12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Атаманова Ирина75
учитель русского языка и литературы, стаж 33 года. ВКК. Классный руководитель 6 Б класса. Хобби: чтение, вязание.
Россия, Алтай респ., Горно-Алтайск
Материал размещён в группе «Учительские династии»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Чойская средняя общеобразовательная школа»

 

 

Тема проекта – интеллектуального продукта:

 

 

«Формирующее оценивание

как основа современного урока»

 

 

Методические рекомендации
и опыт разработки и результативного использования современных образовательных технологий
(на основе технологии развития критического мышления
через чтение и письмо)

 

 

Авторы продукта: Атаманова Ирина Васильевна, учитель русского языка
и литературы, ВКК

Майманова Ольга Владимировна,
учитель русского языка
и литературы, ВКК

Шипунова Ольга Михайловна, учитель английского языка, ВКК

 

 

 

Чоя, 2020

Аннотация

Данный продукт интеллектуальной собственности адресован учителям-предметникам разных учебных циклов. Содержит:

теоретический материал о формирующем оценивании как об одном из современных эффективных инструментов в работе педагога;

описание методических приемов ТРКМЧП:

Синквейн

Сортинг

Фишбоун

Стратегия идеал

Верные неверные утверждения

Тонкие и толстые вопросы

Мудрые совы

Диаманта.

Продукт содержит образцы работ учащихся и авторские разработки листов самооценки для каждого приёма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………..4

Пять главных принципов формирующего оценивания………8

Приёмы формирующего оценивания……………………………9

1. Синквейн………………………………………………….………11

2. Sorting………………………………………………………….….13

3. Фишбоун…………………………………………………….…….14

4. Стратегия «Идеал»…………………………….……………….…15

5. Приём «Верные – не верные утверждения»…………………….21

6. Приём «Тонкие и толстые вопросы»…………………………….24

7. Приём «Мудрые совы»………………………………………..….29

8. Приём «Диаманта»…………………………………………..……34

Самооценка и обратная связь со сверстниками……………….37

Резюме……………………………………………………………….40

Список литературы………………………………………………..42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современное время в перспективе новой модели образования, которая соответствует требованиям информационного общества, функция оценивания стала приобретать новый смысл, изменяются цели оценивания. В новых условиях оценивание направлено не только на выявление недостатков. Оно призвано стать механизмом, который бы обеспечивал непрерывность процесса повышения качества образования, и должно обеспечивать конструктивную обратную связь всех субъектов образовательного процесса.

Оценивание не просто должно подводить итоги достигнутых результатов, оно должно стать отправной точкой, за которой будет следовать новый виток развития, новый уровень качества образования. И речь идет скорее не об изменении средств оценивания (хотя инструменты и процедуры оценивания тоже могут меняться), а об изменении целей оценивания и философии оценки. Как организовать процедуру оценивания, которая бы соответствовала этим требованиям? Прежде необходимо вспомнить несколько понятий.

Оценка – определение ценности или значимости чего-нибудь. (Большой толковый психологический словарь).

Оценивание – это любой процесс, формализированный или экспертный, который завершается оценкой.

Оценивание представляет собой комплексный процесс:

по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания;

по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.

Основные задачи оценивания:

спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических приёмов;

обеспечить обратную связь;

оценить степень достижения намеченных целей;

оценить, как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;

предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических приёмов.

Функции оценивания:

стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;

диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;

проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя (контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в свою работу);

формирование у обучающихся адекватной самооценки как личностного образования (адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя; если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяя в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего может явиться снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе);

мощная мотивация учебной деятельности обучающихся;

изменения межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса обучающихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок.

ФГОС предъявляет к процессу оценивания следующие требования:

оценивание достигаемых образовательных результатов;

оценивание процесса их формирования;

оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения.

Базовыми принципами оценивания в стандартах нового поколения являются:

оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;

оценивание может быть только критериальным, основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;

критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся, они могут разрабатываться ими совместно;

система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Всем вышеназванным требованиям удовлетворяет так называемое формирующее оценивание (formative assessment). Этот термин «…относится к любым формам деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя, обеспечивающим информацию, которая может служить обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения».

Цель формирующего оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно.

Ключевые характеристики формирующего оценивания:

оценивание встроено в процесс преподавания и учения;

предполагается обсуждение учебных целей с учениками;

оценивание должно помочь ученикам осознавать учебные стандарты;

ученик вовлекается в процесс самооценки или партнѐрское оценивание;

обеспечивается обратная связь: оценивание помогает ученикам наметить следующие шаги в учении;

укрепляется уверенность в том, что каждый ученик может добиться улучшений в учении;

оценивание вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания.

Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимися элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Описать образно суть формирующего (внутреннего) оценивания можно так: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост».

Какими способами учитель может вводить формирующее оценивание на уроке? Прежде всего, нужно следовать алгоритму создания системы формирующего оценивания:

выявить планируемые результаты;

организовать деятельность ученика по планированию и достижению субъективно значимых результатов;

сопровождать достижение учащимся результатов с помощью организованной обратной связи.

Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им выяснить, какие шаги необходимо предпринять для улучшения своих результатов.

Цель формирующей оценки – способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика.

Формирующая оценка – оценка, способствующая обучению:

элемент эффективного планирования;

в центре внимания то, как ученики приобретают знания;

является ключевым профессиональным навыком педагога;

обеспечивает мотивацию, способствует уяснению целей и критериев;

помогает ученикам понять, как можно улучшить свои результаты;

развивает способность к самооценке и взаимооценке;

отражает все образовательные достижения;

должна быть постоянным элементом урока.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;

сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

В то время как ученику:

может помогать учиться на ошибках;

может помогать понять, что важно;

может помогать понять, что у него получается;

может помогать обнаруживать, что они не знают;

может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.

