12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Рамиль Марсович Нигматуллин155
Педагог-организатор МБОУДО "Дом детства и юношества" Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.
Россия, Татарстан респ., село Нижний Таканыш
Материал размещён в группе «Школьные музеи»

  Министерство образования и науки Республики Татарстан
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детства и юношества» Мамадышского муниципального района РТ


Принята

на заседании педагогического совета

от «___» ____________ 20___ года

Протокол № ______________

Утверждаю

Директор МБОУДО

«Дом детства и юношества»

_____________ /Ефимов А.М./

от «___» ____________ 20___ года







Дополнительная образовательная программа

военно-патриотической направленности «Музейное дело»





Возраст обучающихся: 12-17 лет

Срок реализации: 3 года











Автор-составитель:

Нигматуллина Р.М.

педагог дополнительного образования





г. Мамадыш, 2016




t1698995938ac.jpg

2. Пояснительная записка

2.1.Актуальность, педагогическая целесообразность, направленность, новизна программы


Школа и музей – это мастерские,

где формируется мысль подрастающего

поколения, надо крепко держать ее в руках,

если не хочешь выпустить из рук будущее»

Анри Барбюс


Формирование исторического мышления детей возможно как в рамках классно-урочной системы, так и во время проведения занятий дополнительного образования. От того каких людей мы воспитаем в школе, будет зависеть будущее нашей страны. Изучение истории и развития музейного дела нацелена на решение задач формирования гражданина и человека.

Данная программа актуальна, ее главной идеей является патриотическое воспитание детей, знающих и понимающих историю своей страны, республики, района, родного края. Сохранение истории для будущих поколений- это требование сегодняшнего дня.

Новизна программы в том, что она непосредственно связана с исследовательской деятельностью, она способствует формированию практических умений и навыков воспитанников и развитию их творческих способностей.

Изучая историю музейного дела в стране, в республике, в районе, в селе, работая в школьном музее «Молодая гвардия» экскурсоводами, оформителями, ведя исследовательскую работу, обучающиеся приобретают навыки исследования, знакомятся с основой организации музейного дела, учатся бережно относиться к документам, фондам, овладевают навыками экскурсионной, лекторской работы. 

Участие в организации школьного музея, собирании и описании экспонатов, устройстве экспозиций, использовании музейных предметов в учебной работе, приучают учащихся к самостоятельности, ответственности, воспитывает чувства патриотизма и гражданственности.

  Изучение содержания и форм работы музейного дела помогает школьникам принимать активное участие в деятельности музея в разных направлениях: в пополнении фондов музея, обеспечении сохранности экспонатов, в организации экскурсионно-лекторской работе, участии в различных конкурсах.

Программой предусмотрена проектно-исследовательская деятельность учащихся в виде участия в республиканских общероссийских, региональных конкурсах, в проведении экскурсий по школьному музею, что позволяет развить творческий потенциал детей.

  Школьные музеи – это результат целенаправленной поисково-исследовательской деятельности школьников, совершающих увлекательные путешествия по сбору информации о своих славных земляках, о героях войны, об участниках важных исторических событий.

Работа объединения будет проводиться на базе музея «Молодая гвардия», основанного в 1978 году, имеющего огромный материал и документы истории подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия», подвига односельчан и земляков в Великой Отечественной войне.

  В музее хранятся и используются в воспитательной работе более 1000 экспонатов: это документы о «Молодой гвардии», привезенные из Центрального музея г. Краснодона, фотографии, письма, автографы, обращения живых молодогвардейцев, матерей героев, сестер, родных, подарки от них. Кроме того в музее хранятся:

фотокопии личных вещей молодогвардейцев, голоса героев, редкие книги;

переписка с музеем г. Краснодона и разными музеями страны, писателем В. П. Васильевым – автором многих книг о героях-молодогвардейцах, с общественным фондом инвалидов войны в Афганистане «Булат» г. Челябинска

материалы о Нухе Идрисове, повторившем подвиг А. Матросова, о наших земляках, сложивших свои головы на поле боя, их фронтовые письма и многое другое.

