12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Екатерина20

Дидактическая игра «Монте-Карло» как средство повышения мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся 7-8 классов в процессе математической подготовки


Важной задачей, которая ставится перед учителем в начале учебного года, является создание среды, способствующей мотивации к учебной деятельности, а также актуализация знаний, полученных учениками в течение прошлого года. Существуют различные методы, связанные с организацией повторения пройденного материала в конце и в начале учебного года.

Особый вариант педагогического общения представляют дидак­тические игры, в ходе которых цели обучения достигаются при помо­щи и посредством решения игровых задач. Управляя процессом игры, преподаватель одновременно и руководит учебно-познавательной дея­тельностью, и связывает ее с положительным мотивационным и эмо­циональным фоном игры, с увлеченностью соревнования. 

В разработанной игре несколько этапов, которые отвечают за формирование логического мышления, быстрое реагирование в незнакомой ситуации, работу в группе, отработку навыка решения простейших задач, обобщение и систематизацию знаний об основных геометрических понятиях и свойствах геометрических фигур, их закрепление.



Цели:

Предметные: формирование навыков применения полученных теоретических знаний при решении задач по темам изученным в курсе геометрии 7 класса.

Метапредметные: развитие навыков обрабатывать информацию и выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; развитие умений контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности; развитие навыков работы в группе; развитие умений формулировать и высказывать свою точку зрения.

Личностные: воспитание у учащихся любознательности через познавательную информацию; развитие математической грамотности и культуры, умений обобщать, анализировать, конкретизировать.

Оборудование и приложения: компьютер с выходом в интернет, интерактивная доска, «жетоны», «рубли», лотерейные билеты с заданиями, жёлтые круги по количеству учеников в классе, приложение https://learningapps.org/display?v=pu5d3pc4j21, презентация PowerPoint (представлена в электронном виде, отправлена с пакетом документов)

Тип урока: урок развивающего контроля (типология по А.Г. Петерсону).

Вид урока: Дидактическая игра



Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- знание понятий, определений геометрии 7 класса по УМК Атанасян;

- умение применять полученные знания при решении задач;

Коммуникативные УУД:

- развитие коммуникативных качеств личности: взаимного уважения, доброжелательности, доверия, уступчивости и в то же время инициативности, навыков делового общения, терпимости;

Познавательные УУД:

-умение ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию, представленную в разной форме, формулировать конечный результат;

- развитие осознанных мотивов учения, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности.

Ход урока  

1 этап: организационный момент

Приветствие учителя и учащихся. Учитель отмечает отсутствующих. Деление класса на группы по 4-5 человек.

2 этап: мотивация, постановка цели урока, ознакомление с планом работы

Учитель: сегодня мы с вами становимся на время урока гостями курорта «Монте-Карло». Каждый из вас может показать в течение урока, чему он научился за небольшой срок изучения геометрии в 7 классе. С каждым уроком знаний становилось все больше, и сегодня, в ходе нашей деловой игры, мы оценим ваш запас знаний.

Учитель,2 слайд: итак, что же такое «Монте – Карло?»:

Курорт

Населенный пункт

Ресторан на Рождественской

Радиостанция?

Казино

(учащиеся предлагают свои варианты ответов, затем происходит фронтальное обсуждение)

Учитель, 3 слайд: Монте-Карло – административная территория княжества Монако. Засчёт приятного климата, выхода к теплому Средиземноморскому морю и изобилия заведений увеселительного характера с одноименным названием Монте-Карло получил статус курорта. Такое же название носит популярная московская радиостанция.

Учитель, 3 слайд: Как вы считаете, какой из правильных ответов более удачен для нас?

Учитель, 3 слайд: Итак, мы выбираем - казино. Но не простое, в котором мы можем делать ставки своими знаниями, умениями и навыками.

Учитель, 4 слайд: В игре мы будем использовать 2 вида ассигнаций нашего Коммерческого Математического Банка - это «жетоны» и «рубли». «Жетоны» - знания и умения, выраженные в материальном эквиваленте (в виде жетонов), которые вы можете продать за рубли.

Начальный капитал знаний каждой группы - 8 «жетонов». В ходе урока используя свои «жетоны» вы получаете возможность заработать «рубли». 1 «жетон» = 200 «рублей». За урок кто-то из вас увеличит свой капитал, а кто-то его уменьшит, возможно, и вовсе обанкротится. Посчитав конечный капитал, мы оценим ваши знания по пройденному материалу в 7-ом классе.

Начнем игру.

3. Этап актуализация и пробного учебного действия

Первый этап «Аукцион»

Учитель, 5 слайд:

- Кому известен принцип аукциона? Может кто-нибудь назовет фильмы, в эпизодах которых герои участвовали в аукционе?

