12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Домащенко Вера Анатольевна47
Россия, Иркутская обл., Иркутск

Рабочая программа

«Искусство устной и письменной речи»

8 класс

часа (1 час в неделю)

Данный факультативный курс предназначен для учащихся 8 класса. В программе элективного курса «Искусство устной и письменной речи» рассматривают стили речи, строение текста, классификация изложений, их структурные виды и особенности.

В ходе работы учащиеся учатся трансформировать текст, составлять свой текст на основе исходного, изменять композицию.

                В ходе работы предполагаются следующие формы организации работы: семинар, лекции, урок-практикум, урок-презентация, контрольный урок.

После изучения курса предполагается, что учащиеся смогут свободно пересказывать текст, заменять при необходимости первое лицо на третье, улавливать и сохранять при пересказе своеобразие авторского стиля, проявить умение выразить свое понимание текста, создать краткое или развёрнутое рассуждение о проблеме, затронутой автором исходного текста.

        Формой отчётности может быть творческая работа на основе исходного текста, изложение или изложение с творческим заданием в зависимости от уровня подготовки учащихся.

Особое значение для выполнения программы имеет организация учебного процесса как сотрудничества и творческого общения учителя и обучающихся, а также обучающихся друг с другом. Это обеспечивает возможность интенсивно обогащать познавательный опыт школьников, систематически включать элементы поиска и проблемных ситуаций в их учебную деятельность, предупреждать перегрузки.

Программа строится в соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучения школьников. При обучении реализуются основные дидактические принципы, особенно принцип доступности, преемственности, перспективности развивающей направленности, самостоятельности и учета индивидуальных особенностей учащихся.

Занятия строятся на основе занимательности. Практический материал для усвоения и различные упражнения для закрепления содержат проблемную задачу. Трудные задания привлекают учеников своей новизной, необычностью, нестандартностью. Это способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно активное усвоение материала учащимися.

Цель факультативного курса– способствовать сохранению знаний, умений и навыков учащихся по развитию речи, вооружить учащихся новыми знаниями по написанию сжатого изложения, что является условием их успешной учебной, научной и общественной деятельности. Особое внимание следует уделять самостоятельно творческо-поисковой деятельности (подготовка докладов, рефератов, создание проекта). В связи с этим необходимо научить правильно пользоваться авторитетными справочниками и словарями, прошедшими проверку в практике редактирования.

Образовательная цель курса – формирование умений и навыков кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.

Практическая цель курса – приобретение учениками навыков написания сжатого изложения, развитие устной и письменной речи учащихся.

Воспитательная цель курса - воспитание у учащихся любви к русскому языку, уважения к слову, расширение лингвистического кругозора, развитие языковой интуиции. Изучение курса должно способствовать формированию потребности в самообразовании и таких личностных качеств, как внимание и настойчивость, организованность и целеустремленность, аналитический склад ума.

Цели данного курса реализуются с помощью следующих задач:

- систематизировать и обобщить знания по русскому языку;

- дать представление о типах текстов, в которых реализуются соответствующие стили;

- научить распознавать ошибки, обусловленные правильным употреблением слов с различной стилистической окраской, слов с ограниченной сферой употребления и языковых средств выразительности речи;

- научить редактировать тексты разных типов и стилей речи;

- научить кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте явления или события.

Данные задачи:

1) дают четкую установку на вид работы;

2) требуют от учащихся самостоятельности в отборе языковых средств в соответствии с целями речевого оформления:

3) позволяют включить усвоенные знания в сферу речевого общения (обоснование целесообразности выбора автором тех или иных языковых средств, редактирование текста; перестройка частей текста, трансформирование текста ситуативного характера и др.).

Курс базируется на современных знаниях в области функциональной и практической стилистики, теории текста, культуры речи.

Основные формы организации занятий – лекции-беседы, практические занятия, самостоятельная работа учащихся.

Элективный курс «Искусство устной и письменной речи» рассчитан на 34 часа (1 час в неделю), из них 13 часов – лекции, 21 час - практические занятия.

Планируемые результаты

В результате изучения курса учащиеся должны:

определять тему и основную мысль текста, стиль и тип речи;

определять виды, способы, средства связи предложений и частей в тексте;

излагать точно, логично, выразительно высказанную мысль в тексте для изложения;

логично выстраивать подтемы для раскрытия темы текста изложения;

передавать свое отношение к предмету речи в тексте (в изложениях с творческими заданиями);

выбирать для использования в тексте изложения из ряда эмоционально-экспрессивных, оценочных средств наиболее подходящие для данной речевой ситуации.

умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента;

умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, вычленяя наиболее важный материал.

Содержание курса

Текст: тема, основная мысль, признаки текста.

Практическая работа над видами связи с изучением теории.

Микротемы текста. Абзацное членение текста.

Изложение: анализ текста, составление плана, выделение в нем главного и второстепенного.

Изложение: извлечение из текста заданного материала.

Изложение: ответы на вопросы выдержками из текста.

