12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Почалова Анна Ивановна22
0

Статья «Формирование учебной мотивации у воспитанников детского дома в процессе проведения самоподготовки»

Формирование учебной мотивации у воспитанников детского дома в процессе проведения самоподготовки.


 

Сироты, отвергнутые дети узнают чрезвычайно рано, что они не такие дети, как «те другие», а гораздо хуже и живут совсем не по праву, а лишь из гуманности.
Ф.М.Достоевский

Сиротство является одним из факторов, оказывающих разрушительное влияние на эмоциональные связи ребенка с миром взрослых и сверстников, которые развиваются в более благоприятных условиях, и вызывает вторичные нарушения физического, психического и социального характера, которые, в свою очередь, оказывают влияние на такую немаловажную сферу жизни воспитанников, как учебная деятельность.

Воспитанники детского дома отличаются от своих сверстников, проживающих в семье. Как правило в детское учреждение они поступают с множеством проблем среди которых на первом месте стоит педагогическая запущенность.

Педагогическая запущенность – это нарушенное развитие ребенка, которое возникает из-за недостатка воспитания и обучения. Запущенность у школьников и дошкольников проявляется в виде поведенческих отклонений, плохой учебы, отсутствия понимания нравственных ценностей. У ребенка отсутствуют интеллектуальные способности, он инфантилен, эмоционально неуравновешен, с трудом социализируется и совершает аморальные поступки. Запущенность школьников и дошкольников диагностируется специальными психологическими методиками. Дети проходят различные тесты, отвечают на вопросы анкет. Если причины педагогической запущенности не связаны с различными патологиями, нарушение корректируют педагоги и психологи. В целом, запущенность у школьников и дошкольников рассматривается как поведенческое расстройство. Статистические данные разнятся: ежегодно количество детей, у которых есть признаки педагогической запущенности, изменяется. Наиболее распространен данный вид нарушений среди мальчиков.

Формирование ребенка сопровождается социальными ситуациями, возрастными кризисами, психическими и физическими особенностями. Он приобретает опыт через деятельность и общение с окружающими. Реализация заложенных при рождении психофизических способностей определяется жизненными обстоятельствами и типом воспитания ребенка. Если условия среды, в которой проживает ребенок, не соответствуют его задаткам, его развитие деформируется и искажается. Основа механизма формирования педагогической запущенности – дефицит социальных и психологических стимулов. Если не проводится коррекция, запущенность со временем прогрессирует.

Причины возникновения педагогической запущенности отличаются. К основным факторам развития нарушений относятся:

Взаимоотношения в семье. Первый опыт общения ребенок получает в кругу семьи. Именно здесь формируется его восприятие окружающего мира. Если родители уделяют ребенку мало времени, имеют слабое интеллектуальное и культурное развитие, не обеспечивают малышу благоприятные условия проживания, постоянно конфликтуют между собой или неправильно воспитывают чадо, у него может развиться педагогическая запущенность.

Среда, в которой ребенок учится. Запущенность педагогическая может развиться из-за ошибок в организации процесса образования, в результате конфликтов с одноклассниками и педагогами. Если к ребенку относятся невнимательно, игнорируют его особенности, не осуществляют к нему индивидуальный подход, у него формируются комплексы, которые приводят к неуспеваемости.

Отношения в социуме. Формирование педагогической запущенности также связано с постоянными конфликтами с окружающими людьми – сверстниками, педагогами, родителями. В результате этого ребенок замыкается в себе, не хочет посещать школу. Он начинает искать друзей среди асоциальных элементов.

Индивидуальные особенности ребенка. Это ряд внутренних физиологических, эмоциональных, наследственных факторов, которые могут оказывать влияние на развитие педагогической запущенности. Стоит учесть, что в группе риска находятся дети, у которых есть различные неврологические нарушения и слабый тип нервной деятельности.

Выделяют несколько видов запущенности педагогического характера. Они классифицируются в зависимости от преобладания тех или иных отклонений. Основные виды педагогической запущенности:

Медико-педагогическая. Проявляется в виде плохих привычек, отсутствия навыков гигиены.

Нравственно-педагогическая. Характеризуется отсутствием нравственных понятий, контроля над эмоциями.

Интеллектуально-педагогическая. Ребенок с трудом осваивает школьную программу. Интерес к знаниям у него отсутствует.

Нравственно-трудовая. У детей нет желания трудиться, они имеют искаженные представления о пользе труда.

