12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Данилова Светлана Васильевна129
Россия, Сахалинская обл., Южно-Сахалинск

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №9 «Чебурашка»








Обобщение опыта работы по теме:







«Формирование графо-моторных навыков у дошкольников с ОНР»





Данилова Светлана Васильевна

Воспитатель высшей квалификационной категории

группы компенсирующей направленности











г. Южно-Сахалинск

2022



Актуальность опыта:

Одной из сторон развития дошкольников является развитие речи. Речь - является важнейшем средством человеческого общения, познания действительности и необходимым условием для воспитания и обучения детей. Овладев речью, ребенок осознает, планирует и регулирует своё поведение. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и социализации в целом.

На сегодняшний день образовательная область «Речевое развитие» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников.

В последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если в 50-х гг. XX в. было около 17% детей с дефектами звукопроизношения (данные М.Е. Хватцева), то в конце XX – начале XI вв. их стало более 53%. Научные исследования середины прошлого века доказали существование взаимосвязи между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики кисти руки (Л.Ф. Фомина, 1971 г.; Е.М. Мастюкова, 1978 г.)

М.М. Кольцова и ряд других исследователей считают, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекцию руки можно считать еще одной речевой зоной мозга. Исследования выявили, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи. Дети с общим недоразвитием речи являются особой категорией дошкольников с недостаточными предпосылками для овладения письмом, у них наблюдается нарушение мелкой моторики пальцев рук, что мешает освоению навыка письма, усвоению орфографических навыков и соответственно развитию речевой деятельности в целом.

Недостатки развития мелкой моторики у детей с ОНР проявляются:

-в нарушении точности, быстроты, переключаемости и координированности движений;

-затруднениях динамической и статической организации двигательного акта;

-невозможности быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений;

-снижение двигательной памяти и самоконтроля;

-замедленности, застревании на одной позе.

Я работаю 15 лет в группе компенсирующей направленности с детьми имеющими нарушения речи, поэтому цель моей работы- это формирование графо-моторных навыков. От достижения которой зависит развитие речи дошкольника, и соответственно развитие личности ребенка. Графо-моторный навык – это определенное положение руки, которое позволяет рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки. правильно удерживать карандаш и ручку.

Графо-моторные навыки данной категории детей отличаются незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. У детей наблюдается неправильная передача пространственного положения предмета, слабое развитие навыков соизмерения, соотнесения и расчета размеров, построение линий прерывистыми, неровными движениями. Для владения письмом, как графо-моторным навыком, кроме сформированности временных и оптико-пространственных представлений, фонематического восприятия, необходим достаточный уровень развития двигательной сферы

Дошкольникам с ОНР трудно дается проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, они тратят большое количество времени на копирование образца, потому что не развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении и букв и их элементов, находятся на разных стадиях развития. Дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как левая и правая сторона, верх – низ, ближе – дальше, над – под, около – внутри. Только к 6 -7 годам, в основном, заканчивается созревание соответствующих зон мозга.

Наблюдая за детьми, я обращаю внимание как дети держат ручку и карандаш, потому что причинами неправильных графо-моторных навыков являются:

-неверное положение пальцев: ребенок держит ручку (карандаш) щепотью, собрав пальцы горсточкой; рука сжата в кулак; большой палец значительно ниже указательного; карандаш лежит не на фаланге среднего, а указательного пальца;

-ребенок держит ручку слишком близко к нижнему кончику или очень далеко;

-неправильное движение кисти: кисть жестко фиксирована на листе – двигаются только пальцы;

слишком слабый (чаще сильный) нажим;

-ребенок принимает неудобную позу; изгибается; подкладывает под себя ногу; приподнимается со стула.

Для того чтобы ребенок овладел графо-моторными навыками необходимо сформировать у него целый ряд предпосылок:

-зрительно-пространственные операции;

-зрительно-моторную координацию;

-мелкую моторику.

Несформированность данного навыка может оказать негативное влияние на дальнейшее усвоение орфографических навыков и самостоятельную письменно-речевую деятельность в целом.

Основываясь на анализе методической литературы по формированию графо-моторного навыка дошкольников с ОНР мною были поставлены следующие задачи:

- формирования и развития зрительно-пространственных отношений

- Развитие мелкой моторики

- формирования и развития серийной организации движений

- Формирование и развитие зрительной памяти

- создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно всестороннее развитие личности

- Формирование и развитие непосредственно графических навыков

с помощью разнообразных методов и приемов обучения,


Для решения этих задач используются разные приемы коррекционной работы:

1.Для формирования и развития зрительно-пространственных отношений используются приемы, направленные на узнавание изображений и их контуров, на формирование зрительного слежения и зрительно-моторной координации.