Свою работу осуществляем в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач по следующим направлениям:

пополняем фонд музея путем исследований учащихся, ведем поиск новых материалов о героях войны, обмениваемся найденными документами с другими музеями «Молодая гвардия» страны, устанавливаем связи с другими музеями Ближнего и Дальнего Зарубежья;

создаем новые экспозиции по найденным материалам и систематически ведем экскурсии по музею для учащихся своей и других школ района, для учителей, родителей и ветеранов, проводим встречи трех поколений и месяц Памяти;

проводим сбор материалов на основе изучения истории школы, занимаемся поиском эвакуированных детей из г. Ленинграда в 1942-43 годах в наше село и школу;

оказываем содействие учителям в использовании музейных материалов в учебно-воспитательном процессе: в проведении уроков мужества, уроков – экскурсий, сборов отрядов наследников по присвоению их отрядам имен героев;

принимаем активное результативное участие в различных конкурсах школьных музеев в районе, республике.

Программа составлена на основании следующих документов:

Федеральный закон от29 декабря 2012 года № 273 ФЗ «Об образовании»

Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ Минобразования России от 11. 06.2002 г. № 30-15-433-16

Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12. 2015 г. «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»

Концепция развития дополнительного образования в РФ от 4.09.2014 г. № 1726

Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 г. от 25.05.2015г.

Стратегия развития воспитания в РТ на 2015-2025 г.г. от 17.06.2015 г.

Педагогическая целесообразность программы в том, чтобы:

способствовать систематизации знаний, полученных во время обучения в школе;

расширить исторические знания детей, дать основы знаний по дисциплине «Музейное дело».

2.2. Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ

Отличительная особенность данной программы в том, что она способствует взаимодействию общего и дополнительного образования, она раздвигает рамки школьной программы по литературе и истории. Программа адаптирована под местные условия и составлена с учетом индивидуальных особенностей детей.

2.3.Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

Важной особенностью детей 12-17 лет является формирование самостоятельного, творческого мышления. Реализуя свою творческую активность, школьники стремятся к самостоятельности и активно участвуют в работе школьного музея, в проведении Вахты и Дней Памяти, в сборе материалов об участниках войн и погибших на поле боя земляков. Все это реализуется на занятиях объединения «Музейное дело».

2.4.Цель и задачи программы

Основная цель программы:

  Создание условий для формирования национального самосознания и гражданской позиции у школьников, уважения к историческому прошлому нашей страны, сохранению истории для будущих поколений.

Задачи программы:

  Обучающие задачи:

ознакомление обучающихся с историей развития музейного дела в России, в республике, в районе, возникновением музейной педагогики и создании школьных музеев; знакомство с историей создания школьного музея «Молодая гвардия»

расширение знаний учащихся о содержании и формах работы музеев, научной организацией фондовой работы;

 

Развивающие задачи:

формирование исторического мышления, причастности к сохранению истории для будущих поколений в ходе организации и сохранении школьных музеев;

развитие творческих способностей школьников, внимательного и бережного отношения к экспонатам, экспозициям музея, развитие творческих способностей, самостоятельности и ответственности в ходе подготовки к экскурсионной работе;

 

Воспитательные задачи:

формирование патриотических и гражданских позиций учащихся, воспитание чувства ответственности и гордости за свой народ, укрепление преемственности поколений;

совершенствование нравственного и патриотического воспитания учащихся, сохранение традиций и исторической памяти;

формирование общей культуры, адаптации школьников к жизни в обществе;

 

2.5.Возраст детей, участвующих в реализации программы

Курс «Музейное дело» предназначено для детей в возрасте от 12 до 17 лет.

