12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Гаврииловна Гончарова7685
Работаю в Областном казенном общеобразовательном учреждении "Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья" учителем трудового обучения. Окончила КГПИ и КГУ. Имею высшую квалификационную категорию.
Россия, Курская обл., Курск
9

ЭЛЕМЕНТЫ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ




ЭЛЕМЕНТЫ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ


Автор статьи: Гончарова Елена Гаврииловна

                                                                                           учитель трудового обучения


Областное казенное общеобразовательное учреждение

«Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»


В статье рассказывается об актуальности основных элементов арт-терапевтических технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) в специальном образовании. Особое место уделяется использованию арт-терапевтических технологий на уроках трудового обучения.


Ключевые слова: арт-терапевтические технологии, дети с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями), изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, игротерапия.


В современной России, как и во всем современном мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Притом, наиболее многочисленная категория таких детей – это дети с интеллектуальными нарушениями.

Не случайно Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлен на организацию специальной образовательной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями и выдвигает образовательные потребности, которые необходимо обеспечивать:

- особым педагогическим подходом и специальными методами. [7]

В связи с этим, коррекционная педагогика вынуждена искать все более эффективные способы обучения и развития детей с интеллектуальными нарушениями, начиная с самого раннего возраста. Сегодня в мире при работе с особенными детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное использование технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.

Особенно хотелось бы отметить внедрение в процесс обучения так называемых арт-терапевтических технологий, направленных на всестороннее личностное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).

Арт-терапия (от англ. art «искусство») — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. [8] Она выполняет такие функции как:

успокаивает нервную систему;

нормализует психическое состояние;

удовлетворяет творческие потребности;

освобождает от негативных состояний и т.д.

В арт-терапии существует богатое разнообразие технологий. В своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) на уроках трудового обучения по специализации «швейное дело», а также на факультативных и кружковых занятиях использую элементы арт-терапевтических технологий:

изотерапии,

музыкотерапии,

сказкотерапии,

игротерапии.

На уроках трудового обучения в швейных мастерских с 5-го по 9-й классы предпочтение отдаю изотерапии. Так перед пошивом любого изделия девочки сначала его рисуют или срисовывают, раскрашивают, цвета выбирают по желанию, но консультация учителя учитывается. Например, головной, носовой платок, салфетку в виде квадрата, фартук, ночную сорочку, юбки и платья разных фасонов, блузки, брюки или пижаму девочки рисуют или срисовывают, затем раскрашивают карандашами, фломастерами, могут красками, наносят конструктивные линии, рисуют отделочные детали, подписывают детали, названия срезов. Дети с интеллектуальной недостаточностью в силу своих особенностей не все могут хорошо рисовать, поэтому для таких детей я использую шаблоны, раскраски изделий или отдельных элементов изделия.

В ходе наблюдений за учениками я обращаю внимание на цвета, которые они выбирают для своего рисунка (при выборе цвета ткани для выбранной модели изделия), какие цвета совмещают, комбинируют, какие цвета используют для отделок, фурнитуры в выбранной модели одежды, какие конструктивные линии наносят в данную модель в соответствии с подобранной тканью, с фигурой ученицы, с назначением выбранного фасона одежды. Большое значение для изотерапии имеет значение как часто ребенок использует цвет, какие его оттенки выбирает, как их комбинирует, сочетает.

Рисование помогает созданию положительной мотивации, снять напряжение, приглушить агрессию, создать ситуацию успеха, а также воспитывает чувство доброго, прекрасного, взаимоуважения, взаимопомощи, помогает детям с интеллектуальными нарушениями успешно войти в современный социум через арт-технологии. Элементы изотерапии на уроках трудового обучения для детей с ОВЗ имеют огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.

Можно задействовать сразу несколько арт-направлений. Например, дети рисуют под музыку. Рисование под музыку даёт хороший результат: с изменением психофизического состояния ребенка, в лучшую сторону меняется и цветовая гамма – от тёмных цветов от «зоны мрака» к светлым, ярким, от резких линий к плавным, последовательным.

Учитывая психофизические особенности учеников, в коррекционной работе использую элементы музыкотерапии, применяя различные виды музыкальной деятельности: слушание, музыкально-ритмические движения. Музыкальные произведения выдающихся классиков П. И. Чайковского, Г.В. Свиридова, Ф. Шопена, М. И. Глинки и др. помогает мне учить детей слушать, понимать чувства, радоваться, сопереживать, заряжаться положительными эмоциями.

