12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Каверина Екатерина Михайловна49
Россия, Самарская обл., Сызрань
5

Статья «Детям с онр важно общение и грамотный ответ родителей!»

 

Каверина Е.М.

Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования, «Детский сад № 62» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 имени Героя Советского Союза Д.П. Левина городского округа Сызрань Самарской области, Россия

Величайшая ошибка при воспитании –

это чрезмерная торопливость.

(Ж.Ж.Руссо)

Детские годы нельзя вернуть назад. Они уйдут навсегда, одновременно оставив у ребенка большой след на всю дальнейшую жизнь. Гармонично развитая личность даст ребенку «крылья», с помощью которых он будет «парить» как птица в небе и в садике, и в школе над знаниями, а не нести тяжкий груз «бремени» во время учебы.

Порой взрослые уверены, что общее недоразвитие речи у детей проходит само собой: малыш растет, становится крепче, умнеет, незаметно усваивает знания и навыки. Такое заблуждение может привести к непониманию своих детей, а следствием этого будут проблемы в семье, садике, школе. Ребенка могут дразнить сверстники, потому что не всегда будут понимать, что он говорит. Ребенок не будет успешный по русскому языку в школе, так как ОНР приведет к дисграфии, от которой избавиться не так-то просто.

Родителям очень важно понять и запомнить, как заповедь, что общее недоразвитие речи не проходит само собой. Родители должны обратиться за помощью к учителю-логопеду, но и сами не должны быть в стороне.

Ошибка родителей кроется в том, что они не осознают важность общения со своим ребенком. Простые детские вопросы могут оставить без внимания. Этого делать нельзя! Порой их вопросы могут удивлять, ставить в тупик, утомлять, раздражать. Ребенок в ответ на вопрос может услышать: «Отстань, замучил своими вопросами: «зачем?», «почему?», «когда?». А ведь именно в ходе ответов на вопросы возникает коррекция речи! Ученые давно доказали, что в результате общения ребенка с родителями будет развиваться и корректироваться речь, а также преодолеваться эмоциональные трудности, развиваться любознательность, возникать потребность к новым знаниям. Но зачастую вопросы детей, оставленные, без внимания и правильного ответа могут, «затушить» детскую любознательность, стремление понять окружающий мир. Не будем забывать и о сознании ребенка, которое формируется при помощи ответов взрослых. Через детские вопросы можно понять, как развивается кругозор ребенка, что его интересует, волнует, какие трудности возникают, какое влияние оказывают взрослые на ребенка. Из-за узкого кругозора и понятий ребенок и прибегает к помощи взрослых через вопросы, пытается понять взрослых, окружающих, сверстников, мир в целом.

Родителям необходимо понять значения вопросов для детей с ОНР и научиться верно, отвечать на них, так как зачастую взрослые не умеют этого делать.

Так как же отвечать на детские вопросы?

Для начала нужно внимательно выслушать, вникнуть в суть вопроса, попытаться понять, что интересует ребенка. Ответ должен быть простым, не следует рассказывать о недоступных и сложных вещах. Никогда не смейтесь над вопросом. Это обидит ребенка, и он будет стесняться спросить что-либо. Дети часто спрашивают о том, что видят вокруг, о новых людях, незнакомых вещах: «Это кто?», «Это что?», «Для чего нужно это?». На простые вопросы даем не сложные ответы, но обязательно отвечаем. Не забываем: то, что нам кажется простым, не серьезным, для ребенка может оказаться очень важно.

Ребят дошкольного возраста наиболее часто интересуют взаимоотношения между взрослыми и детьми, нормы поведения. Дошкольники задают вопросы о труде взрослых «Что делают окружающие люди?», «Зачем они создают предметы?». Бесконечные вопросы о природе «Почему небо и звезды не падают?», «Почему деревья качаются?», «Почему листья желтые?», «Откуда берутся облака?». Отвечаем на эти вопросы поверхностно, объясняем связи между явлениями природы. Иногда придется сказать, что необходимо много учиться, чтобы много знать. Можно один раз показать явление и поиграть в изображение явлений природы, это хорошо развивает воображение детей.

Есть и такие вопросы, которые вгоняют в краску взрослых и ставят в тупик. Это вопросы о рождении человека: «Как я появился на свет?», «Где я был до рождения?». Для начала не стоит паниковать и сочинять про капусту и аиста. Ребенку пяти лет будет достаточно сказать, что из маминого животика. Детям старшего дошкольного возраста или уже школьного придется рассказать несколько больше, в зависимости от того, как ребенок сформулировал вопрос.

На вопросы о животных достаточно почитать ребенку или посмотреть фильм. Поиграть после просмотра в повадки животных, сходить в цирк или зоопарк.

Еще одна категория вопросов о смерти. К. И. Чуковский отмечает, что оптимизм нужен ребенку как воздух. В его душевном арсенале есть достаточно средств для защиты необходимого ему оптимизма. Так, на исходе четвертого года жизни он убеждается в неотвратимости смерти для всего существующего, он торопится уверить себя, что сам он «во­веки пребудет бессмертен». Так, глядя на похоронную процессию, он говорит с удовольствием: «Все умрут, а я останусь».

Есть вопросы, на которые ребенок мог бы и сам ответить, не торопитесь с ответом, пусть ребенок сам подумает и даст ответ, это развивает мышление и логику.

На ряд вопросов о дереве, бумажном кораблике, снеге, сосульках лучше чтобы ребенок раз увидел, чем сто раз услышал. В этом случае помогут опыты, которые дети очень любят.

Из выше сказанного складывается золотое правило: «Никогда не торопитесь давать ответ, подумайте, что значат для ребенка с ОНР ваши слова, ведь вы являетесь примером, проводником во взрослую жизнь и являетесь главным человеком в его маленькой детской душе». Как мелодия не звучит без правильных нот, так и речь без общения, вашего общения, родители!

Литература:

1. Аудариня А., Путниньш М. Откуда берутся дети. – М.: Советский фонд милосердия и здоровья, 1989.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ, 2003. – 240 с.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Продолжаем общаться с ребѐнком. Так? – М.: АСТ, 2008. – 256 с.

4. Научите ребенка думать / МирнаШуэ. – М.: Эксмо, 2012. – 368 с.

5. Сурженко Л. А. Как вырастить личность. Воспитание без крика и истерик. – СПб.: Питер, 2011. – 240 с.

6. Чуковский К. И. Собр. соч. в 6 томах. Т. 1. – М.: Худ. лит., 1965.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.