2.6.Сроки и этапы реализации программы

Курс «Музейное дело» рассчитан на 3 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год) Каждый раздел программы делится на теоретический и практический. Практическая работа закрепляет профессиональные знания, умения и навыки. Проводя экскурсии по экспозициям, учатся логически мыслить и умению держать себя перед аудиторией

2.7. Формы и режим занятий, методы и приемы

Занятия проводятся в форме:

традиционные занятия

беседы, дискуссии, споры

лекции, заочные и очные экскурсии в музеи

практические занятия по подготовке экскурсоводов по разделам музея

выпуск литературных бюллетеней «Молодогвардеец»

выставки исследовательских работ учащихся

литературно-музыкальные композиции, уроки мужества, «Дни Памяти»

просмотр художественных и документальных фильмов

2.8. Ожидаемые результаты реализации программы и способы их проверки

Работа в музее должна стать потребностью для воспитанников. Они должны научиться понимать увиденное и услышанное, сопереживать героям, полюбить их. Овладеть навыками экскурсионной работы, научиться красиво и грамотно излагать свои мысли, рассказывать об экспонатах музея. Научиться довести до слушателей величие подвига краснодонских юношей и девушек, наших земляков в годы войны. Научиться держать себя на широкой аудитории, выступая перед учащимися и взрослыми.

Музей – центр патриотической работы, проводимой в школе. Дети должны научиться понимать неоспоримую истину, что прошлое не должно зарастать травой забвения. История – это связь прошлого, настоящего и будущего. Надо, чтобы эта нить не прерывалась. Работая в музее, учащиеся должны научиться грамотно и литературно вести экскурсии, уметь правильно отвечать на вопросы посетителей, знать историю подпольной организации «Молодая гвардия», историю подвига земляков в годы войны, научиться общаться с ребятами из разных школ и музеев через письма, овладеть навыками исследовательской работы.

Музей приобщает учащихся к героическим страницам нашей Родины, края, села, способствует формированию гражданско-патриотических чувств у подрастающего поколения. В этот год обучения воспитанники должны овладеть навыками собирательской, культурно-познавательной, исследовательской деятельности. Учащиеся, занимающиеся в кружке, в совершенстве овладевают навыками экскурсионной работы. Ведут исследования в разных направлениях. Собирают и обобщают материалы о подвиге молодогвардейцев, ленинградских детях, эвакуированных в наше село в 1942-1943 гг., о подвиге наших земляков в годы войны, истории школы. Воспитанники красочно и литературно ведут экскурсии по музею, проводят акции, мероприятия с участием школьников и взрослых.

Методы работы и приемы реализации программы:

«погружение» в историческую среду - позволяет учащимся символический доступ в исторические события прошлого;

информационный – сообщение новостей и находок, приобретенных в ходе экспедиции;

исследовательский – побуждающий учащихся обращаться к сборникам документов и музейным предметам, к добыванию информации своими силами

продуктивный – предусматривающий постановку проблемы;

репродуктивный – предусматривающий использование в работе системы заданий.

беседа – приглашение учащихся к сотрудничеству, к размышлению, высказыванию своих мыслей по поставленной проблеме;

активизация внимания группы – обращение к особо интересным, эмоциональным фактам и событиям;

комментарий – объяснение, помогающее определить смысл музейных экспонатов, экскурсионных экспозиций;

игра – воссоздание условной ситуации и обеспечение учащимся возможности условного проживания, прочувствования исторического опыта;

обращение к первоисточнику - изучение документов, цитирование, чтение писем, изучение новых экспозиций музея.

2.9.Формы подведения итогов реализации программы

творческие работы учащихся

участие в конкурсах различного уровня

участие в трудовых десантах по очистке памятников сел и могилы ленинградских детей

месячник Памяти героев

участие в акциях «Ветеран живет рядом», «Неделя добра», Вахта Памяти

мастер-класс

экскурсии для учащихся и ветеранов района​​​​​​​

3.Учебные планы (по годам обучения)

3.1.Учебный план первого года обучения

1. История музейного дела в России. Создание крупных публичных музеев. Заочная экскурсия в Эрмитаж. Знакомство с музеями Республики Татарстан и Мамадышского района. Возникновение музейной педагогики. Роль школьных музеев в патриотическом воспитании учащихся. Практическое занятие: экскурсия в сельский краеведческий музей (10 ч.)

