12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Демина Светлана Викторовна555
Стаж работы: 38 лет. В настоящее время преподаю русский язык и литературу в МКГиКе. Большое внимание уделяю внеклассной работе: провожу олимпиады, литературный кружок, организую встречи с писателями и поэтами, поездки на родину Шукшина, Бажова, Есенина.
Россия, Москва, Москва
5

"Художественный мир Б.Л.Пастернака".Конспект урока по литературе для студентов первого курса Московского колледжа геодезии и картографии.


Министерство образования и науки Российской федерации

МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ»





Методическая разработка.

«Художественный мир Б.Л. Пастернака».

Конспект урока по литературе.





Разработчик: Демина С.В.











Москва 2023, март.

















Тема: Художественный мир Б.Л. Пастернака.



Цель: проверить знания обучающихся по теме «Художественный мир

Б. Л. Пастернака.

Задачи:

- раскрыть особенности поэтического мира Пастернака;

- показать роль поэта в отечественной и мировой культурах;

- научить студентов выразительному чтению.

Оборудование:  портрет Б. Л. Пастернака, тексты стихотворений.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Урок – викторина.

Время -90 минут (одна пара).


Слово преподавателя.

-Здравствуйте, ребята.

Сегодня на уроке мы будем говорить о Борисе Леонидовиче Пастернаке, который в детстве мечтал стать композитором, а в юности хотел быть философом. Но судьба распорядилась иначе: Борис Леонидович Пастернак стал писателем, и именно литература принесла ему в 1958 году Нобелевскую премию.

Сейчас мы послушаем песню на стихотворение Б. Пастернака «Зимняя ночь».

Слово преподавателя.

-Пастернак внес незаменимый вклад в русскую поэзию советской эпохи и мировую поэзию ХХ века. Высокое мастерство и неповторимая тональность стихов выдвинули Пастернака на одно из первых мест в мощном поэтическом движении 1910 – 1920-х годов на стыке исторических эпох и обеспечили ему очевидную репутацию в поэзии последующих десятилетий.

 Наш урок посвящен изучению лирики Бориса Пастернака, поэта и писателя, переводчика, и пройдёт он в форме викторины.

В первом конкурсе вы должны ответить на вопросы по теме «Биография Бориса Леонидовича Пастернака».

Во втором – ответить на вопросы по теме «Творчество поэта».

Третий конкурс – чтение наизусть стихов Пастернака.

Четвёртый конкурс – анализ выученных наизусть стихов.

Пятый конкурс – литературоведческий.

Две команды примут участие в пяти конкурсах.

За каждый правильный ответ студент получаете 2 балла.

Чтение наизусть стихотворений оценивается по пятибалльной системе.

Члены жюри: Татьяна Григорьевна Куликова, преподаватель русского языка и литературы, Чебан Иван Феодорович, преподаватель ОБЖ, член Союза писателей России.

Первый конкурс.

Жизненный путь поэта. (Вопросы задаёт преподаватель).

Сначала отвечает первая команда, затем – вторая.

Вопросы:

-Когда и в какой семье родился Пастернак?

-Кем были родители поэта?

-Отец Пастернака иллюстрировал книги писателя, а также дружил с ним. О каком писателе идёт речь?

-Кто из композиторов приходил в дом к Пастернаку?

-Кто из художников посещал их?

-В какой университет и на какое отделение поступил Пастернак в 1908 году?

-Что изучал поэт в Марбургском университете?

-Как воспринял Б.Пастернак революцию 1917 года?

-Какое событие произошло в жизни Бориса Леонидовича в 1922 году?

-Двадцатые годы оказались очень плодотворными для творчества писателя.

Какие книги Пастернака вышли в эти годы?

- На создание какой книги вдохновило путешествие по Кавказу в 1931 году? -Почему 30-ые годы XX столетия оказались застойными для творчества Бориса Леонидовича?

- Поездка Пастернака на фронт в 1943 году способствовала написанию ряда очерков на военную тему. Назовите их.

- Какую роль в жизни поэта сыграли Зинаида Нейгауз Ольга Ивинская?

