12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольховатская Нина Петровна50
Россия, Саратовская обл., Духовницкое

Духовно-нравственное воспитание детей на уроках литературы.

Учитель русского языка и литературы Ольховатская Нина Петровна

Урок литературы, как никакой другой, несет большую ответственность за духовно-нравственное воспитание детей. Соответственно и учителя литературы помогут детям выдержать натиск жестокой реальности, противостоять ей. Потому что мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга,- по словам А.Герцена, -это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, человеку, заступающему на его место».
Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейший материал для воспитания юных сердец. Мы, учителя- словесники, больше всего затрагиваем мир эмоций и чувств.

Хотя я убеждена, что у каждого урока в расписании своя воспитательная роль:

-учитель, входя в класс и приветствуя своих учеников словами «Как мне приятно вас всех видеть!», воспитывает в своих подопечных доброжелательность;
- учитель, записывающий на доске число и месяц, воспитывает уважение к течению времени;
- учитель, требующий найти к задаче несколько решений, воспитывает мобильность личности, готовность искать выходы из сложных ситуаций;
- учитель, раскрывающий перед ребенком карту мира, воспитывает любовь к путешествиям,
- учитель, показывающий восход солнца, учит любить жизнь;
- учитель, читающий стихи, воспитывает восхищение красотой родной речи.

Сейчас много пишут и говорят об интерактиве, о мультимедиа-урока , о применении ИКТ и забывают об одном- о самом важном, самом трудно измеримом ресурсе урока- воспитательном. В последнее время носители культуры для учеников- это близкие им люди и учителя.

Школьная информация, во многом насыщая ум, в меньшей степени затрагивает мир эмоций и чувств. В этом одно из несовершенств современного образования. Вот почему особое место среди всех учебных дисциплин занимает литература. Её уроки жизненно важны, т.к. именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о жизни в нем, о себе.

Что же такое духовно-нравственное воспитание? По словарю С. И. Ожегова, нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.  Духовный – 1) относящийся к умственной деятельности, к области духа; 2) церковный.  В словаре нет определения, что такое духовность. Возможно, потому, что само существо  духовности не поддается точному определению и рациональному осмыслению.

Однако не могу согласиться с одним: с тем, что мы стали считать православие, церковь и религию синонимом духовно-нравственного воспитания и сводить работу по духовно-нравственному воспитанию к пропаганде православных религиозных праздников и обрядов.
Без знания основ православной культуры невозможно полноценное изучение произведений М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, И. А. Гончарова, И. А. Бунина и других, так как они отражают в своем творчестве христианские символы, понятия, идеалы, христианское сознание и уклад жизни нашего народа

Понятие "духовно-нравственное воспитание" для меня-это те моральные устои и ценности, которые должны быть заложены в детстве, а на протяжении всей жизни выполняться, став нормой. Доброта, уважение к старшим, почитание родителей, любовь к своей "Малой Родине", ее истории, природе, к своим близким. Все это должно прививаться молодому поколению с младенчества, в семье, позднее школой.

Уроки поэзии – это не только уроки доброты, и можно продолжить ряд – это уроки, которые раскрывают такие понятия, как

патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;

социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру видеофильмов. Компьютерным играм. Наши школьники редко берут в руки книгу со сказками, занимательными приключениями. Не говоря уже о лирических стихотворениях. Их не любят читать вообще. Именно уроки изучения лирических стихотворений помогают «достучаться» до сердца ребёнка, приобщить к общечеловеческим духовным ценностям. Конечно, в 5 классе мы начинаем изучать стихотворения наших классиков: А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Чтобы заинтересовать ребят, я практикую слайд-шоу, и преподношу непонятное им произведение в ином виде, более понятном, близком. Для подготовки к восприятию можно провести виртуальную экскурсию, например, по пушкинским местам, когда мы знакомимся историей создания стихотворения. Познакомить с репродукциями художников, при этом выразительно читая стихи Тютчева, Бунина, Бальмонта, Северянина. А можно за несколько минут и свои строчки написать. Выразительное же чтение является инструментом развития чувств ребёнка. Любое произведение можно прочитать так, что оно не оставит в душе никакого следа, а можно прочитать и так, что у ребёнка заблестят глаза, затаится дыхание и он будет весь во власти чувств, охвативших его. Такое прочтение действует вернее, чем рассуждение о самом произведении и его героях. Таким образом, для достижения планируемых результатов, можно использовать актёрское мастерство самого педагога или грамзапись в исполнении профессионального актёра, чтеца.