2. Основы теории и организации музейного дела. Основные функции музея. Музей и краеведение. Типы и профили музея. Принцип тематичности в экспозиционной и собирательской деятельности. Положение о школьном музее. Школьный музей – центр обучения и воспитания учащихся. Дискуссия «Школьный музей в моей жизни». Практическое занятие: экскурсия в школьный музей «Молодая гвардия» (8 ч.)

3. Сущность и специфические особенности школьных музеев. Этапы работы создания музея в школе. Методика организации музея и участие в деятельности коллектива школы. Связь с краеведческой работой и организация экспедиций по изучению родного края и его знаменитых людей. Посещение музея татарского писателя Шайхи Маннура в селе Тулбаево (10 ч.)

4. Фонды музея. Научная организация фондовой работы. Поиск материалов и комплектование фондов на примере школьного музея «Молодая гвардия».Типы и группы музейных предметов. Состав и структура фондов музея. Виды фондовой работы. Изучение фондов как основа всех направлений фондовой работы. Практическое занятие: в музее «Молодая гвардия» (12 ч.)

5. Поисково-исследовательская (собирательская) деятельность в работе музея. Методика собирательской работы и формы сбора экспонатов. Экспедиции по родному краю как форма собирательской деятельности. Сбор материалов у частных лиц и учреждений. Подворный обход. Запись истории предметов и воспоминаний участников войны и других важных событий. Плановость и целенаправленность поиска. Запись истории учреждений села: овощесушильный завод военного назначения, кирпичный завод и другие. Переписка как форма сбора информации. Переписка с музейщиками страны, где есть музеи «Молодая гвардия». Обмен информацией о новых находках с музеями г. Сарапула, Пскова, Краснодона, Ленска, Слюдянки Иркутской области. Практическое занятие: работа над найденными материалами (30 ч.)

6. Учет и хранение фондов. Основные требования и методические рекомендации. Задачи учетной и хранительнй работы. Главные документы музея: Книга Поступлений, Книга отзывов и предложений, акты приема предметов, Учетные карточки, картотека музея. Организация хранения экспонатов. Общие требования к сохранности музейных предметов. Проведение инвентаризации в музее. Инвентарные номера. Показ на примере хранения экспонатов в школьном музее. Практическая работа: составление учетных карточек и актов приема (14 ч.)

7. Экспозиционная и оформительская работа в музее. Музейная экспозиция – перекресток всех направлений деятельности музея. Оформление музейной экспозиции ко Дню Памяти героев. Основные методы оформления экспозиций. Методы оформления. Пояснительные методы. Заглавный текст, ведущий текст, пояснительный текст. Этикетка, аннотация. Постоянная экспозиция и временная выставка. Создание выставки-передвижки, посвященных героям «Молодой гвардии», удостоенным звания Героя Советского Союза. Составление текстов к экспозиции «Иван Туркенич—командир «Молодой гвардии». Практическое занятие оформление экспозиций по новым материалам (20 ч.

8. Культурно-массовая работа на базе музея «Молодая гвардия».Основные формы проведения культурно-массовой работы: экскурсии, беседы, лекции, уроки мужества , диспуты, сборы, литературно-музыкальные вечера, месяц Памяти, встречи с ветеранами войны и тружениками тыла, с общественными организациями, бывшими экскурсоводами музея и другие. Требования к музейной экскурсии. Проведение еженедельно по средам экскурсий для учащихся школы и района. Организация выступлений для населения. Проведение акций «Ветеранам-шефскую помощь», ухаживание за могилами ленинградских детей. Сборы отрядов наследников по присвоению имен героев (20 ч)

9. Музейная экскурсия. Основные требования к экскурсии по музею. Требования к выбору темы и маршрута экскурсии. Выбор новых экскурсоводов и работа с ними. Изучение темы экскурсии и отбор экспонатов для показа. Эмоциональность, выразительность, культура речи и грамотность речи выступающего. Знание истории экспозиций и экспонатов. Совершенствование умений и навыков экскурсовода. Проведение экскурсий , систематически дополняя рассказ новыми сведениями. Экскурсионные методы и приемы. Работа по экспозиционным разделам музея»Молодая гвардия». Экскурсия в военно-патриотический музей села Шадчи (20 ч).

