12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна366
Преподаватель ГБОУ СПО ЛНР "КТТ"
Россия, Луганская Народная Респ., г.Кировск

Элементы мотивации в преподавании

математики студентам в СПО.

Пащенко Татьяна Николаевна, преподаватель математики ГОУ СПО ЛНР «КТТ»

Аннотация:

Специфика поэтапного изучения математики влечет за собой разные трудности в преподавании данной дисциплины. Одна из них – отсутствие познавательного интереса у обучающихся.

В статье представлен метод повышения мотивации к изучению математике, а именно, формирование у студентов познавательного интереса.

Как же воспитать познавательный интерес? Интерес у студентов, на мой взгляд, зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная деятельность. Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить эту работу в забаву — одна из труднейших и важнейших задач дидактики».

Ключевые слова: познавательный интерес; обучение математики; мотивация; проектная деятельность; дидактические игры.



Цель обучения математике в СПО состоит в том, чтобы студенты получили фундаментальную математическую подготовку в соответствии с программой и овладением навыками математического моделирования в области будущей профессиональной деятельности. Сегодня нужны изменения в содержании компетентностного образования, подготовка его использования в различных жизненно важных ситуациях.

В государстве предъявляются высокие требования к организации обучения студентов. И я как преподаватель должна расширять круг преподаваемых знаний, умений, навыков, увеличивать область получаемых знаний студентами.

Но, в то же время, у студентов отсутствует интерес к изучению дисциплины. Низкая мотивация обучающихся к приобретению знаний связана с общественной недооценкой значимости математического образования. У студентов выработано негативное отношение к математике как к непонятному предмету, который не осваивается. Они видят математику, как неинтересную, сухую науку. Чтобы исправить это положение, нужно использовать метод повышения мотивации к изучению математики – зарождение, формирование, развитие, поддержание у обучающихся познавательного интереса [3].

Согласно А. К. Марковой, крупнейшего исследователя в области мотивационной сферы человека, в структуру учебной мотивации входят потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение, интерес.

Блезу Паскаль сказал: «Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным». Занимательность — необходимое средство для развития и поддержки внимания и интереса к дисциплине. Решение занимательных математических задач — это приобщение обучающихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности[6].

Что же такое мотивация?

Мотивация – это способ быстрого достижения цели, основанный на психофизиологическом процессе, который направляет поведение человека, способствует его активности и работоспособности. Она представляет совокупность мотивов.

Для мотивации очень важен способ и занимательность преподаваемого  материала (интересные, необычные примеры, занимательные опыты, парадоксальные факты), нетрадиционная форма подачи материала, вызывающая разные эмоции у студентов. Также повышают интерес познавательные игры, дискуссии, творческие проекты, ситуации спора и обсуждения.

Содержание учебного материала должно быть доступно студентам, должно опираться на жизненный опыт, но в то же время материал должен быть достаточно трудным и сложным, чтобы не потерялся интерес у способных студентов. Но не только от содержания учебного материала зависит мотивация, а также от организации учебной деятельности.

В своей работе я использую мотивационные элементы и вашему вниманию предлагаю более эффективные из всех использованных мной:

Разминка.

Умственная работа не утомляет мозг.

Разминка – это вводная часть учебно-тренировочного процесса, которая используется для активизации мышления, снятия напряжения и обобщения подобранной информации по теме занятия.

Классификация интеллектуальной разминки:


Подробно не будем останавливаться на этом этапе.


 Дидактические игры.

Игра- это естественная для ребёнка и гуманная форма бучения. Обучая посредством игры, я учу детей не так, как нам взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно его взять.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направ­ленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в ко­тором складывается и совершенствуется самоуправление пове­дением.

В человеческой деятельности игра выполняет следующие функции:

•    развлекательную - развлечь, доставить удовольствие, во­одушевить, пробудить интерес;

•    коммуникативную - освоить виды общения между людьми;

•    самореализующую - выразить в игре свой умственный и практический потенциал;

•    игротерапевтическую -уметь преодолевать трудности, возникающие в различных видах жизнедеятельности;

•    диагностическую - самосознание в игре, «на что способен»;

•    коррекционную - что необходимо изменить, чтобы дос­тичь успеха;

•    социализиционную - включение в систему общественных межличностных отношений; усвоение нормы человеческих отношений.       

Игра позволяет свободно развивать свою деятельность.

Дидактическая игра  -  не самоцель на занятии, а средство обучения и воспитания.

Основная цель игры - поднять интерес студентов к учёбе, и тем самым повысить эффективность обучения.

Примером является игра «Математический бой». Группа объединяется в две команды, которым даются одинаковые задания. Команды друг друга вызывают на бой. Также мои студенты очень любят «Математический хоккей».

Правила игры «Математический хоккей» напоминают правила игры в хоккей, но вместо шайбы используются вопросы. В качестве вопросов можно использовать любые задачи, главное, что б на их решение не уходило много времени. Для данного вида соревнований подойдет  кабинет или спортивный зал. В каждой команде по 6 игроков:  капитан, вратарь, 2 «защитника», 2 «нападающих». В зависимости от игровой ситуации любой участник может быть как нападающим, так и защитником или вратарем. Судит соревнования судья (учитель математики), ему помогает судья – хронометрист, работает и комментатор. По свистку судьи команды выходят на «поле», приветствуя друг друга. Капитаны или комментатор представляют игроков. Судья делает вбрасывание – задает вопрос. Командам дается время 1 минута  на подготовку ответа. Если первой и правильно ответила, допустим, команда А, то она получает право на атаку и задает свой вопрос линии нападения команды Б. Если ответ команды Б неправильный, то команда  А выходит на защиту и задается снова вопрос. Если вновь команда Б не ответит на вопрос или ответит неправильно, то команда А уже выходит на вратаря. Команда А задает вопрос вратарю команды Б, если он не ответил  или ответил неправильно, то счет 1:0 в пользу команды А. Затем судья вновь проводит вбрасывание.

Судья – хронометрист следит с помощью часов за временем обдумывания вопросов, причем время ограничено на ответы – 0,5 или 1 минута. Из этих минут и складывается чистое время игры – 3 периода по 20 минут. Можно ограничиться и 2 периодами.

Задания в играх желательны с практическим применением.

Используя элементы проблемного обучения помогает студентам переместиться в  условия, которые вызывают у них мышление, способное автоматически применять выученный материал, а также открывать для себя что-то новое.

Вывод: Практическая направленность учебных проблем является мощным средством создания мотивации обучения математики для дальнейшего развития личности и подготовки к будущей профессиональной деятельности. Наличие мотивации, значит положительный результат, а если есть результат, следовательно, появится новая мотивация.


Литература:

1. Закиева Л. Р., Хадиева Ф. И. Проектная деятельность педагога// Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 6-7.

2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть II: Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2005.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность// Избранное. Психологические произведения: 2 т./Под ред. В.В.Давыдова и др. М.,- 1993.

4. Проблемы преподавания математики, физики и информатики в ВУЗе и средней школе [Текст]: матер. науч.-практ. конф. / Воронеж. гос. ун-т инж. технол. – Воронеж:. ВГУИТ, 2015. – 91 с

5. Садовничий, В. А. Университеты на пути к новому качеству образования/ Приложение к издательскому дому “1 сентября”, Математика. –2008. №22. С.2-6.

6. Холева, О. В. Развитие познавательного интереса на уроках математики / О. В. Холева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 106-109. 












Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.