12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Косачева Галина Викторовна18

Духовно – нравственное воспитание

«Только настоящий патриот не способен презирать другие народы, потому что он видит их духовные достижения»

Алексий II

Духовно – нравственное воспитание в нашей стране переживало то подъем, то падение. В период развала могучей страны единый процесс образования оказался у нас расколот, а его духовная сердцевина – воспитание – выхолощена абсолютным отрицанием прошлого, нигилизмом нравственности. Педагогика находилась в ситуации углубляющего глобального системного кризиса человечества, в основании которого лежит кризис духовно – нравственных начал жизни. Во многом именно это стало причиной противоречий и тупиков в реформе системы образования, следствием принижения ее воспитательной, гуманистической миссии и, по сути, потерей духовности у целого поколения молодежи.

Поэтому мне, как преподавателю истории, больше всего больно за принижение, даже за потерю культурных ценностей русского народа. Можно порой было наблюдать, что русские порой стыдятся того, что они русские; им чужда национальная гордость и часто даже – увы! – чуждо национальное достоинство.

Девизом моей работы являются слова русского поэта:

Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие! –

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага.

Поэтому цель работы вижу в развитии интереса, расширении знаний о духовной культуре, любви к культуре русского народа.

Для этого необходимо выделить ряд основных приоритетов:

гуманизм, предполагающий отношение к личности как к самой ценности;

духовность, проявляющуюся в формировании нравственных ориентаций, соблюдении общечеловеческих норм морали;

патриотизм, как одно из условий связи между поколениями, освоения и приумножения национального богатства.

Предполагается решить следующие задачи:

Создать представление о том, что такое духовная культура.

Способствовать становлению духовного мира человека.

Формировать внутренние потребности личности к познанию истории, культурной и духовной жизни своего народа.

Раскрыть противоречивость, своеобразие и многогранность русской культуры.

Прививать интерес к прошлому своего народа.

Воспитывать гордость за великие достижения русского народа.

Вписать свое «Я» в историю своего народа и государства.

Формы организации духовно – нравственного воспитания

Решение поставленных задач и проблем осуществляю через различные формы работы:

1. Организация внеклассных мероприятий

Совместно с ребятами разрабатываем и проводим театрализованные представления – «Святки», «Масленица», «Ивана Купала». Цель этих мероприятий – рассказать о праздниках, показать роль их в русской культуре; показать взаимосвязь старого праздника с современностью; прививать чувство прекрасного; прививать любовь к национальным традициям и обрядам. Ребята с удовольствием сами придумывают костюмы, пишут сценарии, держаться легко и расковано. Такие представления с одной стороны, приобщают детей к традиционной народной культуре, с другой – в вовлечении их в работу самодеятельного творчества. Основным направлением работы традиционная русская культура была выбрана не случайно. Она понималась как духовная основа нравственности человека. Нельзя воспитывать детей, минуя приобщения их к культуре своего народа. Западная Сибирь – это в основной своей массе переселенцы из разных уголков России – поэтому необходимо было объединить культуру этих народов и выделить общие черты. Но главным итогом работы оказалось другое: дети стали меняться в другую сторону. Возник устойчивый интерес к традициям своего народа, сопровождающийся желанием и стремлением не только их познать, но и освоить. В отношении к Родине ребята осознавали такие понятия как любовь и уважение к ней, чувство личной причастности к ее судьбе, истории и культуре (Приложение 1).

Развал душ начинается с развала жизни. Это делает его открытым для принятия многоводного современного зла – вплоть до соблазна тотальной продажности, подлой измены будущему детей и страны. Потерян реальный смысл патриотизма. Мы представляем воспитание человека только как защитника своей Родины. Но это понятие намного шире, это всестороннее развитие человека для служения своему государству и народу. А значит, такая личность должна быть духовно развитой, знать и понимать культурные ценности своего народа, уважать культурное наследие. Для того чтобы быть патриотом, любить Родину необходимо ощутить духовную жизнь народа.

Поэтому использую взаимосвязь с духовным наследием. Нельзя раскрыть темы войн и сражений, не связав их с душой человека, отраженной в литературных произведениях нашего народа (начиная с былин и заканчивая произведениями современных писателей и поэтов), в музыкальных произведениях (от колоссальных перезвонов до классической музыки).

