12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тройненко Лариса Иннокентьевна357
Россия, Иркутская обл., Усолье-Сибирское

Министерство образования и науки Российской Федерации

Отдел образования администрации муниципального образования

г. Усолье-Сибирское

Учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»

Авторская педагогическая разработка

адаптационная, комбинаторная, радикальная

Программа дополнительного образования

«Клуб бардовской песни»

для обучающихся - 14-17 лет

срок реализации программы – 3 года

Форма учебная

Авторы разработки:

Тройненко Л.И - учитель музыки и МХК

высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №1201 год

Пояснительная записка

Программа «Клуб бардовской песни» по содержательной, тематической на­правленности является художественно-эстетической,;

по функциональному предназначению - общекультурной;

по форме организации - клубной;

по времени реализации - трехгодичной.

Программа «Клуб бардовской песни» предназначена для старшеклассников, уча­щихся 7-11 классов одаренных учащихся и направлена на обеспечение допол­нительной теоретической подготовке в области искусства.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта выдающихся бардов. Содержание программы расширяет представления учащихся о художественных стилях и направлениях в искусстве, знакомит с исто­рией бардовского искусства, с именами выдающихся бардов, формирует чув­ство гармонии.

Актуаьность

Изучение данного курса актуально в связи с усилением роли художественно-эстетического образования в формировании гармонически развитой личности. .

Актуальность данной программы обусловлена также ее практиче­ской значимостью. Дети могут применить полученные знания и прак­тический опыт в повседневной жизни, способствовать утверждению личности ребенка в окружающем социуме.

В основе формирования способности к литературно-музыкальному-творчеству лежат два главных вида деятельности учащихся: это твор­ческая практика и изучение теории (музыки). Ценность необхо­димых для творчества знаний определяется прежде всего их систем­ностью, ведущим структурообразующим элементом которой является обучение игре на гитаре.

В соответствии с концепцией учебного плана, принятой в ОУ,программа курса рассчитана на 288 часа. Периодичность занятий раз в неделю (с делением на подгруппы по 3 человека).

Целью данного курса является: развить творческие способности детей, стремление к самосовершенствованию и духовному обогащению, осуществляя нравственно-эстетическое воспитание детей средствами и возможностями музыкального искусства, посредством занятий пением, игры на инструменте, изучения культуры своего народа и его истории.

Логика освоения учебных тем определяется задачами (обучаю­щими, развивающими, воспитательными):

Воспитательные задачи:

• Воспитать активного участника в общественно полезной деятельности;

• Выработать у детей социально ценные навыки поведения, общения, группового согласованного действия;

• Создать условия для освоения азов этикета и эстетики.

Учебные задачи:

• Изучение инструмента; обучение ребенка основным приемам игры на
шестиструнной гитаре.

• Сообщение элементарных сведений по теории музыки; развивающих кругозор ребенка и способствующих освоению музыкальной грамоты.

Развивающие задачи:

    Развитие слуха, голоса, чувства гармонии, ритма, музыкальной памяти; вовлечение детей в мир прекрасных песен и романсов.

    Развитие аналитического мышления, способности к оценочной деятельности в
    процессе работы над репертуаром, освоения информации по истории песенного
    творчества.

    Приобщение к историческим и искусствоведческим (музыковедческим) знаниям; привитие литературного вкуса в процессе ознакомления с поэзией.

    Развитие трудолюбия, коллективизма и ответственности; формирование нравственно-этических норм межличностных взаимоотношений, навыков поведения и работы в коллективе.

Структура программы состоит из 3 образовательных блоков (теории, практики, концертного выступления).

Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.

Практические задания способствуют развитию у детей творче­ских способностей, умения создавать (авторские произведения).

Дети 14-17лет способны на эмоциональ­но-образном уровне выполнять предлагаемые задания.

В результате работы по программе «Клуб бардовской песни» обучающиеся

    должны знать: историю возникновения и развития бардовского искусства ,

    должны уметь: играть на гитаре, исполнять песни под собственный аккомпанемент,

    способны решать следующие жизненно-практические задачи:

1.Нравственное развитие детей в процессе обсуждения нравственных коллизий содержания песен, романсов, воспитания критического отношения к распространенным в подростковой среде негативным явлениям.

2.Большое значение имеет формирование чувства ответственности за свое исполнительское искусство, особенно в ситуациях выступлений перед инвалидами, участниками Великой Отечественной войны, пенсионерами, а также во время фестивалей, конкурсов, концертов на праздниках города, и района.

Новизна.

В то же время в истории человечества существуют прецеденты значительного повышения художественно-эстетического потенциала нации.

Хотелось бы обратить внимание, что таланты и выдающиеся люди почти всегда появлялись вспышками, именно в тот период, когда им предоставлялись оптимальные возможности.

Таким образом, можно утверждать, что именно социальная среда является определяющей в структуре личностных ценностей человека.