Музыку для рисования и выполнения практических работ на уроках труда необходимо подбирать и использовать мелодичную, спокойную, расслабляющую, а для выполнения физических упражнений во время физкультминуток, для занятий с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью энергичную. Дети могут во время звучания песни подпевать, двигаться и показывать жестами и мимикой все, о чем поется, желающие могут танцевать.

Музыка регулирует психоэмоциональное состояние детей:

улучшает настроение, самочувствие;

уменьшает агрессивность;

снимает напряжение;

уменьшает раздражительность, плаксивость.

Таким образом развиваются коммуникативные и творческие навыки, способности адекватно реагировать на события в социуме.

Среди учащихся встречаются девочки, которые боятся работать иглой, брать её в руки, так как можно уколоть палец, причинить боль. Подсознание о получении болевого синдрома вызывает у ребенка страх. Знакомство со швейной машиной и работа на ней тоже может вызывать панический страх, не желание работать – учиться шить. И, здесь на помощь приходит сказка – сказкотерапия. Хорошо зарекомендовала себя сказкотерапия в 4-5 классах, когда дети начинают знакомиться с основами швейного дела: с инструментами и приспособлениями для шитья и приемами работы с ними, с оборудованием - швейной машиной, правилами работы на ней. В основе сказкотерапии на уроках трудового обучения лежат особые сказки или сказки-рассказы (исторические рассказы об инструментах и приспособлениях для швейных работ, швейной машине, утюге, тканях, разных видах, деталях, отделках одежды) с различным смыслом, целенаправленные, разработанные под каждый конкретный случай (работа определенным новым инструментом, приспособлением, на оборудовании, работа с новой тканью). Сказки чётко ориентированы на решение определённой проблемы (формирование коллектива) или избавление от конкретного страха. С помощью сказкотерапии можно решать и многоплановые проблемы воздействия на личность обучающихся.

Знакомя девочек с работой современной индустрии лёгкой промышленности и с работой современных ателье, салонов одежды провожу с ними игры. Игротерапия является одним из основных средств реабилитации детей-инвалидов, через игротерапию осуществляется интенсивная эмоциональная регуляция психологического самочувствия и общения, снятия проблем, неврозов, замкнутости. В играх для старших классов (8-9-е классы), например, игра «Ателье», девочки выступают в роли заказчиц, в роли работников ателье: приемщица заказов, модельер-консультант, швея. Каждая девочка может попробовать себя в любой роли. Игры, связанные с профориентационной направленностью, позволяют более глубже решать вопросы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, тем самым сглаживая процесс в социум. Начиная с 5-6-го класса играем с бумажными куклами, одевая их в бумажные одежды (изготовленными самими ученицами), когда необходимо подобрать одежду по цвету, по назначению, определить силуэт в одежде в соответствии с фигурой человека, подобрать ткань, отделку и т.д. Технология игротерапии помогает развивать контакты и взаимоотношения ребенка и взрослого, взаимоотношения детей между собой, преодолевая замкнутость, низкую самооценку, необщительность, помогает решать вопросы адаптации в обществе.

Использование элементов арт - терапевтических технологий в образовательном пространстве позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью успешно развивать творческое мышление, внимание, развивать воображение, речь, мелкую моторику, расширять кругозор, повышать мотивацию к обучению, а также способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей, повышению самооценки и укрепления уверенности в себе, поддерживает в современной социализации учащихся.

В заключение хочется привести слова замечательного педагога В. А. Сухомлинского: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок» [6].


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


Выготский Л.С. Психология искусства. - М., Искусство, 2006. 344с.

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: Издательство «Речь»2000. 310 с.

Копытин А.И., Беверли Корт. Техники телесно-ориентированной арт-терапии. Издательство «Психотерапия», М., 2011. 128 с.

Медведева, Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова; под ред. Е.А. Медведевой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 248 с.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 456 с.

Сухомлинский В.А. О воспитании. Москва: Политическая литература, 1982. 270с.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599)

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%82-%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F







Опубликовано в группе «Материалы для работы с детьми ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.