Дать прослушать музыку после чтения стихотворения Кедрина «Скинуло кафтан зеленый лето», а потом с ребятами проанализировать, почему именно это музыкальное произведение подходит к поэтическому. Поставим перед собой задачу проникнуть в тайны художественного слова, чтобы поэтические образы этого стихотворения «открылись» нам и мы бы более глубоко могли понять мысли и чувства поэта. Для этого давайте выясним значения слов, которые не знаем, и объясним смысл непонятных выражений. Урок литературы – это школьная церковь, где тебя примут, поймут, утешат. Е.Н.Ильин

Какие бы формы и методы мы ни выбирали, главное наше назначение – быть источником нравственного влияния.
Увеличивая степень самостоятельности учащихся, осуществляя индивидуальный подход, учитель развивает творческие способности каждого ученика. Активность не возникает сама собой при обращении к той или иной форме, а создается совместным творческим трудом.
Остановимся на некоторых формах обучения, применяемых мною на уроках литературы.
1.Предлагая различные виды работы на уроках литературы, обязательно в его начале использую в качестве эпиграфа высказывания писателя или поэта. Цель не столько удивить ученика, а настроить его на идейную волну урока, пробудить в нем душевные переживания.

 Это ты, моя
Русь державная.
Моя родина
Православная!

Слова поэта Никитина к теме «Поэтический образ Родины». В конце урока обязательно возвращаюсь к эпиграфу. Одним из пунктов дом. зад.: подобрать свой эпиграф к прошедшему уроку. На этом уроке прозвучат и стихотворения наших духовницких поэтов о своей малой родине. Основной воспитывающей целью этих уроков будет воспитание любви к родному краю, окружающей природе, Родине.

2.Одним из основных видов работы с лирическим текстом, считаю, обращение к истории создания стихотворения. При изучении темы «Лицейские годы Пушкина», «Послания и их роль в творчестве поэта» мы обращаемся к стихотворению «Пущину». Но сначала мы вспомним о лицейских друзьях Пушкина, представим, какими они были, когда учились в Лицее. Что общего у нынешних шестиклассников и лицеистов того времени? Кто был лучшим другом Пушкина? На этих уроках мы говорим о дружбе и верности. Пишем письма своим друзьям и близким. Многие пытаются сочинить собственные послания в стихотворной форме.
3.Анализ текста – это основной вид работы на уроке литературы. А).Наблюдение над словом содержит эмоциональные знаки, которые характерны для раскрытия внутреннего мира лирического героя. Дети очень любят разбирать стихи «по косточкам»: каждую строчку, каждое слово. Что хотел сказать поэт этим словом? Какие мысли скрывались за этой строчкой?

Б). На уроке анализируем с ребятами разные художественные способы, средства выразительности. В последнее время применяю звуко-цветовой анализ.

Строчки стихотворения

Звуки

Цвет

В замке был веселый бал,
    Музыканты пели.

Музыка, пение, смех

Белый, розовый, черный, голубой

Ветерок в саду качал
    Легкие качели.

Скрип качелей

Зеленый

В замке, в сладостном бреду,
    Пела, пела скрипка.

Скрипки

Белый, розовый, черный, голубой

А в саду была в пруду
    Золотая рыбка.

Плеск воды, шелест листьев

Голубой, золотой, зеленый

Выводы:_Жизнерадостные звуки, цвета светлые, спокойные, красивые . Чувство любви, радости. Запах?