2. Индивидуальная работа

Индивидуальная работа осуществляется через оформление альбомов, созданию макетов.

Настоящим нравственным бичом среди обучающихся стало сквернословие, оно постепенно вытесняет литературный язык. Борьбу за восстановление национальной культуры следует начать с этого наиболее распространенного порока. Мы мало говорим об обычаях и образе жизни наших предков, почему бытовая сторона нашего народа в своем прошлом почти потеряна для нас. В сказках, былинах, песнях встречается очень много правды о родной старине, и в поэзии их передается весь народный характер века, с его обычаями и понятиями. Поэтому использую в своей работе старинные песни, сказки, былины, пословицы и поговорки. Обучающиеся собирают материал, оформляют его, вкладывая частицу своей души, выступают с ним на уроках. Они видят красоту русского языка, и это способствует формированию культуры их речи (Приложение 2).

Частью духовной культуры является и материальная культура. В этом плане оформляется материал об одежде, украшениях русского народа, о древних музыкальных инструментах (Приложение 3).

Рассматривая понятие «архитектура», мы говорим, что это душа народа, воплощенная в строительстве. Стремясь раскрыть сущность русской души и дать почувствовать это обучающимся, вместе с ними создаем макеты древней архитектуры. Так познаем красоту и мечты народа на счастливое, прекрасное будущее. Эта работа приводит к уверенности, что те, кто трудится над созданием таких макетов, уже никогда не испачкают подъезды домов, они будут ценить красоту и уважать труд других людей. Что греха таить, наши дети очень сложные, к нам они приходят порой уже выкинутые из жизни обществом и семьей. И разве не чудо смотреть на горящие глаза ребенка, который создает макет – целое произведение. Да ради этого момента можно жить и работать. Даже при создании макетов оружия прослеживается мысль о величии духа народа, его стремление к жизни без войны и страдания (Приложение 4).

3. Создание мини музея «Русский быт»

Исторически сложилось, что именно в деревнях и малых городах, удаленных от столицы и крупных административных центров, сохранились патриархальность русского бытия, здесь сильны культурные традиции предшествующих поколений.

 Русская провинциальная культура – не просто декоративно-прикладное творчество, песни, фольклор, костюм, элементы быта и т.п., – это феномен слияния красоты и мудрости, красной нитью искусно вплетенный в саму жизнь.

  Необходимо помнить, что культура русской провинции включает в себя не только произведения народно-прикладного искусства, но это еще и сам жизненный уклад, быт, – все это так же неотъемлемая часть нашей культуры. Ведь в каждой вещи, в каждой народной песне, в устройстве каждого дома (не чуждый нашему менталитету Фэн-шуй, а наш родной домострой) в провинции запечатлена величайшая мудрость многих поколений, выдержавшая испытание временем. Подтверждение этим словам является создание в нашем техникуме мини – музея «Быт русского народа» (Приложение 5).

Работа музея началась с проведение сценических фольклорно – игровых программ (проведение праздников «Святки», «Масленица»; проведение обрядов «Свадебный обряд», «Крещение»). Но при проведении этих мероприятий требовались достоверные предметы народного быта. Именно тогда было положено начало формированию коллекции нашего мини – музея. На основе собранного материала с 2010 года был открыт мини – музей «Быт русского народа», коллекции которого продолжают пополняться.

Постепенно произошла смена ориентиров. Главным стал научный аспект - исследование экспонатов. Одна из главных задач – показать подлинную народную культуру в ее реальном бытовании, поэтому при формировании музейных коллекций реализуется принцип аутентичности. Собираются только подлинные предметы, причем без разделения их на красивые или не очень, без учета того, насколько они редки. Главный критерий отбора – традиционность предмета. Одна из задач нашего музея – показать подлинные народные традиции, их бытование за период от конца XIX века и до наших дней.

В основе деятельности музея лежит аксиологическая концепция, согласно которой формируются не только правильные представления о народной культуре, но и понимание традиционной народной культуры как ценности. Все это воспитывает чувства уважения к традиционной культуре своего народа, стремления к ее дальнейшему познанию и активной деятельности по изучению и сохранению.