Текст-описание. Анализ текста-описания.

Текст-повествование. Анализ текста-повествования.

Текст – рассуждение. Анализ текста–рассуждения.

Стилевая принадлежность текста. Анализ языковых средств текстов разных стилей речи.

Разговорный стиль.

Художественный стиль.

Публицистический стиль.

Официально-деловой стиль.

Научный стиль.

Приемы сжатия текста.

Упрощение.

Исключение.

Обобщение.

Написание обучающих сжатых изложений

Календарно - тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Текст: тема, основная мысль, признаки текста

1


2

Практическая работа над видами связи с изучением теории 

1


3

Практическая работа над видами связи с изучением теории 

1


4

Микротемы текста. Абзацное членение текста

1


5

Практическая работа. Изложение: анализ текста, составление плана, выделение в нем главного и второстепенного

1


6

Практическая работа. Изложение: анализ текста, составление плана, выделение в нем главного и второстепенного

1


7

Изложение: извлечение из текста заданного материала

1


8

Изложение: ответы на вопросы выдержками из текста

1


9

Практическая работа. Текст-описание. Анализ текста-описания

1


10

Практическая работа. Текст-описание. Анализ текста-описания

1


11

Практическая работа. Текст-описание. Анализ текста-описания

1


12

Практическая работа. Текст-повествование. Анализ текста-повествования

1


13

Практическая работа. Текст-повествование. Анализ текста-повествования

1


14

Практическая работа. Текст-повествование. Анализ текста-повествования

1


15

Практическая работа. Текст – рассуждение. Анализ текста–рассуждения.

1


16

Практическая работа. Текст – рассуждение. Анализ текста–рассуждения.

1


17

Практическая работа. Текст – рассуждение. Анализ текста–рассуждения.

1


18

Стилевая принадлежность текста.

1


19

Анализ языковых средств текстов разных стилей речи

1


20

Разговорный стиль

1


21

Практическая работа. Художественный стиль

1


22

Практическая работа. Художественный стиль

1


23

Практическая работа. Художественный стиль

1


24

Публицистический стиль

1


25

Публицистический стиль

1


26

Официально-деловой стиль

1


27

Научный стиль

1


28

Приемы сжатия текста

1


29

Упрощение

1


30

Исключение

1


31

Обобщение

1


32

Практическая работа. Написание обучающих сжатых изложений

1


33

Практическая работа. Написание обучающих сжатых изложений

1


34

Практическая работа. Написание обучающих сжатых изложений

1












Список литературы

1.Александрова Г.В. «Занимательный русский язык». Санкт-Петербург, «Тригон»,1998 г.

2.Александрова З. «Словарь синонимов русского языка». М.: 1995 г.

3.Львов М. «Словарь антонимов русского языка». М.: 2001 г.

4.Волина В. «Занимательная этимология». М.: 1995 г.

5.Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка». М.: 2001 г.

6.Есенина С.А. Как научить вашего ребенка писать изложения. 4 класс. Пособие для начальных классов.-М.: «Грамотей», 2005.

7.Есенина С.А. Как научить вашего ребенка писать сочинения. 4 класс. Пособие для начальных классов.-М.: «Грамотей», 2006.

8.Бобкова Н.Н. Русский язык. 1-4 классы: сочинения и изложения.-Волгоград: Учитель, 2010.

9. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8 кл. общеобразовательных учреждений / Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение.

10.Морозова И. Д. Виды изложений и методика их проведения. – М., 1984.

11.Никитина Е.И. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа.ГИА-2014.

12.Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе. Пособие для учителя. М., 1991.

13.Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. М., 2006.




















Приложения

Практическая работа № 1

Вариант 1.

1. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания и суффиксы причастий.

Плескавш..ся море, образующ..ся глыба, в проснувш..мся лесу, к редеющ..м кустам, о забыт..м случае, намокш..ми цветами, у вырубл..(н,нн)ой рощи, тающ..м снегом, о развевающ..ся флаге, к затеря(н,нн)..му лесу, у находящ..гося вдали дома.

2. Просклоняйте :сыплющийся белый снег

И.п._______________________________________________________________

Р.п._______________________________________________________________
Д.п._______________________________________________________________

В.п._______________________________________________________________

Т.п._______________________________________________________________

П.п._______________________________________________________________

3.Расставьте пропущенные знаки препинания,обозначьте границы причастного оборота.

Но я открыть упорно не хотела глаз зажмуренных от мыльной пены. Из тьмы выступали гружённые углем вагоны. Долина засыпанная обломками обнажённых скал была раска-лена, как печь. Голый бугор с недавно посаженными тополями был усеян низенькими домишками. Блестели отшлифованные росой рельсы. Город растрёпанный сильнейшей бурей выглядел косматым и темным. Все уроки выучены были мной ещё вчера.