3.2.Учебный план второго года обучения

1. Вводная беседа: техника безопасности во время занятий в музее. Лекция «Задачи и содержание работы в музее». Знакомство с историей создания и основателях музея. Знакомство с историей Великой Отечественной войны и борьбой краснодонских подпольщиков. Изучение документов и знакомство с воспоминаниями участников войны. Документы и материалы, присланные из Краснодона. Стихи поэтов о героях «Молодой гвардии» (6 ч.)

2. Знакомство с исторической основой романа А. Фадеева «Молодая гвардия». История создания романа. Правда и вымысел в романе. Изучение документа «Судьба писателя после издания его романа» -автор сын писателя Фадеев. А. Фадеев в Краснодоне- воспоминания матерей и родных молодогвардейцев. Образы молодогвардейцев в романе. Споры и дискуссии о том, кто был комиссаром «Молодой гвардии». Судьба Виктора Третьякевича- правда или вымысел?.Знакомство со сборником документов о судьбах героев в застенках фашистского гестапо. Кто же предал «Молодую гвардию?» - споры и размышления. Музейный экспонат: роман «Молодая гвардия» на 5 языках: русском, татарском, таджикском, удмуртском и английском языках. Чтение отрывков из романа (18 ч)

3. Знакомство с Положением о школьном музее и документами нашего музея «Молодая гвардия». Свидетельство о присвоении звания «Школьный музей» комиссией Республиканского штаба в 1998 году. С паспортом школьного музея, выданным центральным музеем «Молодая гвардия» г. Краснодона, наградами музея за активную военно-патриотическую работу с учащимися и награды, полученные на различных конкурсах исследовательских работ учащихся и руководителя музея. Изучение книги «Спутники нашего музея»- сборник писем из разных концов государства, знакомство с книгой «Школьные музеи Республики Татарстан» (12 ч.)

4. Цели и задачи школьных музеев в воспитании патриотических чувств молодого поколения.»Молодая гвардия» -яркий пример гражданского подвига в документах и воспоминаниях оставшихся в живых молодогвардейцев. Работа над книгой «Уроки мужества»- чтение отрывков о нашем музее говорят писатели и музейщики – наши друзья. Историческая память в жизни нашего поколения. Знакомство с Книгой отзывов нашего музея. Распределение по группам. Экскурсоводческая- готовится к выступлениям по экспозициям музея. Исследователи занимаются сбором документов и информацией для музея. Урок- беседа:» каким я представляю мою работу в школьном музее?». Оформители трудятся над созданием новых экспозиций и делают макеты братской могилы молодогвардейцев, биржи труда. Дискуссия: Нужны ли нам школьные музеи и почему?» (32 ч.)

5. Содержание и формы работы в музее- систематическое пополнение фондов музея и систематическое оформление Книги Поступлений. Организация учета собранных материалов. Составление картотеки музея. Переписка с музеями страны и за рубежом. Обеспечение сохранности музейных предметов. Уборка в музее и реставрационная работа. Создание и обновление музейной экспозиции, передвижных выставок. Организация экскурсионно-лекторской работы, подготовка экскурсоводов по разделам музея. Проведение урока мужества и встречи с афганцами- представителями ОФИВА «Булат» г. Челябинска.Сборы присвоения отрядам 5 класса имени героя Любови Шевцовой, 6 классу имени Ульяны Громовой. Участие в конкурсах районного, республиканского и Всероссийского уровня, в конкурсах школьных музеев и исследовательских работ (56 ч.)

6. Организация музея в школе и условия для получения звания «Школьный музей». Наличие собранных предметов и их соответствие выбранной теме. Обмен опытом работы. Просмотр презентации пос. Сайга Томской области о своей работе. Составление презентации о тработе школьного музея «Молодая гвардия» - виртуальная экскурсия по музею. Участие в пропаганде подвига героев среди учащихся и населения. Выступления членов совета музея о работе. Подготовка и проведение Вахты Памяти , чествование ветеранов, поздравление с праздниками. Изучение программ и положений о школьном музее. Качество и количество накопленных материалов по тематике музея (36 ч.).

