12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Харьковская Наталья Ивановна160
Россия, Алтайский край, С.Нижняя Суетка Суетский район
5

«Герои никогда не умирают, герои в нашей памяти живут» (на примере рассказа М.Шолохова «Судьба человека»)

Практическая работа: разработка технологической карты урока


Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.



1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Харьковская Наталья Ивановна

Место работы

МКОУ «Ниж-Суетская СОШ имени Анатолия Карпенко»



2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

8

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

4 четверть раздел «Литература первой половины 20 века»

Тема урока

«Герои никогда не умирают, герои в нашей памяти живут» (на примере рассказа М.Шолохова «Судьба человека»)

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

урок-закрепление

урок-повторение

урок систематизации знаний и умений

урок развивающего контроля

комбинированный урок

другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Метапредметные

ученик научится соотносить содержание литературного произведения с определенной исторической эпохой, с различными художественными ценностями культуры: произведениями изобразительного искусства, музыкальными произведениями.

Предметные

воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые монологические высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): подвиг, образ, композиция, сюжет, память, хронология и т.д.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Мультимедийный проектор, доска.

ПК.

Презентации на флеш-носителях.

Учебник.

Художественные тексты.

Карточки для индивидуальной и групповой работы.

Тетрадь.

Словари

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

У поэта Станислав Прохоренко есть такие слова: «Герои никогда не умирают, герои в нашей памяти живут»  «Как Вы понимаете их?

(Учитель полностью читает стих)

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового



Учитель: Вы прочитали самостоятельно произведение. Как оно называется?

О чём это произведение. (Высказывания детей).

Учитель: Что такое «судьба»? Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

О ком и о чём пойдёт речь в произведении?

Учитель:  Речь пойдет о человеке, о его судьбе.


Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься



Учитель: Ещё раз прочитайте слова поэта Станислава Прохоренко, как вы их понимаете. О ком и о чём идёт речь? (Заслушиваются ответы учащихся)

Учитель: Слайд.Давайте обратимся к толкованию слов «герой, подвиг, судьба», предложенному в «Толковом словаре русского языка» Д.Н.Ушакова, С.И.Ожегова. Что общего в значениях этих слов? (Сравнить)

Вы очень близки к истине, потому что в рассказе, и в самом деле, речь пойдет о человеке, о который совершил подвиг, о его судьбе .

Учитель: Запишем тему урока в тетрадь. «Герои никогда не умирают, герои в нашей памяти живут» (на примере рассказа М.Шолохова «Судьба человека»)

Учитель: А какой будет цель нашего урока? Соотнесите тему урока и Ваши размышления о рассказе, его сюжете, содержании


БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Самостоятельная работа с текстом, 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали и т.д..

Составьте план рассказа, запишите тезисы


Учитель:  Просматривают текст. Составляют план рассказа.


Встреча с мужчиной и мальчиком.

Рассказ мужчины.

Семья.

Прощание.

Фронт и тыл.

Плен.

Побег из плена.

Известие о гибели семьи.

«Да знаешь ли ты, кто я…»

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Учитель: Обратите внимание, что в тексте представлены периоды жизни героя: до войны, война, после войны

Какие изменения произошли в жизни героя, в его судьбе? (составьте таблицу, заполните её примерами) Сделайте выводы.

В какие цвета вы бы окрасили каждый период его жизни? Сделайте вывод.


Таким образом, цветовая деталь помогает  понять    состояние  героя.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).


А теперь назовите основные элементы композиции. (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)

Элементы композиции соотнесите с содержанием и расположите их в правильном порядке   (работа в парах, группах)

п/п

Элементы композиции

События (смотри план)


Завязка



Развитие действия



Экспозиция



Кульминация



Развязка






! Проверка. Например (эпизод «В лагере»)

п/п

Элементы композиции

События

5

Развязка

Расстрел раненых, попытка побега

3

Развитие действия

помощь раненым

1

Экспозиция

Контузия

4

Кульминация

Убийство предателя

2

Завязка

Разрушенная церковь



Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

- Какие подвиги вам известны? Можно ли сказать, что А.Соколов совершил подвиг? (Аргументируйте свой ответ)



Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Прочитайте задание и выполните его, выбрав правильный вариант (за правильный ответ -1б)

1. Определите композицию произведения М.Шолохова «Судьба человека»

А. Быль

Б. Рассказ в рассказе

В. Повесть

Г. Драма

2. М. Шолохов повествует..

А. О судьбе Андрея Соколова

Б. О судьбе одного из многих русских солдат

В. О судьбе всего человечества в целом Г.

О судьбе Ванюши

3.Андрей Соколов, попав в плен..

 А. Смирился со своей судьбой

Б. Надеялся на скорое освобождение советскими войсками

В. Старался выполнить всю работу без нареканий

Г. Всегда думал о побеге

4.  Почему на допросе у Мюллера Соколов не притронулся к хлебу?

А. Не был голоден

Б. Хотел поделиться с пленными

В. Показал врагам достоинство и гордость солдата

Г. Лукавил и лицемерил

Максимальное количество баллов-4

1.1.3. Во фрагменте описывается расставание главных героев повести. В чём эта сцена отличается от сцены прощания Андрея Соколова с семьёй в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» (см. ниже)?

Прочитайте приведённые ниже фрагменты произведений и выполните задание 1.1.3.