-Какая негативная реакция была со стороны советской писательской среды после публикации романа «Доктор Живаго»?

-Как Вы считаете, оправдана ли была эта реакция или нет?

Второй конкурс включает в себя вопросы по творчеству Пастернака.

-К какому литературному направлению принадлежало раннее творчество

Бориса Леонидовича?

-В какую литературную группу Пастернак вошел вместе с Н. Асеевым и С. Бобровым?

-Как называлась первая книга стихов Пастернака?

-В 1922 году вышла программная книга поэта «Сестра моя – жизнь».

Какому поэту посвятил Пастернак этот сборник лирических стихотворений?

-Что лежит в основе лирического сюжета в книге стихов «Сестра моя – жизнь»?

-Как вы считаете, какая самая важная тема в творчестве Пастернака?

-Что значит для Бориса Леонидовича поэзия?

-Какое стихотворение Пастернака по праву считают программным?

 -Традицию каких русских поэтов продолжает Пастернак, изображая природные явления очеловеченными? Свой ответ обоснуйте, указав авторов и названия стихотворений.

-Кто из поэтов в 1936 году написал о Пастернаке: «И вся земля была его наследьем, а он ее со всеми разделил?

- Какая книга Б. Пастернака была написана в годы Великой Отечественной войны?

  -Как называлась последняя книга стихов Б. Пастернака, вышедшая в 1959 году в Париже?

- Как называется стихотворение Б. Пастернака, в котором есть такие строки: «Я весь мир заставил плакать над красой земли моей»?

-Какой награды был удостоен Б.Л. Пастернак за лирическую поэзию и «выдающиеся достижения на традиционном поприще великой русской прозы»?

-От какой премии и почему отказался Б.Л. Пастернак?

- Назовите самые известные переводы Б. Пастернака.

-В какой стране впервые был опубликован роман «Доктор Живаго»?

- Когда роман «Доктор Живаго» был опубликован на родине поэта?

-Что, по-вашему, отличает поэзию Б. Пастернака от поэзии других современных ему поэтов?
Следующий конкурс: прочитать наизусть стихотворение и ответить

на вопросы преподавателя.

Участники первой команды учили наизусть стихотворения: «Во всем мне хочется дойти до самой сути», «Быть знаменитым некрасиво».

После того, как студент прочитал наизусть стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути» (1956), преподаватель задаёт вопросы, а студенты из первой команды отвечают на них.

Вопросы:

- Что такое творчество с точки зрения Пастернака?

-С чем сравнивает Пастернак поэзию?

-Прочитайте 1 - 3 строфы. Какой поэтический прием использует автор?

-С какой целью здесь используется градация?

- А как можно проникнуть в самую суть вещей, понять и поведать миру о своих открытиях?

- Что хотел выразить поэт метафорой «дрожь в жилах»?

-Какие картины возникают у вас перед глазами, когда вы читаете строки:

«В стихи б я внёс дыханье роз,

Дыханье мяты,

Луга, осоку, сенокос,

Грозы раскаты»?

- С чем еще сравнивает поэт стихи?

-Обратите внимание на оксюморон «живое чудо: могил». Для чего Пастернак использует здесь этот приём?

-Какие строчки стихотворения доказывают, что несмотря на трудности, муки, поэт испытывает радость, удовлетворение от творчества?

- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

-Как вы думаете, только ли к поэту можно отнести эти строки: «Во всем мне хочется дойти до самой сути, в работе, в поисках пути, в сердечной смуте»?

-Какое название вы дали бы этому стихотворению?

Чтение наизусть «Быть знаменитым некрасиво» (1956).

Вопросы студентам:

-Понравилось ли Вам это стихотворение?

-Назовите основную мысль этого стихотворения.

-Доказал ли автор своим творчеством утверждение, что «быть знаменитым некрасиво»?

- Как называются такие лаконичные изречения, содержащие в себе философскую или житейскую мудрость, поучительный вывод?

- Укажите термин, которым обозначается троп, основанный на переносе свойств одних предметов и явлений на другие: «любовь пространства», «будущего зов».