3.3.Учебный план третий года обучения

1. Вводная беседа «Школьный музей—центр патриотического воспитания учащихся» лекция. Знакомство с книгой «Говорят бывшие экскурсоводы и члены совета музея» Молодая гвардия». Отзывы о работе школьного музея. Практическая работа: составление отзывов о музее «Музей в моей жизни» (4 ч.)

2. Совет музея и актив музея. Задачи совета музея. Выбор старост групп. План совета музея и требования к его составлению. Организация деятельности совета музея и совета содействия музею. Распределение членов по группам: поисково-исследовательская. Основные формы исследовательской деятельности. Переписка как средство сбора информации и документов. Сотрудничество с общественными организациями. Роль совета музея в организации экскурсионной и лекторской деятельности. Основные требования к оформительской работе. Практическая работа: составление плана совета музея (18 ч.)

3. Методическая работа. Переписка с Центральным музеем «Молодая гвардия» г. Краснодона с целью получения методической помощи и новых материалов о героях. Переписка с музеями «Молодая гвардия» страны с целью обмена информацией о новых находках и презентациями о работе музея. Сотрудничество с украинским писателем В. П. Васильевым- автором многих книг о молодогвардейцах. Сотрудничество с общественным фондом инвалидов войны в Афганистане «Булат» г. Челябинска с целью организации помощи семья фронтовиков и районным советом ветеранов. Организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, афганской и чеченской войны. Работа с письмами из Польши, с места , где похоронен командир «Молодой гвардии» Иван Туркенич. Практическая работа с письмами друзей (20 ч.)

4. Экскурсоводческая работа. Подготовка молодых экскурсоводов вместо выбывших. Выбор темы, цели и маршрута экскурсии. Составление содержания экскурсии. Знакомство с требованиями к экскурсиям. Индивидуальная работа с экскурсоводами из 5 класса. Прослушивание выступлений по темам: «Она бессмертна юность Краснодона», «Если бы стены заговорили». Работа с материалами, полученными от матерей героев. Составление экскурсии по экспозиции «Без таких матерей немыслима Россия»Пробные экскурсии и методическая помощь юным музейщикам. Обмен опытом работы по проведению экскурсий. Практическая работа: проведение экскурсий для учащихся 1-11-х классов по графику (24 ч.)

5. Исследовательская работа. Продолжение изучения подвига героев. Поиск новых материалов, документов, воспоминаний родных героев. Изучение книг, подаренных нашему музею «Огонь памяти», «Семь тетрадей», «Уроки мужества». «Молодая гвардия -опять предательство?». Знакомство с материалами о единственно живой молодогвардейце Ольги Сапрыкиной – ее воспоминания о друзьях. Изучение подвига земляков –участников войн и важных событий. Сбор информации о них и сбор фронтовых писем погибших односельчан. Посещение ветеранов на дому и запись их воспоминаний. Сбор информации о выпускниках школы, об учителях и известных людях нашего края. Систематизация найденных материалов о Назире Габитове—друге и однополчанине Мусы Джалиля. Составление летописи прошлых лет (32 ч.)

6. Оформительская работа. Составление новых экспозиций по найденным документам: «Школа вчера, сегодня и завтра», «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!», «Иван Туркенич—легендарный командир «Молодой гвардии», «Гордость школы». «Мы помним Вас!», создание нового зала музея и оформление выставок, посвященным оставшимся в живых молодогвардейцам и их судьбе . Выпуск газеты «Молодогвардеец» с информацией о новых наших находках. Поиск и оформление сведений о наших учителях и учениках, ушедших на войну и сложивших свои головы на поле боя (26 ч.)