Цветовой анализ:

Студенты МГУ провели наблюдение над поэтическими текстами и пришли к выводу, что каждой гласной соответствует определенный цвет

А — ярко-красный,
О — яркий светло-белый или желтый,
И — светло-синий,
Е — светлый желто-зеленый,
У — темный сине-зеленый,
Ы — тусклый темно-коричневый или черный.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

Вставай, страна огромная.

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

4.Большое значение имеет внимательное прочтение «про себя», ведь именно оно учит детей видеть внешние проявления внутреннего состояния героев, глубже воспринять мир их чувств, отражающийся в их мимике, жестах, действиях, интонации.
О каком бы из средств создания художественного образа не шла речь, мысль о том, что чувство воспитывается только чувством, считаю основной в работе с детьми.
Наши дети учатся у героев полюбившихся произведений разным чувствам: радости и огорчению, восторгу и печали. Урок литературы учит жизни в широком понимании слова, формирует опыт, развивает чувства. К тому же, книга обогащает человека духовно, воспитывает его эстетический вкус.
Наблюдение над текстом, его внимательное прочтение, нужно для того, чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свое стихотворение. А, следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение.
Если школьник научится проникать в эмоциональный мир героев, выявлять авторское отношение к ним, а затем вырабатывать собственные оценки персонажей, то это будет способствовать развитию читательских навыков, глубокому постижению произведения искусства, повышению уровня нравственной воспитанности детей, формированию их нравственных идеалов. Г).Выразительное чтение и анализ прочитанного, считаю одним из самых полезных видов работы на уроке. Вдумчивое чтение, передающее настроение героя его чувства, владение интонацией текста помогает ребенку понять внутренний мир героя, соотнести его поступки со своим мироощущением. Ведь даже одна реплика героя, прочитанная с нужной глубиной восприятия и правильной интонацией, требует повышенного внимания и заслуживает похвалы. Сами ученики отмечают такое чтение своими отзывами о герое: «Мне его жалко», « Я понял, почему он так делал».

В учебниках литературы многие произведения посвящены воспитанию в детях любви ко всему живому. Это разделы «Мир наших братьев меньших». При чтении таких стихотворений , как «Песнь о собаке» С. Есенина, «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского, задача учителя привлечь внимание детей к природе, вызвать у них желание оберегать растительный и животный мир. Ребёнок, который с детства привык с пренебрежением относиться к живым существам, не умеющим говорить, но способным чувствовать боль и обиду, переносит такое отношение и на людей. Очень важно после прочтения произведения беседовать с детьми, тем самым выявить отношение к прочитанному, предложить детям высказать своё мнение. Обоснование своего ответа заставляет учеников вдуматься в прочитанное, оценить поступок того или иного персонажа рассказа, а часто вспомнить и о своём личном опыте.

Можно поставить перед ребёнком вопрос: наблюдал ли он в жизни что-либо похожее на данный случай? Беседу с учащимися следует вести так, чтобы вызвать у школьников эмоции не только одобрения, но и осуждения. Это будет способствовать воспитанию в детях нетерпимости к проявлению жестокости, эгоизма, равнодушия и поможет лучше увидеть положительные или отрицательные черты героя, дать им правильную оценку.

В связи с чтением произведений природоведческого содержания можно сделать фотовыставку. Прошу ребят принести фотографии, где они изображены со своими питомцами, где они ухаживают за растениями.

5.Рисование иллюстраций к прочитанному тексту должно, на мой взгляд, быть обязательным, ведь ученики интерпретируют по-своему произведение, выражают свое эмоционально отношение к нему. И совсем не важно, пятиклассник это или десятиклассник. У данного вида работы есть психологическое обоснование: ребенок через краски выдает свои положительные или отрицательные эмоции. Это, конечно, больше относится к лирике о природе, к стихотворениям о братьях наших меньших. 6.Эстетическое восприятие литературы становится более органичным, с введением теоретических и литературоведческих понятий.
Лирический герой, авторская позиция, роды и жанры литературы – эти понятия звучат уже в 5 классе на уроках. Я вижу необходимость в своевременном обращении к теории литературы, так как она учит пристальному взгляду на произведение, подробному его анализу.