(ученики предлагают свои варианты)

- Отлично, принцип вам понятен.

Учитель 5 слайд: В качестве лотов будут выступать темы по геометрии, которые вы освоили в курсе 7 класса, а платой за них выступает количество понятий (терминов, названий теорем, аксиом) которые вы можете за данный лот предложить. Пока мы разыгрываем лот, вы не должны называть сами термины, только то количество, которые вы знаете. После того, как я ударю молотком, вы должны будете доказать, что действительно знаете названное количество понятий, перечислив их. Если вы перечислили меньше, чем заявляли, лот автоматически уйдет следующей группе. Для удобства, я хочу, чтобы сначала вы внутри группы на листочке писали термины, а потом только делали ставку. Плата за участие в аукционе 2 жетона. Команда, в чей окажется лот, приобретет вместе с ним 600 рублей!

Учитель: Итак, дамы и господа, объявляю торги открытыми!

Первый лот: «Основные понятия геометрии»

Учитель 6 слайд: Мне требуется, чтобы вы брали в счет все понятия, термины, названия теорем или аксиом, либо их формулировки, которые вам приходят на ум из начала изучения курса геометрии.

Начальная ставка: 5 понятий. Кто предложит больше?

Второй лот: «Взаимное расположение прямых».

Учитель 7 слайд: Я хочу от вас все, что вы знаете о том, как расположить прямые относительно друг друга, какие образуются углы при этом и как такие прямые называются и какими свойствами обладают.

Начальная ставка: 5 понятий. Кто предложит больше?

Третий и самый скандальный лот! Дамы и господа, позвольте предложить вашему вниманию «Все о треугольнике!!!»

Начальная ставка 6 понятий!

Учитель 8 слайд: подведем итоги аукциона: посчитаем капитал, которым вы обладаете.

4. Этап обнаружения незнания с определением его границ

Второй этап игр «Лотерея»:

Учитель 9 слайд: А теперь приглашаем вас на розыгрыш лотереи!

Цена 1 билета – 1 «жетон». Вы можете приобрести на группу не более 3 билетов. Каждый билет содержит задание, выполнив которое, вы заработаете 300 «рублей». Если ваш ответ не верен, то билет изымается. Но его можно вновь выкупить, заплатив ещё 1 «жетон», и попытаться снова выполнить задание, исправив допущенные ошибки.

Среди 16 билетов есть 6 «счастливых билетов», которые автоматически выигрывают по 300 «рублей».

(Приложение 1)

(Представители команд выбирают от одного до двух билетов и решают задачи)

Третий этап «Рулетка» (10 минут, ставка 1 жетон):

Учитель, 10 слайд: Начинаем «Рулетку». Для участия вы должны заплатить 1 «жетон». Обозначим четко номера групп: 1, 2, …, 5.

Учитель: Во время «Рулетки» я буду по очереди задавать вопросы каждой группе, а вы даете ответ, но на размышление не более 7 секунд. Если ответ правильный вы получаете «+100 рублей»; если неверный – «– 100 рублей». Дав неправильный ответ и потеряв свои 100 рублей, команда может повторно ответить на этот вопрос, либо возможность заработать деньги предоставляется следующей группе. Группа имеет право сказать «ПАС», она не потеряет 100 рублей, но возможности ответить больше у неё не будет, тогда право ответа предоставляется следующей группе.

Учитель: Итак, да начнется «Рулетка»!!!

(Приложение 2)

Учитель: Подведем итоги первых трех этапов. Есть ли среди нас банкроты? Банкроты вынуждены покинуть «казино» и становятся зрителями.

Четвертый этап «Заключительные скачки» (10 минут):

Учитель 11 слайд: следующий этап «Заключительные скачки». Ставка – 2 «жетона», выигрыш 600 рублей. Каждая команда выдвигает своего представителя, который должен выйти к интерактивной доске и за короткое время ответить на вопросы теста в приложении https://learningapps.org/11100678 .

5. Этап рефлексии учебной деятельности

Учитель, 12 слайд: наша игра подходит к концу. Произведем обмен валюты. Меняем оставшиеся «жетоны» на «рубли» 1 к 200, и посмотрим, кто сколько заработал благодаря своим знаниям и умениям. Команда, у которой окажется больше всех «рублей» сорвет Джек-Пот.

Подведение итогов. Объявление и награждение победителей. Выставление отметок за урок

Учитель, 13 слайд: у вас на столах лежат шаблоны в виде желтого круга. Дорисуйте смайлик так, чтобы изобразить насколько хорошо вас сегодня получилось повторить курс геометрии 7 класса:

отличноt1636227741aa.gif

хорошоt1636227741ab.gif

ничего не удалось повторитьt1636227741ac.gif

Учитель: спасибо за урок! До новых встреч!