- Назовите стилистическую фигуру, связанную с повторением слова в начале стихотворных строк:

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги...

- Как называется приём, использованный поэтом в пятой строфе стихотворения:

«И прятать в ней свои шаги

Как прячется в тумане местность...»?

-Как называется стилистический приём, усиливающий звуковую выразительность стиха и связанный с использованием одинаковых согласных звуков: «Пройдут твой путь за пядью пядь»

-Как называется устойчивое выражение, использованное автором: «быть притчей на устах у всех»?

- Определите размер стихотворения.

-Какое лексическое средство использовал автор:

«Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца».

-Как называется приём противопоставления: «самоотдача, а не шумиха, не успех», «в судьбе, а не среди бумаг»?

Студенты из второй команды учили стихотворения: «Гамлет» (1946)

и «Снег идёт» (1957).

Чтение наизусть стихотворение «Гамлет».

Вопросы студентам:

-О чем вам говорит название стихотворения?

-Что вы можете сказать о шекспировском Гамлете?

-Какая идея трагедии Шекспира находит свое воплощение в стихотворении Пастернака?

- К кому может относиться обращение «Я люблю твой замысел упрямый?»

-Как Вы считаете, что сближает образ Гамлета в стихотворении с образом Христа?

-Какие слова помогают нам проникнуть в евангельский смысл стихотворения? 

- Как вы думаете, кого Пастернак называет «фарисеями»?

-Почему стихотворение заканчивается народной мудростью:

«Жизнь прожить – не поле перейти»?

-Какой философский смысл заложен в стихотворении?

-Какие средства художественной выразительности использовал поэт в

этом стихотворении?

Слово преподавателю.

- Русский литературовед А. Синявский писал о своеобразии лирического героя и природы в лирике Пастернака: «В его стихах природа превращается в главного лирического героя. Она, оживая, не отдаляется от человека, а, наблюдая за ним, как бы втягивает его в свой мир».

Чтение наизусть стихотворения «Снег идёт».

Ответить на вопросы:
- Как развивается поэтический образ снега
и какими художественными средствами он создан?
-Приведите строчки из стихотворения, в которых говорится, что у Пастернака природа одушевлена. Она живет своей собственной жизнью.
- Какое чувство испытывает всё вокруг во время снегопада?
- А от чего происходит смятение?
- Как же возникает у лирического героя стихотворения мысль «что жизнь не ждёт?»

- Какой художественный прием позволяют поэту выразить главную мысль стихотворения и подняться над обыденностью до её философского обобщения?
-
Каким размером написано стихотворение?
-Какие средства художественной выразительности использовал поэт в этом стихотворении?
- Пастернак в своём стихотворении создает картину снегопада и на звуковом уровне. Какие, по вашему мнению, звуки издаёт снегопад?
- Как вы думаете, почему в стихотворении короткие простые предложения соседствуют с огромными распространенными?

-Предложите свое название этому стихотворению.

Слово преподавателю.

- Ребята, пятый конкурс литературоведческий.

Посмотрите на доску: в левой части доски записаны термины для первой команды, а в правой – для второй команды.

Смысл данного конкурса заключается в следующем: к доске выходят по одному студенту - представителю от каждой команды, которые по очереди должны будут правильно дать объяснение терминам.

Термины для первой команды: лирика, символизм, аллитерация, антитеза, рефрен, четырёхстопный ямб, хорей, эпитет, олицетворение, инверсия, лексический повтор.

Термины для второй команды: импрессионизм, анафора, ассонанс, консонанс, амфибрахий, градация, анапест, метафора, оксюморон, контекстные антонимы, парцелляция.

Слово членам жюри- подведение итогов конкурсов. Награждение команды-победительницы и лучших студентов.

Слово преподавателю: «Дорогие ребята, я очень рада, что сегодня на уроке Вы показали отличные знания по теме урока, выразительно читали стихи Пастернака, а также вы научились работать в команде. На литературном кружке мы продолжим изучать творчество этого замечательного поэта. Благодарю всех за урок».



































7


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.