А система дополнительного образования является той структурой, которая направляет свою деятельность на развитие творческих талан­тов обучающихся.

Программа «Клуб бардовской песни» предназначена для работы с музыкально одаренными детьми. Ее основой является идея последо­вательного саморазвития в ребенке музыкальных способностей, способностей к творческому мыш­лению при наличии определенных условий, способствующих этому развитию.

Проблемность.

Творчество по праву считается единственным неисчерпаемым богатством, данным человечеству природой.

Однако до настоящего времени имеется явное несоответствие между регистрируемым многочисленными исследованиями числом людей с потенциально высокими творческими способностями и реальным их количеством.

В школьной программе художественно цикла не запланирован курс обучения игре на инструменте.

Не так много педагогов, которые на добровольных началах занимались с детьми музыкой

В последнее время растет количество детей желающих научиться играть на гитаре, но не каждый может себе обучение в музыкальной школе.

Давно известно, что знания и навыки, которые прививаются с детства, пускают глубокие корни и служат потом в течение всей жизни.

Чтобы вырастить достойную смену духовно богатых людей, способных нести красоту людям, необходимо привить любовь к прекрасному детском возрасте.

Причины создания «Клуба бардовской песни»

Гитара играла и играет большую роль в музыкальной культуре народа. Бардовская песня — это своеобразное зеркало души, позволяющее в атмосфере духовного диалога исполнителя со слушателем увидеть, ощутить красоту отечественной песенной культуры.

Бардовская песня — это свидетельство сохранения преемственности между поколениями и сохранения народных традиций.

Ребенок имеет право на творчество, на получение бесплатного дополнительного образования, право на знакомство с другими видами искусства, развивающими личность, как художественного, так и прикладного. Он имеет право выбора конкретного направления в развитии своих способностей при личной заинтересованности, поэтому работа педагога должна обеспечить; ему высокий (профессиональный) уровень освоения образовательной программы.

Однако идея противопоставления «плохому» — «хорошего» не могла в достаточной степени реализовать потенциал бардовской песни. Эта идея обусловила появление кружка «Клуб бардовской песни» как организации культурно-музыкальной среды, в которой ребята и находят альтернативу пошлости, пустому времяпрепровождению, обособлению от нравственно-эстетического опыта старших.

С другой стороны, сильным стимулом для организации кружка стало чувство протеста, вызываемое состоянием «музыкальной молодежной культуры». «Золотой фонд» любимых и широко известных песен неисчерпаем, но крайне низкий уровень, агрессивность молодежной культуры, подавление духовности и индивидуализация личности — все это неимеет угрозу для культуры общества в целом, стимулирует культ силы и чувство превосходства над теми, кто исповедует иные ценности.

Увы, замечательные русские традиции самостоятельного музицирования в наше время, уступили натиску видео- и аудио индустрии, человеческие ценности подменяются культом денег. Даже взрослому человеку трудно разобраться в современных так называемых «культурных ценностях». Сверхгромкие завывающие звуки электрогитар и лихорадочное стаккато ударника, заставляют вибрировать нервы и полностью отключают мышление, превращая своих слушателей в воющих чудовищ.

Но что способно заменить человеческую радость собственного участия, проявления своих талантов, живого общения с музыкой?

Музыка — искусство, обладающее особенно большой силой эмоционального воздействия на человека, и поэтому она : может играть огромную роль в воспитании детей и юношества.

Богатство песенного фонда, народного и авторского, позволяет активно развивать эстетические чувства детей, их нравственность и инте поскольку в песнях отражаются многие явления жизни. Это отражение имеет совершенную музыкальную и литературную форму.

Занятия в кружке для ребят — это, прежде всего, интеллектуальная работа, в результате которой подросток приобретает знания и практические навыки, а его способности активно

развиваются, поскольку интеллектуальные богатства добываются по собственной инициативе.

В то же время творчество детей и подростков — это своеобразная сфера их духовной жизни, их самовыражение и самоутверждение, ярко раскрывающее индивидуальную самобытность каждого. Как следствие, становится естественным стремление детей играть на гитаре. Умеющие играть на этом великолепном музыкальном инструменте приобретают дополнительную возможность раскрывать, объяснять многие ситуации, которые имеют для молодого человека личностный смысл. Кружковцы, уже обучившиеся играть, привыкшие петь хорошие, настоящие (умные и красивые) песни, создают вокруг себя эстетическое и нравственное поле притяжения сверстников.

Самое главное, что они усиливают проникновение песен и романсов в молодежную среду.

Опосредованно, деятельность кружка оказывает благотворное влияние и на других детей и взрослых. Большие возможности для развития детей содержат включенные в программу поездки, походы и экскурсии, участие в фестивалях бардовской песни « Прибайкальский бардак», в которых осуществляется концертная деятельность кружковцев.