Обучающиеся еще молоды и не внесли большой вклад в развитие своего государства, но они утверждаются как часть семьи, которая оставила след в развитии государства. Для этого проводится работа над созданием родословной своей семьи, создается генеалогическое дерево. Это направление тесно связано с работой музея. Нельзя изучать этнографический предмет в отрыве от человека, его сотворившего и сохранившего до наших дней. За музейными экспонатами стоят судьбы конкретных людей. В нашем музеи есть экспонаты, которые могут рассказать уникальную историю отдельных людей и даже поколений. Вот некоторые из них:

В 2007 году обучающимся Завершинским Никитой был найден на даче кувшин, который он принес в наш музей. При сборе информации (опросе мамы, бабушки) у этого экспоната оказалось богатое прошлое. Этот кувшин (или как называла его бабушка – крынка) хранится в семье от прабабушки Эбрук Махты Густовны, родители которой приехали с Поволжья в Сибирь в конце XIX века. И этот экспонат и был тогда привезен вместе с семьей.

Этот предмет быта вызвал интерес у Завершинского Никиты проследить родословную своей семьи. В итоге создан альбом «Путешествие по моему семейному альбому» (хранится в музеи Лицея).

В 2009 году обучающимся Косачевым Анатолием в музей были переданы экспонаты – покрывало (околод) и приспособление для утюжки белья (рубель). Эти предметы быта прошли, долгий путь из Полтавщины в 1883 году переехали в Казахстан, а в 1997 году в Новокузнецк. Покрывало было передано прапрабабушкой Галкиной Варварой прабабушек Дурневой Лидии Порфировне, затем бабушке Бабак Валентине Николаевне, затем маме Косачевой Галине Викторовне. С разрешения, которой покрывало передано музею.

С помощью мамы и бабушки была прослежена родословной этой семьи (по материнской линии) и создан альбом «Род семьи Галкиных» (хранится в музеи Лицея)

В 2010 году обучающимся Галкиным Артемом в музей был передан экспонат – полотенце (рушник). Полотенце имеет интереснейшую историю – оно передавалось из поколения в поколение только по женской линии, на нем выносили хлеб для благословления в день свадьбы молодых. Этот экспонат был привезен с Украины прабабушкой Евдокимовой Верой Фроловной, она передала своей дочери бабушке Артема Галкиной Людмиле Михайловне. Но на этом женская линия завершилась. У бабушки пять сыновей и ни одной внучки, трое внуков. Поэтому рушник был передан старшему из внуков Галкину Артему.

Обучающиеся оформляют коллекции медалей и орденов, грамот и похвальных листов своих бабушек и дедушек.

Наше будущее зависит от того, сможем ли мы сегодня восстановить историческую преемственность жизни, осознать себя хранителями и защитниками духовных сокровищ русской истории. Любить сою Родину – значит исследовать всю красоту ее прошлого, славу и свет разума ее предков. Возможно, использование всех этих форм работы позволит выполнить поставленные задачи. Ведь в первую очередь мы готовим для общества человека, а уже потом профессионала своего дела. Поэтому если покажется, на первый взгляд, что эта тема не связана с профессиональным образованием, то это является глубоким заблуждением. А потому смею утверждать, что духовно – нравственное развитие обучающихся позволяет не только видеть и чувствовать красоту своего труда и труда тех, кого мы обучаем.

Литература

Данилюк А.Я., А.М. Кондаков, В.А. Тишков Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.

Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 г. Утверждена постановлением Правительства РФ № 795 от 05.10.10.

Архивные материалы музея техникума

Приложение 1. «Сценарии праздников»

Театрализованное представление «Святки»

Цель:

ознакомить обучающихся с историей празднования «Святок»; показать роль их в русской культуре; показать взаимосвязь старого праздника с современностью; прививать чувство прекрасного, любовь к национальным традициям и обрядам; расширять кругозор обучающихся.

Место проведения: Открытая, оборудованная площадка.

Оформление: Элементы «русской избы», национальные костюмы, аудиозапись народных песен, новогодние украшения, плакаты о «Святках», спортинвентарь для игр, предметы для гадания, презентация «Новогодняя викторина», самовар и угощение к чаю.

