ВСЕРОССИЙСКИЕ КОНКУРСЫ
Бесплатные конкурсы для учителей. Сертификаты и призы участникам!
Материал опубликовала
Закирова Миннур Анваровна1009
Окончила Елабужский государственный педагогический институт в 1979 году. Работаю учителем математики МБОУ "Гимназия №1 им.Р.Фахретдина" г.Альметьевск РТ.
Татарстан респ., Альметьевск
Материал размещён в группе «Математика -царица наук»

Тема урока: «Длина окружности»

Класс: 6

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации учебно-познавательной деятельности:  индивидуальная, парная, фронтальная.

Технология: проблемно-эвристический урок

Цель урока: формирование практико-ориентированной компетенции при выведении формулы длины окружности и её применения при решении задач.

Задачи урока:

Образовательные:

обеспечение усвоения учащимися формул по нахождению длины окружности;

отработка навыков по применению данных формул при решении задач;

усвоение учащимися понятий: длина окружности, число π.

приобретение навыков исследовательской работы;

Развивающие:

развитие у учащихся коммуникативных компетентностей (культуры общения, умения работать в группах);

развитие практической направленности изучаемого материала;

развитие математической речи, памяти, умения анализировать, обобщать и делать выводы;

развитие познавательного интереса к предмету, логического мышления;

развитие творческой и мыслительной деятельности учащихся, их интеллектуальных качеств;

 Воспитательные:

воспитание прилежания, аккуратности, трудолюбия, чувства коллективизма, умения слушать и слышать;

воспитание уважения и интереса к математике, умения видеть математические задачи в окружающем нас мире;

 

Оборудование и наглядность:

 компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация,  циркуль, линейка, карандаш, предметы с круглым дном, нитка, микрокалькулятор.

Структура урока.

1. Постановка темы и цели урока.
2.Актуализация опорных знаний .

3.Изучение нового материала

а) создание проблемной ситуации;
б) практическая работа;
в) проверка работы;
г) вывод;
д) историческая справка;
е) вывод формул.
4.Веселая физминутка.

5. Закрепление нового материала.
- решение задач у доски;

-тест
6. Итог урока.

-вставление оценок

7.Домашнее задание
 

Ход урока:

1.Постановка темы и цели урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Как известно, математика – царица наук, одна из самых древнейших наук и в то же время очень интересная и очень нужная. Сегодня мы с вами убедимся в этом, и очень хочется, чтобы на этом уроке каждый из вас побывал в роли ученого, сделал хоть и маленькое, но открытие.

 Название темы нашего урока состоит из двух слов. Отгадайте загадку и вы узнаете одно слово темы (слайд 4).

Мы живём с братишкой дружно,

Нам так весело вдвоём,

Мы на лист поставим кружку,

Обведём карандашом.

Получилось то, что нужно –

Называется – (ОКРУЖНОСТЬ)

А второе слово нам поможет узнать следующее задание: (слайд 5-6).

Округлите число до заданного разряда, из предложенных вариантов выберете правильный ответ, каждому числу поставлена в соответствие буква, из букв составьте слово.

Округлите :

6,789 до десятых

0,214 до целых

18,25 до десятых

13,141516 до тысячных

3,1415 до сотых

д

н

щ

л

а

п

и

6,8

13,142

13,141

0

3,14

3,15

18,3

Получилось слово? Правильно- «Длина».(слайд 7)

Итак, назовите тему нашего урока. Правильно  «Длина окружности»

(слайд 8).

Откройте, пожалуйста, тетради, отступите 4 клеточки, запишите число и тему урока: «Длина окружности»

Как вы думаете, чему мы сегодня должны научиться? (слайд 9)

-Научиться находить длину окружности.

-Решать задачи, в которых требуется найти длину окружности.

 2.  Актуализация опорных знаний (фронтально).

Давайте вспомним, что мы уже знаем про окружность? (слайд 10)

Работа по готовому чертежу. 

-Какая геометрическая фигура изображена на чертеже?

-Какой инструмент используется для построения окружности? (слайд 11).

-Какой буквой обозначен центр окружности?

-Назовите центр окружности.

-Как называется отрезок АВ?

-Как называются отрезки ОВ? ОА?

-Можно ли измерить длину диаметра, радиуса?

-С помощью какого инструмента можно это сделать? (слайд 12).

3. Изучение нового материала.

     а) Создание проблемной ситуации.

Вы знаете, что длину отрезка можно измерить с помощью линейки. А как измерить длину окружности, если окружность – это кривая линия? Существует ли такой инструмент, с помощью которого можно это сделать?

Для того, чтобы измерить длину окружности необходимо:

Взять предмет с круглым дном и обвести его дно карандашом в тетради.

Обернуть дно предмета ниткой так, чтобы концы нитки совпали в одной и той же точке окружности, оставшуюся часть нитки отрезать.

Выпрямить эту нитку и по линейке измерь ее длину, это и будет длина окружности.

Длину окружности обозначают буквой С. Диаметр окружности обозначают буквой d (слайд 14).

Оказывается, что существует зависимость между длиной окружности и диаметром. Какая? Это мы сейчас установим, выполнив практическую работу в парах. У вас на столах лежат предметы с круглым дном разного диаметра (слайд 13).

б) Практическая работа  (Слайд 15 ).

Практическая работа «Измерение длины окружности».

Тема:

«Вывод формул для нахождения длины окружности».

Цель:

вывести формулу для вычисления длины окружности через диаметр и формулу для вычисления длины окружности через радиус.

Оборудование:

предметы, имеющие форму цилиндра, нитка, линейка, микрокалькулятор.