 

Эраст хотел проститься и с Лизиною матерью, которая не могла от слёз удержаться, слыша, что ласковый, пригожий барин её должен ехать на войну. Он принудил её взять у него несколько денег, сказав: «Я не хочу, чтобы Лиза в моё отсутствие продавала работу свою, которая, по уговору, принадлежит мне». Старушка осыпала его благословениями. «Дай Господи,  — говорила она,  — чтобы ты к нам благополучно возвратился и чтобы я тебя ещё раз увидела в здешней жизни! Авось-либо моя Лиза к тому времени найдёт себе жениха по мыслям. Как бы я благодарила Бога, если б ты приехал к нашей свадьбе! Когда же у Лизы будут дети, знай, барин, что ты должен крестить их! Ах! Мне бы очень хотелось дожить до этого!» Лиза стояла подле матери и не смела взглянуть на неё. Читатель легко может вообразить себе, что она чувствовала в сию минуту.

Но что же чувствовала она тогда, когда Эраст, обняв её в последний раз, в последний раз прижав к своему сердцу, сказал: «Прости, Лиза!..» Какая трогательная картина! Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях свою бедную, томную, горестную подругу, которая, прощаясь с ним, прощалась с душою своею. Вся натура пребывала в молчании.

Лиза рыдала  — Эраст плакал  — оставил её  — она упала  — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся  — далее  — далее  — и, наконец, скрылся  — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти.

 

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

 

*************************

А тут вот она, война. На второй день повестка из военкомата, а на третий  — пожалуйте в эшелон. Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий и дочери  — Настенька и Олюшка. Все ребята держались молодцом. Ну, у дочерей  — не без того, посверкивали слезинки. Анатолий только плечами передёргивал, как от холода, ему к тому времени уже семнадцатый год шёл, Ирина моя... Такой я её за все семнадцать лет нашей совместной жизни ни разу не видал. Ночью у меня на плече и на груди рубаха от её слёз не просыхала, и утром такая же история... Пришли на вокзал, а я на неё от жалости глядеть не могу: губы от слёз распухли, волосы из-под платка выбились, и глаза мутные, несмысленные, как у тронутого умом человека. Командиры объявляют посадку, а она упала мне на грудь, руки на моей шее сцепила и вся дрожит, будто подрубленное дерево... И детишки её уговаривают, и я,  — ничего не помогает!

Другие женщины с мужьями, с сыновьями разговаривают, а моя прижалась ко мне, как лист к ветке, и только вся дрожит, а слова вымолвить не может. Я и говорю ей: «Возьми же себя в руки, милая моя Иринка! Скажи мне хоть слово на прощанье». Она и говорит, и за каждым словом всхлипывает: «Родненький мой... Андрюша... не увидимся мы с тобой... больше... на этом... свете...»

Тут у самого от жалости к ней сердце на части разрывается, а тут она с такими словами. Должна бы понимать, что мне тоже нелегко с ними расставаться, не к тёще на блины собрался. Зло меня тут взяло! Силой я разнял её руки и легонько толкнул в плечи. Толкнул вроде легонько, а сила-то у меня была дурачья; она попятилась, шага три ступнула назад и опять ко мне идёт мелкими шажками, руки протягивает, а я кричу ей: «Да разве же так прощаются? Что ты меня раньше времени заживо хоронишь?!» Ну, опять обнял её, вижу, что она не в себе...

 

М. А. Шолохов «Судьба человека»

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

1. Сопоставление произведений

Сопоставлены произведения в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена

2

Сопоставлены произведения в заданном направлении анализа, авторская позиция искажена

1

Не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа

0

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., фактические ошибки отсутствуют

4

Для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.; текст другого произведения – на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании,

И/ИЛИ

допущена одна фактическая ошибка

3

Для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.),

ИЛИ

для аргументации используется текст только одного произведения, он привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.,

И/ИЛИ

допущены две фактические ошибки

2

Для аргументации используется текст только одного произведения, он привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.),

И/ИЛИ

допущены три фактические ошибки

1

Для аргументации суждений не привлекается текст ни одного из сопоставляемых произведений,

И/ИЛИ

допущены четыре или более фактические ошибки

0

3. Логичность и соблюдение речевых норм

Отсутствуют логические, речевые ошибки

2

Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая). Суммарно не более двух ошибок

1

Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)

0

Максимальный балл

8



Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Вначале урока мы посмотрели презентацию. А теперь вернемся к вопросу урока: «Герои никогда не умирают, герои в нашей памяти живут». Можно ли сказать, что А.Соколов –герой, который совершил подвиг?»

Какими чертами должен обладать человек, который может рискнуть своей жизнью ради спасения других?

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Прочитав и проанализировав рассказ М.Шолохова «Судьба человека» мы увидели, как автор мастерски сумел сказать о многом:

Раскрыл одну из особенностей русского характера – способность к самопожертвованию; оставаться человеком в нечеловеческих условиях.

Быть добрым по отношению к другим

Аргументируйте свой ответ.

Ответьте на вопрос: Чему учат поступки героя в рассказе? (высказывания детей)


БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Творческое задание: продолжите одно из предложений:

Рассказ Шолохова заставил меня задуматься о (….

Во время чтения рассказа « Судьба человека» я испытывал(а)(…

Смысл рассказа « Судьба человека» заключается, по моему мнению, в..

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Учитель: Перед вами на столах лежит анкета « Как вы оцениваете свою работу на уроке» ( подчеркните нужное слово)


t1699196975aa.jpg

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию 1) перечитать эпизод 2) замысел автора, 3) роль этого эпизода в произведении.


Анализ эпизода встречи А. Соколова с Ванюшкой



10


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Ирина Владимировна Казарцева, 05.11.23 в 18:29 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, замечательная разработка к уроку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.