План проведения:

Литературно-музыкальная композиция

«Игрища» и гадания

Викторина (если праздник проводится в актовом зале), чаепитие (если праздник проводится на открытой площадке)

Участники представления:

скоморохи, хозяин с хозяйкой, Коляда, ряженые.

Литературно - музыкальная композиция

(место проведения - оборудованная площадка на улице, где обустроена «русская изба»)

Появляются скоморохи и возглашают.

1 скоморох:

Добрый день, гости дорогие!

Жданные, званные и желанные!

2 скоморох:

Здравствуйте, молодки!

Здравствуйте, лебедки!

Ребята - молодцы, веселые удальцы!

1 скоморох:

Почтенные и молодые,

Полные и худые!

2 скоморох:

Мы рады гостям, как добрым вестям,

Всех привечаем, душевно встречаем!

1 скоморох:

Эй, господа! Пожалуйте сюда!

Приглашаем всех гостей

К нам на праздник поскорей!

2 скоморох:

Приходите, разомните кости!

Сегодня Коляда приглашает в гости!

Раздается стук в дверь, дальнейшее представление разыгрывается у «русской избы».

Хозяйка:

Ах, ты, никак ряженые!?

С шумом, смехом входят ряженые.

Ряженые:

1. Благослови, хозяин с хозяйкой, Коляду покликать. Вошла Коляда позади рождества, впереди Масленицы. Пришла Коляда к вам во двор.

2. Коляда, Коляда!

А бывает Коляда

Накануне Рождества

Коляда пришла -

Рождество принесла!

3. Коляда, Коляда!

Ты подай пирога

Или хлеба ломтину

Или денег полтину

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком!

4. Коляда, Коляда!

Ходила Коляда по святым вечерам

Зашла Коляда к вам во двор.

У хозяюшки лицо, что ясно солнышко,

Дай, ей, господи, доброго здоровья,

Ячменя да пшеницы, лошадей да лебедей,

Пятьдесят быков, сто коров.

Хозяйка:

Как пошла Коляда

Вдоль по улицам гулять

С новым годом поздравлять!

Коляда! Коляда!

Где ты раньше была?

Коляда:

Я в поле ночевала

Теперь к вам пришла!

Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!

2 скоморох:

Входя в избу, пели и плясали, шутили и выпрашивали подарки: «А вы, старые старушки, подайте по краюшке», ежели кто - то скупился, то можно и пригрозить «Не дашь пирога, сведу корову за рога», «Кто не даст хлеба, уведу деда».

5. Полно Коляду томить

Пора подарки дарить,

Подай, хозяин, подачу

Не мало, не велико,

Открывай сундучок,

Доставай пятачок!

Открывай коробейки,

Доставай копейки!

6. Ряженые разбрасывали в доме овес, пшеницу, горох, гречку - это был символ богатства.

Сейся, родися

Жито, пшеница

Ячмень, овес, гречка

Горох, чечевица

Будьте здоровы

Живите без бед

Много лет!

(разбрасываются семена при этих словах)

Ряженые хором:

Дай вам, Господи, всего - всего

Спасибо этому дому,

Пойдем к другому (Ряженые уходят с песнями, криками)

Хозяин:

Да не пустила бы ты их, а то ишь, сколько им понадовала!

Хозяйка:

Как, же, нельзя не пустить. Пустила - славили меня, пожелали

много добра на следующий год. А если бы не пустила, могли бы окно разбить, разбросать дрова, подпереть ворота, как в прошлом году у моей кумы. Нельзя не пустить было.

1 скоморох:

На Руси народ праздновал Рождество торжественно, в соответствии с церковными правилами, и весело - как обычно проходили народные гулянья.

В первый день было богослужение, затем люди ходили «славить Христа»

Волхвов привечайте

Святое встречайте

Пришло Рождество

Начинайте торжество!

2 скоморох:

А начнем торжество с любимого занятия славян - хоровода.

Становитесь дружно в круг, чем веселее и быстрее, тем жизнь прекраснее и радостнее.

Хозяин:

Ой, поди, замерзли вы, а давайте игрища да песни устроим!

Хозяйка:

Что ж не устроим, повеселимся от души…

1 скоморох:

Что за праздник без веселья

Что за веселье без пляски

Объявляю русский перепляс.

