-информационной деятельности у ребенка формируются представления о современном информационном пространстве, источниках и основных содержательных блоках циркулирующей в нем информации, условиях и степени ее достоверности, целях, социальной значимости, критериях оценки.

Организатором информационной деятельности детей в образовательном учреждении выступает пресс-центр - профильное самодеятельное детское объединение.

Привлечение детей к издательскому делу способствует самореализации, развитию коммуникативности, творческих способностей ребят.

Кружок «Пресс-центр» состоит из группы юных корреспондентов и Совета редколлегии общешкольной газеты «Пятнашка».

Деятельность кружка «Пресс-центр» представляет собой редакцию общешкольной газеты, где все ответственные должности распределены по желанию подростков и их способностям к той или иной работе (редактор, художник, корректор, наборщик и пр.). Во время создания газеты, полученные теоретические знания хорошо укрепляются практикой. Кроме этого, заметки, интервью и прочие корреспонденции кружковцев отсылаются в районную газету «Рассвет» администрации Туркменского района Ставропольского края и публикуются на сайте пресс-центра МКОУ СОШ №3 «Школьный мир» (gribanova- ir.narod.ru ). Сбор материала, юными корреспондентами происходит во время проведения различных школьных мероприятий, спортивных соревнований, экскурсий, походов и т.д.

Пояснительная записка

Настоящая программа ставит своей целью определить основные задачи, виды и формы, содержание и организацию работы детского пресс-центра.

Цель курса: расширение информационного пространства школы

Основными задачами курса являются:

организация детского объединения (пресс-центра) в образовательном учреждении, как необхо­димого условия для становления социальной позиции, формирования положительных нравственных качеств, внутреннего духовного мира и духовной культуры, реализации творческих способно­стей учащихся посредством ознакомления их с основами журналистского мастерства;

создание дополнительного пространства (объединения учащихся по интере­сам), с целью актуализации социальной значимости детского ученического самоуправления в школе, его развитие посредством органа школьной печа­ти;

систематическая подготовка и издание информационной газеты «Пятнашка».

Перечисленные выше основные задачи обучения и воспитания, в свою очередь, определяют содержание и формы работы кружка.

Программа ориентирована на дополнительное образование детей 10-17 лет и рассчитана на один год обучения при нагрузке 1 час в неделю.

Программа нацелена на создание условий для формирования умения практически выявить в повседневной жизни событие, собрать интересную информацию, оперативно распорядиться ей в избранном для подачи материала газетном жанре, работы с компьютером, необходимыми программами

Принципы деятельности пресс-центра:

принцип демократического общения;

принцип объективного и корректного освещения информации;

принцип творческого подхода к оформлению номеров газеты;

принцип оперативности;

принцип независимости.

В процессе занятий по данной программе члены кружка получат следующие знания и умения.

Знания:

основные жанры прессы;

специфику создания заметок, статей разных жанров;

законы построения номера школьной газеты;

принципы организации рубрики в газете;

особенности речевой организации школьной газеты.

Умения:

логично излагать материал;

создавать различные по жанру заметки и статьи;

проводить опросы, анкетирование учащихся, осуществлять мониторинг деятельности;

брать интервью и оформлять его;

работать индивидуально, в соавторстве, в группе;

уметь создавать циклы статей на определённую тематику;

правильно строить текст.

Методы обучения и воспитания:

Словесный (рассказ, беседа, объяснение, убеждение, поощрение)

 Наглядный (демонстрация образцов шрифтов, заметок, оформления стенгазет).

Практический (сбор материала, оформление статей, газеты)

 Аналитический (наблюдение, сравнение, самоконтроль, самоанализ).

Средства обучения и воспитания:

Материальные (плакаты, таблицы)

Технические (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат).