2.Развитие мелкой моторики осуществляется с помощью «пальчиковых» игр, пальчиковой гимнастики, упражнений «для пальчиков», сопровождаемых речитативом; а так-же в процессе предметной деятельности (застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование, игры с мозаикой, лепка, работа с крупой и т.д.).

3.Для формирования и развития серийной организации движений используются такие упражнения:

-сжать и разжать кулаки;

-чередовать: палец – кулак;

-чередовать: «зайчик» - «пальчик» и др.

4.Формирование и развитие зрительной памяти

осуществляется с помощью упражнений:

-посмотри на игрушки, запомни и назови, что запомнил;

-запомнить предметы на картине ;

-посмотреть, запомнить – «чего не стало».

5.Формирование и развитие непосредственно графических навыков проводиться с использованием работы в тетрадях

При формировании графо-моторных навыков нужен систематический контроль. Показав ребенку, как держать карандаш и работать с ним, нужно постоянно следить за выполнением требований. Переделать стереотип нелегко, и сначала ребенку неудобна новая поза пальцев или посадка за столом, поэтому взрослые должны быть настойчивыми и терпеливыми.

Для выполнения графических заданий необходим простой карандаш. Когда ребенок пишет карандашом, ему требуется приложить определенное усилие, которое со временем осознается как волевое. Тем самым формируется навык самоконтроля, который необходим детям с дефицитом внимания. При этом необходимо следить, чтобы при раскрашивании и штриховке ребенок не выходил за контур рисунка, линии должны быть при штриховке параллельны.

Необходимо научить ребенка правильному захвату карандаша. Сначала нужно развить дифференцированные движения пальцев рук; умение складывать большой и указательный палец в щепотку и захватывать

различные предметы (перекладывать палочки в коробки, расстегивать и застегивать пуговицы, шнуровать, нанизывать бусы, сортировать крупу).

-Сначала ребенок учится проводить прямые, кривые, ломанные линии в разных направлениях. Затем учимся ставить точки.

-Многие дети с ОНР не умеют ориентироваться на листе бумаги, не замечают ориентиры на листе в виде клеточек или строчек. Основа ориентировки в пространстве – определение правой – левой стороны туловища, понятий «верх-низ», «спереди-сзади», которые необходимо тщательно отрабатывать. Самым сложным является понятие зеркального отражения.

Обучение штрихованию – имеет свою последовательность.

1.Редкая штриховка карандашом одного цвета.

2.Разная штриховка двумя карандашами разного цвета.

3.Частая штриховка одним цветом.

4.Частая штриховка разными карандашами.

Здесь ребенок видит, что штриховка плавно переходит в раскрашивание

Процесс овладения графо-моторными навыками является довольно трудоемким для ребенка, а для детей с ОНР он вдвойне сложен. Если не проводить коррекционную работу в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в ошибки на письме, что в свою очередь приведет к снижению успеваемости.

Я хочу представить вам результаты проведенной рабы с детьми прошлого года. На первом этапе, до начала коррекционной работы, согласно проведенным методикам, уровень развития графо-моторных навыков в группе средний. Из них, высокий уровень у 3 детей (20,0%), средний уровень у 7 детей (46,6%) детей, низкий уровень у 5 (33,4%) детей.

Исходя из этих результатов был составлен тематический план работы по формированию графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В структура занятия входит: пальчиковая гимнастика, работа в тетради. Зрительная гимнастика, зрительный слуховой диктант, динамическая пауза. Упражнения для мелкой моторики и межполушарного взаимодействия и работа в альбоме. Упражнения каждого занятия объединены единым сюжетом. Что делает их интересными для детей, сохраняет непринужденную обстановку и способствует нравственному и эстетическому восприятию. На таких игровых занятиях дети не испытывают утомления., у них увеличивается объём внимания, становится лучше зрительная, мускульная. Двигательная, тактильная и слуховая память. Уточняется и расширяется словарь, развивается речь, пространственное воображение. После проведенной работы я увидела какие произошли улучшения в развитии графомоторных навыков. Высокий уровень показало 6 (40,0 %) детей, таких детей было трое (20,0%).

Средний уровень показали 5 (53,3%) детей, это на 1 ребенка больше, чем на начальном этапе.

Низкий уровень показал 1 (6,6%) детей, на 4 детей меньше, чем до начала работы.

Из вышесказанного можно сделать вывод об эффективности проделанной

коррекционно-развивающей работы в области формирования и развития графо-моторных навыков и вести можно ее различными способами, главное, чтобы она стала важнейшей задачей дошкольного воспитания детей с ОНР.

В заключении могу сказать, начинала я работу по изучению и обобщению опыта работы по Развитию мелкой моторики рук через разные виды деятельности, выступала с докладами и матер классами на уровне ДОУ, города, но и в Москве на конференции и Санкт-Петербурге.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.