12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна62
Россия
1

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 с. Хороль





МАСТЕР-КЛАСС

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе»




Подготовила работу: Леоненко Татьяна Валентиновна, учитель начальных классов




Цель мастер-класса:

поделиться опытом использования активных методов обучения по формированию функциональной грамотности на разных этапах уроков русского языка в начальных классах.

Задачи:

-познакомить участников мастер-класса с активными методами обучения, с использованием технологии ТРИЗ.

-создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса, комфортной среды и профессиональной коммуникации.

Оборудование:презентация, карточки с цитатами о труде педагога, цветы для оформления итогового этапа мастер-класса, задания для работы в группах.

-

1. Мотивация

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы с вами проведем мастер- класс.

Начать нашу совместную работу мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.

Называется она «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», - сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» - это значит, прополощи чайник кипятком, - с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, - это значит, положи чай в чайник,» - добавил второй.

- «Струя греет чайник, - это значит, кипящей водой залей чайник,» - подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, - похвалил учитель последнего ученика. - Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, - заметил кто-то.

- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, - ответил учитель.

1) Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?(самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний.)

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что
- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

2) Исходя из вывода мудрого учителя, что является самым главным в обучении детей? Чему мы должны учить детей?(умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей).

3) Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле. Скажите пожалуйста, говоря современным языком, как называется умения применять знания в жизни? («функциональная грамотность школьников».)

Эпиграфом к нашему мастер-классу будут замечательные слова Яна Аммоса Каменского, которые как нельзя лучше отражают суть функциональной грамотности: «Для жизни, а не для школы мы учимся»


Этап мотивации- один из важных этапов на уроке. Дети должны удивиться, пойти вперед, а столкнувшись с какой-либо проблемной ситуацией, захотеть решить проблему и найти решение. Есть разные приемы мотивации. На уроке русского языка применяю рифмованные упражнения, грамматические сказки, ведь дети очень чутки к слову, к образу. Чаще других приёмов использую приём мотивации «Цитаты, пословицы, поговорки, загадки». Например:

«Русский народ создал …….., яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью» А.Н.Толстой. (рассуждение)

Следующий на очереди- метод выяснения целей, ожиданий и опасений.

Методы «Солнышко и тучка», «Дерево ожиданий», «Разноцветные листы», «Поляна снежинок», «Фруктовый сад» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий, опасений и постановку целей обучения. Моим ребятам нравится метод «Дорога к замку»

Активный метод выяснения целей, ожиданий от встречи с педагогами «Дорога к замку» (на экран выводится замок знаний). Нужно проложить к нему дорогу, а для этого на вырезанных из бумаги следах, пишем задачи, то есть то, что предстоит выяснить и узнать по какой-то определённой теме, в нашем случае «Активные методы обучения на уроках русского языка»

Коллеги-учителя (пишут на следах, т.е. проговаривают свои ожидания от мастер-класса).

Приём «Жокей и лошадь», автором которого является А.Каменский.
Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Этот приём можно применять и на уроках изучения нового материала. Мы его используем при работе с пословицами, при закреплении грамматического материала,при изучении частей речи и лексического значения слов.

Задание для участников мастер-класса.

У «жокеев» и «лошадей» части высказываний, имеющих непосредственное отношение к нашему учительскому труду. Предлагаю Вам собрать их и зачитать.

«В любой работе /есть место творчеству». (С.Довлатов)

«Творческая работа – это прекрасный, необычайно / тяжелый и изумительно радостный труд». (Н.А.Островский)

«Учитель должен быть свободным творцом,/ а не рабом чужой указки». (Л.Н.Толстой)

«Сильным, опытным становится педагог, /который умеет анализировать свой труд». (Сухомлинский В. А)

Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу, /и к ученикам, он — совершенный учитель. (Л.Н. Толстой)

-Уважаемые коллеги, благодарю Вас за помощь и работу.

-Довольно часто мы практикуем использование приёма «Я беру тебя с собой . Прием направлен на формирование умения объединять объекты по общему признаку, умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов, умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
Этот прием можно использовать на этапе актуализации знаний учащихся, и на этапе закрепления материала.

Например, на уроке русского языка ребята получают задание: распределить на 3 группы имена существительные по принадлежности к роду. Слова записаны на доске. 1 ряд записывает имена существительные женского рода, 2 ряд – имена существительные среднего рода, 3 ряд- имена существительные мужского рода. Ребёнок задает вопрос, по вопросу определяет и говорит: «Я беру тебя с собой» или «Я не беру тебя с собой».

Большой популярностьюв нашем классе пользуется Приём «Шаг за шагом»,

используемый для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление из изученного ранее материала.

Например, на уроке русского языка по теме «Имя существительное» даю задание: назвать имена существительные неодушевлённые( имена собственные). Ученик шагает и на каждый шаг называет имя существительное.

Прием «Диктант значений».

Хочу предложить интересный способ диктанта. Диктую не слова, а их значения. Обучающиеся по лексическому значению слова должны отгадать и записать их.

(на слайде –пример такого диктанта для учащихся)

Давайте и мы с вами «напишем» подобный диктант.

Определите по значениям слова

-описание процесса достижения планируемых результатов обучения. (педагогическая технология) (И.П. Волков)

(-содержательная техника реализации учебного процесса –(педагогическая технология (В. П. Беспалько).

