12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
виноградова наталья александровна55
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
МБОУ СОШ №4


 

Конспект урока по математике

в 3 классе

программа «Школа России»

учитель начальных классов

Виноградова Н.А.

 

г. Тверь

2018г.


 

Тема урока: Единицы времени. Календарь. Год, месяц, неделя.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Цель: способствовать развитию умений пользоваться табелем-календарём, определять по календарю количество дней в месяце, рассчитывать продолжение каникул.

Планируемые результаты.

Предметные. Познакомятся с табелем-календарём. Научатся: применять знания о единицах времени при выполнении практических заданий с опорой на календарь; решать текстовые задачи арифметическим способом.

Формирование УУД:

Познавательные: понимать базовые межпредметные и предметные понятия (величина).

Регулятивные: понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; использовать математические термины, символы и знаки.

Коммуникативные: уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие; уметь выслушать и помочь товарищу, обогащать связную речь.

Личностные: проявлять мотивацию учебной деятельности и личностного смысла изучения математики.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация по теме, карточки.


 

                                                  Ход урока.

1.Организационный момент.

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними . А теперь давайте начнем наш урок.

2.Актуализация знаний.

Но сначала нам надо определить тему урока. Что бы это сделать мы разделимся на группы. Отгадав зашифрованные на карточке слова, вы отгадаете и тему нашего урока.

Расположи ответы в порядке убывания :


 

81 : 9 = (Р)                                  5 * 8 = (Н)                   7 * 8 = (Е)

7 * 6 = (И)                                  54 : 9 = (М)                  35 : 7 = (Е)

63 : 9 = (Е)                                  8 * 3 = (В)                    8 * 4 = (Ц)

36 : 9 = (Н)                                 12 : 4 = (И)                    7 * 7 = (Д)

9 * 3 = (Ы)                                  6 * 6 = (И)


 

Проверка. (Единицы времени) Слайд №1

3.Работа по теме урока.
Какие единицы времени вы знаете? (час, минута, год, век, месяц, неделя, сутки, секунда).

Расположите эти названия в порядке возрастания временных понятий.

(ученик на доске выкладывает карточки в порядке возрастания.)

Что помогает людям ориентироваться во времени? (календарь).

-если дети не называют, загадать загадку:


 

Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И наконец совсем исчез.
(Календарь)


Правильно. Сегодня на уроке мы с вами будем работать с календарем. Но сначала я хотела бы вам показать, какие календари были раньше, много веков назад. Представления о времени начали формироваться давно. Точную дату определить невозможно.  По мнению ученых, первая попытка учета времени в виде календаря датируется 15 –10 тыс. лет до н. э 


 

Месяц – временной отрезок, равен вращению Луны вокруг Земли.

У разных народов наблюдается традиция называть месяца по характерным для них погодным изменениям и религиозными обрядам. Так, древние египтяне давали названия месяцев в честь богов.


В древнем Риме год состоял из 10 месяцев, которые обозначались порядковыми номерами.


 


 

Мудрецы долго не могли прийти к единству мнений в вопросе отсчета начала года.

На Руси новый год начинался в разные времена и 1 марта, и 1 сентября. Петр I в своем указе сравнил русский календарь с европейским.

- В наше время существует множество различных видов календарей: настольный, настенный, карманный, отрывной.

А знаете ,кто придумал первые отрывные календари? Это был известный русский писатель, Лев Николаевич Толстой. Он посоветовал напечатать такой календарь издателю, и вскоре идея имела ошеломительный успех.


 

И все календари показывают год, месяцы, дни недели, даты.

Сегодня на уроке мы рассмотрим, как устроен табель-календарь и научимся им пользоваться.

Практическая работа с табелем-календарём в учебнике.

- Какой месяц самый короткий? (Февраль 28 дней. Но случается так, что раз в 4 года в феврале бывает 29 дней. Этот год считается високосным, например 2012 год.)

- Какой год будет следующим високосным? ( 2016). А следующий ?

-Назовите летние месяцы, в которых 31 день? (июль ,август)

-Назовите весенние месяцы в которых 30 дней ? (апрель)

-Сколько недель в феврале месяце? (4)

-Почему одни цифры чёрные, а другие красные? (воскресенье-выходной)

А сейчас мы с вами сделаем узелок на память в виде памятки:

Единицы времени (на доске)

1 век = …. лет
1 год =…. месяцев
1 год= … дней
1 месяц= …дней
1 неделя =…дней

В каком равенстве несколько вариантов ответов?

Проверим себя по шаблону.(слайд)
Закрепление.

А сейчас эти временные понятия мы отработаем в парах.

Игра « плюс или минус» :

1) 1 час – 50 минут
2) 1 год – 12 месяцев
3) 1 век – 90 лет

4) февраль – самый короткий месяц в году
5) декабрь – первый месяц в году
6) в январе – 31 день

7) Шестой месяц года-июль

8) 1 сутки- 12 часов

Проверим правильность выполнения работы по шаблону.(слайд)

Встаньте те пары ,кто не допустил ошибки. Поблагодарите своего партнёра за ответ.

5. Физкультминутка. (проводят ученики)

№1

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.) 
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.) 
В среду долго умывался, (Умываемся.) 
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.) 
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.) 
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.) 
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.) 
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают

№2

Кот Антипка жил у нас. (Встали, руки на поясе.)
Он вставал с лежанки в час. (Потянулись, руки вверх — вдох.)
В два на кухне крал сосиски (Наклоны влево-вправо.)
В три сметану ел из миски. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Он в четыре умывался. (Наклоны головы к плечам влево-вправо.)
В пять по коврику катался. (Повороты влево-вправо.)
В шесть тащил сельдей из кадки. (Рывки руками перед грудью.)
В семь играл с мышами в прятки. (Хлопки спереди-сзади.)
В восемь хитро щурил глазки. (Приседания.)
В девять ел и слушал сказки. (Хлопки в ладоши.)
В десять шел к лежанке спать, (Прыжки на месте.)
Потому что в час вставать. (Шагаем на месте.))


 

6. Формирование умений и навыков.

Решение задачи.

- Давайте теперь отправимся в любимое ваше время – каникулы.

Зимние каникулы длятся 2 недели, а летние 3 месяца. На сколько дней больше летние каникулы?
Составим краткую запись к задаче. ( 1 ученик у доски).

Зимние кан. - ? 2 недели
Летние кан. - ? 3 месяца На ? >

Решение задачи с доской.

7.Задачи на логику про временные понятия.

1.  Сколько месяцев в году имеют 28 дней?

Все месяцы


 

2. Чем оканчиваются день и ночь?

Мягким знаком

3. В каком месяце болтливая Светочка говорит меньше всего?

В феврале – самом коротком месяце

4. Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 час 40 минут, а другой за 100 минут. Как такое может быть?

Один час сорок минут равны ста минутам.

*

5. Васе 5 лет. А Ане 9 лет. Какая разница в возрасте будет между ними через три года?

Четыре года (разница с возрастом не меняется).

ц

Рефлексия. Итог.

Оцените свою работу на уроке.

На следующем уроке мы продолжим работу над этой темой.

Спасибо за работу. Урок закончен.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.