Участие ребенка в сохранении и развитии высоких культурных образцов повышает его статус в школе и семье, благотворно сказывается на проживании им жизненных стадий детства и отрочества. Их серьезное увлечение поддерживают и сами взрослые, включаются в эту деятельность родители и братья, сестры. Многие родители выражают благодарность за репертуар, изучаемый их детьми на занятиях. Они как бы заново проживают свое детство. Поэтому ребята очень дорожат занятиями в кружке.

Данная программа является программой комбинаторного типа и основывается на программу ДМШ Н.Самойлова «Обучение игре на гитаре» а также программу А.Манилова « Учись аккомпанировать на гитаре»

Целью создания данной программы послужило то, что перечисленные программы предполагают индивидуальные занятия с учащимися и количество занятий в неделю не менее двух раз.

Условия общеобразовательной школы не позволяют вести занятия в данном режиме они предполагают групповую форму обучения и число занятий один час в неделю.

Причиной создания « Клуба бардовской песни» стал большой интерес учащихся старших классов к авторской песне или бардовскому искусству. Почему так необходим КБП?

Лучшие образцы авторской песни, как ничто другое, способны тихо, деликатно, ненавязчиво приобщить школьника к культуре, развить его художественный вкус.

Знакомство с авторской песней поможет школьникам в большей мере овладеть на уроках литературы спецификой поэтической образности, метрике и рифмовке.

Данная программа адресована любителям, которые решили научиться аккомпанировать себе по слуху и буквенным обозначениям аккордов. Процесс обучения опирается на разнообразный песенный материал, включающий более 300 песен, романсов, народных и авторских произведений.

Любой ребенок, независимо от уровня музыкальных способностей, может научиться играть и петь, только с разной скоростью будет идти к заданной цели. Поэтому для обучения формируются разные возрастные группы, в которых учитываются так же возрастные, психологические, вокально-музыкальные и другие личностные особенности конкретных детей. Занятия проводятся по подгруппам в 3-5 человек один раз в неделю по 2 часа. Остальное время отводится на индивидуальные занятия, на которых решаются проблемы индивидуального порядка, возникающие у детей в процессе обучения. Объединяя детей на групповых занятиях, мы стремимся, чтобы они могли учиться друг у друга и сравнивать свои достижения в освоении инструмента и исполнении песен.

Вариативность и гибкость материала программы позволяет, кроме того, учесть интересы детей сегодняшнего дня. Навыки, которые ребята приобретают в кружке, остаются с ними на всю жизнь. Единственное ограничение для занятий -возрастное, не раньше 14 лет, т. к. только к этому возрасту достаточно подрастает кисть руки, и ребенок может без осложнений справиться с заданиями на инструменте.

Нравственное развитие детей осуществляется в процессе обсуждения нравственных коллизий содержания песен, романсов, воспитания критического отношения к распространенным в подростковой среде негативным явлениям.

Большое значение имеет формирование чувства ответственности за свое исполнительское искусство, особенно в ситуациях выступлений перед инвалидами, участниками Великой Отечественной войны, пенсионерами, а также во время фестивалей, конкурсов, концертов на праздниках города, и района.

Цель, направленная на воспитание культурной, духовно полноценной личности, требует решения ряда конкретных учебных (образовательных) задач.

Программа включает в себя 300 песен. Это романсы, русские народные, композиторские, бардовские и лирические песни, а также шуточные, детские и военные песни и т. д.

К программе прилагаются аудиозаписи на кассетах для работы по подбору аккомпанемента и лучшего запоминания мелодий.

Дети занимаются по специально написанным сборникам в 2-х частях (I часть — для первого полугодия, II часть — для второго полугодия), в которых собраны лучшие образцы песенного жанра с методическими указаниями по данной программе.

Для занятий в аудитории должна быть доска, достаточное количество стульев, магнитофон и аудиокассеты, гитары.

Специфика занятий в кружке требует особой их фиксации, последовательности и логичности построения. Поэтому педагог имеет план каждого занятия, в котором отражено содержание инструментальной и духовной подготовки детей.

На занятиях постоянно меняются формы работы: слушание, запись кодов, рассказ об авторе, игра на инструменте, пение с сопровождением, что не позволяет детям уставать. За счет такого переключения они успевают отдохнуть, а занятие проходит продуктивно.

Нравственно-эстетическое воспитание « Клуба бардовской песни».

Поскольку обучение в кружке не сводится к овладению только инструментом, а нацелено на обеспечение общего личностного развития ребенка, то в целостной структуре работы с

ребенком, с коллективом методика ускоренного обучения игре на гитаре выступает фрагментом всей учебно-воспитательной деятельности.

Эстетическое воспитание помогает выработке у молодого человека высоких морально-эстетических качеств, а не только хорошего художественного вкуса, что имеет непосредственное отношение ко всем проявлениям жизни.

