12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Токарева Елена Николаевна837
Место работы МАОУ "Школа № 7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Россия, Пермский край, Усолье
1

Функциональная грамотность на уроках русского языка с обучающимися с ОВЗ

Выступление по теме «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка у обучающихся с ОВЗ»


Происходящие в мире глобальные изменения запрашивают и владение глобальными компетенциями.

Мы не можем знать, какие профессии будут востребованы в ближайшем будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для постройки своего успешного пути развития. Но для того, чтобы их позиции в будущем мире были достаточно прочными, мы  можем и должны обучить их функциональной грамотности.

Давайте рассмотрим, что же включает в себя функциональная грамотность:

Математическую

Финансовую

Естественнонаучную

Глобальные компетенции

Читательскую 

Критическое мышление

Наталья Федоровна Виноградова доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ даёт следующую характеристику: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенок должен обладать:

- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …;

- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…;

- способностью строить социальные отношения…;

- совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»

Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от многих факторов: от дошкольного развития, влияния родителей,  учителей, школьной программы и самого человека. Причем, основные ценности подобной глобализации — человеческое достоинство и культурное разнообразие - остаются неизменно востребованными.

Среди существующих основных форм функциональной грамотности педагог на этапе обучения в коррекционной школе может повлиять на:

- общую грамотность, развивая навыки письма и устной речи, умения отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении лексико-грамматических конструкций, подбирая точные слова;

- бытовую грамотность, формируя умение выбирать продукты, товары и услуги в магазинах, пользуясь инструкциями, справочником;

- коммуникативную грамотность, тренируя умение работать в группе, располагая к себе других людей; не поддаваясь колебаниям своего настроения, приспосабливаясь к новым, непривычным требованиям и условиям окружающей действительности

- информационную грамотность, вырабатывая умение находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; пользоваться алфавитом, анализировать числовую информацию.

Отметим те дисфункции, которые мешают формированию грамотной устной и письменной речи, являющейся существенным компонентом функциональной грамотности обучающихся:

неустойчивое внимание,

недостаточная наблюдательность к языковым явлениям,

недостаточное развитие способности к переключению,

леворукость ,

недостаточное развитие мелкой моторики,

нечеткость в воспроизведении временной и пространственной последовательности,

снижение слуховой и зрительной памяти на линейный ряд, особенности зрительного восприятия, зрительного и слухового анализа и синтеза,

дефекты произношения

недостаточная способность к запоминанию (преимущественно лингвистического материала),

слабо развитое словесно-логическое мышление,

пониженная познавательная активность в области языковых явлений,

неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей учебной работы.

Практика показывает, что именно эти нарушения ведут к недостаточной сформированности основных психологических предпосылок к развитию полноценных навыков чтения и письма. Поэтому свою работу направляем на развитие всех компонентов речи ребёнка и других познавательных психических процессов, тесно связанных с речью и организуем упражнения на развитие разных видов памяти, внимания, крупной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия. 

Другими словами формирование функциональной грамотности на уроках русского языка заключается в формировании у ребёнка правильных речевых навыков и в выработке способности у учащегося эти речевые навыки применять в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на уроке и в общении с окружающими.

ФГОС предполагает овладение личностными и предметными результатами. Предметные результаты оцениваются по двум уровням: минимальному и достаточному. В связи с новыми требованиями нужно выделить ещё уровень функциональной грамотности.

Для реализации уровня формирования функциональной грамотности на уроках русского языка можно использовать:

Богатый дидактический наглядный и речевой материал, способствующий повышению мотивации обучающихся, поддержанию интереса к предмету;

- диалоги, речевые ситуации, приближенные к ситуациям общения ребёнка со сверстниками, родителями и учителями;

- вопросы и задания, требующие от обучающихся самостоятельного ответа. Например: «Доскажи недостающее слово», «Придумай рифму».

В учебнике 5 класса Н.Г.Галунчиковой, Э.В.Якубовской 2014 г. для развития функциональной грамотности можно использовать упражнения 26 (с.17), 56 и 57 (с.34,35), 69 (с.45), 96 (с.61), 123 (с.76), 127 (с.78), 133 (с.82), 139 (с.84), 142 (с.86). только задания к этим упражнениям нужно дополнить заданиями из Пирамиды Блума:

t1612455052aa.png ​​​​​​​

Глаголы справа помогут педагогам сформулировать задания, направленные на развитие нужных навыков у школьников. Более подробно с заданиями, построенными на основе Пирамиды Блума, вы можете ознакомиться здесь: http://www.lfond.spb.ru/programs/likhachev/100/lessons/book/ilushin1.pdf

t1612455052ab.gif

.
t1612455052ac.gif


Источник:
 https://rosuchebnik.ru/material/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokakh-russkogo-yazyka-article/




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.