II. Пять главных принципов формирующего оценивания

1. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя обучающимся комментарии и замечания по поводу их деятельности.

2. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.

3. Учитель меняет приёмы и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения обучающихся.

4. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку обучающихся.

5. Учитель осознает необходимость научить обучающихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.

Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах.

Система критериального оценивания должна давать возможность:

определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал;

определить, сформирован ли тот или иной практический навык;

сверить достигнутый обучающимся уровень, заложенный в учебную задачу (комплекс учебных задач).

Этапы технологии формирующего оценивания.

Шаг 1. Планирование достижения образовательных результатов обучающихся по темам.

Шаг 2. Формулировка цели урока как условия достижения образовательных результатов деятельности обучающихся.

Шаг 3. Формулировка задач урока как последовательности шагов деятельности учащихся.

Шаг 4. Определение конкретных критериев оценивания деятельности обучающихся на уроке.

Шаг 5. Оценивание деятельности обучающихся в соответствии с критериями.

Шаг 6. Осуществление обратной связи (от учителя к ученику, от ученика к ученику, от ученика к учителю).

Шаг 7. Сравнение результатов обучающихся с предыдущим уровнем их достижений.

Шаг 8. Определение места обучающегося на пути достижения поставленной цели.

Шаг 9. Корректировка образовательного маршрута обучающегося.

Приемы формирующего оценивания

Под формирующим оцениванием понимается оценивание прогресса ученика в достижении образовательных результатов в процессе обучения, проводимое совместно учителем и учеником, с целью определения текущего состояния обученности школьника, путей его перспективного развития, мотивирования его на дальнейшее обучение, совместное планирование учителем и учеником новых образовательных целей и путей их достижения.

Характеристика

Процесс изучения нового материала

Понимание изученного материала

Процесс размышления

Результаты суммативного тестирования

Что оценивается?

процесс понимания обучающимися нового материала в процессе его преподавания учителем

понимание изученного материала

процесс размышления, который привел обучающегося к определенному результату

результат выполнения тестов, контрольных заданий и других работ, проводимых с целью суммативного тестирования

С какой целью проводится оценивание?

определить трудности, которые возникли у обучающихся в ходе объяснения учителем нового материала. По итогам оценивания учитель может принять решение об изменении скорости урока, повторном объяснении нового материала, дополнительной его отработке и т.д.

определить трудности, которые возникли у обучающихся в освоении темы (блока, раздела, параграфа и т.д.). По итогам оценивания учитель может принять решение о дополнительном повторении, отработке, тренировочных упражнениях, работе учащихся в парах и т.д.

избежать случайных правильных ответов (полученных угадыванием, списыванием) с целью поиска ошибок в рассуждениях учащихся, которые привели к неправильным ответам, и их исправления

проанализировать задания суммативного тестирования с целью определения их сложности дляобучающихся, проанализировать ошибки и определить пути их исправления

Когда проводится оценивание?

в течение всего урока, по мере объяснения нового материала

по итогам прохождения темы, как правило, перед проведением суммативного оценивания

в любое время, когда необходимо оценить процесс достижения результата

после получения результатов суммативного оценивания

 

«Светофор»

«Одноминутное эссе»

«Рассуждение по алгоритму»

«Топ-3»

 

«Карточки»

«Индекс карточки»

«Поиск ошибки»

«Доска помощи»

 

Примеры использования на уроке приемов формирующего оценивания

Формирующее оценивание призвано вовлечь учащегося в осмысление своего процесса обучения. С этой целью можно предложить учащимся ответить на вопросы по результатам изучения темы:

Добился ли я улучшения результатов в изучении темы?

Почему это произошло? (не произошло?)

Что мне осталось непонятным?

Предпринял ли я какие-либо действия для ликвидации того, что осталось для меня непонятным?

Или:

Что ты главное узнал сегодня на уроке?

Какой материал остался для тебя непонятным?

Это может быть одноминутное эссе или отчет, выполненный в конце урока или изучения темы.

Интервью

Или интервью, которое он может дать учителю после проведения урока. В рамках реализации деятельности КОУЧа такие интервью целесообразно брать у 3 типов учащихся – разного уровня способностей.

Рубрики

Рубрики обеспечивают приемлемый путь для взаимодействия с учениками и совместной выработки учебных целей и критериев их достижения.

Рубрики – это способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и достижения учеников. Обычно их используют при письменном оценивании и устных презентациях.

Но они могут применяться для оценивания любых форм учебных достижений. Каждая рубрика содержит набор оценочных критериев и соответствующих им баллов. При использовании в классе рубрики обеспечивают объективный внешний стандарт, с которым сравниваются различные достижения разных учеников.

Цели оценивания в данном случае:

Повысить достоверность количественного оценивания письменных заданий и устных презентаций.

Представить цели и ожидаемые достижения в четком однозначном виде.

Представить стандарты оценивания или балльные оценки и соотнести их с достижением учебных целей.

Вовлечь учеников в критическое оценивание собственных работ.

Рубрики применимы к различным формам оценивания: короткие письменные пробы, эссе, выставка плакатов, устные презентации, листы исследований, недельные домашние задания, карты понятий. Шкала может быть пяти-, трех-, однобалльной, когда средний адекватный уровень оценивается в 3 балла, или пяти, четырех-, трехбалльной.

Главное, чтобы критерии для оценки были ясными и понятными.

Роль учеников:

Полезно включить учеников в диалог по поводу критериев, используемых в рубрике.

Ученикам можно предложить выработать критерии для определенного оценивания.

Синквейн

Синквейн является одним из приёмов технологии критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Это методический прием, который представляет собой написание стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом составление каждой из них подчинено определенным правилам. При работе происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн может научить ученика найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.  

Модель

Первая строчка стихотворения — тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

В третьей строчке, при помощи глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

Пятая строчка —  одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это может быть синоним к теме.