Эстетическое воспитание воздействует на весь духовный облик человека, а также на психику. Исходя из этого, педагог активно использует пение как возможность раскрыть артистическое дарование каждого ребенка, воспитания ответственности за культуру исполнения перед самим собой как продолжателя традиций музицирования. Воспитанию личной гражданской позиции, коллектива, стоящего на твердых гражданских позициях, способствует ознакомление детей с историей написания песен, с биографиями авторов слов и музыки, а также с историей развития самого инструмента, движения авторской песни, фестивалей и конкурсов.

В результате занятий все обучаемые, независимо от музыкальных способностей, овладевают навыками самостоятельного подбора по слуху гармоний и приемов аккомпанирования. За один год обучения прорабатываются более 100 песен различного характера и содержания. Каждый ребенок необязательно может (хочет) исполнять весь этот большой репертуар, но все вместе кружковцы знают именно столько произведений.

В помощь всем членам клуба бардовской песни, в помощь всем любителям хорошей песни издан сборник песен. В него вошли известные романсы и песни, а также фольклорные произведения. Чтобы его понять и принять, с детьми ведется образовательная работа, даются исторические сведения о времени, вызвавшем к жизни то или иное произведение. Подбор песен в сборник осуществлялся на основании анализа опроса ребят, изучения их предпочтений, мотивации выбора.

В методическое обеспечение занятий входит и набор компактдисков. Каждый
ребенок имеет возможность дома прослушивать звучание программных песен.
Это помогает ему при подборе по слуху лучше запомнить мелодию, манеру
исполнения, движение гармоний. Ускоренное обучение происходит в комплексе других методических средств.

Атмосфера на занятиях творческая. Дети фиксируют внимание на качестве своей работы и нуждаются в оценке. Поэтому обязательна оценочная деятельность педагога. Как правило, она практикуется в форме одобрения. Поощрением в нашем коллективе считается:

    Похвала ученика, который правильно выполняет все задания и требования
    педагога;

    Просьба педагога к сильным ученикам позаниматься с теми, кто по болезни
    или другим причинам отсутствовали на занятиях, после чего педагог проверяет
    эту работу;

    Участие в концертных выступлениях;

    Беседа с родителями об успехах ребенка;

    Приобретение родителями нового хорошего инструмента (по рекомендации
    педагога, основанной на информировании родителей о таланте, способностях
    ребенка).

Три года занятий по программе достаточно для того, чтобы научиться петь под собственный аккомпанемент, но у детей возникает естественное желание продолжить занятия. Поэтому программу первого года обучения в кружке «Клуб бардовской песни» продолжает работа в клубе 2 и 3 года обучения , где ребята могут продолжить совершенствование навыков игры и пения. В клубе формируется концертная группа, которая принимает активное участие в работе конкурсов, фестивалей и на концертах. Эта же группа является живой рекламой для пропаганды среди подростков прекрасного вида музицирования и широких возможностей исполнения под аккомпанемент гитары.

Клубная деятельность строится на следующих принципах:

здесь делается акцент на групповой работе, поскольку дети к этому времени достаточно владеют исполнительским искусством.

Кроме собственных выступлений на концертах, конкурсах и т. д. в работу клуба входят посещение концертов профессиональных исполнителей, слетов и фестивалей бардовской песни.

Клубная работа предполагает однодневные походы на природу с гитарой; проведение вечеров, дискотек и дней рождения, а также вы

Содержание программы по каждому году обучения включает следующие разделы:

    Вводные занятия.

    Изучение теории музыки.

    Освоение аккордов и приемов игры.

    Исполнительское мастерство.

    Знакомство с творчеством бардов.

    Индивидуальную работу с учащимися.

1 год обучения.

Первый год обучения предполагает знакомство с инструментом, освоение постановки руки и правильной посадки, знакомство с устройством инструмента и его использованием.

Учащиеся первого года обучения должны уметь настраивать инструмент. Правильно выбирать аппликатуру, знать основные ноты и их расположение на клавиатуре.

Первые упражнения должны быть направлены на постановку руки и развития техники пальцев. Изучая аккорды первой позиции, следует обратить внимание на постановку руки, развитие гармонического слуха, правильное использование аппликатуры.

Песенный репертуар должен строиться с учетом интересов учащихся, учащиеся вправе сами выбирать репертуар исходя из своих интересов.

Постановка руки и аппликатура играют большую роль в развитии техники игры на инструменте. Изучение последовательностей аккордов в разных тональностях способствуют формированию гармонического слуха, развитию навыка подбора аккомпанемента, формированию музыкальной культуры.

Изучение основных последовательностей аккордов упрощает работу над песней.

Песенный репертуар строится на основе творчества известных бардов по желанию учащихся.

Содержание

Знакомство с инструментом.

Настройка гитары.

