12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дорошенко Ирина Анатольевна18

ФИЛИАЛ ГБОУ «СУПОНЕВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

241037, Брянская обл., г. Брянск, ул. Авиационная, д. 30 тел/факс: 41-81-32

дошкольное отделение для детей с нарушениями слуха


 

Дорошенко Ирина Анатольевна - педагог-психолог

Семинар-практикум на тему:

«Этические и профессиональные аспекты взаимодействия педагогов с родителями детей с ОВЗ»

Цель:

Повышение коммуникативной компетентности педагогов, преодоление трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями, поиск резервов для более эффективного общения, выделение причин возможных или истинных коммуникативных проблем; выработка внутренней позиции на построение взаимоотношений с родителями на основе сотрудничества, и осознание своей индивидуальности в процессе педагогической деятельности.

Задачи:

1. анализ педагогами собственных достижений и проблем в общении с родителями;

2. развитие способности педагога адекватно, с позиции партнера воспринимать родителей воспитанников;

3. формирование умений моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога.

4. содействие снятию психологических барьеров в общении с родителями, осуществление индивидуального подхода в работе с родителями.

Оборудование:

- тексты для решения педагогических задач

- заключение по результатам анкетного опроса родителей на тему - «Удовлетворённость родителей социальной поддержкой, работой дошкольного учреждения и включением ребёнка в учебно-воспитательный процесс»

- заключение по результатам анкетного опроса педагогов на тему – «Оцените себя и других»

- памятки для педагогов по работе с родителями

 

Теоретическая часть. 

Наша работа, вся педагогическая деятельность идёт через общение с детьми и их родителями.

Работа с семьей – это целенаправленный, усердный труд, порой нелёгкий. И педагоги и родители – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Образовательный Стандарт закрепляет принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия родителей, педагогических и иных работников Организации и детей.

Но цель родителей и педагогов одна – воспитание и обучение ребёнка, и лишь объединив усилия, можно достичь положительного результата.

Семья как ближайшее окружение ребёнка является одним из важнейших факторов его развития. В семье ребёнок получает первые представления о мире, о принятых способах поведения в обществе.

Дети-инвалиды испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, их судьба в значительной степени зависит и от педагогов и от позиции семьи.

Каждый день переступают родители порог детского сада.

Уважение родителей к педагогам начинается с приветливой встречи, с убеждения в том, что их уважают, что в д/саду работают доброжелательные, знающие своё дело люди, которые вместе с ними растят их ребёнка.

Для того чтобы общение развивалось конструктивно, в интересах ребёнка необходимо наладить с родителями полноценный, доброжелательный контакт.

Основным средством установления контакта с родителями является сам педагог: его педагогический имидж (сложившееся общественное мнение о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом), его профессиональные знания и умение их преподнести. Успешность работы педагога зависит так же и от его умения общаться, достигать взаимопонимания, находить выход из конфликтных ситуаций, от знания основных приёмов и правил этики делового общения.

Одной из первых задач в работе педагогов является изучение семей и особенностей семейного воспитания каждого ребёнка для выбора оптимальной стратегии общения с родителями. Изучение семьи должно проводиться деликатно, ненавязчиво, с согласия родителей.


 

Но, наверное, в практике у каждого педагога, к сожалению, возникала такая ситуация, когда было сложно добиться взаимопонимания в отношениях с родителями.

Позиции педагога и родителей в подходе к ребёнку всегда будут иметь различия, объективные и неизбежные. Мы ведь все такие разные! и педагоги и родители. Совместить эти по­зиции во благо ребёнка - главная задача педаго­га.

В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей: по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка.

