Учебная: способствовать формированию знаний у обучающихся об особенностях развития биполярных отношений после перестройки, о выборе «нового мышления» странами Восточной Европы
Воспитательная: содействовать формированию интереса к истории 20 века и истории России в целом, патриотизма, гражданского самосознания
Развивающая: способствоватьформированию и развитию коммуникативной, информационной компетенций.
Деятельностная: Знать значение понятий биполярность, геополитика, демократия и понимать их значения в контексте изучения данной темы
Компетенции:
ОК2:Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК6: Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК4: Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Межпредметные
связи
обеспечивающие
История
обеспечиваемые
история, география,политилогия
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
№
элемента
Элементы занятия, учебные вопросы
формы и методы обучения
время
1
2
3
4
1.
Организационный момент: приветствие, перекличка.
5
мин
Цель: включение обучающихся в деятельность; высказываются добрые пожелания, настрой студентов на работу, проверка присутствующих студентов, критерии оценивания ответов студентов.
Словесный метод
2.
Актуализация знаний.
10 мин
Что значит термин биполярность?
В любой войне есть проигравший. Кто проиграл холодную войну и почему?
Когда распался официально СССР?
Какой путь развития выбирали для себя путь страны Европы?
Словесный, эмпирическая беседа
3.
Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей занятия
5 мин
Цель: мотивировать учащихся на изучение международных отношений после распада СССР и распространение демократии на страны Европы
«Демократия – как инструмент борьбы за глобальное господство»
Словесный метод
4.
Работа над темой урока
45 мин
1.Сущность Американской демократии
Цель: способствовать формированию представлений о сущности и особых чертах американской модели демократии
Что такое демократия?
Задание: найдите термин демократия в словаре, запишите его в тетрадь
Какая страна являлась родиной демократии?
Какие ценности прославляет демократия?
Знаете ли вы об особенностях Американской демократии?
Задание: прочитайте материал «Особенности Американской демократии»
Определите важные элементы принципа разделения властей
В чем особенности плюралистической модели американской демократии?
Назовите три принципа американской демократии
Назовите противоречия в американской демократии?
Как вы думаете можно ли назвать американскую систему демократией, в классическом смысле?
Прием «ПОПС»
2. Демократизация по американскому образцу в странах Европы
Цель: способствовать формированию представлений об особенностях становления американской модели демократии в странах Восточной Европы
Какие страны относятся к странам восточной Европы?
Знакомо ли вам название цветная революция?
После распада СССР в 1991 году, страны восточной Европы постепенно начинают ориентироваться на демократический путь развития
Болгария 1991 – 2004 НАТО
Польша 1997 – 1999 г НАТО
Украина 1996 - ?
Чехия 1992 – 1997 НАТО
Беларусь 1994-?
Венгрия 2011-1997 НАТО
Какую вы видите закономерность?
« Мы, американцы – особые, избранные люди, мы — Израиль нашего времени; мы несем ковчег свобод миру..» Г. Мелвилл
Что имел в виду известный американский литератор?
6 ноября 2003 года, выступая в Вашингтоне по случаю 20-летия основания фонда National Endowment for Democracy (NED), президент США Дж. Буш объявил о «новой внешней политике» Соединенных Штатов Америки» – о «глобальной демократической революции»
И вот 20 лет спустя президент США Джордж Буш младший, считающий себя продолжателем «дела Рейгана», вновь объявил крестовый поход, но теперь уже не против коммунистической «империи зла», а против тех режимов и «диктаторов», чья внешняя и внутренняя политика не устраивает американского «гаранта свободы и демократии».
«Закон о распространении демократии и демократических ценностей в недемократических странах». 2005 (Марк Палмер)
В 90-е годы, через принадлежавшую ему компанию Central European Media Enterprises, Марк Палмер создал, а затем финансово поддерживал первые частные «независимые» (от государства, разумеется) телекомпании в Чехии, Словакии, Словении, Румынии, Украине. Общая сумма, вложенная Палмером в это «дело» превысила 600 миллионов долларов.
Успех антиправительственных демонстраций в Чехословакии, Венгрии, Восточной Германии, Румынии, Югославии, приведших к падению «недемократических» режимов, показал высокую эффективность хорошо подготовленных и скоординированных акций оппозиционных групп.
Осенью 2003 года М. Палмер издал книгу «Сломать Ось Зла: Как к 2025 году устранить от власти последних диктаторов»
Задание: выпишите 25 условий победы американской демократии из книги М. Палмера
-формирование организаций (НПО) — правозащитных, пацифистских, молодежных, студенческих;
-создание либеральных и прозападных СМИ (прессы, радио, телеканалов, вебсайтов);
проведение западными СМИ интенсивной и систематической пропаганды
-ведение западными и местными «демократическими» СМИ массированной пропаганды по легитимизации оппозиционных режиму групп
-«проталкивание» в ООН, Европейском Союзе, ОБСЕ, ПАСЕ и других международных организациях резолюций, осуждающих «нарушения прав человека», «наступления на свободу прессы» и т.п. в стране, где планируется «демократическая революция»;
-подготовка (тренинг) оппозиционных групп и организаций «гражданского общества» к проведению уличных «ненасильственных» акций — манифестаций, митингов, пикетов, блокирования официальных зданий и институтов и т.п.;
-создание психологической атмосферы внутри страны, парализующей способность сторонников существующей власти к сопротивлению;
-использование дипломатических и финансовых методов давления на «диктаторов», членов руководства страны с целью заставить их отказаться от власти «мирным» путем.
К какой стране Америка применила эти методы?
Этот «безболезненный метод» Америки был назван «цветная революция»
• 2003 — Революция роз в Грузии.
• 2004 — Оранжевая революция в Украине.
• 2005 — Тюльпановая революция (или Лимонная, Дынная) в Киргизии.
• 2006 — Попытка Васильковой революции в Белоруссии.
• 2008 — Попытка цветной революции в Армении.
• 2009 — Цветная революция в Молдавии, приведшая компартию к потере большинства в парламенте.
«Страны, в которых нет свободы и демократии, неизбежно ставят пределы полному расцвету человеческих способностей и потому цель внешней политики Соединенных Штатов – распространять и продвигать всеобщую демократию»
Что значат эти слова? Прием ПОПС
(Что в странах недемократического режима нищета, дискриминация женщин, загрязнение окружающей среды, насилие и т.д.)
Вспомните на сегодняшнем примере, к чему привела революция на Украине? Ираке? Ливии? Югославии?
Закрепление
Ответ на проблемный вопрос
Прием Фишбоун
А теперь подумайте, каковы истинные мотивы распространения американской демократии
Частично-поисковый метод, работа со словарной статьей