Приложения

Приложение 1.

Математические лотерейные билеты

Билет№1

t1636227741ad.png

Билет №2

t1636227741ae.png

Билет №3

t1636227741af.png

Билет №4

В треугольнике АВС АВ=3,2 см; ВС = 3,2 см. Каков периметр треугольника, если угол А равен углу В?

Билет №5

Ис­поль­зуя ри­су­нок, до­ка­жи­те, что BC//AD .

t1636227741ag.png

Билет №6

В треугольнике КОМ КО= 5 см, ОМ= 6 см, КМ= 5 см, t1636227741ah.gifКОМ=70°. Какие углы в этом треугольнике равны? Найдите градусную меру этих углов.

Билет №7

а // в t1636227741ah.gif2 +t1636227741ah.gif5=240°

Найти: t1636227741ah.gif1;t1636227741ah.gif3;t1636227741ah.gif4;t1636227741ah.gif6;t1636227741ah.gif7;t1636227741ah.gif8

t1636227741ai.gif

Билет №8

Найдите стороны равнобедренного треугольника, если его периметр равен 28 см, а основание на 8 см меньше боковой стороны.

Билет №9

Найдите углы треугольника, если их градусные меры относятся как 3:4:5




Билет №10

В прямоугольном треугольнике MNK MN=NK, а гипотенуза MK равна 18 см. Найдите длину высоты, проведенной к гипотенузе.



Счастливый билет

300 рублей



Счастливый билет

300 рублей



Счастливый билет

300 рублей



Счастливый билет

300 рублей



Счастливый билет

300 рублей



Счастливый билет

300 рублей



Приложение 2.

Вопросы «Рулетки»:

1) Сколько прямых проходит через 2 точки? (одна)

2) Верно ли, что если 2 угла в треугольнике равны, то треугольник равнобедренный? (верно)

3) Вершина равнобедренного треугольника соединена отрезком с серединой основания треугольника. Как называется этот отрезок? (высота, медиана, биссектриса)

4) При пересечении двух параллельных прямых секущей, какие углы равны друг другу? (накрестлежащие углы равны и соответственные углы равны)

5) Равны ли 2 треугольника, у которых соответственно равны две стороны и произвольный угол?( равны по 2 сторонам и углу между ними)

6) Верно ли, что если треугольник равносторонний, то он не равнобедренный? (нет, он равнобедренный)

7) Чему равен периметр равнобедренного треугольника?(Р=2а+в)

8) Как называется треугольник, у которого 2 угла прямые? (нет такого треугольника)

9) Сколько существует прямых, которые проходят через одну точку? (бесконечно много)

10) Один из смежных углов острый. Каким является другой угол? (тупой)

11) Как называются равные углы, образованные двумя пересекающимися прямыми? (вертикальные)

12) У какого треугольника сумма углов равна 270градусов?(нет такого)

13) Какие прямые называются параллельными? Какой знак используется для обозначения параллельности прямых?
Ответ: Две прямые называются параллельными, если они не пересекаются. Для обозначения параллельности прямых используется знак?

14) Какие отрезки называются равными?
Ответ: Отрезки называются равными, если их длины равны.

15) Как обозначаются точки и прямые?
Ответ: Точки обозначаются большими латинскими буквами: A, B, C, D, … . Прямые обозначаются маленькими латинскими буквами: a, b, c, d, … . 
Прямую можно обозначать двумя точками, лежащими на ней, т.е. двумя большими латинскими буквами

16) Что такое треугольник?
Ответ: 
Треугольником называется фигура, которая состоит из трёх точек, не лежащих на одной прямой, и трёх отрезков, попарно соединяющих эти точки. Точки называются вершинами треугольника, а отрезки — сторонами.

17) Что называется биссектрисой угла?
Ответ: Биссектрисой угла называется луч, который исходит из вершины угла, проходит между его сторонами и делит угол пополам.

18) Какие прямые называются перпендикулярными?
Ответ: Две прямые называются перпендикулярными, если они пересекаются под прямым углом.

 19) Что такое развернутый угол?
Ответ: Угол, градусная мера которого равна 180 градусов. Угол, стороны которого составляют прямую

20) Что называется расстоянием между двумя данными точками?
Ответ: Длину отрезка между двумя данными точками. Длину отрезка АВ называют расстоянием между точками A и B.

21) В каких единицах измеряются углы и с помощью какого инструмента?
Ответ: Углы измеряются в градусах при помощи транспортира

22) Верно ли что сумма углов треугольника равна 360 градусов?
Ответ. Не верно, сумма углов равна 180 градусов.

Приложение 3.

Образец заданий теста «Заключительные скачки»

t1636227741aj.png




Презентация к игре
PPTX / 3.71 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.