7. Стихотворения, поднимающие тему войны, Отечества, придают урокам литературы особую атмосферу, потому что на них происходит приобщение к мужеству , подвигу народа, проводятся размышления о войне и времени, памяти, бесценности человеческой жизни. Ребята по-новому осмысливают, что значит мужество. Это не просто не бояться на войне, это значит находить в себе силы подниматься под пулями, идти в атаку, отстаивая свою землю. Изучение героической темы начинаем с произведения Лермонтова « Бородино».

Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной поэзии сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти. При изучении такой большой темы, как «Литература периода Великой Отечественной войны», использую метод проектов. Например, мы уже начали работать над проектом «Песни огненных лет» . Разделила класс на 5 групп, и они уже получили задание-карточки: собрать сведения о создании песни, создать презентации, нарисовать иллюстрации, подобрать фонограммы, выучить наизусть. Работая над проектом, учащиеся создают антологию произведений, в которых закрепилось личное авторское восприятие пережитого, ведь именно поэтический текст в наибольшей степени может способствовать пробуждению эмоционального отношения к событиям военного времени.

В прошлом году у нас уже был урок, посвященный Дню Победы. Мы читали стихи, слушали песни.

Получился такой синквейн.

Поэзия.
Трогательная, проникновенная.
Призывает, спасает, воодушевляет.
В военную пору поддерживает, помогает.
Память.
Поэзия периода Великой Отечественной войны воспринимается ребятами по-особому, ведь она соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Всеобщее чувство: желание оберечь родную землю, свое гнездо - чувство обыкновенного человека становится понятнее , ближе и роднее. Война воспринимается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь , пусть неимоверно тяжелая.
Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Они о беззаветной стойкости нашего народа. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня, прежде всего проблем нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по–доброму относиться к окружающим людям.
Понятие патриотизм я для себя определяю не только как любовь к Родине, но уважение и преклонение перед лучшими людьми своего Отечества.

8. Ценность нравственного воздействия письменных творческих работ (сочинений, эссе, ответов на проблемные вопросы) очевидна, так как дети сами ставят нравственные проблемы на своем возрастном уровне их языком. «Откуда берутся улыбки?», «Чем пахнет весна?» Считаю главным то, что они не столько говорят о проблемах нравственности, сколько их решают для себя, а в будущем, скорее всего, это выразится в поступке. В ноябре в 6 классе я проводила урок по теме «Образ матери в стихотворениях наших поэтов-земляков». После урока было задано домашнее сочинение.
9.Важным в работе филолога вижу создание атмосферы «творческого комфорта», «общего вдохновения» на уроке. Почему не все ученики пишут искренне? Возможно, боятся быть непонятыми. У меня свой подход к творчеству учащихся.
1.Никогда не читать вслух работы учеников (только по их желанию).
2. Самые удачные мысли подчеркиваю в тексте и выношу на поля: «Молодец!» 3.Предлагаю темы, которые увлекают ребят, являются актуальными для этого класса и доступными, побуждающими каждого к самоанализу, но не провоцирующие на излишнюю откровенность. Тем бывает не менее 3-х (на выбор ученика).Домашних заданий по литературе даю несколько. Презентация, ответить на вопросы. Обязательное – прочитать произведение. Дополнительная оценка – синквейн, плэйкаст, иллюстрация, презентация и др.
4.Каждая работа требует индивидуального похода, поэтому комментарии (2-3 предложения) в виде пожелания, похвалы обязательно даю после проверочной работы.
Итак, учитель-словесник на уроках литературы помогает ученику, как можно раньше осознать себя личностью, сделать свой нравственный выбор. Литература – это искусство слова, и следует видеть в классике средство воспитания души, гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности.
Еще К.Д.Ушинский, один из лучших русских педагогов полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом», - писал он.
На уроках поэзии без излишней морализации и назидания, просто и доступно даются ответы на многие вопросы: «Что считать добром и злом? Как очиститься от дурных помыслов? Как научиться жить среди людей?» Когда читали отрывок из произведения Достоевского «Братья Карамазовы», предложила ребятам привести примеры из жизни, когда человек осознал свой проступок, раскаивается в нем. Естественно дети полезли в Интернет.

