12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
власова Наталья Николаевна3570
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
Материал размещён в группе «Библиотека учителя»
1

Гуманистическая психология и критическое мышление

Гуманистический подход предполагает личную вовлеченность ученика в процесс учения, т.е. главное – формирование умения учится самостоятельно.

Ученик:

  • инициативен,
  • самостоятелен,
  • учится осмысленно,
  • его любознательность поощряется.

П.Е.Решетников: «реализация личностно ориентированного обучения предполагает осуществление такого педагогического руководства деятельностью учащихся, которое позволило бы им проявить личностные функции (искать во всем смысл, строить образ и модель своей жизни, проявлять творчество, давать критическую оценку фактам и т.д.)».

Задача учителя заключается в обеспечении возможностей для становления и развития важнейших личностных функций (по П.Е.Решетникову):

  • функция изобретательности (способность к выбору),
  • функция рефлексии (способность оценивать свои действия),
  • функция бытийности (поиск смысла жизни и творчества),
  • формирующая функция (формирование образа «я»),
  • функция ответственности (в соответствии с формулировкой «я отвечаю за всё»),
  • функция автономности личности.

Технология развития критического мышления – один из способов превратить учение в личностно ориентированное.

Учителю необходимо выработать систему новых установок (по К.Роджерсу):

  • открытость своим мыслям и переживаниям,
  • способность адекватно выражать свои мысли и переживания в общении с другими людьми,
  • принятие ученика как личности,
  • уверенность в творческом потенциале ученика,
  • педагогический оптимизм,
  • эмфатическое понимание (видение педагогом внутреннего мира ученика глазами ученика).

Педагог организует учебную деятельность как процесс решения проблем разного уровня. Важным становится самостоятельный поиск ученика, а это зависит от того, насколько ученик овладеет методологией решения изучаемых проблем. Традиционно школьников знакомили с «продуктами» мышления, но редко с процессом получения этих «продуктов». Процесс мышления – процесс, сокрытый от глаз. Работая в режиме технологии КМ, учитель перестаёт быть главным источником информации и превращает обучение (продвижение от незнания к знанию) в совместный и увлекательный поиск.

Критическое мышление – естественный способ взаимодействия с идеями и информацией, т.е. необходимы умения:

  • выбор информации,
  • овладение информацией,
  • критическая оценка информации (рассмотрение с разных точек зрения, вывод о её точности и ценности)
  • осмысление информации,
  • применение информации.

Современная жизнь устанавливает новые приоритеты:

  • не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным,
  • не объём информации, а умение получать и моделировать её,
  • не потребительство, а созидание и сотрудничество.
Опубликовано в группе «Библиотека учителя»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.