12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кожинова Светлана Юрьевна21
Педагогический стаж 31 год. Высшая квалификационная категория.
Россия, Кировская обл., Яранск
1

Формирование регулятивных универсальных учебных действий при помощи технологии проблемного диалога на уроках географии при изучении нового материала

«Формирование регулятивных универсальных учебных действий

при помощи технологии проблемного диалога

на уроках географии при изучении нового материала»

Кожинова Светлана Юрьевна, учитель географии

КОГОБУ СШ с УИОП г. Яранска

 

«Великая цель образования - это не знания, а действия», - сказал Герберт Спенсер.

ФГОС нового поколения ставит перед школой задачу формирования у учащихся умения учить себя самостоятельно, т.е. формирование УУД. Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его нормальной адаптации в обществе, а также залог профессионального роста. Эти требования невозможно реализовать без применения новых педагогических технологий. Предусматривается широкое использование алгоритмизации в виде планов характеристики географических объектов, процессов и явлений, логических схем, структурных моделей.

Что же позволяет вовлечь учащихся в процесс формирования умения учиться?

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания, поэтому на этапе введения знаний и использую технологию проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний.

На уроке открытия новых знаний использую три наиболее эффективных метода постановки учебной проблемы:

подводящий к теме диалог;

сообщение темы с дальнейшей мотивацией на диалог;

побуждающий от проблемной ситуации диалог;

Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге, а также с помощью мотивирующего приёма помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию «открытию» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Исходя из своего практического опыта, сегодня я могу предложить один из вариантов проведения урока географии в 6 классе, где, на мой взгляд, происходит формирование регулятивных УУД при помощи технологии проблемного диалога при изучении нового материала.

Уверена, что мои коллеги неоднократно встречались с такой ситуацией, когда ученик приходит на урок и спрашивает: «А правда ли, что…?». И дальше мы слышим информацию, растиражированную в сети Интернет (например: «…что наступит конец света?» или «…что произойдёт потепление климата?» и др.). Изо дня в день мы сталкиваемся с кучей вопросов: отчего, почему, когда и как. И мы должны найти ответ на вопрос своего ученика. К этому обязывает наша профессия. Но чтобы привлечь внимание детей, заинтересовать темой разговора, их нужно удивлять, озадачивать. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. Именно метод проблемного диалога помогает развивать регулятивные учебные действия.

Рассмотрим развитие таких регулятивных действий, как:

-целеполагание,

-планирование,

-прогнозирование,

- оценку (осознание качества и уровня усвоения),

-саморегуляцию (выполнение действий по заданному образцу) на примере фрагмента урока по теме «Гидросфера» 6 класс.

 

Итак. Посмотрите, пожалуйста, на данное высказывание: « Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете» (Антуан де Сент-Экзюпери).

-Как вы понимаете это высказывание? Как вы думаете, о чем сегодня пойдёт речь? (Ответ: о воде). Правильно, но не только о ней. Сколько воды на Земле? Как образовалась вода? (Варианты ответов уч-ся). Вода - это то вещество, без которого невозможна жизнь на Земле. Происхождение воды на планете так же неясно, как и происхождение самой планеты. А теперь попробуйте сформулировать проблему?

Формулировка проблемного вопроса: «Каким образом появилась вода на Земле

Существуют две гипотезы появления воды.

Гипотезы

Космическое происхождение

Земное происхождение

 

Давайте составим план действий для решения проблемы.

1. Рассмотреть гипотезы образования воды.

2. Представить в виде схемы.

3. Сделать выводы.

 

Попробуем сделать прогноз, чего мы должны достичь? Мы должны решить проблему и уметь решать другие проблемы, аналогичные решённой.

Разделимся на 2 группы. Первая группа разработает космическую гипотезу, вторая – земную гипотезу (алгоритм действий на карточках с заданиями).

Для разработки гипотезы 1 и 2 группе даны картинки.

План действий.

Определить объекты и изображения на картинках.

Построить логическую цепочку происходящих событий.

Сделать вывод о происхождении воды на Земле.

 

Работа в группах. Представление результатов своей деятельности. Выводы.

Ответ I группы.

Выводы. На Землю падали астероиды, метеориты, именно они принесли с собой воду (частицы). Сначала существовала вода в форме газа и накапливалась, а позже, когда планета начала остывать, вода перешла в жидкое состояние и образовала гидросферу.

Вопрос учителя: «Скажите, может ли эта гипотеза объяснить то, что накопление воды на Земле продолжалось сотни тысяч лет?».

Ответ учащихся.

Ответ II группы.

Выводы. Под действием многочисленных падений метеоритов наша на тот момент раскаленная планета стала формировать большое количество вулканов, из которых вырывалась магма. Вместе с ней на поверхность выделялся водяной пар, который стал причиной образования гидросферы. Учитель: «Скажите, может ли эта гипотеза объяснить то, что накопление воды на Земле продолжалось сотни тысяч лет?».

Ответ учащихся.

Учитель: По мнению ученых, вода могла образоваться в момент формирования самой планеты.

? Все-таки, какая из гипотез, на ваш взгляд, более правдоподобна? (Ответы учащихся). Предлагается обратиться к тексту учебника стр. 83.

ВЫВОД. Учащиеся перечисляют причины происхождения воды.

 

Саморегуляция. Для саморегуляции попробуем применить знания, полученные на уроке, для решения других проблем, используя тот же алгоритм. Скажите, пожалуйста, какие схожие проблемы есть в современной жизни? Почему, например...?

 

Оценка. Осознание качества и уровня усвоения.

 

Лесенка.

Рисунок-лесенка на листочке раздаётся все учащимся.

Учитель: «Поставьте, пожалуйста, себя на лесенку уровня усвоения материала. На сколько вы себя ощущаете? Первая ступенька – ничего не понял, вторая ступенька – понял для себя, но не могу объяснить другим. Третья ступенька – понял сам и могу объяснить другим».

Таким образом, создаются условия, способствующие развитию универсальных учебных действий школьника, таких как:

регулятивные (организовывать свою деятельность, решать проблемы);

познавательные (извлекать информацию, делать логические выводы);

коммуникативные (вести диалог, взаимодействовать с людьми);

личностные (давать нравственную оценку ситуации, осуществлять нравственный выбор).

Я использую технологию проблемно-диалогического обучения много лет и с полной уверенностью могу сказать, что она является результативной. В ходе использования проблемно-диалогической технологии достигаю следующих предметных и метапредметных результатов:

формирование прочных и глубоких знаний;

формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных универсальных учебных действий;

приобретение навыков самостоятельной работы.

Подводя итог, хочется еще раз обратить внимание на то, что использование технологии проблемно-диалогического обучения позволяет обучающимся самостоятельно открывать знания, поэтому ее можно назвать универсальной педагогической технологией, обеспечивающей развитие каждого обучающегося, ключом к успеху и творчеству, позволяющим учителю каждый урок сделать интересным.

 

И закончить мне хочется словами китайской мудрости: «Расскажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь!».

 

Литература:

1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2012 г.

2. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения: методы, формы, средства обучения – М.: Школа 2010, 2009 г.

3. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС: Пособие для учителя. – М.: ФГАОУ АПК и ППРО, 2013 г.

 

4

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.