В качестве примера приведу стихотворение, составленное детьми про сам приём обучения:

Синквейн
Образный, точный
Обобщает, развивает, обучает
«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
Творчество.

Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала. На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников. Можно также использовать на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.

t1606828798aa.gift1606828798ab.jpg

 

Sorting

Sorting является одной из техник формирующего оценивания, которая активирует умственную деятельность школьников. Этот методический прием представляет собой распределение слов (понятий, терминов) по категориям. При этом слова могут относиться к любой теме, техника работает на любом уроке. Данная техника может научить ученика найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы (термины, понятия), проанализировать их, сделать выводы и распределить в соответствующие категории.

Вt1606828798ac.jpg качестве примера можно привести стихотворение «Робин-Бобин Барабек». В тексте есть существительные (их большинство), прилагательные и глаголы. На этапе актуализации знаний по теме: «Части речи» удобно использовать эту технику, чтобы учащиеся самостоятельно определили, насколько хорошо они помнят части речи.

Фишбоун

Фишбоун является одним из приёмов технологии критического мышления, которая активизирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Это методический прием, который представляет собой удобный инструмент для анализа и синтеза, для обработки практически любой информации.

Модель

Фишбоун представляет собой схему, традиционно изображаемую в виде рыбной кости. В «голове» главный вопрос, на который учащиеся будут искать ответ. В «хвосте» соответственно ответ на этот вопрос. Чтобы максимально точно и полно ответить на вопрос, проанализировать информацию и выделить ключевые моменты, на «косточках» предлагается дополнять информацию. Это могут быть плюсы и минусы, вопросы и ответы, положительные и отрицательные качества героя.

t1606828798ad.gif t1606828798ae.png

Данный приём можно использовать также на разных этапах урока: как на стадии осмысления, так и в качестве рефлексии. Что интересно, практика применения этого приёма показывает, что учащиеся довольно активно и продуктивно работают с ним. Кроме того, нелишне будет отметить, что приём «фишбоун» помогает ребятам активизировать речемыслительную деятельность и, как следствие, способствует развитию устной речи учащихся.

Стратегия «Идеал»

Образовательная технология развития критического мышления и предлагает ряд учебных стратегий, позволяющих не только обучать посредством решения проблем, но и обучаться разнообразным способам решения жизненных затруднений. Больше всего для работы по технологии "Критическое мышление в обучении чтению и письму" подходят те мыслительные процессы, которые отвечают насущному требованию - подготовить сознательных членов открытого общества, которые способствуют выработке у учащегося оригинальной точки зрения, умению обоснованно предпочесть одну идею другой, умению решать сложные проблемы, аргументировано вести спор.

Представляю вашему вниманию «Стратегию «Идеал» как метод решения проблем.

Психологи Дж.Брэндсфорд и Д.Стайн разработали «идеальный» метод решения проблем. Они так и назвали его – «ИДЕАЛ» (IDEAL). Каждая буква – это шаг, который нужно сделать, чтобы повысить вероятность выхода из трудной ситуации.

Чтобы сохранить аббревиатуру, нужно было пойти на некоторую адаптацию формулировок. Это было обусловлено также необходимостью учета возрастных особенностей детей, изучающих данную стратегию. Вот как эта стратегия  выглядит в адаптации И.О. Загашева.

Интересно, в чем проблема?

Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы

Есть ли какие-либо хорошие решения?

А теперь сделаем выбор!

Любопытно, как это осуществить на практике?

- Как же это все работает? Вот алгоритм работы.

1 этап. Интересно, в чем проблема?

Здесь мы определяем проблему и формулируем её в виде вопроса, начинающегося со слова: «Как?». В формулировке должна отсутствовать частица «не». Формулировка проблемы должна быть максимально конкретной.

2 этап. Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы!

На данном этапе применяется классический «мозговой штурм».

•        Принимаются все варианты решений, которые соответствуют выбранной формулировке. Все варианты должны быть зафиксированы либо на доске, либо на листочке.

•        Критика запрещена. Но можно задавать уточняющие вопросы. Оговорить с учениками количество вариантов.

3 этап. Есть ли какие-нибудь «сильные» решения?

Это – этап первичной оценки. Каждое из решений мы, вместе с классом, оцениваем по следующей системе: «+» – решение подходит; «+ –» – мнения класса кардинально разделились; «–» – это решение не подходит.

Аргументировать на данном этапе особо не нужно – для этой цели есть следующий этап.

4 этап. А теперь сделаем выбор!

На этом этапе необходимо выбрать один вариант решения проблемы, и обосновать свой выбор. Аргументация должна основываться на сведениях из текста, на опыте и учитывать конкретную ситуацию.

5 этап. Любопытно, как это осуществить на практике?

Здесь учащиеся – индивидуально или в парах – составляют план решения проблемы.

Распишите возможный план действий по пунктам или изобразите его в виде схемы, составьте устный рассказ и т.д.

Младшие школьники могут обратиться к тем рисунками, которые они сделали на этапе «И», чтобы дорисовать их до окончательного решения. Подростки и старшеклассники ограничиваются перечислением пунктов плана.

 -Данная стратегия направлена на развитие не только предметных, но и метапредметных, личностных универсальных учебных действий учащихся, о чём свидетельствует следующий слайд:

Метапредметные результаты

        Регулятивные УУД:

- учащиеся самостоятельно формулируют проблему;

-  определяют способы её решения;

- самостоятельно составляют план решения проблемы.

        Познавательные УУД:

- извлекают информацию при работе с текстом информационным или      

художественным.

       Коммуникативные УУД:

- учащиеся высказывают и обосновывают свою точку зрения;

- учатся сотрудничать друг с другом;

- оформляют свои мысли в устной и письменной форме с учётом

  речевой ситуации.

