12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иванова Наталия Валериевна122
Творческая деятельность помогает осмыслить и понять свои таланты и способности.
Россия, Ростовская обл., Гуково
4

Формирование познавательных универсальных учебных действий в условиях дополнительного образования

6


Формирование познавательных универсальных учебных действий в условиях дополнительного образования

Большое внимание в системе дополнительного образования уделяется формированию личности обучающегося. Система дополнительного образования − это особая сфера, главными компонентами которой являются творчество и свобода выбора. Целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. 

Дополнительное образование детей – это особый вид образования, составляющий вариативную часть общего образования, под которым понимается целенаправленный, мотивированный процесс обучения и воспитания, позволяющий обучающемуся приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве, самореализоваться и самоопределиться личностно и профессионально.

Ситуация в современном российском образовании характеризуется поисками новых подходов к повышению качества образования. Особую актуальность проблемы качественного образования имеют на начальной ступени обучения, когда у обучающихся только начинают формироваться учебные навыки.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Особую важность, по моему мнению, представляют вопросы формирования познавательных УУД, они являются основой для развития познавательной деятельности, мотивом для ее возникновения, а также наивысшей формой проявления познавательной потребности у обучающихся.

Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построенная на процессе самостоятельного поиска, исследования, обработки, систематизации, обобщения и использования полученной информации.

Познавательные УУД рассматриваются как основной мотив умственной деятельности. Процессу познания характерно стремление проникать в суть явлений, отражать в сознании причинно-следственные связи, закономерности и противоречия. Низкий уровень его развития может послужить причиной неуспеваемости обучающихся в школе, снижения их познавательной активности, отсутствия мотивации в обучении.

Деятельность учреждений дополнительного образования представляет собой важнейшую составляющую современного учебно-воспитательного процесса. Система дополнительного образования в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта решает те же задачи, что и школа, но посредством вовлечения обучающихся в различные формы творческой деятельности. Главным инструментом формирования УУД в дополнительном образовании является творчество. Поэтому педагогам рекомендуется составлять программы, включающие выполнение учащимися различных проектов и мотивировать учащихся на полноценное применение результатов собственных разработок.

Основой организации деятельности объединений Станции юных техников города Гуково являются рабочие программы. Они разрабатываются с учетом современных требований.

Программа объединения «Ракетомоделирование» позволяет школьникам узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. В основу данной программы положено последовательное изучение учащимися основных теоретических понятий ракетного движения, технологии изготовления летающих моделей. Очень большое внимание уделяется изучению истории космонавтики, занятиям макетированием с использованием приемов проектного обучения (от замысла до разработки и изготовления готового макета).

Особенно эффективно формируются познавательные УУД в ходе реализации проектно-исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность способствует развитию логических действий, формированию умения поставить перед собой задачу и спроектировать пути ее решения. Содержание работы по формированию познавательных УУД в ходе реализации проектно-исследовательской деятельности включает:

- проведение наблюдения и экспериментов под руководством педагога;

-осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и сети интернет;

-объяснение явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследовательской и проектной деятельности;

-обучение основам ознакомительного, творческого, усваивающего чтения.

Так, например, в работе объединения «Ракетомоделирование» согласно плану муниципальных и областных мероприятий проводится ежегодный конкурс «Космонавтика». Целью проведения этого конкурса является стимулирование интереса обучающихся к углубленному изучению проблем развития космонавтики. Учащиеся в процессе подготовки к участию в этом мероприятии самостоятельно определяются с темой, изучают выбранный ими вопрос, готовят материал, при необходимости готовят макеты. Форму работы выбирают сами: кто-то работает индивидуально, кто-то в паре, кто выбирает групповую форму работы. Защита творческого проекта научит ребенка формулировать свои взгляды, грамотно озвучивать актуальность и полезность его усилий и не бояться прибегать к нестандартным решениям. Работа в коллективе даст детям необходимые коммуникативные навыки, научит сотрудничать и прислушиваться к мнению друг друга.

В процессе обучения ребята работают с различными видами материалов, изучают их свойства, особенности работы с ними. Работают с разнообразными инструментами, приспособлениями. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, что является вполне естественным.

Коллективная работа является очень важным моментом для развития самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями позволяют детям в конце своей спланированной поэтапной работы увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.

Содержание деятельности объединения «Ракетомоделирование» многогранно и разнообразно. Целью деятельности объединения является овладение навыками технического конструирования, развитие мелкой моторики, координации «глаз-рука», изучение понятий, конструкций и их основных свойств (жесткости, прочности и устойчивости), овладение навыками взаимодействия в группе.

Очень важным в работе педагога дополнительного образования считаю формирование и удержание мотивации на высоком уровне. Для этого в течение года необходимо чередовать разделы программы таким образом, чтобы у ребенка не угасал интерес.

Программа объединения «Ракетомоделирование» ориентирована на формирование универсальных учебных действий. Формирование УУД можно разделить на три основных этапа:

Закладка и развитие практических навыков и умений. Применение учащимися УУД должно стать привычкой и фундаментом для совершенствования способностей к восприятию и использованию изучаемого материала. Особое внимание в этот период уделяется основным приемам познавательной и исследовательской работы, а также формированию привычки к внимательности, самодисциплине и ориентированию на успешное обучение. Так, на первом году обучения обучающиеся объединения «Ракетомоделирование» получают понятие о материалах и инструментах, учатся с ними работать, совершенствуют умения и навыки. Также дети знакомятся с графическими знаниями (понятие чертеж, эскиз), с навыками работы с чертежными инструментами, с простейшими моделями ракет, с системами спасения (ленты, парашюты). Начинают учиться осуществлять проектную деятельность. В разделе «Фантастические модели» дети знакомятся с современной космической техникой, с фантастическими моделями. Пробуют свои возможности в проектировании собственных макетов.

Расширение умений и знаний. Вводится творческое проектирование, способствующее более полному развитию созидательного и интеллектуального потенциала учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Второй год обучения предусматривает непосредственное знакомство с классификацией современной модельной ракетной техники, дети занимаются моделированием и конструированием ракет и ракетопланов. Обучающиеся участвуют в сознательной проектной деятельности. Изучают космическую технику, занимаются ее проектированием и макетированием.

Обобщение накопленных умений и знаний и их применение во всех сферах обучения. Закрепляющая ступень предоставляет педагогам широкие возможности мотивировать учеников на нестандартное мышление и использование полученных умений в самых разных областях жизни. Третий год – это самостоятельная деятельность учащихся. Они макетируют, конструируют, участвуют в соревнованиях, выставках, конкурсах.

Переоценить полезность правильного формирования УУД в дополнительном образовании сложно. Только в условиях особых методов воспитания, которые отличают эту область обучения, возможно полное раскрытие творческого потенциала ребенка. Сформированные благодаря эффективному применению УУД ключевые умения и навыки помогут ученикам понимать и реализовывать поставленные перед ними задачи, быть при этом внимательными и сосредоточенными, структурировать и разбивать на этапы собственную целенаправленную деятельность, уметь работать индивидуально и в группе. Применение знаний, полученных с использованием универсальных учебных действий в процессе дополнительного обучения, поможет хорошо мотивированным ученикам достигнуть немалых высот в творческой и интеллектуальной деятельности и почувствовать себя состоявшейся, социально адаптированной к современным условиям личностью.

  1. Актаева Т.В. Формирование универсальных учебных действий // ***festival.1september.ru/articles/635018/ (дата обращения: 28.02.2016
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
  3. Медведева Е.Е. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций // ***festival.1september.ru/articles/596218/(дата обращения: 28.02.2016)
  4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009. 216 с.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.