Развитие педагогической запущенности осуществляется в четыре стадии:

Первая стадия развивается у дошкольников. Педагогическая запущенность формируется вследствие дефицита внимания со стороны родителей, педагогических ошибок воспитателей детского сада, плохих отношений со сверстниками.

Вторая стадия характерна для дошкольников и младших школьников. Она формируется из-за недостаточной готовности к обучению, вследствие ошибок в процессе воспитания, педагогических причин, которые вырабатывают у ребенка неуверенность в себе и отсутствие интереса к знаниям. Дети негативно относятся к школе, не соблюдают режим, у них отсутствуют нормы поведения.

Третья стадия запущенности без своевременной коррекции развивается в подростковом возрасте. Ребенок пренебрегает нормами и правилами, относится ко всему негативно и равнодушно, его поведение отклоняется в худшую сторону.

4. Четвертая стадия формируется в подростковом и юношеском возрасте. Антисоциальный характер поведения закрепляется, человек становится грубым, агрессивным, часто попадает под дурное влияние преступных группировок.

Формы педагогической запущенности.

I Форма – несформированность элементов и навыков учебной деятельности.

Причина: индивидуальные особенности интеллектуального развития.

Следствие: плохая успеваемость.

Признаки: плохая успеваемость по всем предметам, невнимательность, неуверенность, молчание на уроках, прогулы.

II форма – нет сформировавшейся мотивации к обучению; занятие другими не школьными видами деятельности.

Причина: инфантилизм воспитания; отсутствие положительной мотивации в результате воздействия неблагоприятных факторов.

Следствие: плохая успеваемость и поведение на фоне достаточного уровня познавательных возможностей.

Признаки: тревога по поводу индивидуальных личностных качеств (медлительности, неорганизованности, утомляемости, агрессивности, озлобленности).

III форма – неспособность концентрировать внимание на учебном процессе.

Причина: особенности семейного воспитания, его подобие в детском саду и начальной школе.

Следствие: неорганизованность, невнимательность, зависимость, ведомость, нарушения общения, слабая успеваемость.

Признаки: тревога по поводу особенностей поведения, учебной деятельности и общения ребенка со сверстниками и взрослыми: необщительность, замкнутость, отсутствие друзей; плохие отношения с учителями и между детьми в семье; тяга к «плохим детям».

Все три формы педагогической запущенности приводят к плохому усвоению школьной программы, пробелам в знаниях.

Поступление детей в детский дом происходит как из социального приюта, так и непосредственно из асоциальных семей, где воспитанием детей никто не занимался; зачастую класс их обучения не соответствует возрасту; у детей наблюдается задержка психического развития, у них низкий уровень интеллекта, не сформирована познавательная сфера. И все эти дети приходят в детский дом, где возраст воспитанников колеблется от 4 до 18 лет, а это предполагает применение индивидуального подхода к каждому ребенку. Воспитателю группы важно изучить особенности детей, чтобы в дальнейшем успешно формировать положительную мотивацию учебной деятельности, помогая каждому ребенку получить необходимое образование для последующего профессионального самоопределения, а значит, и успешной социализации в будущем.

Мы должны нацеливать детей на то, что после выпуска из детского дома ребенок должен продолжить образование, получить специальность, чтобы обеспечить себе самостоятельную жизнь. Кроме того, требование современной жизни – постоянное обновление знаний, саморазвитие, иначе ты не конкурентоспособен. И если у воспитанника высокий уровень общеобразовательной подготовки, сформирована учебная мотивация, хорошо развиты общеучебные навыки и умения, его возможности во взрослой жизни достаточно высоки. Ведь для самостоятельной жизни в современном социуме у воспитанников самостоятельность, ответственность, готовность к продолжению образования, получению профессии и строительству семьи.

Как же должна строиться работа по преодолению педагогической запущенности в условиях детского дома? Прежде всего коррекционная работа проводится воспитателем во время самоподготовки воспитанников. Но проблема заключается в том, что дети не приучены выполнять домашние задания самостоятельно. А зачастую и просто не в состоянии по ряду причин. Участились случаи поступления в детский дом воспитанников среднего школьного звена, которые не умеют читать, не знают букв. А учебное учреждение, за которым был закреплен ребенок, как будто не замечая этого, требует выполнения домашних заданий в соответствии с возрастом. О какой положительной учебной мотивации может идти речь?

Но педагогам детского дома необходимо решать проблему педагогической запущенности в любом случае.

Определим ряд этапов необходимых для преодоления педагогической запущенности.

I. Выявление проблем ребенка.

Диагностика педагогической запущенности.