Личностные результаты:

- формируют устойчивый познавательный интерес к чтению;

- развивают чувство ответственности за произнесённое и написанное

  слово.

  Также этот метод используется и во внеклассной работе: при совместном решении каких-либо повседневных учебных и внеучебных проблем. Благодаря ему ученики учатся лучше формулировать проблему, увереннее чувствуют себя в поиске вариантов решения жизненных трудностей, привыкают к безоценочному обсуждению различных вариантов решения.

Для работы по стратегии «Идеал» предлагаются и другие варианты.

Вариант 2.

И ― Идентифицируйте проблему (Проблема определяется в общем виде)
Д ― Доберитесь до её сути (Сформулировать её в виде вопроса).
Е― Есть варианты решения! (Как можно больше)
А ― А теперь за работу! (Выбрать из всех лучший вариант)
Л― Логические выводы (Анализ проделанной работы)

Вариант 3.

I – выделите в тексте проблему.
D – опишите ее.
E – определите варианты подходов к решению проблемы.
A – решайте.
L – сделайте вывод, проведите рефлексию своей работы.

Вариант 4.

Лист решения проблем
1. Какую главную проблему должны решить герои?
2. Какой важной информацией снабдил вас автор?
3. Что еще вы знаете, что помогло бы решить проблему?
4. Каковы три главных способа решения проблемы?
5. Какой из выбранных вами способов наилучший? Почему?

Вариант 5.

Алгоритм решения проблем стратегией IDEAL
Учитель читает (показывает) фрагмент книги (фильма), где отображена проблема.
1. Формулировка проблемы. (индивидуальная и групповая форма работы)
2. Выдвижение гипотез . Какую информацию получили из фрагмента и что знаем по проблеме из собственного опыта? (индивидуальная работа).
3. Определение того, что нужно узнать, чтобы решить проблему.
4. Формулировка способов решения проблемы, определение наиболее оптимальных (индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы).
5. Выбор одного способа решения проблемы, обоснование выбора.

Предлагаю пример для работы по стратегии «Идеал». В качестве текста взято стихотворение:

На лабиринт похож земной маршрут,
Где повороты всюду – там и тут.
Свободен выбор, но извилист путь,
Ведь так легко ошибочно свернуть!
Лилия Юсупова

Мой вариант.
1. Проблема выбора жизненного пути - Как нужно выбирать путь в жизни?
2.Гипотезы:

Нужно выбрать верную и достижимую цель.

Жизнь – лабиринт, путь извилист, повороты, мы вольны выбрать любую дорогу, но нельзя ошибаться.

Знаем, что очень важно сделать правильный выбор
3. Всё о профессии – если выбираешь;

Изучить разные варианты востребованных профессий.
4. Способы решения проблемы:
-изучить спрос на рынке труда- выбрать по душе профессию;
-оценить реально свои возможности

- определить, какие экзамены нужны для поступления;
-узнать, сколько средств могут вложить родители в образование

- убедить родителей в необходимости вклада;
-сдать ЕГЭ максимально лучше – целенаправленно готовиться к экзаменам;
5. Верный способ сдать ЕГЭ максимально лучше – целенаправленно готовиться к экзаменам.

Данная стратегия позволяет ученикам увидеть проблему, проанализировать ее, выделить аспекты, оценить и выбрать способы решения, основываясь на ранее полученных и новых знаниях.

Важно знать:

Формулировка проблемы должна начинаться с вопросительного слова «Как…?», в ней должна отсутствовать частица «не», а также – она должна быть максимально конкретной.

А теперь в течение 10 минут (может быть и другое количество времени), необходимо записывать все пришедшие в голову варианты ее решения, включая самые безумные. Запретите себе критиковать себя и говорить: «Я больше ничего не придумаю», «Других способов нет», «Ну на этом и хватит» и т. д. Вы должны придумывать все новые и новые варианты, пока не истечет указанное время, либо определенное заранее количество идей.

Отметьте в своем списке «галочкой» или знаком «+» те способы, которые хоть в какой-то степени могут быть осуществимы. Сколько их? Три? Четыре? По ходу дела можете их уточнить, но ни в коем случае не критикуйте!

Внимательно прочитайте их еще раз и напротив каждого напишите его положительные и отрицательные стороны. Проанализируйте свои записи и выберите оптимальный вариант.

Распишите возможный план действий по пунктам или изобразите его в виде схемы. Но при этом не забудьте китайскую мудрость: «Кто много планирует, тот теряет бдительность».

Варианты работ учеников.

t1606828798af.jpg

t1606828798ag.jpg

Лист самооценки работы ученика на этом этапе урока

 

Могу сформулировать проблему

Выдвижение гипотез/

могу предложить способы решения проблемы

Могу проанализировать подходы к решению проблемы

Могу выбрать из всех вариантов лучший вариант

Могу аргументировать этот способ решения проблемы

Баллы

15 б = 5

9 - 14 б= 4

5 – 8 б = 3

Да по 3б

 

 

 

 

 

 

Нет по 0б

 

 

 

 

 

 

Испытываю

трудности по 1 б

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

 

t1606828798ah.jpg

 


t1606828798ah.jpg

Прием «Верные - неверные утверждения»

Прием "Верно — Не верно" давно знаком учителям. Его концепция и алгоритм работы настолько удачно вписались в технологию развития критического мышления, что методисты теперь рекомендуют его проводить именно в рамках уроков по ТРКМ, удобнее всего применять на стадии вызова. То есть в начале урока, когда идет повторение пройденного материала и подготовка учащихся к восприятию новой информации.

На этом этапе важно не только активизировать учащихся, подготовить, помочь им освежить в памяти все, что им известно по данной теме и те знания, умения и навыки, что пригодятся сегодня на уроке. Нужно и заинтересовать их, мотивировать.