2 скоморох:

Наши танцы всюду славятся

Наши танцы - как огонь

Выйдет русская красавица

Да пройдется под гармонь.

(исполняется русский народный танец - «Перепляс»)

1 скоморох:

Хорошо пьют чай милые подружки,

Только

Что за посиделки

Без лихой частушки.

(исполняются частушки)

Хозяйка:

А вот теперь выясним, кто у нас самый мудрый

Я не просто пришла,

Я подарки принесла.

Чтоб подарки получить

Отгадайте мои загадки.

(загадывают загадки)

Хозяин:

А есть ли здесь парни бравые, те, которые силой да удалью померяться хотят?

Пришло время играм раздольным.

Выходите, кто тихи, кто лихи,

Удаль в играх показать.

II. Проводятся игры и гадания

2 скоморох:

Святочные вечера не обходились без гаданий. Особенно ими

увлекались девушки. Гаданиям верили и не верили, но никто не отказывался, хотя бы в шутку испытать судьбу.

III. Проводится чаепитие.

Устанавливаются самовары, раздается горячий чай и сладости.

1 скоморох:

Всем спасибо за внимание…

За игру, песни, смех!

2 скоморох:

Говорим мы: «До свидания!»

Хором: С Новым годом всех!


Загадки

l. Зимой и летом одним цветом (елка)

2. Бродит огненное око,

Всюду, где бывает, взглядом согревает (солнце)

3. По небу лебедь черный

Рассыпал чудо - зерна

Черный белого позвал,

Белый зерна поклевал (ночь и день)

4. Бежал по тропке луговой

Кивали маки головой

Бежал по речке голубой

И речка сделалась рябой (ветер)

5. Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет

И никуда я не иду

Покуда он идет (дождь)

6. Музыкант, певец, рассказчик,

А всего - кружок и ящик (проигрыватель)

7. Вырос лес, белый весь

Пешком в него не войти

На коне не въехать (морозный узор на окне)

8. Я, как песчинка мал,

А землю покрываю

Я из воды, а с воздуха летаю

Как пух, лежу я на полях

Как алмаз, блещу при солнечных лучах (снег)

9. Весной цвету,

Летом плод приношу

Осенью не увядаю

Зимой не умираю (сосна)

10. Когда человек бывает деревом? (когда он со сна)



Игры

1. «Умелые руки»

Приглашаются три участника, у каждого в руке пластина, на

которой лежит мяч. Тот, кто донесет мяч до установленного финиша - тот и выигрывает (мяч нельзя поддерживать руками)

2. «Яга на метле»

Устанавливаются кегли на определенном расстоянии. Участники бегут, зажав метлу ногами, между кеглей, не задевая и не сбивая. Победит тот, кто меньше всего собьет кегли и добежит первый.

3. «Бедовые петухи»

Чертится круг. Двое участников входят в круг. Становятся на одну ногу, руки за спиной. По сигналу они должны выталкивать противника из круга. Побеждает тот, кто останется в круге.

4. «Кто - кого»

Создаются две команды, которые перетягивают канат по сигналу. Победит та команда, которая перетянет противника.

5. «Ловкость рук»

Два участника становятся спиной друг к другу, ноги на ширине плеч, между ног лежит лента, по сигналу, нужно выдернуть ленту вперед соперника.

6. «Фото на память»

Корова моя в заграничных носках,

Прошла у фарцовщиков школу

И нынче она не дает молока

Доится одной пепси - колой.

Кто расскажет нам стишок

Или спляшет под шумок,

Тому дано право засняться с крутой коровой

(двое участников: одному закрывают глаза и дают карандаш, а другой диктует элементы портрета у крутой коровы).

Гадания

1. На благополучие

Преподносятся закрытые полена, участники достают полена:

- гладкое, без сучка - к спокойной, благополучной жизни;

- сучковатое полено - к препятствиям в жизни в новом году.

2. Что ожидает в будущем году?

Преподносятся закрытые чаши, в одной - вода, в другой - монеты, в третьей - сладости. Участники достают одну из чаш:

- вода - к пустым, без прибыли, делам;

- монеты - к богатству;

- сладости - к благополучию.