7. Культурно-массовая работа в музее и школе. Систематическое проведение экскурсий по залам музея для школьников района и республики, для гостей школы, учителей. Проведение ежегодно месяца—памяти в январе – феврале месяцах, театрализованное представление «Мы не погибли, мы только ушли в небеса!». Проведение уроков мужества, литературно-музыкальных композиций, конкурсов чтецов, сборов «Памяти героев верны». Просмотр документальных и художественных фильмов «Последняя исповедь», «И не в шурф их бросали, а в наши сердца», «Живите за нас!». Встречи в музее с экскурсоводами прошлых лет. Организация и проведение юбилеев музея и школы (20 ч.)

4.Методическое, дидактическое и материально-техническое обеспечение реализации программы

4.1.Принципы, методы, формы, технологии обучения, воспитания и развития обучающихся

Программа состоит из следующих принципов обучения:

принцип добровольности, создание максимально благоприятной атмосферы для развития учащихся (развивающее общение, ситуация успеха)

принцип доступности и последовательности, простота изложения материала от простого к сложному

принцип научности: учебный курс должен основываться на современных научных достижениях

принцип наглядности – использование дидактических пособий технических средств обучения

принцип сотрудничества: совместная деятельность детей и преподавателя

принцип индивидуализации, учет возможностей каждого обучающегося

Методы обучения

информационного характера

объяснительно-иллюстративные

поисково-исследовательские

оформительские (создание новых экспозиций из найденных материалов)

словесные (изложение материала, рассказ, беседа, анализ, объяснение)

наглядные (показ видео, презентаций, документальных и художественных фильмов, фотографий, писем от музейщиков страны)

практические (проведение экскурсий, оформлений экспозиций, разработка проектов, исследовательских работ)

обучающимся предоставляется право выбора исследовательских работ и форм их выполнения

Занятия проводятся в форме:

традиционные занятия

практические занятия

экскурсия

встречи с интересными людьми

походы в музеи и беседа за круглым столом

научно- практическая конференция

Используются следующие образовательные технологии:

- проектная деятельность

- коллективные творческие дела

- обучение в сотрудничестве

- технология уровневой дифференциации

4.2. Педагогический контроль

Диагностический - с помощью которого педагог устанавливает уровень развития учащихся процессов памяти, внимания, мышления, воображения. С помощью такого контроля можно выявить:

- уровень развития познавательных возможностей и особенностей детей

- уровень знаний и умений

- склонность к занятиям какой-либо деятельностью

Констатирующий контроль – можно установить факт выполнения ребенком какого-либо задания.

Проверяющий контроль – выявляет, как овладели ученики знанием, умениями, навыками.

4.3. Дидактические материалы

Демонстрационный материал (материалы экспозиций, фотоматериалы, презентации, видеоролики, подарки от друзей-музейщиков)

Раздаточный материал (задания, предлагаемые для выполнения, письма и документы, полученные в ходе поисково-исследовательских работ)

Модели, макеты, сделанные руками учеников.

4.4. Материально-техническое обеспечение

компьютер

цифровой фотоаппарат

художественные и документальные фильмы, полученные с Краснодонского музея «Молодая гвардия»

презентации и фильмы школьного музея

сборники документов. методические пособия

5.Список использованной литературы

 1. «Молодая гвардия» сб. документов. «Донбасс» Донецк 1972 г.

2. А.Г. Никитенко Р.М. Аптекарь «Бессмертие юных». Сб. документов и воспоминаний о героической борьбе подпольщиков Краснодона в дни временной фашистской оккупации». «Донбасс» Донецк 1983 г.

3. В.П. Васильев «Краснодонское направление». «Донбасс» Донецк 1984 г.

4. В.П. Крапивин «313-я Петрозаводская». «Карелия» Петрозаводск 1979 г.

5. Материалы Нижнетаканышского краеведческого музея

6. В. Минаев «Молодая гвардия» - опять предательство». «Дониччина» Ростов-на-Дону 2006 г.

7. А.Г. Никитенко; Р.М. Аптекарь; М.Д. Аптекарь «Огонь памяти» сб. документальных очерков о героях «Молодой гвардии». Городское издательство г. Луганска 2008 г.

8. Архивные материалы об истории школы  

Опубликовано в группе «Школьные музеи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.