Аппликатура

Обозначение нот и их расположение на инструменте.

Аккорды первой позиции.

Основные последовательности аккордов и их применение на несложных
музыкальных произведениях.

Лад. Основные мажорные и минорные последовательности аккордов.

Аккорды в тональностях:

        Ля минор

        До мажор

        Ми-минор

        Ре-минор

        До-минор

Примерный музыкальный материал.

      И. Митяев. « Как здорово»

      Кукин « За туманом»

      Чентористова « Люди идут по свету»

      Егоров «Друзья уходят»

      Якушева « ты мое дыхание»

      Визбор « Ты у меня одна»

      Берковский « Каждый выбирает по себе»

      Окуджава « Давайте восклицать»

      Звездинский « Свечи»

      Матвеева « Перевал»

      Берковский .« На далекой Амазонке» и др.

2 год обучения.

Содержание программы второго года обучения направлено на развитие исполнительской культуры. Большое значение уделяется на развитие навыка ведения мелодической линии баса.

Знакомство со стандартной аппликатурой позволяет расширить
исполнительскую технику аккомпанемента. Большое значениев аккомпанементе имеет ритмический рисунок, формирование ритмических навыков имеет большое значение для раскрытия содержания музыкального произведения и на качество аккомпанемента.

Изучение .сложных размеров должно сопровождаться музыкальным материалом и их применением при подборе аккомпанемента.

Интервалы и их расположение на инструменте заучиваются путем многократных повторений и способствуют развитию музыкального слуха.

Аккордовая техника расширяется за счет использования септаккордов большого и малого а также диссонирующих аккордов.

Содержание

    Линия баса в последовательности аккордов.

    Знакомство со стандартной аппликатурой.

    Ритмический рисунок в аккомпанементе и его виды.

    Сложные размеры.

    Интервалы и их расположение на гитаре.

    Аккорды. Их строение и обозначение.

    Трезвучия: мажорное, минорное, увеличенное.

    Септаккорды: большой минорный, малый минорный.

    Диссонирующие септаккорды.

Примерный музыкальный материал

Окуджава « По Смоленской дороге»

Ревич « Перепеты все песни»

Визбор « Солнышко лесное»

Ким « Рыба- кит»

Егоров « Облака»

Долина « Я сама себе открыла»

Борисов « Падают снежинки»

Никитин « Брич Мула»

Фридман « Онега»

Городницкий « Деревянные города»

Полоскин « Последний лист»

Дольский « Исполнение желаний»

Музыка по выбору учащихся

3 год обучения

Задачи третьего года обучения направлены на игре упражнений в аккордах, формирование навыков подбора аккомпанемента на слух.

Взаимодействие в аккордов в песне, следует отрабатывать на примере известных песен путем подбора аккомпанемента на слух.

Учащиеся третьего года обучения должны обладать, навыком усложнения аккомпанемента путем использования разных ритмических рисунков и модуляции в разные тональности.

Чтение с листа несложных произведений развивается в результате многократных упражнений использованных на уроке.

Вокальное исполнение должно строиться на многоголосном пении, учащиеся пробуют себя в сочинении несложных песен, под собственный аккомпанемент.

Содержание

    Знакомство с устройством песни;

    Упражнения в аккордах;

    О взаимодействии аккордов в песне;

    Как анализировать мелодию песни;

    Как подбирать аккомпанемент на слух;

    Как усложнят аккомпанемент;

    Чтение с листа несложных произведений.

    Привитие игры в ансамбле.

Примерный музыкальный материал

    Визбор « Помни войну»

    Якушева « в речке каменной»

    Ким « Лирическая»

    Никитин « Меняют люди адреса»

    Кукин « Волшебник»

    Окуджава « Союз друзей»

    Высоцкий « Песня о друге»

    « Прощание с горами»

    « Вершина»

    Галия « Отчий дом»

    Шабанов « Воспоминание»

    Аудиров « Воспоминание»

    Музыка по выбору учащихся»

Методические рекомендации и методика обучения.

Представленная методика обучения оригинальна и является авторской, поскольку не встречается в сборниках по обучению игре на гитаре, предлагаемых издательствами сегодня. Моя авторская позиция педагога заключается в принципиально новых методах скоростного обучения игре на инструменте и подходе к процессу приобщения ребенка к искусству путем отбора наиболее ярких образцов песенного творчества.

    Предпосылкой создания данной методики послужил опыт педагога, столкнувшегося в процессе встреч с профессионалами музыкантами, выступающими на сцене и в то же время

    не умеющими подбирать аккомпанемент по слуху. Однако на окружающих игра по слуху производит большое впечатление.

    Частным аспектом общей методики обучения является |набор приемов скоростного обучения игры на инструменте. При игре по нотам действует схема «вижу — воспроизвожу», а при игре по слуху — «слышу — воспроизвожу». Это значит, что в обоих случаях участвует память, но на разных уровнях.

