12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталия16



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №11»

Тверская область, город Кимры













Статья по музыке: «ФГОС на уроках музыки»

для среднего звена













подготовила

учитель музыки

Тесля Наталия Анатольевна



















г.Кимры

2023

Урок – это зеркало общей

и педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального

богатства, показатель его кругозора

и эрудиции В.А. Сухомлинский

.

В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта общего образования   нового   поколения   необходимы   новые   подходы   к   преподаванию   предмета «Музыка».   Для   лучшего   усвоения   учащимися   основной   образовательной   программы представлены личностные, предметные и метапредметные требования к школьнику. Для получения высоких результатов в образовании в программе разработаны универсальные учебные   действия.   Работа   на   уроке   должна   вестись   так,   чтобы   ученик   не   принимал   в готовом   виде   знания,   а   прикладывал   усилие   к   поиску   нового,   умел   размышлять   и обсуждать.   Для   этого   в   стандартах   нового   поколения   сформированы   несколько   видов универсальных действий; личностные, познавательные, регулятивные. Чтобы сформировать учебные универсальные действия у школьников, необходимо научить их проявлять свои знания   и   умения   в   различных   видах   художественно­творческой   деятельности,   владеть приёмами анализа, сравнения и обобщения музыкальных произведений. Так что же представляет  из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?  Современный урок – это: с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.); урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику. урок , содержащий разные виды деятельности. урок , на котором ученику должно быть комфортно. урок,   на   котором   деятельность   должна   стимулировать   развитие   познавательной активности ученика. современный урок развивает у детей креативное мышление. современный урок воспитывает думающего ученика­интеллектуала. урок   предполагает   сотрудничество,   взаимопонимание,   атмосферу   радости   и увлеченности. В преподавании  музыки, в связи с внедрением ФГОС,  я использую следующие технологии:     1.Технология   мышления школьников (подразумевает взаимодействие музыки с искусством живописи, литературы, театром, кино и д.р. ) ассоциативно образного развития   –   2. Здоровье сберегающая технология (Слушание   музыки,  исполнение  песен  участие  в разнообразной   творческой   деятельности   снимает   нервные   перегрузки,   положительно влияет на эмоциональное состояние учащихся) 3. Игровая технология (школьники во время игры мало устают, во – вторых, активно работает их мозг и интеллект) В современном образовательном процессе используется множество различных технологий, но я бы хотела обострить свое внимание  на технологии метода проекта. Основной тезис метода проектов:  «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить». Проект        формирует: ­ высокий  теоретический  и  практический  уровень мышления; ­обеспечивает   качественный   анализ   учебного   материала,   как   учителем,   так   и   самими учащимися; ­ обеспечивает  осознанный поиск решения учебных проблем. Особенностями        метода являются    : ­ субъективность школьника, ­ диалогичность, ­ креативность ­ контекстность, ­ технологичность ­ самодеятельность учащихся. 1.Диалогичность позволяет учащимся в процессе выполнения проекта вступить в диалог как с собственным «Я», так и с Другими. Именно в диалоге осуществляется «свободное самооткровение личности».  / М.М.Бахтин /. 2.Креативность связана   с   разрешением   проблемной   ситуации,   которая   обусловливает начало   активной   мыслительной   деятельности,   самостоятельности   учащихся   вследствие того,   что   они   обнаруживают   противоречие   между   известным   им   содержанием   и невозможностью выявить новые факты и явления. Решение проблемы нередко приводит к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату выполнения. Любой проект — это всегда творчество учащихся. 3.Контекстность в этом методе позволяет создать проекты, приближенные к естественной жизнедеятельности учащихся, осознавать место предмета в общей системе человеческого бытия.   Учебные   проекты   могут   быть   выполнены   в   контексте   научно­познавательной, практико­преобразующей,   коммуникативной,   художественно­эстетической   деятельности человека. 4.Интегративность означает   оптимальный   синтез   знаний   для   реализации   учащимися изучаемой проблемы с привлечением содержания из других предметов. Таким образом, проектная методика в обучении   музыке это специально организованный учителем   и   самостоятельно   выполняемый   обучающимися   комплекс   действий,   который завершается созданием творческого продукта. Выделяются следующие виды проектов в области изучения предмета «Музыка»: 1.Ролевые   (инсценирование   детских   симфонических   сказок,   детских   опер,   мюзиклов; фрагменты жизни и творчества композиторов,  итд) 2.Исследовательский   проект   (научно­исследовательская   работа   по   изучению   биографий композиторов, мастеров сцен, деятелей искусств или музыкальных жанров, инструментов) 3.Сценарный проект (создание сценариев творческих вечеров, концертов, мероприятий) 4.Творческий проект (театрализованные представления музыкальных произведений итд) 5. Информационный проект (изготовление стендов, стенгазет, публичные выступления с сообщениями) 6.Практико­ориентированные   проекты   (изготовление   дидактического   материала, презентации к уроку по какой­нибудь теме, создание музыкальных игр, физкультминуток) Но   для   осуществления   проектной   деятельности проектной   деятельности   учащихся необходимо,   чтобы   ею   владел   сам   учитель.   Умение   пользоваться   методом   проектов   ­ показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Ведь недаром эти технологии относят как ведущим  технологиям  ФГОС нового поколения. В заключении  было бы уместным процитировать китайскую  пословицу:  «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь». 