В то же время, с помощью вопросов и предположений ограничивается круг вопросов, которые будут обсуждаться на уроке. Учащиеся уже в начале занятия могут наглядно увидеть, что им предстоит узнать, что из этого они уже знали или предполагали, а что является неожиданным, что противоречит их знаниям.

Очень важно обратить на этот момент внимание, чтобы каждый из учеников получил в ходе урока ответы на те вопросы, которые у него возникли в самом начале — после работы с приемом "Верно — Не верно".

Алгоритм работы приема ТРКМЧП "Верно — Не верно"

Объявляется тема урока.

Учитель зачитывает вопросы и предположения по теме — не более 10-12.

Учащиеся в тетрадях или на отдельных листочках фиксируют ответы с помощью значков "+" и "-".

На стадии рефлексии снова учитель возвращается к составленным таблицам. Учитель вновь зачитывает вопросы, и учащиеся отмечают, какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в ходе урока, в связи с новой полученной информацией.

Нюансы использования приема "Верно — Не верно"

Вопросы можно не только зачитывать, но и вывести их на экране, активизируя и слуховое, и зрительное восприятие.

Прием "Верно- Не верно" подходит и при изучении художественных текстов, позволяя учащимся додумывать развитие событий. Так достигается одна из целей урока по ФГОС — развитие творческого восприятия.

Прием работает и на стадии осмысления, когда нужно в быстрой форме проверить: насколько точно усвоена новая информация.

При этом учащиеся сначала читают текст, а потом отвечают на поставленные вопросы, отмечая верные и неверные утверждения. Особенно часто такой прием предлагается на уроках английского языка, русского языка или литературы, когда требуется привлечь внимание учащихся к отдельным аспектам текста, выяснить, насколько правильно понят текст.

В этом случае обсуждение ответов не откладывается на конец урока, а составленная учащимися таблица анализируется сразу.

Прием "Верно — Не верно" можно использовать и в качестве домашнего задания. Попросите учащихся дома составить вопросы и предположения по теме, которая только будет изучаться на следующем уроке. Не нужно заранее изучать тему самостоятельно. Важнее чтобы учащиеся высказали предположения, не заглядывая в текст нового параграфа. Предположения должны строиться только на основе уже изученного. Таким образом, развивается умение строить логические цепочки, наглядно увидеть взаимосвязь известного и нового.

Хотелось бы отметить, что приемы ТРКМЧП — это не просто новые технологии, призванные разнообразить урок или "украсить" его. Это целая система, использовать которую нужно постоянно и целенаправленно, а не от случая к случаю. 

Таблица «Верные - неверные утверждения» - универ­сальный прием технологии развития критического мышле­ния, позволяющий работать с любыми видами текста.

Предлагаю фрагмент урока литературы в 7 классе по произведению А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Верные-неверные утверждения

Вещий Олег собирался отомстить печенегам.

Вдохновенный кудесник вышел из леса.

«Ты примешь смерть от злого врага».

Олег приказал отвести коня на луг.

Кости коня лежат на берегу Волги.

Князь Олег погиб от укуса змеи.

Составь и заполни в тетради таблицу

Вопрос

Утверждение верно/ДА

Утверждение неверно/НЕТ

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

Лист самооценки «Верные-неверные утверждения» ____________________ Класс______

 

Ответ

Понимаю суть каждого вопроса

Знаю произведение

 

Могу рассказать/ привести пример из текста для аргументации

Могу самостоятельно составить верные-неверные утверждения к тексту

Оценка

8б=5

5-7б=4

3-4б=3

 

 

ДА

по 2б

 

 

 

 

 

НЕТ

по 0б

 

 

 

 

 

Затрудняюсь

по 1б

 

 

 

 

 

t1606828798ai.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Варианты работы учеников.

t1606828798aj.jpg

 

t1606828798ak.jpg

 

t1606828798ai.jpg

 

Прием «Тонкие и толстые вопросы»

«Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы», — писал американский психолог Элисон Кинг.

      Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

    «Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.

«Хороший вопрос» — это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив», — приходит к выводу русский психолог В.М. Снетков.

Он также указывает на несколько функций вопросов:

С помощью вопроса можно получить новую информацию.

Правильно задав вопрос, можно уточнить уже имеющуюся информацию.

Можно использовать вопрос для перевода разговора в другое русло.

Задавая вопрос, можно продемонстрировать свое мнение, обозначить свою позицию.

Правильно заданный вопрос может подсказать ответ.

С помощью вопросов можно настроить собеседника на нужный вам темп, лад речи.

«Жить — значит иметь проблемы, а решать их — значит расти интеллектуально», — писал американский исследователь интеллекта Джой Пол Гилфорд. С этим трудно не согласиться, жизнь перед всеми ставит свои вопросы. Но именно вопрос ведет нашу познавательную деятельность к решению проблем.

Многие педагоги определяют уровень мыслительной деятельности учащихся по тому, как и какие вопросы они задают. Большинство людей ограничивается примитивными вопросами, умению задавать продуманные вопросы — это тот навык, которому следует уделять больше внимания в процессе обучения. Умеющий задавать вопросы будет лучше ориентироваться в окружающем пространстве, чем тот, кто не умеет.

Новые стандарты в обучении направлены на формирование универсальных видов учебной деятельности, так необходимых для развития личности, готовой к постоянному самообразованию, способной ставить цели и искать пути их достижения.

Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом уроке:

обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными;

отрабатывает умение формулировать вопросы;

воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.

Сформулированный ребёнком вопрос позволяет сделать вывод об уровне развития:

умения погружаться в текст;

способности анализировать информацию в контексте личного опыта;

навыка работать в малых и больших группах, выслушивать оппонента и доказательно высказывать свою точку зрения.

 

 

 

 

Таблица вопросов

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто…

Что…

Когда…

Может ли …

Будет ли…

Мог ли …

Как звали...                                      

Было ли...

