12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зоя18
2

Статья «Формирование культуры поведения младших школьников по предмету «Окружающий мир»

Затульная Зоя Ивановна

Должность: учитель начальных классов.

Категория: первая

МБОУ «Анновская СОШ имени Героя Советского Союза А.Н. Гайдаша» с. Анновка Корочанский район Белгородская область

Аннотация. Данная статья посвящена вопросу воспитания культуры поведения школьников на уроках окружающего мира. В ней поясняется, каким образом может быть реализован материал, который способствует формированию у учащихся нравственных норм жизни, развивает умения вежливо общаться друг с другом и взрослыми, вести диалог. Уделено внимание возможным заданиям, которые направлены на формирование культуры поведения.

Формирование культуры поведения

младших школьников по предмету «Окружающий мир»

Изучение предмета «Окружающий мир» вносит свою лепту в воспитание и развитие свободной, образованной, творческой личности, способной жить в современном мире, готовой к саморазвитию, как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.

В программе «Начальная школа ХХI века» по предмету «Окружающий мир» реализован основной принцип обучения: начальная школа должна соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.

Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

В программе «Окружающий мир» под редакцией Н.Ф Виноградовой выделяется пять ведущих содержательных линий, одна из которых направлена на формирования культуры поведения: «Я и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять. Это рассматривается в таких темах: «Ты- первоклассник», «Мы и вещи», «Я и другие люди» (1 класс), «Кто живет рядом с тобой» (2 класс), «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (3 класс), «Человек и общество» (4 класс).

Рассматривая содержания этих тем, мы видим, что они направлены на формирования правил поведения. Так тема «Мы - школьники» в 1классе раскрывает правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, внимательность, сдержанность, аккуратность. В теме «Твоё здоровье» мы говорим о культуре поведением за столом, «Я и другие люди» - правила дружбы.

В содержание программы 2 класса также встречается темы по формированию культуры поведения. Тема «Кто ты такой» рассматривает культуру поведения за столом, воспитание у себя организованности, любознательности, желания изменить себя; «Кто живет рядом с тобой» - правила поведения , значение их выполнения для благополучия человека, правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры, проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больны людям и маленьким детям.

По данному вопросы рассматриваются темы в 4 классе: «Человек – часть природы». В ней уделяется внимание уважительному отношению к старости; «Человек среди людей» - правила культурного общения.

Обратимся к планируемым результатам обучения, которые направлены на формирование культуры поведения по каждому классу в отдельности.

К концу обучения в 1 классе учащиеся смогут научиться:

- различать основные нравственно-этические понятия.

К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:

- оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности.

К концу обучения в 4 классе учащиеся научатся:

- применять в житейской практике правила культурного поведения.

Как видим важное место в становлении личности, занимает работа по формированию у младших школьников культуры поведения. Заданий в учебниках, способствующих развитию этого на уроках «Окружающего мира» довольно много. При их использовании ребенок усваивает правила поведения, учится управлять своим поведением, понимать самого себя,, обогащается опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми; приобретается опыт учебного сотрудничества с педагогом и одноклассниками, осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность, осваиваются различные способы взаимопомощи, осознается необходимость доброго, уважительного отношения между партнерами.

Задания на формирование культуры поведения мы встречаем в учебниках «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой. В учебнике 1 класса 1 часть на странице 13 изучается тема «Правила поведения на уроках». Детям предлагается прочитать стихотворение Агнии Барто «Первый урок». Далее учитель предлагает помочь героине стихотворения с помощью ответов на вопросы: Давайте поможем девочке в стихотворения и расскажем о првилах поведения на уроке. Дети рассказывают, а в процессе беседы они учатся садиться и вставать из-за парты, поднимать руку, выходить к доске, праилно организовывать свое рабочее место. При этом учитель задает вопросы: Покажи всем, как нужно садиться, отвечать на вопросы. Какой порядок должен быть на парте? На странице 14 учебника мы встречаемся еще с одним заданием на закрепление правил поведения в школе. Детям предлагается рассмотреть рисунки и ответить на вопрос: Какие правила поведения не знают дети? На рисунке 1 изображена школьная раздевалка, где разбросаны вещи, на рисунке 2 – девочка, которая встала и подняла руку, на рисунок 3 нарисован беспорядок на рабочем месте, а на рисунке 4 – мальчик, который расталкивает детей. Дети, рассмотрев эти рисунки, проговаривают, какие правила нарушены и как нужно правильно поступать в данной ситуации. К этой теме на странице 48 рабочей тетради «Окружающий мир» детям предлагают вспомнить волшебные слова и ответить на вопрос: «Какими словами ты будешь приветствовать знакомого взрослого человека: «добрый день», «привет», «как живете», «здравствуйте»? Учитель предлагает самостоятельно подчеркнуть те вежливые слова, которые можно сказать знакомому взрослому человеку для приветствия. После чего проверить выполнения этого задания. Далее предлагается на этой странице следующее задание:. Какие слова ты используешь для извинения: “прошу меня извинить”, “простите”, “пожалуйста”, “постараюсь больше так не делать”, “причём тут я”, сами виноваты”, “почему мне нужно извиняться”. Дети отвечают на этот вопрос и доказывают свой выбор.