Большое значение для социального, интеллектуального развития ребёнка имеет наличие или отсутствие нарушений слуха у родителей. Общество глухих представляет собой особое культурное меньшинство со своим языком, традициями и нормами поведения. Поэтому условия воспитания ребёнка с нарушением слуха в семье глухих в значительной степени отличаются от условий, характерных для семей, где родители слышащие.
У глухих родителей отсутствуют тяжёлые переживания по поводу глухоты своего ребёнка, им гораздо легче адаптировать его к жизни, у них большая оптимистичность в перспективе будущей жизни ребёнка. Большее эмоциональное благополучие в семьях глухих обусловлено и тем, что при общении жестовой речью, понятной и взрослым и детям, достигается более полный контакт и взаимопонимание.

В отличие от них слышащие родители не могут наладить столь же успешное общение со своими детьми при помощи небольшого набора слов и естественных жестов. Взять обычный дактиль или жесты, как правило слышащие родители не знают ни того ни другого, а глухие пользуются и тем и другим. Так называемая  «воспитательская растерянность» у слышащих родителей  сопровождается повышенной неуверенностью, боязнью ошибиться, упустить время. Позиция большинства слышащих родителей по отношению к ребёнку противоречива: с одной стороны они инвалидизируют ребёнка, чрезмерно опекают его, с другой – желают более быстрого его развития, болезненно воспринимают неудачи в обучении и в общении с окружающими.

 

По отношению к ребёнку, к педагогам, к организации учебно-воспитательного процесса можно выделить несколько категорий родителей:

- внимательные родители – это родители принявшие ситуацию «особого» ребёнка в семье и хорошо адаптирующие его в обществе, которые стараются изучить с ребёнком ЕГО мир

- сверхзаботливые родители -  часто обременяют  специалистов расспросами и рассуждениями о развитии и лечении своего ребёнка. В этом случае необходимо  дать возможность  родителю высказаться, для того, чтобы он не считал, что от него «отмахнулись», оставили без внимания

- родители, которые верят в чудо – они думают, что попав в специализированный д/сад, ребёнок сразу выправится – освоит речь, усвоит и запомнит названия предметов и явлений, быстро научится читать, писать, считать, забывая при этом, что у них ребёнок с ОВЗ и его умственное, личностное развитие имеет особенности, а возможности иногда значительно ограничены

- родители, которые главную проблему видят только в нарушении речи, они постоянно спрашивают: «Почему он не говорит? Когда он заговорит?»

- родители, не признающие особых потребностей  ребёнка, (обычно малограмотны, неопытны), они пассивно взирают на мучения своего ребёнка или его воспитателя, уклоняются от советов, обвиняют педагогов в имеющихся проблемах: «У нас нет особых проблем, это воспитатели непрофессиональные и не могут справиться», «У меня умный, хороший ребёнок, нам не нужны такие советы»

- родители, которые отвергают, не принимают специальные методы обучения и воспитания, необходимые ребёнку с особыми образовательными потребностями

- родители, которые постоянно чем-то недовольны, скандалят и нередко идут жаловаться руководителю учреждения или в управление образования

- родители, которые «сдают» ребёнка в д/сад, чтобы отдохнуть от него

Несмотря на то, что среди родителей иногда встречаются очень непростые люди, задача педагогов попытаться постепенно начать взаимодействовать с ними, вооружить их необходимыми знаниями и помочь разобраться - почему они часто не видят проблем в поведении, развитии, здоровье своего ребёнка.


 

Какие же правила общения между педагогом и родителями существуют?

Правило первое: повышение авторитета родителей. Иногда бывает, что у педагогов с большим педагогическим опытом в речи, в поведении наблюдается некая категоричность - «правильно – неправильно», «хорошо – плохо», которая, в свою очередь, может стать источником обид, неловкости, раздражения родителей, так как они болезненно, иногда агрессивно воспринимают такое отношение к себе и негативную информацию о своём ребёнке. Некоторым педагогам кажется, ЧЕМ  в более неудобное положение они  поставят родителей своими замечаниями, тем лучше для дела – они сильнее почувствуют свою ответственность за детей.  Это ошибка.  Следствие такого подхода -  чувство обиды, безнадежности, недоверия к педагогу и нежелание разговаривать и встречаться с ним. Нравоучительный тон неприемлем в общении с взрослыми людьми, а единственно правильная форма отношений – это взаимное уважение, где происходит совместное обсуждение проблемы и поиск решения, который удовлетворит обе стороны.