4. Образуйте от глаголов причастия по схеме:

гt1675786265aa.pngt1675786265aa.pngt1675786265aa.pngt1675786265aa.png лагол действ.причастие действ. причастие страд. причастие страд. причастие

наст.времени прош. времени наст. времени прош. времени

играть – _____________________________________________________________________

смотреть –___________________________________________________________________

пришить –___________________________________________________________________

отправить – __________________________________________________________________

привязать –__________________________________________________________________

плавать –____________________________________________________________________

вспоминать –_________________________________________________________________

позолотить – _________________________________________________________________


Вариант 2

1. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания и суффиксы причастий.

Падающ..го листа, у волнующ..гося озера, у расстилавш..гося болота, прозвучавш..го в лесу выстрела, плавающ..й у берега птицы, разросш..мся кустом, об улетающ..х на зиму птицах, в движущ..мся предмете, в потемневш..й роще, в тонущ..м корабле, несущ..мся вниз потоком.

2. Просклоняйте : приближающаяся грозовая туча

И.п._______________________________________________________________

Р.п._______________________________________________________________
Д.п._______________________________________________________________

В.п._______________________________________________________________

Т.п._______________________________________________________________

П.п._______________________________________________________________

3.Расставьте пропущенные знаки препинания,обозначьте границы причастного оборота.

Дороги были отремонтированы вовремя. Дорога шла между двумя кустами стриженны-ми садовником. Надвигающиеся справа тучи сулили сильный проливной дождь. Платье высушенное и вычищенное слугой лежало на своём месте. Увешанную картинами комнату заполнил утренний свет. Недочитанная мною книга лежала на столе. Комната загромождённая мебелью казалась совсем маленькой.

4. Образуйте от глаголов причастия по схеме:

гt1675786265aa.pngt1675786265aa.pngt1675786265aa.pngt1675786265aa.png лагол действ.причастие действ. причастие страд. причастие страд. причастие

наст.времени прош. времени наст. времени прош. времени

Печь –_______________________________________________________________________

Выслушать – _________________________________________________________________

Красить – ___________________________________________________________________

Засеять – ____________________________________________________________________

Думать – ____________________________________________________________________

Печатать – ___________________________________________________________________

Подстрелить – _______________________________________________________________

Клеить – ____________________________________________________________________


ТЕСТ № 2

Вариант 1

1. Вставьте Н или НН, определите часть речи.

Солё..ые огурцы, гружё..ый вагон, собра..ый урожай, испуга..ый малыш, замече..ые ошибки, плетё..ая корзина, отшлифова..ая деталь, стира..ое бельё, заплетё..ая коса, пожаре..ые грибы, гружё..ый кирпичом, нескоше..ый луг, пута..ый ответ, плетё..ая из веток, купле..ые книги, писа..ая красками картина, посоле..ая в бочке капуста, тушё..ое мясо, непротуше..ое мясо, квалифицирова..ый рабочий.


2. Вставить пропущенные буквы, обозначить суффиксы действительных причастий.

Сто..щиеся дома, дремл..щий старик, трепещ..щий на ветру, скач..щая лошадь, ясно вид..щий цель, шепч..щиеся кусты, пен..щиеся волны, та..щий снег, дыш..щий прохладой, стел..щийся туман, клокоч..щий водопад, плач..щий малыш, кле..щие коробки, хлопоч..щие о детях, бор..щийся с ленью, брезж..щим рассветом.


3. Вставить пропущенные буквы, обозначить суффиксы страдательных причастий.

Увлека..мый течением, колебл..мый ветром, убира..мый мамой, ороша..мый водой, гон..мые ветром, плохо вид..мый предмет, муч..мый сомнениями, воспева..мый в стихах, движ..мый ветром, прерыва..мый гулом, уважа..мый всеми, завис..мый от погоды.


Вариант 2

1. Вставьте Н или НН, определите часть речи.

Стира..ое много раз бельё, краше..ый пол, некоше..ый луг, золочё..ая рама, лома..ая линия, просея..ая мука, плетё..ая корзина, маза..ый маслом хлеб, ране..ый в руку, плетё..ая из веток, письмо написа..о, краше..ый краской, тетради провере..ы, лакирова..ые туфли, рва..ый рукав, штопа..ые носки, выстрое..ое здание, организова..ая экскурсия, сея..ая мука, слома..ый забор.

2. Вставить пропущенные буквы, обозначить суффиксы действительных причастий.

Кол..щий предмет, пряч..щийся в кустах, числ..щийся по списку, леч..щий врач, плещ..щееся море, руб..щие лес, слыш..щие шум, рокоч..щая вдали, хвал..щийся успехами, пил..щий дрова, брезж..щий рассвет, хлещ..щий дождь, дежур..щий милиционер, плач..щий малыш, дыш..щий свежим воздухом, се..щий семена.

3. Вставить пропущенные буквы, обозначить суффиксы страдательных причастий.

Исполня..мый певцом, едва вид..мые облака, движ..мый чувством сострадания, невид..мый в темноте, избира..мые народом, завис..мые от обстоятельств, преследу..мый врагом, исследу..мый учёными, леч..мый травами, уважа..мый всеми, вед..мые проводником, окружа..мые заботой.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.