3. Какому быть мужу?

Преподносятся закрытые предметы: стакан с водой, зеркало,

монеты, плетка. Участницы достают один из предметов:

- стакан с водой - быть мужу пьяницей;

- зеркало - быть мужу щеголем;

- монеты - быть мужу богатым;

- плетка - будет побивать молодую жену.









Театрализованное представление «Масленица»

Цель:

ознакомить обучающихся с историей празднования «Масленицы»;

показать роль ее в русской культуре; показать взаимосвязь старого праздника

с современностью; прививать чувство прекрасного, любовь к национальным

традициям и обрядам; расширять кругозор обучающихся.

Место проведения: Открытая, оборудованная площадка.

Оформление: Элементы «русской избы», национальные костюмы, аудиозапись

народных песен, плакаты о «Масленице», инвентарь для игр, самовар и угощение к чаю.

План проведения:

I. Литературно - музыкальная композиция

П. Чаепитие

Участники представления: скоморохи, Масленица, девушки, сопровождающие Масленицу, продавцы - зазывалы.

Литературно - музыкальная композиция

1 скоморох:

Эй, народ честной!

Шире рот открой!

Слушайте объявления

Для глухих без повторения!

2 скоморох:

А мы Масленицу встречаем,

Сыром гору набиваем,

На широк двор зазываем,

Да блинами заедаем.

1 скоморох:

Все, кто любит блины в сметане,

Чай горячий в стакане,

Вместе встретим без промедленья

Праздник старинный, весенний!

2 скоморох:

Как на масленой неделе

Со стола блины летели

Весело будет нам,

Эх, весело будет и вам!

Звучит фонограмма веселой народной музыки, входит Масленица в сопровождении девушек.

1 скоморох:

Ах ты, Масленица годовая,

Гостья наша дорогая!

Ко двору въезжает,

А вот девушки ее встречают.

Девушки все вместе: А вот красные ее встречаю.

1 девушка:

Дорогая наша гостья Масленица (кланяется ей), белая, румяная, чернобровая.

2 девушка:

Коса длинная, трёхаршинная (заплетает косу)

3 девушка:

Лента алая, двупол тинная (повязывает ленту)

4 девушка:

Платочек беленький, новомодненький (повязывает платок)

5 девушка:

Брови черные, наведенные (подводит ей брови)

6 девушка:

Шуба новая, теплая (накидывает на нее шубу)

Все кланяются Масленицы в пояс.

1 девушка:

Ух, ты, Масленица

Ох, ты, широкая,

Погостюй недельку,

Погостюй другую!

Девушки становятся в круг, Масленица в середине круга, исполняется хоровод.

2 скоморох:

Со среды или четверга начиналась широкая ярмарка, на которую звали гостей со всех волостей.

Входят продавцы - зазывалы.

1 скоморох:

Здравствуйте, почтенные мастера

Вот и мы пришли на ярмарку сюда,

На ваш товар посмотреть и себя показать.

2 скоморох:

Народ собирается, наша ярмарка открывается!

Продавцы - зазывалы:

1. Мой товар саамы лучший, в начале на него посмотрите, а потом его купите. Частушки мой товар (исполняются частушки)

2. А вот и ребятишки,

Здравствуйте, парнишки!

Здравствуйте и вы, славные девчушки - быстроглазые вострушки!

Поклон и вам, гости дорогие!

Подъезжаю к ярмарке и слышу смех да веселье!

Ну, думаю, бог миловал, вовремя

Чай не закрылась ваша ярмарка? Нет?

Тогда и мой товар купите (загадываются загадки)

1 скоморох:

Ах, честной народ распотешим мы вас

Мы скакать пойдем с колакольцами, с колакольцами, с болобольцами

2 скоморох:

Вот идет по дороге Ероха!

Полюбуйся - ка народ на скомороха

За Ерохой, кто с хвостом, кто с рогами

А один - то погляди вверх ногами.

1 скоморох:

(выводит ряженого в медведя человека с балалайкой)

Ну а этот разве плох, косолапый скоморох?

Топнул, рявкнул, да по струнам брякнул

Покажи - ка, Мишенька, как ребята на занятия идут

А с занятий? (медведь изображает)

2 скоморох:

Тише дудки, тише домбры

До свиданья, люди добры!