Правило второе: вера в воспитательные возможности родителей. Педагоги и родители обладают разной компетентностью в понимании проблем, связанных с развитием и обучением ребёнка. Но, как правило, большинство родителей с ответственностью относятся к воспитанию детей. И педагогам, как профессионалам в своём деле, необходимо «помочь» родителям повысить уровень их педагогической культуры через различные формы взаимодействия с семьёй (консультации, наглядная агитация, посещение занятий, на которых родители искренне удивляются, видя, как их дети понимают инструкции, одновременно со всеми детьми выполняют задания, проявляют самостоятельность или наоборот, воочию убеждаются, что у ребёнка есть проблемы в обучении, в поведении). Данные формы работы помогают установлению доверительных отношений, позволяют привлечь родителей к участию в коррекционном процессе.

Правило третье: педагогический такт. Основа такта это - выдержка и уравновешенность педагога. Какой бы ни была семья, какими бы ни были родители, педагог должен быть всегда тактичным и доброжелательным.

Правило четвертое: опора на сильные стороны ребёнка. Формирование личности дошкольника – это сложный временной процесс, и он не обходится без трудностей и противоречий. Необходимо воспринимать это, как часть развития, пробовать различные методы и приёмы для решения существующей проблемы.


 

Одна из форм взаимодействия с родителями это – индивидуальная беседа или консультация.

Родители при общении с педагогом не должны сомневаться в его профессионализме, поэтому, если вам предстоит провести индивидуальную беседу с родителем к ней надо подготовиться. Необходимо помнить, что это диалог, и нужно продумать не только своё сообщение, но и то, что вы хотите услышать от родителей. Во время общения не забывать о манере поведения, жестах, позе; сохранять доброжелательную атмосферу и показать желание разобраться в сложившейся ситуации. Обязательно нужно выслушать мнение родителя, а также выразить своё мнение по поводу услышанного, обязательно при этом объяснив, почему вы так думаете.

Некоторые педагоги считают, что их авторитет у родителей будет высок только в том случае, если они непременно сразу же ответят на каждый заданный им вопрос. Опыт показывает, что такие ответы не всегда удовлетворяют родителей, потому что даются порой не продуманно, наспех. Опытный педагог никогда не станет мимоходом решать серьёзные вопросы воспитания и обучения ребёнка, а пригласит родителей для специальной беседы, подготовившись к которой, сможет дать исчерпывающий и удовлетворяющий родителей ответ.

Если беседа происходит по инициативе родителя и педагог вынужден вступить в спор, то для начала необходимо внимательно выслушать собеседника, дать ему возможность высказаться, ни в коем случае не отвечать агрессией на агрессию, а попытаться понять, что кроется за агрессией, что волнует родителя. Беседа будет более конструктивной, если Вы выразите сочувствие, понимание переживаний родителей («Я вижу, Вы обеспокоены этой ситуацией…», «Постараюсь понять Вас…», «Давайте вместе разберёмся». Педагогу не следует упускать того, что родитель приходит с определёнными фактами. Задача состоит в том, чтобы определить степень обоснованности этих фактов и если требуется доказать их несостоятельность при помощи весомых аргументов.

Предлагается придерживаться следующих рекомендаций, если вы вынуждены участвовать в споре:

- Не быть предвзятым - с заранее сложившимся мнением, основанным на неприязненном отношении.

- Не давать втянуть себя в пустую словесную перепалку.

- Не терять самообладания; бестактность, брань - признак слабости и отсутствия аргументов.

- Опираться на факты и логику.

- Быть лаконичным - кратко и ясно выражать свои мысли. 

- Прогнозировать последствия своих слов.

