12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Зеленин Евгений Алексеевич43 Учитель музыки. Россия, Московская обл., Орехово-Зуево |
Физиология строения и функционирования голосового аппарата
Физиология строения и функционирования голосового аппарата
Процесс пения – сложнейший психофизиологический акт, в котором возникновение звука обусловлено прохождением воздушного потока через голосовую щель, вызывающим колебания голосовых связок. В момент выхода голосовые связки, расположенные в гортани, собственно, являются источником звука. К органам, которые участвуют в процессе звукообразования, относятся гортань, трахея, бронхи, легкие, рот и дыхательная мускулатура, к которой относятся межреберные мышцы и диафрагма (9; 234)
(Рис.1)
(Рис.2)
Диафрагма – это мощная плоская мышца, разделяющая между собой грудную и брюшную полости. В момент глубокого вдоха она уплощается и опускается, начиная оказывать мягкое давление на органы брюшной полости. На выдохе диафрагма, напротив, движется вверх и мягко подпирает органы грудной клетки уже снизу.
При повторении глубоких дыхательных циклов «вдох-выдох» один за другим естественным образом происходит мягкое эластичное массирование внутренних органов.
Таким образом, активное вовлечение диафрагмы в процесс пения является не только технически необходимым элементом в процессе звукообразования, но и сильным здоровьесберегающим фактором.
Главнейшей функцией вокализации является процесс звукообразования или звуковоспроизведения. Со времен опыта И.Мюллера в 1839 году с искусственной гортанью, в которую были вставлены резиновые перепонки, исследователи убеждены в том, что гортань человека представляет собой упругую мембраноподобную систему, которая может производить звуковые колебания.
Вокальный аппарат человека состоит из трёх основных частей:
Дыхательная система;
Голосовой аппарат;
Резонаторный комплекс.
Дыхательная система включает комплекс органов и физиологических процессов:
Легкие, являющиеся надувными воздушными резервуарами;
Дыхательные пути – бронхи и трахеи;
Диафрагма – мышца, которая отделяет грудную полость от полости живота и прикреплена частью к нижним ребрам, частью к позвоночнику. В состоянии покоя (во время выдоха) диафрагма поднимается кверху двуглавым куполом, при вдохе она уплощается, опускается, и лёгкие наполняются воздухом. Умение управлять диафрагмой очень важно для певцов. Грамотная организация работы этой мышцы обеспечивает стабильную опору на дыхание.
Мышцы брюшного пресса, оказывающие активное влияние и регулирующие работу диафрагмы;
Межрёберные мышцы, участвующие в сжатии и расширении грудной клетки при выдохе и вдохе. В зависимости от степени активности участия тех или иных мышц в дыхательных движениях и при пении выделяют: грудной, брюшной и смешанный тип дыхания.
Голосовой аппарат представляет собой сложную систему органов, участвующих в голосообразовании. Основными голосообразующими элементами являются гортань и голосовые складки.
Гортанью называют трубку, соединяющую трахею с глоткой. Она занимает переднюю часть шеи. Наружные мышцы гортани поднимают, опускают и фиксируют гортань. Эти свойства влияют на формирование вокальной позиции и тембральной окраски голоса. Внутренние мышцы служат для выполнения дыхательных функций и звукообразования.
(Рис.3)
Само по себе звукообразование как акустический процесс возникает при активизации колебательных движений голосовых складок. В состоянии покоя голосовые складки находятся в положении, при котором голосовая щель имеет форму треугольного отверстия. В него свободно проходит воздух при обычном дыхательном процессе.
(Рис.4)
Резонаторнаторный комплекс – носоглотка, ротовая область, частично трахеи – выполняет функцию усиления звуковых колебаний, созданных голосовыми складками, а также формирование тембральной окраски голоса.
(Рис.5)
Рисунок 5, наглядно показывает сходство акустических систем рупорного гормкоговорителя и голосового аппарата вокалиста.
В соответствии с законом Ньютона действие всегда равно противодействию. Колебания мембраны рупора, оказывают давление на прилегающие слои воздуха, вызывают ответное сопротивление. Аналогично работает система из голосовых складок – резонаторных полостей. Чем выше это сопротивление, тем большую энергию мембрана или голосовые складки передают во внешнюю среду, тем выше результативность усилительного эффекта, и как следствие, громкость издаваемого звука.
Общее давление, создаваемое ротоглоточным рупором (на которое влияют форма и строение глотки, твердого нёба, челюстная конфигурация, структура и плотность внутренних мышц и слизистой оболочки), а также колеблющимся в нём столбом воздуха (Z), называют импедансом.
Для воспроизведения наибольшей мощности звука вокалисту необходимо уметь создавать максимально высокий импеданс. Такая задача требует владения навыком опускания гортани вниз, расширения ротовой полости в процессе вокализации, работы губного аппарата, и другими техническими приёмами. Всё это способствует тому, что в вокальной педагогике называется постановкой голоса. Овладение искусством высокого импеданса позволяет, используя естественные акустические возможности организма, отказаться от микрофона и без получения повреждений голосового аппарата наполнять звуком своего голоса большие помещения.
Кроме усиления, резонаторная область участвует в формировании тембровой окраски голоса. Звук, который возникает непосредственно при колебании голосовых складок, совсем не похож на вокальные звуки: благородный тембр, обогащенный множеством обертонов, придающих окраску неповторимую, отличимую от других, голос человека приобретает при активизации системы резонаторов.