Умолкает барабан, закрываем балаган!

Закрывается наша ярмарка!

Масленица:

Масленица издавна сопровождалась весельем и игрищами, давайте и мы поиграем.

1 скоморох: наша игра называется «Кричалка»

Моя команда по правую руку.

2 скоморох: тогда моя по левую.

1 скоморох: моя команда называется «Петька»

2 скоморох: а моя команда называется «Васька»

1 скоморох: «Петьки», наша задача передразнить «Васек», для этого повторяем за мной слова: «Васька у тебя трусы в горошек, а пришел сюда, потому, что я хороший»

2 скоморох: а наша задача перекричать «Петек», и слова у нас будут такие: «Петька, у тебя рубашка в клетку, я пришел сюда, чтобы получить конфетку»

1 скоморох: начинаем соревнование, кто громче.

2 скоморох: раз, два, три, начинаем (проводится игра)

Масленица:

Я думаю, что в этом конкурсе победила дружба.

1 скоморох:

Предлагаем танцевальную игру (Образуется круг, скоморохи в середине круга и приглашают в середину свою пару, и так до тех пор, пока звучит музыка. Как только музыка прекратилась, каждый должен вернуться на свое место на счет 3. А кто не успел, тот исполняет стихи о весне)

Девушки выводят Масленицу.

1 девушка:

Наша Масленица дорогая

Немножко простояла,

Мы думали семь неделек,

Схватимся - спохватимся

Сего семь денечков!

2 девушка:

Прощай, Масленица - вертушка!

Настает великий пост,

Подают от редьки хвост!

3 девушка:

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица!

Ты прощай, прощай,

Наша широкая!

4 девушка:

Ты не в среду пришла

И не в пятницу,

Ты пришла в воскресенье,

Всю неделюшку было веселье!

5 девушка:

Ты пришла с добром,

С хмельным пивом и вином,

Со блинами, с пирогами,

Да с оладьями.

6 девушка:

А сегодня, в воскресенье,

Наше кончилось веселье

Прощай, прощай,

Наша Масленица!

1 скоморох:

Ты нас прости, Масленица,

За озорство, за шутки наши

Не держи на нас зла!

Масленица:

И вы простите, люди добрые,

Если чем вас обидела.

Коли что не так!

Сегодня ведь

Прощеное воскресенье,

Целовать друг друга надо.

Да прощенье просить.

Передает скоморохам чучело масленицы.

2 скоморох:

В разных губерниях Масленицу делали в виде куклы. Одевали в сарафан или вывернутый мехом наружу полушубок. Чучело возили по всей деревне. К вечеру, в воскресенье чучело Масленицы сжигали, или топили, или разрывали. Это символизировало окончание зимы.

Сжигание чучела. Все участники водят вокруг чучела хоровод

1 скоморох:

Зачем нам теперь Масленица

Коли весна уж в ворота стучится

Девчата улыбаются,

Парни влюбляются!

2 скоморох:

Приглашаем всех на чаепитие с блинами, пирогами и оладьями.

II. Чаепитие.

Литература

1.Калейдоскоп внеклассных мероприятий. /сост. С.В.Хохлов; под. ред. С.В.Адаменко. - М.: Илекса, Ставрополь, 2006.

2. Шубина. И.Б. организация досуга и шоу - программ. - Серия «Хит сезона». Ростов н/Д: Феникс, 2003

t1687333299aa.jpg


Пt1687333299ab.jpgt1687333299ac.jpg риложение 1. Празднование Масленицы

t1687333299ad.jpg

t1687333299ae.jpg


​​​​​​​ t1687333299af.jpg



t1687333299ag.jpg



t1687333299ah.gif

Приложение 2. Творческие работы студентов


t1687333299ai.gif

Приложение 3. Творческие работы студентов об одежде и прическах Руси и России


t1687333299aj.gif

Приложение 4. Архитектура Древней Руси

t1687333299ak.jpgt1687333299al.jpg

Пt1687333299am.jpgt1687333299an.jpgt1687333299ao.jpgt1687333299ap.png риложение 5. Мини – музей

t1687333299aq.jpg




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.