Следующая тема «Ты и вещи» приучает детей бережно относиться к своим вещам. Задания к этой теме расположены на страницах 51-53. Вначале хорошо читающий ученик читает вслух отрывок из сказки «Федорино горе». Далее предлагается ответить детям на следующие вопросы: почему сказка называется «Федорино горе»? Чем она закончилась? Почему нужно бережно относиться к вещам? На следующей странице детям предлагается прочитать стихотворение «Дядя Вася Денисюк». Ребятам предлагается закончить эту историю. На странице 53 дети работают с рисунком. Они рассматривают его и отвечают на вопросы: Что девочка сделала неправильно? Бережно ли девочка относится к вещам? Что можно ей посоветовать? Таким образом, дети составляют правила бережного отношения к вещам.

К основным правилам культурного поведения относятся и правила гигиены. Поэтому в 1 классе изучается тема «Правила гигиены». На странице 59 учебника нарисованы предметы личной гигиены. Детям необходимо ответить на вопросы: Зачем нужны эти предметы? Какие правила гигиены они помогают выполнять? Учитель предлагает вспомнить стихотворение К. Чуковского «Мойдодыр», вопросы и иллюстрация, к которому находится внизу на странице 53: Почему от мальчика «одеяло убежало, улетела простыня…»? Что произошло дальше? Кто объяснил герою правила гигиены?

На странице 92 рассматривается тема «Идем в гости», которая научить детей навыкам поведения в гостях, выбора подарка и умению общаться с окружающими людьми. Дети работают с рисунком , на котором изображены 2 семьи, одна из которых пришла в гости с подарками и цветами. Дети придумывают название к этому рисунку и ниже читают текст «День рождение». После прочтения текста, учитель предлагает ответить на вопросы, которые находятся ниже текста: Как ты думаешь, какой подарок самый дорогой для Маши? Как ты понимаешь самый «дорогой подарок»? После чего учитель предлагает составить 2 памятки: для гостей и для хозяев. Кроме этого учитель обращает внимание на правила выбора подарка.

Вторая часть учебника «Окружающий мир» на страницах 49 – 51 знакомит детей с правилами общения по телефону, а также правилами дружбы. Детям предлагается поиграть и разыграть различные ситуации. На странице даны такие ситуации: Поговорим по телефону. Узнай, какой фильм идет в кинотеатре? Узнай, когда принимают в поликлинике эти врачи: хирург, терапевт, стоматолог. Поздравь друга с днем рождения. Узнай, как чувствует себя заболевший друг. Узнай, когда приходит поезд. Затем дети рассматривают иллюстрацию. Результатом этой беседы, будут правила разговора по телефону, составленные детьми с помощью учителя. После чего беседа учителя продолжается о дружбе. На страницах 49- 51 предлагается 6 различных историй о друзьях. Приведем пример одной из них: «Миша и Вова пили чай. Миша разбил чашку. – Скажи, что это сделал кот Васька. Вова говорит: - Кота накажут. Скажи лучше, что это я разбил». Учитель детям предлагает разыграть эти ситуации по ролам. После чего, обсуждается каждая ситуация. Правильно ли поступили герои? Кого из детей можно назвать настоящим другом? Дети также совместно с учителем составляют правила дружбы. Для закрепления данной темы на странице 51 авторы учебников предложили смешное стихотворение О. Григорьева «Коля». После его прочтения, дети отвечают на вопросы, расположенные на этой странице. Учитель предлагает прочитать вопросы хорошо читающим детям: Бывают ли между друзьями ссоры? Как их нужно разрешать? Кого из детей можно назвать настоящим другом?

Таким образом, мы увидели, что в учебниках для 1 класса рассматриваются основные правила культурного поведения, а именно правила личной гигиены, аккуратности и опрятности, правила вежливости и культуры речи, правила поведения в школе, правила поведения в гостях.