Указание:

  1. Измерьте длину окружности  и результат запишите в таблицу.

  2. Измерьте диаметр окружности, результат запишите в таблицу.

 3. Сделайте вывод.( Во сколько раз длина окружности больше диаметра?)

 

предмета

Длина окружности (С)

Длина диаметра (d)

C : d

1

     

2

     

3

     

в) Проверка работ.

Посмотрите на столбик в таблице, где вы находили отношение длины окружности к ее диаметру. Что вы там видите?

Результаты деления получились одинаковыми. Как вы думаете - это справедливо для всех окружностей?

г) вывод

Итак, давайте сформулируем вывод:

Отношение длины окружности к длине диаметра всегда одно и то же число.

 Число, которое мы получили, обозначается ГРЕЧЕСКОЙ БУКВОЙ π (читаем пи). Оно является бесконечной десятичной дробью, но для вычислений мы будем пользоваться его приближенным значением, равным 3,14 (слайд 16).
π ≈ 3,1415926…

д) историческая справка.

Сообщение ранее подготовленного ученика  о числе пи.(Слайд 17)

Ученик:      

В глубокой древности при строительстве сооружений человек сталкивался с проблемой нахождения длины окружности. В результате практических действий люди поняли, что отношение длины окружности к ее диаметру есть величина постоянная. Впервые обозначением этого числа греческой буквой  воспользовался британский математик Джонс в 1706 году, а общепринятым оно стало после работ Леонарда Эйлера в 1737 году.

Это обозначение происходит от начальной буквы греческих слов περιφέρεια — окружность, периферия и περίμετρος — периметр.

 

Дальнейшая история числа π  связана с его вычислением. Китаец Цзу Чунчжи в 5 веке нашел восемь правильных знаков. Голландец Людольф ван Цейлен вычислил 35 знаков. В 1706 году англичанин Джон Мечин впервые смог найти сто знаков π. В настоящее время находят миллионы знаков π  с помощью компьютеров (слайд 18).

π  ≈3,14159265358  9793238462643…                          

Но чаще в расчетах используют π≈3,14

14 марта отмечается День пи- неформальный праздник математиков. «Отцом» праздника стал Лари Шоу, обративший внимание на то, что этот день приходится на 3.14 в американской системе записи дат. В Сиэтле установлена металлическая скульптура числа π (слайд 19).

е) вывод формул(слайд 20)

Ниткой удобно пользоваться для измерения длины окружности малого радиуса. А как быть, если требуется измерить длину окружности предмета круглой формы большого размера, например, бассейна или арены цирка? С помощью нитки и веревки это сделать можно, но весьма трудоемко и результат таких измерений может быть неточным. Поэтому мы должны подумать, как же вычислить длину окружности без ее измерений. Из практической работы мы выяснили, что С/d = π,
выразим длину окружности С= π d.
Итак, длина окружности равна произведению диаметра на число π.
А так как d=2r, то С =2 π r.

С этого дня для нахождения длины окружности, мы будем пользоваться формулами С = π* d, С = 2* π*r., а для этого достаточно знать радиус или диаметр окружности.

Запишите формулы в тетрадь и к следующему уроку вы должны их знать.


4. Веселая физминутка.

Под ритмичную музыку дети повторяют движения танцевального характера за ведущим.

5. Закрепление новых знаний

1.Решение задач у доски и в тетрадях (Слайд 21-23))

1. Решить № 849 на доске и в тетрадях.

Решение.

d = 50 см;   3,1; с = d  50 · 3,1  135 (см).

Ответ: 135 см.

2. Решить № 847 (три человека решают на доске, остальные самостоятельно в тетрадях, потом проверяется решение).

3. Решить № 850 (выполнить необходимые измерения – измерить диаметр окружности).

Решение.

d = 2,8 см; r = 1,4 см; длина половины окружности равна

r = 1,4 · 3,14  4,396  4,4 (см).

Ответ: 4,4 см.

4. Решить задачу:

Чтобы определить диаметр ствола дерева, лесник измерил длину окружности ствола дерева. Она равна 3,3 м. Каков диаметр ствола дерева?

Решение.

С=πd, d=C/π≈3,3/3,14≈1,05(м)

Ответ: 1,05 м.

2. Тест первичного закрепления (Слайд 24 )

Учащимся выдаются листочки с тестами, после выполнения работы они обмениваются ими с соседом по парте и проверяют выполненные задания. Правильные ответы и критерии оценивания высвечиваются на экране

(слайд 25).

                                                      ТЕСТ

1.Отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр.

а) радиус;      б) сторона;         в) диаметр г) луч

2.Число π примерно равно:

а) 5,14;           б) 4,14;           в) 3, 14;        г) 4,15

3.Формула длины окружности

а) С=πr           б) С=πd           в) C=2πd              г) C=2r

4.Чему равна длина окружности, диаметр которой равен 5 см? Число π округлите до целых.

     а) 6,28                 б) 1,57          в) 15 г) 3,14

6.Подведение итогов (слайд 26).

Сегодня на уроке мы:

-Сделали открытие…(Вывели новое число π)

-Узнали…       ( Формулы, по которым вычисляется длина окружности).

-Научились…  (Решать задачи с помощью формулы длины окружности).

- А теперь продолжите предложения, которые вы видите на экране:

Сегодня я узнал…
Было интересно…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось…
Меня удивило…
Мне захотелось…

7.Домашнее задание: (слайд 27)

Изучить п. 24; решить № 868, 869, 863
Опубликовано в группе «Математика -царица наук»


Поблагодарить автора 0 Добавить в избранное
! Пожаловаться

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.