- Не бояться критики в свой адрес, так как она помогает увидеть свои слабые стороны.

- Уметь признавать свою ошибку.

- Не попадаться на удочку комплиментов.

Казалось бы, родителям и педагогам   делить нечего: и та и другая сторона действуют в интересах ребёнка.

Однако между педагогами и родителями может возникнуть недопонимание, которое иногда приводит к конфликтам.  Поводы для конфликтов могут быть разные. Причиной столкновений родителя с педагогами чаще всего является ситуация в которой, по его мнению, по отношению к его ребёнку допущена несправедливость или родители имеют своё собственное мнение  по поводу организации учебно-воспитательного процесса.

Будет ли общение с родителями в этом случае развиваться конструктивно или конфликтно –  в том числе зависит и от поведения педагога.

Педагог такой же человек, как и все остальные люди и у него могут быть ошибки, промахи, нервные срывы. Но в любой ситуации он не должен провоцировать и развивать конфликт. С педагога другой спрос! Он должен поступать справедливо, без высокомерия и мстительности, его действия не должны унижать достоинство личности.


 

Обратим внимания на действия педагога, которые могут способствовать возникновению конфликтной ситуации:

- не допустима авторитарность, демонстрация превосходства, категоричность в высказываниях, пренебрежение

- с другой стороны не допустимо панибратство, общение на уровне подружек, соседок, т.к. в этом случае общение доходит до обсуждения таких вопросов, которые выходят за пределы дозволенного, бестактны и нарушают личные границы

- полное равнодушие, отстранённость, игнорирование мнения, интересов родителей при решении насущных вопросов - «Делайте что хотите, если вы не желаете прислушиваться и знаете больше меня…»

- использование конфиденциальной информации во вред отдельным воспитанникам  и родителям; специалист  должен соблюдать  определенные границы в использовании тех сведений о состоянии ребёнка, которыми он располагает.  В противном случае он утратит в глазах родителей всякий авторитет. А так же это является должностным нарушением

- нельзя ставить в неловкое положение отдельного родителя перед другими родителями или детьми;


 

Люди, прошедшие специальную подготовку в ВУЗах должны были слышать о педагогической этике и такте. А в течение жизни у каждого человека формируются представления о достоинстве, чести, морали!

Разные бывают ситуации, но уважающий себя педагог  подумает не один раз как принять, понять и не обидеть того человека, с которым он общается! Давайте же вместе вспомним  этические правила общения и возьмём их за основу в своей педагогической деятельности.

При общении с родителями обратите внимание на следующие моменты:

Умейте справляться с собой, оставайтесь спокойным.

Знайте имя, отчество родителя.

Общайтесь всегда на одном уровне. Если вы сидите, а родитель стоит - предложите ему сесть, если он отказался или это в данной ситуации невозможно - встаньте сами.

Родители привыкли слушать нас, поменяйтесь местами, пусть выговорятся до конца они, следует внимательно, терпеливо выслушивать сомнения, возражения, замечания, жалобы родителей.

Разрешить недоразумение, спор можно лишь тактом, дипломатией, доброжелательностью и стремлением понять точку зрения собеседника.

помните: всякое замечание воспринимается легче, если оно следует за похвалой.

Родителям не всегда хочется, а часто просто не хватает времени сделать то, что вы просите. Нужно постараться, чтобы они были рады вам помочь, и фактически у них не было бы шанса отказать вам. Здесь можно сказать так: «Вся надежда только на вас». «Я признательна, что вы откликнулись и пришли» или «Я знаю вашу занятость, но и исполнительность тоже, прошу сделать…»

Никогда не говорите собеседнику, что он не прав, даже если это и так. Замените привычные фразы несогласия на следующее: «Я возможно ошибаюсь, но…»

Если вы чувствуете, что вы не правы, признайте это решительно и сразу: «Мне следовало быть более внимательной…»

Универсальный способ установления позитивного контакта с родителями - это рассказать им об успехах ребёнка. Порой педагогам сложно найти что-то положительное в ребёнке, от криков которого устал уже весь персонал. Но рассказ о его маленьких достижениях станет поводом для установления положительного контакта с родителямиРодители перестанут ощущать в педагоге «противника», от которого необходимо защищаться.