    Основным правилом подбора аккомпанемента по слуху является хорошее знание мелодии той песни, которую нужно подобрать. Дальнейшее зависит от того, как ребенок сумеет «вогнать» эту мелодию в рамки изучаемых гармонических последовательностей. Главную роль при этом играет слух — контролирующий орган, выбирающий из множества вариантов подходящий.

    По своему диапазону методика имеет вид программы, включающей уникальную (авторскую) систему обучения подбору гармоний по слуху. «Гармония» как предмет изучается в средних специальных или высших музыкальных учебных заведениях. Эти знания дают представления о законах гармонического строенияаккордов и их применения на практике, т- е, возможность правильно гармонизировать мелодии. В учебнике гармонии Римского-Корсакова приводится совет: «Не применяйте этот аккорд, т. к. он звучит дурно». В самом древнем музыкальном словаре (1475 г.) о слове «гармония» говорится, что это «некоторая приятность, получающаяся от того, что один звук подходит к другому». Этим объясняется тот факт, что они встречаются в музыке многих народов и в разных жанрах. Это своего рода «музыкальное эсперанто».

    Существуют определенные закономерности взаимодействия аккордов друг с другом, как бы внутренняя логика их взаимосвязи, которая вырабатывалась на протяжении столетий. Последовательности и отражают эту взаимосвязь.

    В данной программе закономерности гармонического построения упрощены и выглядят в виде условных кодов.

    В помощь кружковцам разработана система жестов, которая позволяет мгновенно исполнить любой аккорд песни по показу педагога. При исполнении песни смена жеста дает нужный гармонический переход, в этот момент ребенок слышит правильный вариант звучания гармонического аккомпанемента.

Разучивание песни на групповых занятиях происходит поэтапно, с помощью тренинга как средства достижения цели:

    Прослушивание песни в исполнении педагога или звуковой записи.

    Перед исполнением песни записывается гармонический ход для левой руки.

    Учащиеся берут инструменты и по жестам педагога исполняют гармонический код. В это время педагог еще раз исполняет мелодию со словами этой песни.

    Перед исполнением песни записывается гармонический код для левой руки. Учащиеся берут инструменты и по жестам педагога исполняют гармонический код. В это время педагог еще раз исполняет мелодию со словами этой песни.

4. При проверке домашнего задания педагог прослушивает решение гармонического варианта учащегося по заданному коду с исполнением текста и мелодии.

    К коду дается указание приемов игры аккомпанемента правой руки для данной песни.

    При проверке второго домашнего задания учащиеся должны правильно исполнить песню с аккомпанементом левой и правой рукой (на каждом занятии в работе используются четыре песни).

Итак, для того чтобы научиться подбирать гармонии по слуху, в программе используется система упрощенных гармонических цепочек в виде кодов, связок и жестов.

Существенным моментом в работе педагога можно считать обучение детей настройке и мелкому ремонту инструмента. На первых же занятиях проводится инструктаж по технике безопасности, поскольку лопнувшая струна гитары представляет большую опасность. Постепенно ребята осваивают навыки настройки инструмента разными способами, но это уже ближе к концу года.

На начальном этапе каждый личный инструмент детей два раза в неделю проходит через руки педагога. В конце занятия, на глазах детей, проводится легкий ремонт.

Педагог вместе с детьми устраняет фабричные дефекты, меняет струны, устанавливает нужный уровень грифа, перетачивает порожки, добиваясь таким образом, чтобы инструмент стал удобнее, лучше звучал. Такие навыки полезны всем детям, кроме того — многие семьи не могут позволить себе приобретение дорогого инструмента. Совместный же труд педагога с ребенком над устранением дефектов на гитаре сближает, облегчает взаимопонимание. Кроме того, педагог помогает детям и родителям выбрать инструмент при покупке.

Диагностика

1 год обучения.

В конце годичного обучения ребенок должен обладать определенным набором умений и знания:

    уметь настраивать и ремонтировать инструмент;

    грамотно читать нотные обозначения аккордов и находить их на инструменте;

• самостоятельно подбирать по слуху аккомпанемент знакомых песен и
мелодий;

    сопровождать песенный материал разнообразными приемами игры;

    свободно транспонировать мелодию в разные тональности;

    исполнять правильно около 100 песен в вокальном варианте;

    исполнять песенный репертуар на высоком художественном уровне;

    знать творчество известных авторов;

    знать, любить и уважать культуру своего народа.

Одним из критериев освоения программы можно считать количественный показатель контингента кружка: на начало года и на конец года. Практика работы показывает, что численность занимающихся детей не снижается.