-метод, в основе которого лежит развитие познавательных интересов, творческих навыков обучаемых и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве – (метод проектов)

-методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К этим методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач и т.д.- (АМО)

-позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной деятельности…(деятельностный подход).

-словарь иностранных слов определяет это понятие как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознании… (рефлексия)


Формировать умения применять знания в жизни (функциональную грамотность) невозможно без развития речи. Поэтому, в своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание процессу развития речи моих учеников, использую разнообразные приёмы для развития речи учащихся. В этом мне помогают такие приёмы, как: «Шкатулка сказок», «Магазин игрушек», «Узнай меня».

На занятиях с обучающимися, я довольно часто использую систему ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. Девиз «тризовцев» – « можно говорить все» - и дети придумывают и изобретают. Развитию творческого воображения и грамотной речи во многом способствуют такие задания детям, как:

-придумать сказки по предложенному началу.

-придумать сказки на свободно выбранную тему.

-научиться «входить» в изображаемые обстоятельства.

-присвоить известным сказочным персонажам качества, которые им не присущи (добрая Баба Яга, отзывчивый волк, щедрая лиса, смелый заяц).

-научиться проявлять способность «войти» в состояние героя, предмета – уметь словесно выразить состояние, описать внешний облик, характер, настроение, обстоятельства, при которых совершались действия.

-самостоятельно иллюстрировать сюжеты сказок.

-наделять героев сказок действиями фантастического характера.

Давайте опробуем эту интересную и полезную в плане развития личности ребёнка методику, выполнив несколько заданий, которые мы часто используем в урочной и внеурочной деятельности.

Задание для 1 группы: Придумать продолжение сказки по предложенному началу:

Жил да был котенок Пушистик. Был он веселый, озорной, ну ни минуты не сидел на месте. Как-то вышел он после плотного обеда на улицу, улегся на травку и сразу уснул. И приснился ему сон. А вот что ему приснилось. Подумайте и расскажите

Задание для 2 группы: В сказочном лесу жил добрый гномик. Он узнал, что у мамы-медведицы заболел младший сынишка. Тогда гномик оделся и пошёл. А куда и зачем отправился лесной житель, решать Вам.

Задание для 3 группы: Решите сказочную задачу

Победил Иванушка Кощея, и все Кощеево богатство Иванушке досталось: и монеты, и золото, и драгоценные камни, и украшения всякие. Как вы думаете, что Иванушка сделал потом со всем этим богатством?

Молодцы, спасибо, очень продуктивно поработали в группах!

Высшей ступенью развития связной речи является монолог.

В развитии монологической речи нам помогает работа по сюжетным картинкам и картинам художников. Этому виду работы предшествует большая подготовительная работа: (выведено на слайд)

знакомство с художником, картиной и рассматривание картины.

беседа по картине.

вопросы, создающие стимул к фантазированию.

словарная работа

описательный рассказ по образцу учителя.

описание картины с использованием элементов системы ТРИЗ.

Вот один из приёмов, который мы довольно часто используем во время работы с картиной. Предлагаю Вам, уважаемые коллеги, немного пофантазировать, перевоплотиться в один из персонажей картины (картина выведена на слайд) и рассказать, как вам живётся в этом образе. Обсудите это в парах и представьте свой вариант видения. Возможно, эти вопросы помогут вам:

-Кто Вы теперь?

-Как Вам живётся в этом образе?

-О чем думаете?

-Какие чувства чаще всего испытываете?

-Чего опасаетесь?

-О чем мечтаете? (заслушиваем 1-2 сообщения при наличии времени)

Уважаемые коллеги! Я Благодарю Вас за работу и помощь. Надеюсь, использование АМО на уроках помогут Вам в: (выведено на слайд)

формировании положительной учебной мотивации;

повышении познавательной активности учащихся;

активном вовлечении обучающихся в образовательный процесс;

стимулировании самостоятельной деятельности;

развитии познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

эффективном усвоении большого объема учебной информации;

развитии творческих способностей и нестандартности мышления;

развитии коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

развитии навыков самостоятельного умственного труда;

развитии универсальных навыков.

Заканчивается наш мастер-класс, и мне бы хотелось узнать, смогли ли мы сегодня проложить дорогу к замку знаний? У вас есть цветы для оформления поляны нашего замка. Чем ярче цветок, тем больше положительных эмоций вы получили и узнали что-то для себя новое, и наоборот… А еще мне бы хотелось получить от вас «Мудрый совет», это один из приёмов АМО на этапе подведения итогов. Напишите, пожалуйста, на обратной стороне цветка Ваши советы или пожелания и прикрепите к замку Знаний.

(оформление цветочной поляны)

Подведение итогов мастер-класса

Таким образом, мы пришли к выводу: функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Закончить хочу притчей. Жил мудрец, который знал все. Один человек хотел проверить это и, зажав в ладони бабочку, спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках мертвая или жива. А сам думает. Если он скажет живая - я ее умертвлю, если мертвая - выпущу. Все в твоих руках. В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное успешным.

Рефлексия

У вас на столах две бабочки: зеленая и желтая. Если вам понравился мой мастер-класс, это было актуально, полезно, интересно и вы будете использовать в своей работе - возьмите зеленую бабочку. Ну, а сели это вас совсем не тронуло - желтую бабочку.

Пожелание

Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI - век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!


















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.