А теперь, уважаемые педагоги, я вам предлагаю немного поупражняться, применить на практике ваши знания и умения в общении с родителями. Давайте попробуем вместе решить педагогические задачи.

1 Ситуация

Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребёнком дома, что это обязанность воспитателя — он "получает за это деньги".

1 Решение

Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребёнка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребёнком сами. Если дошкольник из такой семьи воспитывается в вашей группе, необходимо по возможности уделять ему больше внимания.

Данный конфликт невозможно решить путем конфронтации, ведь заставить маму заниматься с ребёнком нельзя. В данном случае лучше уклониться от конфликта. Это поможет сохранить достоинство воспитателя как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый родителем резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребёнком. Можно подготовить стенд или раздать памятки об организации занятий и игр дома для последующего размещения рекомендаций по темам, конкретных игр, заданий.

2 Ситуация

Забирая вечером ребёнка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. В ответ воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребёнка за руку.

2 Решение

Если предложение педагога сделано в шутливой форме, возможно, это хороший выход из данной ситуации. Ведь юмор - прекрасное средство снятия психологического напряжения. Но тут же, постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребёнку "наиграться", что ограничение движений он воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще. Но всё же, задумайтесь над словами родителей, возможно, "нет дыма без огня".

3 Ситуация

Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утреннее занятие, игры и зарядку. На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада родители отвечают, что имеют право приводить своего ребёнка тогда, когда им это удобно.

3 Решение

Возможно, воспитателю на следующем родительском собрании следует сделать яркую презентацию утренних занятий с детьми. Эффективно использовать видеофрагменты, фотографии, провести с детьми зарядку вместе с родителями. Важно подчеркнуть результаты утренних индивидуальных занятий с детьми.

В общении с родителями в такой ситуации не следует использовать обвинительные интонации, т.к. это побуждает их к сопротивлению, психологической защите.

4 Ситуация

Света активная, подвижная девочка, и с трудом адаптируется в группе - в общении с детьми, поведение на занятиях. Воспитатель посоветовала маме обратиться за помощью к детскому психиатру. Мама девочки приняла совет "в штыки" и обвинила педагога, что та не любит её дочь и что она пойдёт жаловаться к заведующему ДОУ.

В результате в последующие дни девочку в детский сад не приводили. Позже оказалось, что ее всё-таки отвели к врачу, который прописал ей лечение. Через месяц девочка снова стала посещать группу, однако отношения воспитателя и мамы так и не наладились.

4 Решение

Если бы такую информацию родитель получил от врача или психолога детского сада, реакция была бы другой, и не было бы конфликта с воспитателем. Не берите "огонь на себя", обращайтесь к помощи специалистов. Важно помнить о границах своей компетенции!

5 Ситуация

Одного из воспитанников ДОУ родители записали на подготовительные занятия в школу, из-за которых мальчик пропускает многие занятия в подготовительной группе детского сада. Воспитатель попытался убедить их в важности занятий, пропускаемых ребёнком, но его мама категорически заявила, что занятия в школе намного важнее.

5 Решение

В начале учебного года на родительском собрании в подготовительной группе педагоги-психологи и воспитатели отмечают как плюсы, так и значительные минусы "школьных подготовительных курсов", но решение принимают родители ребёнка. И это решение необходимо уважать.

 

Одна из форм работы с родителями это – анкетный опрос. С его помощью можно собрать информацию по направлениям, которые вас интересуют, в т.ч. узнать пожелания родителей, вскрыть назревающие проблемы.

И как раз здесь уместно рассказать о результатах проведённого опроса родителей на тему – «Удовлетворённость родителей социальной поддержкой, работой дошкольного учреждения и включением ребёнка в учебно-воспитательный процесс»

Так же я проводила анкетный опрос педагогов на тему – «Оцените себя и других».

