Дидактические игры по теме «Бытовые приборы: Холодильник. Стиральная машина. Плита»
Дидактические игры по теме "Бытовые приборы: Холодильник. Стиральная машина. Плита."
Любое педагогическое взаимодействие с обучаемым становится эффективным только с учётом особенностей его развития и мотивации.
У обучающихся с нарушением интеллекта мотивация к учебной деятельности развивается с определёнными трудностями из-за особенностей ментального развития, проблем в эмоционально-волевой сфере и сложностей в построении коммуникации.
Ученики первого дополнительного класса, обучение которых ведется по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 вариант, имеют нарушения всех сторон речи. Учащиеся понимают обращенную речь на простом бытовом уровне, у них отмечается бедность активного словаря, у некоторых обучающихся речь отсутствует. Поэтому у педагога нет возможности эффективно использовать речевую деятельность для формирования представлений обучающихся об окружающем мире ввиду отсутствия обратной связи: дети не могут повторить за педагогом, ответить на вопросы, понять рассказ или речевую инструкцию.
Поэтому обучение строиться посредством других видов деятельности: изобразительной, предметно-практической, двигательной и конечно игровой.
Изготовить игру довольно просто: найти подходящий иллюстративный материал, распечаталь его на цветном принтере, заламинировать основу и элементы игры и приклеить липучки. Ламинирование позволяет обеспечить сохранность и долговечность игры. Липучки исключают смещение и падение элементов, что сокращает негативные эмоциональные проявления.
При многократном повторении действий учителя в игре ученик приобретает представления о предметном окружающем мире. Педагог целенаправленно называет предметы, подбадривает ученика, сам задает вопросы и отвечает на них, постепенно вовлекая ученика в процесс. "Смотри, вот холодильник. У всех дома есть холодильник. В него мы кладём продукты. Молоко, колбасу, яблоки. Они лежат в холодильнике и не портятся. А мы поставим в холодильник сок? Конечно, мы поставим его вот сюда, помоги мне". "Это стиральная машина. В ней стирают одежду. Это футболка? Да, это футболка. Кладём её в стиральную машину. А ещё постираем носки, майку, шорты. Колготки будем стирать? Обязательно".
"Сейчас мы приготовим обед. Поставим на плиту кастрюлю, сварим суп. Будем есть суп? Будем есть суп. А еще поставим чайник и будем потом пить чай. И сковородку. Отлично".
После того, как в игру будет проиграно несколько раз по инструкции "Разложи продукты в холодильник. Или положи в холодильник рыбу, сыр (другой названный продукт)", и, аналогично в игры "Стиральная машина" и "Плита" можно усложнить правила игры, объединив их вместе. "Ой, у мамы столько дел, давай ей поможем. Разложи продукты в холодильник, а одежду в стиральную машину". Таким образом мы уже работаем над формированием обобщающих понятий.
Итак, дидактические игры необходимы в обучении учащихся с интеллектуальными нарушениями. Благодаря им удается сконцентрировать внимание и вызвать интерес не только к общению, но и познанию. Сформировать представления об окружающем предметном мире, а так же создать предпосылки к возможному диалогу между педагогом и обучающимися.
При изготовлении данных игр был использован материал:
https://www.klipartz.com/ru/sticker-png-bkwya
https://kartinkin.net/97587-odezhda-kartinki-dlja-detskogo-sada.html
https://www.tojsiab.com/duab/486052793
Варенцова Вера Анатольевна
Подоксёнова Елена Анатольевна
Ольга Юрьевна Мазанова
Подоксёнова Елена Анатольевна