Согласны ли вы...

Верно...

Дайте объяснение, почему…

Почему вы думаете…

Почему вы считаете…

В чём разница…

Предположите, что будет, если…

Что, если…

Сформулированные вопросы школьникам необходимо вписать в таблицу.

После составления таблицы ученики работают в парах, микрогруппах, задавая вопросы друг другу, выбирают самые интересные, которые можно задать всему классу.

Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока:

на стадии вызова – это вопросы до изучения темы (вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы);

 на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;

при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".
2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а потом "толстые".
3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам.( Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.)

Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов.

После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники.

При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один.

В начале обучения этому приему рекомендуется использовать его в соревновательной манере. Например, те, кто придумают наибольшее количество вопросов, или те, кто придумают самый смешной вопрос, получают жетон.

Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам.

Не все ученики одинаково легко заполняют таблицу. Не стоит настаивать – необходимо поощрять даже незначительные успехи.

При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому нужно грамотно детей разделить на группы.

Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.

 

 

 

Варианты работы учеников 7 класса.

t1606828798al.jpg

t1606828798am.jpg

 

 

 

 

 

 

 

Лист самооценки «Тонкие-толстые вопросы»

_________________ класс ______

 

Умею составлять тонкие вопросы

Умею составлять толстые вопросы

Могу сформулировать тонкие и толстые вопросы к данному тексту

Могу помочь в составлении тонких и толстых вопросов

Почерк аккуратный, разборчивый

Оценка

10б=5

7-9б=4

5-6б=3

Да

по 2б

 

 

 

 

 

 

Нет

по 0б

 

 

 

 

 

 

Затрудняюсь

по 1 б

 

 

 

 

 

 

 

t1606828798ah.jpg

Приём «Мудрые совы»

Назначение учителя –

помочь родиться мысли ученика

(Сократ)

Цель:

обучение анализу информации в тексте с позиций логики и личностно – ориентированного подхода.

Данный приём позволяет учителю выстроить работу с учётом индивидуальных способностей ученика.

Ученику помогает выстроить порядок детального анализа любого текста, выразить свою точку зрения и аргументировать её.

Данную стратегию удобно применять для развития у обучающихся следующих умений: делать комплексный анализ текста совместно с товарищами; проводить детальное исследование текста в групповой работе, формулировать суждения и делиться ими; выбирать путь в изучении какого-либо предмета с учётом мнений всех представителей группы.

Алгоритм приёма «Мудрые совы»

Найдите в тексте основные новые понятия и запишите их в алфавитном порядке.

Чего не ждали? Выберите из текста такую информацию, которая является для вас неожиданной или противоречит вашим ожиданиям.

Ты уже знаешь последние новости? Запишите то, что для вас в тексте является новым.

Главная жизненная мудрость. Задание: постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Вариант: выберите в тексте ключевую фразу.

Известное и неизвестное. Разделить информацию на две части: известное и неизвестное.

Иллюстративное изображение. Рисуем схемы, кластеры (гроздья). Вариант: проиллюстрировать основную мысль текста рисунком, схемой, кластером.

Поучительный вывод. Задание: можно ли сделать из текста такие выводы, которые были бы значимы для будущей жизни и деятельности.

Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте высказывания, которые заслуживают особого внимания и достойны дискуссии, обсуждения.

Пример работы приёма «Мудрые совы» в классе

Даётся текст для анализа:

Два смысла в жизни — внутренний и внешний,
У внешнего — семья, дела, успех;
А внутренний — неясный и нездешний —
В ответственности каждого за всех.

Игорь Миронович Губерман

Алгоритм приёма находится у каждой группы учеников.

Найдите в тексте основные новые понятия и запишите их в алфавитном порядке.

Примерная запись ответа:

Внешний

Внутренний

Ответственность

Смысл

Чего не ждали? Выберите из текста такую информацию, которая является для вас неожиданной или противоречит вашим ожиданиям.

Примерная запись ответа:

У смысла жизни разные стороны. Автор считает, что есть внешний и внутренний.

Ты уже знаешь последние новости? Запишите то, что для вас в тексте является новым.

Примерная запись ответа:

Внутренняя сторона смысла жизни – неясная и нездешняя.

Главная жизненная мудрость. Задание: постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Вариант: выберите в тексте ключевую фразу.

Примерная запись ответов:

Автор показывает две стороны смысла жизни, которые между собой взаимосвязаны.

«Семья, дела, успех … ответственность за всех».

На ум приходят слова Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Известное и неизвестное. Разделить информацию на две части: известное и неизвестное.

Примерная запись ответа:

Известное: семья (родные и близкие люди), дела (работа), успех (удача).

Неизвестное: разные стороны смысла жизни; ещё ради чего может жить человек?

Иллюстративное изображение. Рисуем схемы, кластеры (гроздья). Вариант: проиллюстрировать основную мысль текста рисунком, схемой, кластером.

 

Пt1606828798an.png римерная запись ответа:

 

 

 

 

 

 

 

t1606828798ao.png

 

 

 

 

 

 

 

Поучительный вывод. Задание: можно ли сделать из текста такие выводы, которые были бы значимы для будущей жизни и деятельности.

Примерная запись ответа:

Важно прежде всего понять ради чего и для чего, для кого и ради кого ты есть в этом мире! Каждый человек уникален. Люди должны дружить и сотрудничать, а не враждовать. «Один за всех и все за одного».

Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте высказывания, которые заслуживают особого внимания и достойны дискуссии, обсуждения.

Примерная запись ответа:

В чём смысл человеческой жизни?

В чём смысл жизни?

Что такое ответственность?

Мы в ответе за тех, кого приручили…

Оценить свою работу могут сами ученики с помощью указанных критериев в листе оценки:

Оценочный лист обучающегося

Критерий

Умею

Умею, но делаю неуверенно

Не умею

1.Нахожу ключевые слова, фразы в тексте.