Эта анкета позволяет определить, готов ли человек к встрече с трудными, конфликтоопасными ситуациями и не является ли он сам источником некоторых конфликтов.

Интерпретация полученных данных

С-32 На этой диаграмме отражены результаты опроса. В зависимости от набранных баллов результаты опроса распределились между тремя показателями успешности в общении или конфликтности человека:

61% опрошенных (от 30 до 39 баллов)

Вы человек общительный, испытывающий большое удовлетворение от контактов с близкими, знакомыми и незнакомыми людьми. Вы интересны в общении, часто бываете душой общества, друзья и знакомые ценят Вас за умение выслушать, понять, дать совет. Но не переоценивайте своих возможностей — ведь Вас могут посчитать болтуном. Будьте внимательным собеседником, следите за реакцией партнёров, старайтесь не быть навязчивым.

39% опрошенных (от 20 до 29 баллов)

Вы человек в меру общительный, но в общении испытываете некоторые затруднения. Друзей у вас немного, со знакомыми не всегда получается находить общий язык. Иногда в разговоре Вы бываете несдержанны, неуравновешенны. Следует быть более искренним, внимательным, доброжелательным к своим собеседникам. Кроме того, желательно преодолеть некоторую неуверенность в себе.

0% опрошенных (менее 20 баллов)

Вы человек стеснительный, замкнутый, в кругу знакомых в основном отмалчиваетесь, в общении с людьми предпочитаете одиночество. Однако это вовсе не означает, что у Вас совсем нет друзей и знакомых. Вполне вероятно, они ценят Вас за умение выслушать, понять, простить. Ну, а если Вам хочется свободно высказать свою точку зрения, спорить на равных, стать интересным собеседником, необходимо тренироваться в преодолении своей застенчивости, стараться быть искренним в споре, активно поддерживать беседу — вообще развивать и совершенствовать навыки общения. Кроме того, возможно, Вы слишком критически относитесь к себе, к своим знаниям, умениям, способностям.

 

А сейчас попробуем провести такой этап нашего семинара, как рефлексия.

Рефлексия – это особое качество, заложенное в человеческой природе. Она не свойственна животным и присутствует только у человека. Благодаря ей мы способны оценивать и переосмысливать собственные поступки.  Говоря проще это – самооценка.

Подумайте и ответьте, пожалуйста, на два вопроса:

- «Для чего д/саду нужно, чтобы взаимоотношения педагогов с родителями воспитанников были доброжелательными, партнёрскими? (партнёры нравятся и помогают друг другу)

- «Возможно ли изменить свой сложившийся стиль общения с родителями воспитанников, если он вас в чём-то не устраивает? И как это сделать?»

Обобщим ваши ответы:

надо себе признаться, что я поступаю не совсем правильно и это негативно отражается на взаимоотношениях с родителем и на моей работе

надо захотеть измениться; изменить что-то в стиле общения с родителем; чтобы не страдать самому и не оказывать негативное влияния на тех, с кем общаешься, следует начать с себя и попытаться разобраться со своими эмоциональными проблемами

надо учиться понимать людей, проявлять заинтересованность в их проблемах

надо понять, что от умения владеть собой, от умения доброжелательно, культурно общаться с родителями, зависят мои профессиональные успехи и психологическое здоровье.


 

Заключение:

Взаимодействие родителей и д/сада - это длительный процесс и кропотливый труд, требующий терпеливого отношения и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.

Установление правильных взаимоотношений специалистов с родителями детей  с особыми образовательными потребностями требует от педагогов  проявление такта, выдержки, душевного тепла и умения сострадать.


 

Иногда достаточно 15 минут общения с хорошим человеком, чтобы захотелось жить дальше.

Спасибо за внимание !

Раздать «Памятки» для педагогов по работе с родителями.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.