Виды деятельности обучающихся:

теоретические занятия

творческий практикум

работа с прессой

работа со справочной литературой 

анкетирование

социологический опрос

экскурсии

встречи с журналистами

участие в школьных, городских, республиканских, всероссийских конкурсах

выпуск школьной газеты «Пятнашка»



Организационная структура пресс-центра
Высшим органом управления деятельностью пресс-центра является общее собрание его членов. 
К исключительным полномочиям собрания относятся:
- принятие Устава, внесение в него изменений и дополнений, 
- избрание (главного) редактора газеты и помощника (главного) редактора, 
- определение основных направлений деятельности, генерирование идей для очередного номера газеты и листовки работа с сайтом пресс-центра «Школьный мир»(gribanova- ir.narod.ru )

Решение собрания принимается простым большинством голосов присутствующих открытым или закрытым голосованием. 

Школьный пресс-центр представляет собой открытую структуру. 
 

Содержание программы

Тематические блоки занятий предполагают обучение членов пресс-центра по направлениям:

♦ журналистика (различные стили формы и способы сбора, изложения информации);

♦ искусство оформления и моделирования в печати и возможности компьютерного дизайна;

♦ отбор и редактирование материалов;

♦ фотокорреспонденция;

♦ изучение общественного мнения (социология).

Тематический план работы и основное содержание программы кружка

Тема занятия

Основное содержание

часы

теория

практика

Журналистика как вид деятельности и профессия

 

Профессия журналист.

Понятие о различных видах прессы. Первоначальное представление о профессиональной этике журналиста. Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации. Знакомство с детскими и молодежными изданиями.

1

 

Анализ видов информации. Анализ средств массовой информации.

 

1

 

Имидж журналиста

Культура поведения журналиста. Внешность. Манеры. Поза. Жесты. Выработка правил и кодекса чести членов школьного Пресс-центра.

0,5

0,5

Основные жанры журналистики, школьная пресса

 

Какой бывает школьная газета?

Школьная пресса: достоинства и недостатки. Содержание школьной газеты. Источники информации. Обсуждение особенностей стенгазеты. Обсуждение и сбор материалов для будущей стенгазеты.

0,5

0,5

 

Что такое стенгазета?

Изготовление стенгазеты

 

1

 

Основные жанры журналистики.

Рассказ с необычным построением. Юмористический рассказ. Фельетон. Обсуждение и составление юмористической рубрики. Обсуждениесозданного материала.

0,5

0,5

 

Что такое интервью?

Правила подготовки и ведения ин­тервью. Составление и обсуждение вопросов для предстоящего интервью. Подготовка интервью.

0,5

0,5

 

Выпуск газеты «Пятнашка»

Подбор тем для школьной газеты. Обработка полученного материала и оформление.

 

2

Искусство оформления и моделирования в печати и возможности компьютерного дизайна

 

Помощники журналиста.

Знакомство с техникой, помогающей журнали­сту в творческой деятельности. Фиксирование информации от руки. Практикум работы с ком­пьютером, принтером, ксероксом, фотоаппаратом.

0,5

0,5

 

Практика.

Практические навыки журналиста – навыки работы за компьютером (текстовый редактор MicrosoftOfficeWord, MicrosoftOfficePublisher: набор текста, форматирование, размещение текста в публикациях различного формата)

 

2

 

Выпуск газеты «Пятнашка»

Подбор тем для школьной газеты.

 

1

Искусство оформления и моделирования в печати и возможности компьютерного дизайна

 

Оформление и моделирование газеты

Размещение материала в газете. Набор текста разным шрифтом (с выделением основной мысли). Подбор иллюстраций к статье. Оформление полученных результатов для школьной газеты.

1

1

Основные жанры журналистики

 

«Журналистский опрос»

Понятие о журналистском опросе и правилах его проведения. Составление и обсуждение вопросов для предстоящего журналистского опроса «Наша школа».

0,5

0,5

 

«Секреты профессии»

Как расположить к себе людей. Методы сбора информации. Игры и упражнения на знакомство, сплочение.

1

 

 

«Что? Где? Когда?»

Методы сбора информации. Собственные на­блюдения, документы, интервью. Источники информации и ссылка на них в тексте. Сбор ин­формации для журналистской публикации.

Создание журналистского текста.

1

 

Школьная пресса

 

Выпуск газеты «Пятнашка»

Понятие об особенностях школьной малотиражной газеты. Обсуждение и сбор возможных материалов для будущего номера школьной газеты.