Комплексная психолого-педагогическая диагностика - это углублённый и всесторонний анализ личности ребёнка, направленный на выявление присущих ей положительных сторон и недостатков, их причин, а также на решение практических задач: гармонизацию развития личности и повышение эффективности целостного педагогического процесса. Такое понимание диагностики означает

·    во-первых, не смешение диагностических функций педагогов и психологов, а их функциональное взаимодействие;

·    во-вторых, обогащает взаимодополнение методов знаний о ребёнке, его микросоциуме и педагогическом процессе;

·     в-третьих, опирается на положительное в личности ребёнка;

·    в-четвертых, вскрывает не только недостатки, но и их причины;

·     в-пятых, имеет значение не только для повышения качества педагогического процесса, но и главного, чему он служит, — гармонизации развития личности ребёнка.

На этом этапе диагностика проводится всеми узкими специалистами детского дома и воспитателями, определяются пути и методы коррекционного воздействия. На основании результатов диагностики все специалисты разрабатывают индивидуальные программы коррекционной работы. При необходимости, воспитанник направляется на ПМПК для определения индивидуального образовательного маршрута.

 

II. Коррекция педагогической запущенности.

1.Определение уровня знаний, умений, навыков.

Воспитателю необходимо понять, что без коррекционной работы по устранению пробелов в знаниях, невозможна никакая самоподготовка в принципе. Поэтому важно определить, на каком уровне находятся знания, умения и навыки воспитанника и начинать работу именно с этого уровня. Если ребенок не умеет читать или писать, значит необходимо научить его.

2. Создание ситуации успеха

Считается, что "подтянуть" трудного ребенка можно, заставив его выучить определенный материал. От воспитателя требуется обеспечить повседневный контроль и требовательность по отношению к каждому воспитаннику. Такой подход ошибочен. Невозможно достигнуть качественного изменения в умственной деятельности трудного ребенка какими-то чрезвычайными мерами, давлением на него, его волю какими-то средствами воздействия. Нельзя заставить быть умнее. После применения "волевых" средств воздействия на ученика становятся бессильными другие усилия, которые необходимо применять, так как именно они являются единственным выходом в подобной ситуации.

Необходимо укреплять у ребенка веру в свои силы и терпеливо ждать того момента, когда произойдет хотя бы маленький сдвиг в его умственном труде. С первого взгляда он может показаться просто случайной удачей. Но эта удача переживается ребенком как радостный успех, из которого он черпает новую энергию. Такая деятельность способствует созданию для ребенка "ситуации успеха". На ее фоне можно вовлекать в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг).

От успеха к успеху – в этом заключается умственное (и не только это) воспитание трудного ребенка.

Следует учитывать, что у педагогически запущенного ребенка часто сопровождают неудачи в учебе и деятельности. Поэтому требуется обучить его правильно относиться к неудачам, искать их причины и исправлять ошибки. Чтобы он не чувствовал своей отсталости, необходимо способствовать снятию "синдром неудачника". Это возможно, когда для него подбирают задания, которые он в состоянии выполнить. Последовательно, настойчиво и в то же время терпеливо и терпимо относиться к непонятливости трудного ребенка. В этом случае можно надеется, что у него наступит то, что можно назвать озарением. Это станет могучим эмоциональным толчком. Душевная чуткость, знание психики, терпеливость и настойчивость – все это способствует тому, что умственное развитие трудного ребенка постепенно выравнивается, он начинает преодолевать запущенность и неумелость, постепенно догоняя сверстников.

3.Диалог при выполнении заданий.

Необходимо научить ребенка мыслить самостоятельно, размышлять, определять пути выполнения домашнего задания. Поэтому перед выполнением задания дайте ребенку небольшое время, чтобы внимательно прочитать задание, подумать как его выполнить. Нужно дать ребенку возможность высказаться, даже если его мнение совершенно неверно. При этом часто должны звучать слова «Почему так?», « Докажи», « Как ты думаешь?». Воспитанник должен понять, что его мнение важно для педагога и не бояться ошибиться. Последовательно, настойчиво и в то же время терпеливо и терпимо относиться к непонятливости трудного ребенка. В этом случае можно надеется, что у него наступит то, что можно назвать озарением. Это станет могучим эмоциональным толчком. Душевная чуткость, знание психики, терпеливость и настойчивость – все это способствует тому, что умственное развитие трудного ребенка постепенно выравнивается, он начинает преодолевать запущенность и неумелость, постепенно догоняя сверстников.

4.Игровые приемы.