 

 

 

2.Умею выделять главное в тексте.

 

 

 

3.Определяю тему текста.

 

 

 

4.Выделяю известное и неизвестное.

 

 

 

5.Делаю выводы по тексту.

 

 

 

 

Вот так оценили свою работу по приёму «Мудрые совы» ученики 6-х классов:

t1606828798ap.jpg

 

t1606828798aq.jpg

t1606828798ar.jpg

8.Приём «Диаманта»

Диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Диаманта является одним из приёмов международного образовательного проекта РКМЧП. Прекрасно подходит для использования на уроках литературы при анализе положительных и отрицательных героев, пейзажей, картин, изменений от «до» до «после», на чём в принципе построены многие художественные произведения мировой литературы. Удобно применять на любых этапах урока как яркий метод исследования объекта, так и конструктивного вывода, который строится на сопоставлении чего- либо или кого- либо. Полезно для работы с понятиями, которые противопоставлены друг другу.

 

 

 

Структура диаманты:

      1, 7 строчки – существительные антонимы;

      2 – два прилагательных к первому существительному;

      3 – три глагола к первому существительному;

      4 – два словосочетания с существительными;

      5 – три глагола ко второму существительному;

      6 – два прилагательных ко второму существительному.

Диаманта способствует формированию интереса к предмету, обогащению словарного запаса, развитию способностей к выделению существенного, анализу и синтезу.

t1606828798as.jpgВот так оценили свою работу по приёму «Мудрые совы» ученики 5 к класса:

 

 

 

 

 

 

t1606828798at.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Самооценка и обратная связь со сверстниками

Исследования подтверждают важную роль самооценки в обучении. Оценивание собственного мышления и мышления своих сверстников позволяет учащимся отрабатывать навыки, необходимые для независимого и самостоятельного обучения.

Самооценка помогает учащимся усвоить стандарты, согласно которым будут оцениваться их работа и учебная деятельность Во время работы над проектом учащиеся могут использовать такой способ оценивания, как критерии оценки, которые часто применяются для итоговых работ, чтобы определить, насколько их работа соответствует ожидаемым результатам. Когда учащиеся участвуют в разработке рубрик, они также должны задуматься о стандартах высокого качества в данной области. Они также учатся находить разногласия между своими рассуждениями и рассуждениями специалистов в данной области. Такая практика помогает им развить навыки, необходимые для самооценки собственных успехов. Предлагают следующие правила успешной самооценки:

Критерии оценивания любых учебных достижений должны быть понятны учащимся, чтобы у них сложилось четкое представление о целях своей работы и о том, что подразумевается под её успешным выполнением. Эти критерии могут быть абстрактными – чтобы добиться понимания, в моделирующих упражнениях должны использоваться конкретные примеры.

Учащихся нужно обучить навыкам и способам совместной работы и обратной связи, поскольку, во-первых, они действительно важны, и, во-вторых, взаимное оценивание поможет в достижении объективности, необходимой для эффективной самооценки.

Нужно мотивировать учащихся думать о целях работы и оценивать свои успехи на пути к их достижению.

Самооценивание может происходить в нескольких формах:

Письменные сообщения

Обсуждения (всем классом или в малых группах)

Журнал рефлексии

Контрольный лист самооценивания

Интервью, которое дает ученик учителю

Рубрики.

Самооценка может быть организована в конце урока в виде мини-обзора, анкеты, в конце недели в виде недельного отчета, который может заполняться в рефлексивные дневники.

Для организации текущего оценивания личностных метапредметных результатов может использоваться система внеурочных образовательных событий

Метод наблюдений удобен и для оценки степени сформированности навыков поисковой и проектной деятельности, навыков работы с информацией. Для реализации текущего оценивания рекомендуются следующие инструменты: критериальные описания, эталоны, памятки, линейки достижения

Критериальные описания – наборы критериев, которые указывают на черты или знаки, которые следует отметить в работе, а также устанавливают правила количественной оценки работы по заранее установленной шкале. Такие описания могут предлагаться как учителем, так и учащимися.

Эталоны – представляют собой образцы детских работ, с которыми сравниваются оцениваемые работы. Обычно используются в связи с критериальными описаниями или текущими задачами оценивания.

Памятки – содержат перечни информации, данных, элементов, характерных признаков и свойств, которые должны быть отражены в работе или в процессе ее выполнения.

Рубрики и бланки оценок дают ряд преимуществ для оценки:

Работа учеников улучшается, когда им ясно показывают, как их работа оценивается, и что ожидается.

Ученики начинают лучше судить о качестве своей собственной работы.

Ученики получают более информативный отзыв о своих сильных сторонах и сторонах, нуждающихся в улучшении.

Учащиеся узнают о критериях, которые используются для организации взаимной обратной связи.

Оценивание является более объективным и последовательным.

Общее время, затраченное на оценку ученических работ, сокращается.

Эффективность обучения изучается с использованием различных методов.

Прогресс измеряется и документально подтверждается.

В качестве руководства для планирования деятельности рубрики и бланки оценок дают ученикам четкие цели для подготовки. Вооруженные инструментами оценивания, ученики заранее знают, как выглядит качественная работа. Когда ученики привыкают регулярно использовать такие оценивания, они начинают испытывать большую ответственность за конечный продукт. Это снимает вопросы типа "Я еще не все сделал?".
Лист самооценки (заполняется в конце четверти, в конце изучения темы)

 

Вопросы для самооценки

да

нет

1.Регулярно выполнял (а) домашние задания

 

 

2.По необходимости консультировался (ась) с учителем

 

 

3.Улучшал (а) свои знания и исправлял (а) оценки

 

 

4.Регулярно вел (а)записи в тетради

 

 

5.Знаю, как работать со справочной литературой

 

 

6.Умею выделять главное в теме

 

 

7.Умею самостоятельно находить материал по заданной теме

 

 

8.Делал (а) устное сообщение

 

 

9.Участвовал (а) в беседах по изучаемому материалу

 

 

10.Я задавал вопросы, если мне встречалось непонятное слово.