В учебнике «Окружающий мир» для 2 класса тоже уделяется вопросу формирования культуры поведения. При изучении раздела «Что такое семья» наряду с тем, что данный раздел формирует понятия «семья», «семейный коллектив», формируют и уважение к старшим. На странице 78-79 предлагают прочитать и поработать со стихотворениями С. Погореловского «Перестарался» и А. Барто «Разговор с дочкой». Ребят просят ответить на вопрос: Как нужно относится к близким, чтобы им снами было тепло и приятно? Затем изучается раздел « О правилах поведения». Урок начинается с обсуждения вопроса «Зачем придумали правила? Может ли человек вести себя так как хочется?». На странице 88 ребята читают высказывания Даши и Егора и высказывают свое мнение. Дальше дан текст «Какие бывают правила». На этой же странице расположена рубрика «Этот удивительный мир. Материал для любознательных», которая знакомит детей с историей появления правил «Когда появились правила». На странице 90 детям предлагается поработать в паре с заданием: «Рассмотрите рисунки и расскажите о правилах поведения. Задание мальчикам: выберите рисунки, которые рассказывают о том, как нужно относиться к девочкам. Объясните слова: вежливый, внимательный, приветливый. Приведите примеры». Затем переходят к ролевой игре. Ученикам дается задание (страница 91) придумать три истории про мальчика Васятку. Одну назови «Радость», другую – «Удивление», а третью – «Огорчение». Для закрепления этого материала дан текс «Варя и чиж», прочитав его, дети вспоминают одно из изученных правил. Следующей, немало важной темой, которую изучают во 2 классе, является тема «Правила поведения в театре». Детям предлагается решить проблемный вопрос (страница 91): Как вести себя в театре, в кино, в цирке или в музее?». Рассматривая рисунок, учащиеся находят ошибки, которые допустили дети. Составляют правила поведения в театре и сравнивают свое мнения с текстом на странице 92 «Правила поведения в театре». Для закрепления автор учебника предлагает разыграть с друзьями сценки «Разговор актера со зрителями», «Разговор дежурного по залу и посетителя», «Разговор с кассиром театральной кассы». Для домашнего задания используются задания: 1. Представь себе, что ты художник театра. Нарисуй афишу к какому-нибудь спектаклю. 2. Подготовь памятку «Правила поведения в библиотеке». Приведены ситуации, по обсуждению которых дети должны оценить поведение героев и сделать вывод. Продолжая раздел о правилах поведения, обращают внимания и правила дружбы. Так как дети уже в 1 классе знакомились с этой темой, то во 2 классе их знания расширяются. Им дается подумать и высказать свое мнение о поведении детей «Умеем ли мы дружить». В учебнике на страницах 96-97 даны три различные ситуации и правила дружбы. Учащиеся отвечают на вопрос «Согласишься ли ты с такими правилами дружбы?».

Нельзя не затронуть тему «Правила поведения в природе», так как культурный человек – это воспитанный образованный, ответственный, но еще он уважает себя и окружающих, любит природу и Родину. В учебнике «Окружающий мир» для 2 класса при изучении темы «Давайте беречь нашу Землю!» дети знакомятся с текстом, в котором рассказывается о том, что делают люди для того, чтобы сохранить жизнь на Земле, рассматривают рисунки и высказывают свое мнение. После чего они составляют правила поведения в природе. А также знакомятся с правилами поведения в лесу (страница148). Этой теме уделяется внимание и в учебнике «Окружающий мир» для 3 класса на странице 91 предлагают составить памятку «Правила поведения на природе», а помощником будет иллюстрация, на которой изображены хорошие и плохие поступки людей.

