12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Полищук Анна Витальевна51 |
"Духовная хоровая музыка" 6 класс
Конспект урока - проекта по обновленным ФГОС
"Духовная хоровая музыка" 6 класс
Автор публикации:
Полищук А. В. учитель музыки МБОУ "СОШ № 80"г. Владивосток февраль 2024г.
Тема урока: « Духовная хоровая музыка»
Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления с понятиями хоровая музыка, церковная музыка, с видами и жанрами хоровой музыки; способствовать формированию музыкальной культуры личности, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности (слушание музыки, пение).
Планируемые результаты:
Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальные произведения П.И.Чайковского « Отче Наш», русскую народную песню «Русь называют Святою», Н.А.Римского-Корсакого «Вхождение в невидимый град», наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусств (М.Мусоргский «Рассвет на Москве реке» из оперы «Хованщина»; С. Прокофьев кантата « Александр Невский» хор "Вставайте, люди русские"; М.Глинка опера « Иван Сусанин» хор "Славься".
Метапредметные:
познавательные – внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;
коммуникативные – осваивают диалоговую форму общения;
регулятивные – организовывают свою деятельность, принимают её цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
Личностные: оценивают результаты деятельности.
Музыкальный материал: П.Чайковский «Отче Наш», русская народная песня «Русь называют Святою», Н.Римский- Корсаков « Вхождение в невидимый град».
Дополнительный материал: репродукции К.Юон «Вид Троицкой лавры», В. Сурикова « Посещение царевной женского монастыря», лист ватмана, краски, набор цветных карандашей, ручек, фигурные заготовки из бумаги, клей.
Ход урока:
Организационный момент: учащиеся заходят в класс, и учитель предлагает им разделиться на 4 группы. У: Ребята, мы продолжаем с вами знакомиться с жанрами вокальной музыки, и сегодня на уроке мы с вами познакомимся с хоровой музыкой?- Что такое хоровая музыка, что вы можете мне рассказать?( дети отвечают)- Сегодня на уроке мы не только познакомимся с вами с этим жанром, но и оформим газету, которую потом поместим на стенд. Вы разделились на 4 группы. На ваших столах лежат задания, которые вы должны выполнить. Это вопросы, в учебниках по музыке, энциклопедиях, которые лежат на ваших партах, вы найдете ответы на эти вопросы, красиво их оформите и звучите в процессе нашего урока. ( на подготовку дается 15 минут).
Задания для 1 группы:Ответить на вопросы:
Что такое хоровая музыка?
Где она возникла?
Что такое духовная музыка?
Где исполняется?
Что общего между народной хоровой музыкой и одноголосной песней?
В чем их отличие?( после выступления группы, учитель предлагает прослушать фрагмент р.н.п. «Русь называют Святою»)- Что передавала эта песня?- Как исполнялась эта песня? (хором)
- А что такое хор, хоровое пение нам расскажет 2 группа.
Задания для 2 группы: Ответить на вопросы:
Что такое хор?
Что такое хоровое пение?
Что такое хормейстер?
Виды хоровой музыки?
(выступление учащихся по теме Духовная музыка церкви)
Учащиеся: Церковь никогда не оставалась в стороне то народа, от главных событий в жизни человека. Церковные праздники в старой Руси отмечал весь народ, они были важной частью уклада русской жизни.Образ Святой Руси всегда связывался с храмом, с колокольным звоном, с церковным пением. Если вам доводилось слушать церковное пение, то вы, наверное, помните то особое возвышенное состояние, которое вы испытали. Сегодня мы послушаем с вами одну из главных молитв « Отче Наш» в исполнении церковного хора, а музыку написал русский композитор П.И.Чайковский.( слушаем « Отче Наш»)
Учитель: А я вам предлагаю вам послушать песню "Русь называют Святою"
Анализ произведения (самостоятельная работа)
опрос анализа Музыкального произведения песни - "Русь называют Святою"
Этапы разучивания произведения:
Прослушивание
изучение текста песни, разбор новых слов
знакомство с мелодией (чтение хором нотного текста), разучивание мелодии
исполнение
Задания для 3 группы:Ответить на вопросы:
Какие русские композиторы сочиняли Духовную музыку? Церковные музыкальные произведения? (выступление учащихся с сообщениями)
Д.С. Бортняский
А.Т. Гречанинов
М.И. Ипполитов-Иванов
Учащиеся: Многие композиторы использовали в своих произведениях колокольные звоны.
Учитель:А какими бывают колокольное звоны нам сейчас расскажут ребята 3 группы.
Перечислите виды колокольных звонов
Благовест
Трезвон
Затравка
Переборы
Погребальный
Будничный
Праздничный
Малиновый.
(выступление учащихся)
Учитель: А я вам предлагаю вам послушать фрагмент из оперы Р.- Корсакова « Сказание о невидимом граде Китяже и деве Февронии».( слушаем фрагмент « Вхождение в невидимый град»)
А какие еще композиторы использовали в своих произведениях колокольные звоны?
(выступление учащихся)
М.Мусоргский « Рассвет на Москве реке» из оперы «Хованщина»
С. Прокофьев кантата « Александр Невский» хор "Вставайте, люди русские"
М.Глинка опера « Иван Сусанин» хор "Славься"
(после выступления каждой группы, ребята подходят к газете и оформляют свою информацию)
Учитель: Ребята, посмотрите, какая газета у нас получилась.- Вам понравился наш урок?- Как вы оцените свою деятельность на уроке?- Ваши пожелания друг другу по теме урока?
- Следующий наш мини - проект будет посвящен теме «Опера
Выставление оценок за урок.