 

 

11.Я могу рассказать о том, что я сегодня узнал на уроке.

 

 

 

Лист самооценки выполнения домашнего задания

 

да

нет

1. Я сделал домашнее задание.

 

 

2. Я сразу понял, что требуется сделать.

 

 

3. У меня не возникало трудностей при выполнении.

 

 

4. Я выполнил все задания.

 

 

5.Я проверил свою работу, исправил ошибки

 

 

6.Я работу выполнил старательно, аккуратно

 

 


Я умею:

быстро просматривать текст и находить нужную информацию в нем;

понять суть вопроса, если он сформулирован прямо;

понять суть вопроса, даже если в нем использованы слова, которые не употребляются в тексте;

находить необходимую информацию: конкретные сведения, факты;

определять, понятна ли мне формулировка задания;

доказать свое мнение, опираясь на аргументы из текста;

при ответе на вопрос использовать знания, полученные на других предметах;

при ответе на вопрос опираться на личный опыт;

понимать информацию, которая представлена не только словесно, но и на рисунке, в таблице и т.д.

Резюме

Технология формирующего оценивания позволяет соотнести оценочную деятельность педагога и ученика. Учитель и ученик в таком случае выступают как равнозначные субъекты оценочной деятельности, что делает оценивание формирующим.

Что это значит? ФО в первую очередь формирует рефлексивную составляющую личности, как ученика, так и учителя. Рефлексивность – качество личности ученика, позволяющее понимать границы своего незнания и определять средства для его восполнения, понимать себя как инициатора учения. Рефлексивность педагога позволяет ему осознавать собственные личностные и профессиональные ресурсы сопровождения и организации учебной деятельности детей и подростков.

ФО переводит оценку в школе из инструмента наказания – поощрения в инструмент САМОРАЗВИТИЯ.

Основные черты ФО:

Центрировано на ученике. Это оценивание фокусирует внимание учителя и ученика на отслеживании и улучшении учения. Оно дает учителю и ученику информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение.

Разносторонне результативно. Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия учащихся. Благодаря соучастию в оценивании ученики глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Кроме того, растет их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учебе.

В чем преимущества внутриклассного оценивания?

Для учителей:

обеспечивает компактную обратную связь на тех этапах учебного процесса, когда возможна его коррекция;

с меньшими временными затратами дает информацию о процессе учения, чем стандартные тесты, контрольные работы и др.;

помогает установить хороший контакт с детьми и повышает эффективность преподавания и обучения;

позволяет увидеть преподавание как формирующийся процесс, который развивается с помощью обратной связи.

Для учеников:

позволяет наблюдать процесс собственного учения;

снимает чувство анонимности, незамеченности преподавателем, особенно часто возникающее у детей;

подтверждает то, что преподаватель заботится о том, как происходит учение;

показывает, когда необходимо изменить приемы работы,

скорректировать свой учебный стиль. Оценивание может помочь школьникам «стать более эффективными, самооценивающими и самонаправляющими учащимися».

В чем перспектива внутриклассного оценивания?

Перспектива использования техник внутриклассного оценивания состоит в том, чтобы сделать их средством, позволяющим определить, как учитель и ученики продвигаются к реализации поставленных учебных целей. Такое оценивание поможет учителю ответить на следующие вопросы:

В какой степени мои ученики достигли поставленных целей?

Как распределить время урока для текущей темы?

Могу ли я вести эту тему более эффективным образом?

Какие части курса ученики считают наиболее существенными?

Как я могу изменить этот курс, когда буду вести его в следующий раз?

Какие отметки можно поставить ученикам?

Ученикам оценивание дает ответы на другие вопросы:

Знаю ли я, что преподаватель считает наиболее важным?

Освоил ли я материал курса?

Как я могу улучшить свой способ обучения?

Какую отметку я получаю за данный курс?

Все это делает внутриклассное оценивание инструментом развития учебного процесса.

Формирующее оценивание – это эффективная инновационная технология, которая позволяет, применив широкий ассортимент простых приёмов, получить от учеников оперативную обратную связь относительно того, как они учатся. И этот процесс должен быть обязательно положительным, потому что наша цель – воспитать успешную личность!

И пусть все ваши ученики, независимо от того, какие у них успехи – большие или малые – будут у вас любимыми!

 

 

 

 

 

VI. Список литературы.

1. Бородкина Н.В., Тихомирова О.В. Формирующее оценивание в школе. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016.

2. Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Приемы форирующего оценивания. Методический конструктор. – М.: Русское слово, 2016.

3. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2012.

4. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся. – СПб.: Учебная литература, 2012.

5. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – Рига, 2011.

6. Шамова Т.И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. – М.: Педагогическое общество России, 2012.

7. Кусакина Татьяна Владимировна. Формирующее оценивание как современный подход к оценке учебных достижений обучающихся. - Электрогорск, 2018.

8. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003.
9.Загашев  И.О.  Новые педагогические  технологии  в  школьной  библиотеке:  образовательная  технология  развития  критического  мышления  средствами  чтения  и  письма  //  Библиотека  в  школе.  –  2004.  –№17.
10. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя — М. : Просвещение, 2004.
11.Новые технологии в школьной библиотеке 

https://lib.1september/ru/2004/20/13.html
12. (Black, P. and Wiliam, D. 1998).

13. (Smith A., Lovatt M., Wise D. Accelerated Learning. – Network Educational Press Ltd, 2003).

 

 

Опубликовано в группе «Учительские династии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.