В учебнике «Окружающий мир» для 4 класса теме формирования культуры поведения посвящен раздел «Человек среди людей», материал которого способствует формированию у учащихся нравственных норм жизни, развивает умения вежливо общаться друг с другом и взрослыми, вести диалог, используя различные средства выразительности; употреблять различные обращения в зависимости от ситуации; прививать желание стараться всегда делать приятное другим людям. На страницах 114-115 в рубрике «Обсудим вместе» автор учебника подобрал две истории, которые произошли в середине прошлого века, но до сих пор живут в памяти людей. Дети должны ответить на вопрос «Почему их герои так поступили?». Обсуждая, дети приходят к выводу (страница 116): добрыми бывают как чувства, так и поступки. Добрые поступки связаны с такими качествами человека, как внимательность, неравнодушие, отзывчивость. Для закрепления этой темы в учебнике дан текст «Бабочка» Ю.Коваля. Уделяется внимание и таким качествам, как справедливость, смелость. Обсуждение начинается с рассмотрения рисунков на странице 118, на которых нарисованы проблемные ситуации и для решения их предлагают ответить на вопрос «Как нужно поступить их героям, чтобы все было по справедливости?». Чтобы дети усвоили эту тему предлагают различные тексты, которые после прочтения, обсуждают. Стихотворение Н. Матвеевой «Девочка и пластилин». Задание: прочитай текс. Ответь на вопросы: «Можно ли перекладывать свою вину на других? Можно ли такого человека назвать справедливым? Кто дал девочке урок справедливости?». Рассказ «Несправедливая история». Задание: Правильно ли поступил Саша? Придумай другой конец этой истории, чтобы он был справедливым. Дети приходят к выводу (страница 120-121): справедливый человек никогда не переложит свою вину на другого человека. Он может быть строгим, но никогда не обижает. Он одинаково хорошо (справедливо) оценивает поступки людей, независимо от того, чужой или близкий ему человек. Текст «Правдой мир стоит», состоит из трех историй(страница 121-122). Дети прочитывают их и высказывают свое мнение о том, кого можно назвать правдивым, честным, а кого – лживым и нечестным. Рассказ «Лгун» и сказка «Мужик и водяной» Л Толстого также учит детей правдивости и честности. В заключении дети подводят итог: Правдивость и честность очень важные качества человека. Честного человека уважают окружающие. Лживых и нечестных людей не любят и не доверяют им (страница 124).

Умению культурно общаться посвящена тема « Умеешь ли ты общаться» (учебник 4 класса, страница 128). Предлагаются прочитать диалоги и ответить на вопрос: «Какие из них можно назвать культурными и почему?».

- Как ты спал-почивал?

-Спасибо, хорошо!

- А как настроение?

- Да что-то неважное!

-Я сейчас распахну окно, ты увидишь, какое сегодня прекрасное утро, и настроение твое станет чудесным!

***

- Привет, Рыжий!

-Привет, Жиряга!

- Куда ноги тащищь?

- Много будешь знать, скоро состаришься!

- Не культурный ты, Рыжий!

-Сам такой, Жиряга!

Далее детям даются советы «Учимся вести беседу». Для закрепления темы предлагается сравнить диалоги в русской народной сказке «По щучьему велению» (отрывок, страница130-131). Чем они различаются? Как удалось царским министрам выполнить приказ царя? Для чего нужна вежливость? Подводя итог, учитель предлагает на странице 132 прочитать вывод: научиться говорить культурно и вежливо несложно. Просто старайтесь выполнять следующие правила: не перебивай собеседника, не используй в речи грубых слов и выражений, не повышай голос, говори спокойно, приветливо, улыбайся и не сердись на других. В 4 классе обращают внимание не только на устную речь общения, но и на письменную. Задавая проблемный вопрос «Просто написать письмо?», четвероклассников знакомя с правилами написания писем. На страницах 132-133 предлагают сравнить несколько писем. Попробовать определить, в какое время они написаны, к кому обращается автор письма. Зависит ли содержание и стиль письма от того, кому человек пишет – близким или чужим людям, письмо деловое или личное? Что можно определить по обращению? Какое из этих писем может не понравится адресату? Почему? Вспоминают и знакомый рассказ А. Чехова «Ванька». В заключении этой темы предлагаются стихотворения «Испорченный телефон» В. Баширова и «Приятная встреча» Б. Заходера.

Таким образом, текстовой материал учебника и система заданий способствуют формированию культуре поведения младших школьников.

Процесс изучения окружающего мира затрагивает не только область умственного развития, но и способствует нравственному становлению личности, формированию гуманного отношения ко всему живому. Ребенок усваивает правила поведения в природе, в обществе, учится взаимодействовать с другими людьми, понимать самого себя и управлять своим поведением.

Используемая литература:

Окружающий мир: программа: 1-4 классы/Н.Ф. Виноградова. М. : Вентана – Граф, 2012 г.

Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся /Н.Ф. Виноградова. М. : Вентана – Граф, 2019 г.

Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся /Н.Ф. Виноградова. М. : Вентана – Граф, 2018 г.

Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся /Н.Ф. Виноградова. М. : Вентана – Граф, 2017 г.

Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся /Н.Ф. Виноградова. М. : Вентана – Граф, 2017 г.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.