По итогам года проводится анализ изучаемого детьми материала. Все 300 предложенных детям песен включены в тест для детей. Песни оцениваются по принципу «нравится — не нравится ». Результаты теста позволяют оценить работу, выявить ошибки, недоработки, откорректировать акценты в работе. Анализ раскрывает картину формирования музыкальных вкусов подростков и позволяет определить зоны совершенствования программы.

В частности, анализ позволил значительно расширить список песен для научения со 150 до 300. поскольку было подготовлено пособие, высвободившее около 50% времени и имеющее чистые страницы для пометок и новых названий песен.

2 год обучения

К концу второго года обучения учащийся должен:

    уметь самостоятельно настраивать и ремонтировать инструмент;

    бегло читать нотные обозначения аккордов и находить их на инструменте;

• самостоятельно подбирать по слуху аккомпанемент знакомых песен и
мелодий;

    сопровождать песенный материал разнообразными приемами игры;

    свободно транспонировать мелодию в разные тональности;

• исполнять правильно около 200песен в вокальном и инструментальном
варианте;

• исполнять песенный репертуар на высоком художественном уровне;

    знать творчество и стили известных авторов;

    знать, любить и уважать культуру своего народа.

Принимать участие в творческих вечерах , пропагандировать бардовское мастерство в результате занятий концертной деятельностью, разбираться в направлениях и стилях бардовского искусства.

К концу второго года обучения учащиеся должны принимать участие в творческих вечерах, обладать сценическим мастерством, петь сольно и в ансамбле, а также в других формах концертной деятельности.

3 год обучения

К концу третьего года обучения учащийся должен обладать следующими навыками, включая навыки предыдущих лет:

• бегло читать нотные обозначения аккордов и находить их на инструменте;

    самостоятельно подбирать по слух мелодию знакомых песен и мелодий;

    сопровождать песенный материал разнообразными приемами игры использую
    многофункциональность басовой линии

    подбирать на слух мелодию и свободно ее транспонировать в разные
    тональности мелодию в разные тональности;

    исполнять разнообразный репертуар в вокальном и инструментальном
    варианте;

• исполнять песенный репертуар на высоком художественном уровне;

Пропагандировать творчество выдающихся бардов, принимать участие в фестивалях бардовской песни, оказывать посильную помощь учащимся первого и второго года обучения, проводить и организовывать творческие вечера и музыкальные лектории

Календарно-тематическое планирование

1 год Тема

Кол-во часов

1

Знакомство с инструментом

1

2

Настройка гитары

2

3

Обозначение нот и их расположение

2

4

Аккорды первой позиции

2

5

Основные последовательности аккордов

3

6

Лад. Тональность ля минор

3

7

Лад. Тональность до мажор

3

8

Аккорды в тональности ре минор

3

9

Аккорды в тональности ми-минор

3

10

Аккорды в тональности ми-мажор

3

11

Баре. Аккорды с баре.

3

12

Аккорды в тональности до минор

1

13

Аккорды в тональности ля мажор

2

14

Аккорды в тональности ре мажор

2

15

Подготовка к концертному выступлению

1

34

2 год обучения

1

Линия баса в аккордах

2

2

Знакомство со стандартной аппликатурой

2

3

Ритмический рисунок в аккомпанементе и его виды

2

4

Сложные размеры

3

Интервалы и их расположение на гитаре

3

6

Аккорды их строение и обозначение

3

7

Мажорные трезвучия

3

8

Минорные трезвучия

3

9

Увеличенные трезвучия

3

10

Септаккорды

3

11

Большой мажорный септаккорд

3

33

12

Большой минорный септаккорд

3

13

Подготовка к творческому вечеру

1

34

3 год обучения

1

Знакомство с устройством песни

4

2

Упражнения в аккордах

4

3

О взаимодействии аккордов в песне

4

4

Как анализировать мелодию песни

4

5

Подбор аккомпанемента по слуху

4

6

Сложные аккомпанементы

4

7

Чтение с листа

4

8

Игра в ансамбле

4

9

Подготовка к заключительному концерту

2

34

Список литературы.

1.Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебное пособие. — М.,2010.

2.Добрынина Е. Любителям музыки посвящается. — М.:

Сов.композитор,1980.

3.Дробницкий. Понятие морали. — М.,'1911.

4.Иванов К.А. Все начинается с учителя. — М.: Просвещение, 1983.

5.Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца М.: Просвещение, 1984.

6.Кабалевский Д. Прекрасное пробуждает доброе. — М.:

Просвещение,1973.

7.Кременштейн Б. Педагогика Г. Нейгауза. — М.: Музыка, 1984.

8.Слово о музыке //Сост. В. Григорович, 3. Андреева.

М.:Просвещение,1977,

9.Сухомлинский В. А. Методика воспитания

коллектива. М.:Просвещение, 1981.

10.Сухомлинский В. А. 06 умственном воспитании. —

Киев:Родяньска школа,1983

11.Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. —

М.:Просвещение, 1979.