1

 

 

Искусство оформления

Формат и объем издания. Название и его оформление. Деление газетной полосы на колонки. Размещение заголовков. Выбор шрифтов. Средства выделения в тексте.

1

1

 

Практика.

Самостоятельное оформление своей статьи для школьной газеты.

 

1

 

«Что такое рубрики в газетах?»

Понятие о рубриках в газете. Обсуждение различных рубрик. Составление рубрик школьной газеты. Обсуждение созданного материала.

1

2

 

«На охоту за новостями»

Научиться находить главные и второстепенные факты. Научиться ориентироваться в собранной информации и правильно на её основе строить текст.

1

2

Изучение общественного мнения/социология

 

Практика

Подготовка материала для газеты на основе наблюдения, работы с документацией. Составление вопросов для интервью, беседы, опроса. Поиск и анализ анкет и их результатов в периодической печати. Составление анкеты с последующим анкетированием одноклассников.

1

2

 

Выпуск газеты «Пятнашка»

Обработка результатов. Оформление полученных результатов для школьной газеты.

 

1

Фотокорреспонденция в школьной прессе

 

«Оформление газеты»

Понятие о некоторых особенностях оформления газеты в целом и ее рубрик в частности. Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков. Рисунки в газете. Рисование и обсуждение рисунков для школьной газеты.

0,5

0,5

 

Практика

Анализ заметок, репортажей, периодической печати. Фоторепортаж, его особенности. Составление своей заметки, репортажа. Фоторепортаж на заданную тему. Оформление полученных результатов для газеты.

0,5

0,5

Школьная пресса

 

Выпуск газеты «Пятнашка»

Обсуждение и сбор материалов для будущего номера школьной газеты.

 

1

 

Практика

Сбор информации на заданную тему (по выбору учащегося). Обработка информации, оформление статьи.

 

1

Итоги

 

Итоги.

Итоги проделанной работы. Примерное планирование работы на будущий год.

 

1

Всего

 

34 часа

Ожидаемый результат

уметь собирать, обрабатывать, анализировать информацию и создавать журналистские произведения разных жанров (интервью; репор­тажи, заметки);

освоить первоначальные навыки обращения с доступным техническим оснащением;

познакомиться с основами компьютерной грамотности, получить навыки набора текста на компьютере, работы с офисными приложениями;

планировать, редактировать, корректировать, верстать номера газет;

быть ориентированными на творческий подход в любом виде журналист­кой деятельности и уметь организовывать и проводить деловые и ролевые игры;

знать особенности профессии журналиста, об этике поведения, о правах и обязанностях;

знать виды информации, методы сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);

уметь составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования; написать газетную заметку, репортаж;

составлять фоторепортаж.

В конце обучения каждый воспитанник подготовит не ме­нее 2 учебных материалов по каждому жанру, выступит в качестве органи­затора по сбору или оформлению материала в одном из выбранных направлений.

Перспективы развития

Участие членов кружка в пропаганде работы пресс-центра и его сайта.

Организация регулярного издания школьной газеты.

Систематическая работа с сайтом пресс-центра «Школьный мир»

Передача накопленного опыта детям, желающим принять участие в работе пресс-центра.

Создание школьной летописи.

Освещение работы пресс-центра в средствах массовой информации.

Распространение опыта среди школ района, области.

Участие в творческих конкурсах ЦОР и компьютерной графики.

    Календарно - тематический планкружка «Пресс-центр»

Тема занятия

Дата

план

факт

1

Профессия журналист.

2.09.15

 

2

Практика.

9.09

 

3

Имидж журналиста

16.09

 

4

Какой бывает школьная газета?

23.09

 

5

Что такое стенгазета? (практика)

30.09

 

6

Основные жанры журналистики.

7.10

 

7

Что такое интервью?

14.10

 

8

Выпуск газеты «Пятнашка»

21.10

 

9

Практика

28.10

 

10

Помощники журналиста.

11.11

 

11

Практика.

18.11

 

12

Практика.