Игровые формы учебной деятельности способствуют формированию этих качеств, как ни какие другие. Играя, учащиеся учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра на занятиях - это самостоятельная деятельность, которая вместе с тем учит общению, умению объединять усилия для достижения поставленной цели, дает общие переживания. Поэтому, игра – действенный метод повышения качества образования за счет усиления познавательной активности и мотивации к учебе. Но это, конечно, не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими, прежде всего традиционными методами. Использование на коррекционных занятиях игры должно быть, во-первых, мотивированным (т.е. соответствовать цели и задачам урока), во-вторых, тщательно подготовленным и, в-третьих, хорошо организованным.

5.Делегирование полномочий.

Считаю, привлечение сверстников к «руководству» учебным процессом – хороший способ повысить учебную мотивацию и самооценку у детей! Очень полезна разумно организованная взаимопомощь. Сильный ученик может поработать с отстающим. Один ученик слаб по языку, но хорошо учиться по математике, другой, напротив, слаб по математике, но успешнее изучает язык, когда они взаимно помогают друг другу — это содействует успеху.

6.Свободное владение воспитателями материалом учебных программ своих воспитанников.

Воспитатель, готовясь к работе в группе детского дома, должен иметь:

-педагогическую подготовку, которая предполагает овладение следующими   основными   умениями: организовывать   различные   формы учебной деятельности (парные, групповые, коллективные), взаимоконтроль и самоконтроль, вырабатывать     у     учащихся     индивидуальный     стиль самостоятельной работы, овладевать техникой  использования различных средств обучения.

-методическую     подготовку, которая     включает     овладение  следующими основными умениями: конкретизировать цели (воспитательные, практические, развивающие) на определенном материале, прогнозировать определенные трудности усвоения изучаемого, учитывать межпредметные связи в учебном процессе.

Во время самоподготовки главная задача воспитателя- дать детям возможность работать самостоятельно. Как только ученик начал самостоятельно справляться с домашними заданиями, воспитатель прекращает усиленную индивидуальную помощь. Единовременную индивидуальную помощь нельзя превращать в постоянную обязанность воспитателя, иначе это приведет к снижению самостоятельности воспитанников. Нужно учить школьников проверять себя основательно: отвечать на контрольные вопросы учебника, излагать основное содержание материала товарищу и, наконец, пересказывать прочитанное самому себе, кратко формулируя самое существенное.

7.Организация в детском доме интеллектуального досуга.

Ребёнок, воспитывающийся в детском доме, может иметь различные проблемы развития. Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может выражаться в ослаблении или несформированности, неразвитости познавательных процессов: неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитом мышлении (наглядно-образном, абстрактно-логическом, вербальном и др.), низкой эрудиции и т.д. Причины низкого интеллектуального развития могут быть различны: от нарушения нормальной работы мозга, до отсутствия нормальной образовательно-воспитательной среды (педагогическая запущенность).

Отсутствие должного внимания к интеллектуальному развитию ребенка может привести к серьезному отставанию в учебе и невозможности продолжать обучение в общеобразовательной школе в связи с диагнозом "задержка психического развития". А это, в свою очередь, становится серьезным препятствием на пути его взаимодействия с другими и с миром в целом.

Общение детей со взрослыми в детском доме не предоставляет ребенку самостоятельности, а, наоборот, резко ограничивает ее твердым режимом дня, постоянными указаниями взрослого, что следует делать в тот или иной момент времени, контролем со стороны взрослого, формируя тем самым привычку к "пошаговому" выполнению чужих указаний.

Поскольку ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность, во время досуга необходимо развивать у детей качества, от которых зависят их успехи в учёбе: интеллект, образное мышление, креативность. Для развития вербального интеллекта важно, чтобы воспитанники рассказывали какие – ни будь истории, сочиняли сказки, рассказы, стихи.

Взрослый во время занятий с воспитанниками детского дома должен быть предельно доброжелателен, поощрять малейший успех каждого ребёнка.

Досуговая деятельность в условиях детского дома должна стать совместной развивающей деятельностью детей и взрослых. При этом необходимо предоставлять детям самостоятельность, обеспечивать смену ролей и деятельности каждого ребёнка, развивать интересы, умения, способности детей.

Литература и Интернет-источники:

 

1.     Коррекционная педагогика в начальном образовании: учебное пособие для академического бакалавриата– 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: ЮРАЙТ, 2016. – 285 с.

2.     Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. – 272 с.

3.     Аксенова Л.И., Богданова Т.Г., Назарова Н.М. и др. Специальная педагогика: учебное пособие. – М.: Академия, 2013. – 324 с.


 

 


 


 


 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.