12.Татаркевич В. Понятие совершенства в этике. — М.,1981.

13.Третьякова Л. С. Страницы русской музыки. — М.: Знание, 1979.

14.Яковлев Е. Г. Эстетика. —М., 2000.

15.И.Васильев. Смех сквозь слезы. Сб. бардовских песен.М.1992.

16.Н.Вахромеев. Элементарная теория музыки. М.2000.

17.В.Манилов. Учись аккомпанировать на гитаре. М.2001

Рецензия

на программу « Клуб бардовской песни»

Автор разработки:Тройненко Л. И.

Данная программа создана для обеспечения целенаправленной деятельности «Клуба бардовской песни» созданного в гимназии. Она способствует: приобщению учащихся к миру прекрасного, к миру музыки; обучению игре на гитаре; овладению комплексом вокально-хоровых навыков, как основе бардовской песни; стимулирует познавательную деятельность ребенка; развивает коммуникативные умения; создает социокультурную среду обучения; способствует развитию творческих способностей личности, воспитанию духовного мира учащихся, становление их мировозрения, формированию будущей личности.

В пояснительной записке подробно рассматриваются цели и задачи работы с детьми, воспитательная роль внеклассных занятий музыкой и ее место в формировании общей музыкальной культуры учащихся.

Количество часов соответствует календарно-тематическому планированию.

Программа занятий включает примерный музыкальный материал, разучивание новых музыкальных произведений, работу над совершенствованием техники и художественных навыков исполнения и игре на инструменте.

Количественный состав коллектива может ежегодно варьироваться в зависимости от желающих учащихся заниматься бардовским искусством.

Основными принципами организации деятельности являются:добровольность,преемственность,целенаправленность, систематичность, последовательность, учет возрастных особенностей.

Программа занятий построена на формировании навыков игры на гитаре и формировании бардовской манеры исполнения.

В методических рекомендациях подробно рассматриваются пути и методы работы с детским коллективом, определены конечные результаты и пути их реализации.

Программа занятий рассчитана на 3 года. На каждый год и по каждому разделу обучения определены свои цели и задачи, где большое значение уделяется преемственности возрастов, подбору музыкального материала, совершенствованию навыков

исполнительской культуры учащихся, воспитанию духовных качеств личности.

Развитие бардовского направления в искусстве, как одной из форм внеклассной воспитательной работы с детьми, способствует наибольшему привлечению учащихся во внеклассную деятельность, развивает творческие способности учащихся, формирует творчески активную личность, воспитывает музыкальною отзывчивость на музыку.

Руководитель кафедры эстетических дисциплин УПК, педагог высшей категории:

___________( Таскаева Л.В.)

Рецензия

на программу « Клуба бардовской песни».

Автор: Тройненко Л.И.

Занятия искусством во внеурочное время формирует человека творца.

В данное время речь идет о программе « Клуба любителей бардовской песни».

Цель. которую преследует учитель музыки Тройненко Л.И. способствует расширению знаний детей в области бардовского искусства, привитию любви к авторской песне, овладению навыками игры на шестиструнной гитаре.

Создавая программу, учитель опирался на творчество великих бардов,музыкальный репертуар, а в методике обучения игры на гитаре рекомендациям В.М.Манилова « Учись аккомпанировать на гитаре».

Данная программа способствует воспитанию в детях сценической культуры

развитию музыкальных способностей, овладению приёмами игры на инструменте.

В пояснительной записке учитель указывает причину создания «КБ Л».

Автор приводит массу аргументов , какую роль играют занятия в воспитанников в

духовном развитии школьников. Программа рассчитана на 3 года. Занимаясь в клубе первый год, учащиеся овладевают самыми простыми приемами игры на инструменте, знакомятся с музыкальной терминологией.

Музыкальный материал построен на самых известных песнях бардов: И. Митяева,Ю. Визбора, Б. Окуджавы и т.д.

Программа второго года обучения значительно усложняется. Ребята овладевают более сложными приемами игры, знакомятся со сложными размерами, интервалами, трезвучиями, септаккордами.

Музыкальный материал более расширен и усложнен. Песни В. Высоцкого. С.Никитина, А. Егорова и других, способствуют формированию философского отношения к жизни, расширению кругозора учащихся.

3 год обучения предполагает усовершенствование технических навыков полученных ранее: развитие навыка подбора аккомпанемента по слуху, пути его усложнения интерпретации; чтение с листа несложных музыкальных произведений; привитие навыка игры в ансамбле.

Создание « Клуба бардовской песни» в гимназии интересно тем, что занятия в нем не только расширяют духовную культуру учащихся, но и способствуют развитию навыка игры на инструменте, что так необходимо и современно в любом возрасте и в разные времена.

Руководитель центра эстетического воспитания,

учитель высшей категории МБОУ «СОШ№16»:

_______________Кондратьева А.Ю

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.