25.11

 

13

Выпуск газеты «Пятнашка»

2.12

 

14

Оформление и моделирование газеты

9.12

 

15

«Журналистский опрос»

16.12

 

16

«Секреты профессии»

2 3.12

 

17

«Что? Где? Когда?»

30.12

 

18

Выпуск газеты «Пятнашка»

13.01.16

 

19

Искусство оформления

20.01

 

20

Искусство оформления

27.01

 

21

Практика

3.02

 

22

«Что такое рубрики в газетах?»

10.02

 

23

Практика

17.02

 

24

Практика

24.02

 

25

«На охоту за новостями»

3.03

 

26

Практика

10.03

 

27

Практика

17.03

 

28

Практика (подготовка материала для газеты)

31.03

 

29

Практика (поиск и анализ анкет)

7.04

 

30

Составление анкеты с последующим анкетированием одноклассников.

14.04

 

31

Выпуск газеты «Пятнашка»

21.04

 

32

Практика

28.04

 

33

«Оформление газеты»

5.05

 

34

Выпуск газеты «Пятнашка»

12.05

 

35

Практика

19.05

 

36

Итоги проделанной работы. Примерное планирование работы на будущий год.

26.05

 

График выпуска общешкольной газеты «Пятнашка»

№ газеты

Темы

Срок

1

Тематический номер, посвящённый началу учебного года.

Сентябрь

2

Новости школы

Октябрь

3

Тематический номер, посвящённый Дню пожилого человека и Дню Учителя

Октябрь

4

Новости школы

Ноябрь

5

Тематический номер, посвящённый Дню конституции, декаде филологии и искусства в школе

Декабрь

6

Новости школы

Декабрь

7

Тематический номер, посвящённый Новогодним праздникам

Январь

8

Новости школы

Февраль

9

Тематический номер, посвящённый Дню защитника Отечества

Февраль

10

Тематический номер, посвящённый Международному женскому дню

Март

11

Новости школы

Март

12

Номер, посвящённый концу учебного года и подготовке к экзаменам

Апрель

13

Тематический номер, посвящённый дню Победы

Май

14

Новости школы

Май

     

Схема взаимосвязей пресс-центра

 

Сайт пресс-центра «Школьный мир»

и школьная газета «Пятнашка»

 

 

Родители, общественность поселкапоселка

Сельская библиотека

Управляющий совет МКОУ «Камбулатская СОШ»

Пресс-центр

 

 

Администрация, педагоги, специалисты школы

Пресс-центры школ района

Районная газета «Рассвет»

 

Источники информации

Цветкова И.В. Школа социального успеха: Развитие воспитания в системе дополнительного образования. Методическое пособие для специалистов учреждений дополнительного образования. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. -84с.

Прутченков А.С. Учим и учимся, играя (Игровая технология экономического воспитания школьников). -М.: МПА. 1997. -320с.

Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. – М.: Галерия, 2002.– 472 с.

Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект пресс, 2001. – 159 с.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2000. – 312 с.

Елена Вовк. “Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в “БШ” №13, 15, 16. 2004 г.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. Москва. 2002.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.

Горохов В. Основы журналистского мастерства. М., 1989.

Цвик В. Л. Введение в журналистику. Учебное пособие

Федотов М.А. Правовые основы журналистики. – М.

М. Мирошниченко. Азбука журналистики.

Свой голос. Каким быть пресс-центру детских и юношеских организаций. Екатеринбург. 1992.

Социально-педагогическая программа базового молодежного объединения программы “Новый день”. Авторы Косарев А.Н., Черняева В.И. Самара. 1999

Программа предпрофильной подготовки Лепилкиной О.И., Умновой Е.Ю. и др. “Азбука журналистики”

Рухленко Н.М. Организация работы кружка юных корреспондентов.//Практика административной работы в школе. №6. 2005 г.

Ресурсы Интернета

СагманС. Microsoft Office 2000. – М.:ДМКПресс, 2002. – 672 с.:ил. (Серия “Самоучитель).

Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей “Открытый урок” на сайте WWW:http://www.1september.ru

Опубликовано в группе «Кружковая деятельность. Школьный пресс-центр»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.