Кристина Колеганова принесла притчу Светланы Копыловой «Сосед», которая вбирает в себя описание всей греховной сущности человека, его жестокости, зависти, бездушия, несущего смерть человеку доброму, открытому, способному раскрасить серую стену живыми красками бытия:

 Лежали в больнице в палате одной

Два тяжко больных человека.

Один у окошка лежал, а другой –

У двери, где не было света.

 Один постоянно в окошко глядел,

Другой - лишь на краску дверную.

И тот, что у двери узнать захотел

Про жизнь за окошком – иную.

 С готовностью первый больной рассказал,

Что видно ему из окошка.

Там тихая речка, дощатый причал

И ходит по берегу кошка.

 По синему небу плывут облака,

Причудливые, как зверушки,

Сидят на причале там 2 рыбака,

И с внуком гуляет старушка.

 И так каждый день - то про сказочный лес

Рассказывал, то про влюбленных.

Другой же сосед перестал даже есть,

Считая себя обделенным.

 Он мучился злобой, и зависть росла,

Его постепенно съедая.

Не мог он понять, почему же была

Тут несправедливость такая.

 Однажды сосед у окна занемог,

Что не было сил разогнуться.

Он стал задыхаться и даже не мог

До кнопки своей дотянуться.

 У двери сосед мог на кнопку нажать

И вызвать сестру милосердья.

Но он не нажал, а остался лежать,

Глаза закрывая, усердно.

 Наутро сестра милосердья пришла

Постель поменять за покойным

Сосед попросил, и она помогла

Занять эту самую койку.

 

Когда ж он в окно, наконец, посмотрел,

На шее задергалась вена:

Увидел он вместо того, что хотел

Глухую высокую стену.

 

Он был потрясен и сестре рассказал

Про тихую чистую речку,

Про сказочный лес, про дощатый причал

И небо в кудрявых овечках.

 

«Ах! если б он видел, - сказала сестра.–

Всю жизнь он слепым оставался…»

«Зачем же тогда?!» – тут больной прошептал.

«Да он вас утешить старался…»

 Такое вступление позволяет учителю создать негативное отношение ко всему злому, показать нелепость жизненных ситуаций, когда на добро отвечают злом. После прослушивания делается пауза  (минута), после этого учащиеся могут высказать свои мысли. В итоге дети сами приходят к выводу о том, что развитие экономики не есть взросление и духовное становление человека, рассматриваются причины такого обнищания души, затем учащимся предлагается составить ряд черт и качеств, которыми должен обладать Человек.

Детей надо учить читать и вдумываться в нашу классическую литературу, слушать, а лучше читать стихи поэтов – М.Лермонтова, Ф.Тютчева, А.Пушкина, А.Фета, П. Ершова, А. Блока, С. Есенина и др., внимательно рассматривать произведения художников И. Крамского, А. Иванова, В. Поленова и многих других. Ребенок, который научился видеть красоту классической живописи и скульптуры, не соблазнится извращенным современным искусством, не будет тянуться к безвкусной рекламе и тем более к порнографии.
Воспитание духовной личности с твердыми моральными устоями без вмешательства религии возможно, если оно будет основано на исконно русских традициях, на традициях своей семьи, где родителей почитают и уважают, а детей ЛЮБЯТ и ВОСПИТЫВАЮТ, ведь воспитание, прежде всего, идет от семьи .

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.