Следующее отметить появление нового понятия «функциональная грамотность». ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваших Шишкиных и Чайковских?» К этому изменению готовились давно. При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс будут органично встраиваться формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.

В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения необходимы новые подходы к преподаванию предмета «Музыка». Для лучшего усвоения учащимися основной образовательной программы представлены личностные, предметные и метапредметные требования к школьнику. Для получения высоких результатов в образовании в программе разработаны универсальные учебные действия. Работа на уроке должна вестись так, чтобы ученик не принимал в готовом виде знания, а прикладывал усилие к поиску нового, умел размышлять и обсуждать. Для этого в стандартах нового поколения сформированы несколько видов универсальных действий; личностные, познавательные, регулятивные. Чтобы сформировать учебные универсальные действия у школьников, необходимо научить их проявлять свои знания и умения в различных видах художественно-творческой деятельности, владеть приёмами анализа, сравнения и обобщения музыкальных произведений.

Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?

Современный урок – это:

урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;

урок , содержащий разные виды деятельности;

урок , на котором ученику должно быть комфортно;

урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;

современный урок развивает у детей креативное мышление;

современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;

урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

В преподавании музыки, в связи с внедрением ФГОС, я использую следующие технологии:

1.Технология развития ассоциативно – образного мышления школьников ( подразумевает взаимодействие музыки с искусством живописи, литературы, театром, кино и д.р. ) 2. Здоровье сберегающая технология (Слушание музыки, исполнение песен участие в разнообразной творческой деятельности снимает нервные перегрузки, положительно влияет на эмоциональное состояние учащихся)

3. Игровая технология (школьники во время игры мало устают, во – вторых, активно работает их мозг и интеллект)

В современном образовательном процессе используется множество различных технологий, но я бы хотела обострить свое внимание на технологии метода проекта.Педагогические задачи при восприятии человека во взаимосвязи его с музыкой должны быть направлены не к тому, чтобы развивать отдельные свойства учеников, необходимые только во взаимодействии с музыкой или воспитывать определенный набор качеств, а формировать у них творческое отношение к действительности, где действительность предстает как система взаимоотношений с миром, с культурой. Творческое отношение всегда деятельное, оно связано с реальным преобразованием действительности и самого себя. Процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истории существования человечества, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его.

Содержанием музыкального воспитания в современном уроке музыки является освоение способов взаимодействия с музыкальным искусством, а через него с другими людьми и с собой. Все способы взаимодействия в совокупности представляют деятельное бытие ребенка на уроке музыки. Процесс взаимодействия с музыкальным искусством строится как проникновение в факты, явления, на основе понимания, осмысления, осознания, что и становится результатом познания действительности. В процессе проникновения, ребенок обнаруживает свои собственные смыслы, соприкасается со смыслами другого человека.В современном уроке музыки музыкальную деятельность ребенка следует рассматривать как способ его предметно-деятельного бытия. Ребенок и музыка, находятся в непосредственном контакте, взаимодействуя на правах событийности. Ребенок является источником движения и «создателем» самого процесса, а музыка выступает как источник содержания и условие существования его музыкальной деятельности. Встреча ребенка с музыкой является событием, организовать которую и должен учитель.

Завоевать достойное, место музыки в школьном воспитании и образовании может педагог стремящийся вызвать к ней интерес своих учеников. «Музыкальный педагог в общеобразовательной школе не должен быть «спецом» в одной какой-либо области музыки. Он должен быть и теоретиком и практиком, но, в то же время, и музыкальным историком, и музыкальным этнографом, и исполнителем, владеющим инструментом, чтобы всегда быть готовым направить внимание в ту или иную сторону» Б.В. Асафьев.

Урок обязательно должен вызывать эмоциональный отклик. Если же переживания так и не возникли и всё, что происходило на уроке, оказалось простым и понятным, то, скорее всего, этот урок оставил лишь «осадок» в памяти, а в душе - незаполненную нишу.

Считаю, что главное на уроке музыки – не умение «разобрать по запчастям» оперу, симфонию…, а уметь найти то главное зерно, стержень, которые составляют любое произведение не только музыкальное.

В заключении было бы уместным процитировать китайскую пословицу: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь».











Список использованной литературы:


Вендрова Т.Е. Воспитание музыкой. М. «Просвещение».1991.

Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М. «Просвещение». 1984.

Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный

сайт/ URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx ?CatalogId=2661.;

Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный сайт/ URL:http://www.schoolguide.ru/index.php/progs/school-russia.html .

О.Б. Логинова [Текст]: /Планируемые результаты начального общего образования //Методическое пособие – М.: Просвещение, 2010.

Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.